Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Программа. дополнительного  образования. РЕЧЕЦВЕТИК». Пояснительная записка.



 

 

Программа

дополнительного  образования

« РЕЧЕЦВЕТИК»

 

 

Пояснительная записка.

       Дошкольный период – важный период в становлении личности ребёнка. Без чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учиться строить отношения с окружающим миром. При нормальном развитии овладение звуковым строем языка у дошкольников заканчивается к четырём –пяти годам, но иногда в силу ряда причин этот процесс затягивается. Мы часто наблюдаем детей, речь которых детей мало понятна окружающим, отдельные звуки не произносятся, попускаются и заменяются другими. Очень часто речевые нарушения влекут за собой отставание в развитии ребёнка.

      Нарушение произносительной стороны речи требует специальной логопедической помощи. И, как известно, чем раньше начата коррекционная работа, тем она эффективнее. Для формирования правильного произношения необходимо выполнять специальные упражнения многочисленных мышц лица, языка, губ,артикуляционную гимнастику. Она представляет собой совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов ,принимающих участие в речи.

      Метод воспитания речи путём артикуляционной гимнастики признан великими теоретиками и практиками в логопедии М.Е. Хватцевым, М.В. Фомичёвой , Л.С. Волковой, Т.Б. Филичевой , Г.В.Чиркиной и другими.

   У ребёнка органы артикуляции развиты ещё слабо, поэтому следует помочь ему в в подготовке мышц, участвующих в речевом акте. Жевание , сосание, глотание способствует развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений.

     Её цель – совершенствование движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и подготовка речевого аппарата к речевой нагрузке.

 Правильное и систематическое проведение артикуляционной гимнастики в дошкольном возрасте способствует продуцированию детьми правильных звуков, а в последствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.

  Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков                    ( фонем) в коррекции нарушений произношения.

Кроме того, для формирования правильной речи очень важно создать оптимальные условия. К ним относятся:

1.Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.                                                                       Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы.. Поэтому тренировка движений пальцев и кистей рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений , подготовки кисти руки к письму, и  что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка.

2.Формирование правильного речевого дыхания.                                                          Важной составляющей речи является дыхание. Речевое дыхание отличается от жизненного тем, что это управляемый процесс. В речи вдох короткий, а выдох длинный. Поэтому количество выдыхаемого воздуха зависит от длины фразы. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи.

3. Развитие фонематического слуха.                                                                                              Основой для понимания  смысла сказанного является фонематический слух. При несформированности речевого звукоразличения ребёнок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал, что-то точно, а что-то очень приблизительно. Недостаточность развития фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса любого обучения вообще.

  Программа содержит описание организации и содержания дополнительной коррекционной работы с детьми старшего возраста с ОНР в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Так же в программе предусмотрены :

* Практические задания для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.(см. Приложение1)

*Выполнение пальчиковых  игр и упражнений в соответствии с тематическим планом ( см. приложение №2) 

Цель программы: Помочь детям овладеть правильным звукопроизношением.

Задачи:

1.Формировать произвольные, координированные движения органов артикуляции. Укреплять речевые мышцы.

2. Развивать движения кистей и пальцев рук.

3. Способствовать развитию правильного речевого дыхания.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

Средства реализации задач:

-Артикуляционные образы и артикуляционные упражнения в картинках со стихами.

-Логопедические попевки (аудио)

-Пальчиковые игры. (см. Приложение 2)

- Мячи, колечки Су – джок для массажа пальчиков.

- Дыхательные упражнения ( картотека)

- Стишки, скороговорки для улучшения дикции ( картотека, презентации)

- Игры на развитие фонематического слуха ( картотека, презентации)

- практические задания на развитие зрительного восприятия и ориентировки в пространстве.( см. приложение 1)

Ожидаемые результаты:

В конце цикла занятий дети смогут:

- Овладеть основными артикуляционными движениями по возрасту.

- Довести произношение звуков до нормы.

- Овладеть навыками правильного дыхания ( выдох длиннее, чем вдох)

- Будут получаться тонкие координированные пальчиковые движения.

- Развиты фонематические представления по возрасту.

 

Форма проведения занятий :

 Фронтальная.

Количество занятий: 2 раза в неделю, 8 занятий в месяц

Каждое занятие включает в себя:

- Артикуляционные упражнения

- Пальчиковые игры и упражнения

- Дыхательные и голосовые упражнения  

-Дидактические игры на развитие фонематического слуха.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.