Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Комплект контрольных измерительных материалов (КИМ) для диагно­стики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (ме­тапредметные результаты и функциональная грамотность), осваивающих образовательные программы в соответствии с Федеральным гос



 

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

(индивидуальный проект в 7-х классах)

ТИП проекта:

информационно-познавательный


Комплект контрольных измерительных материалов (КИМ) для диагно­стики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (ме­тапредметные результаты и функциональная грамотность), осваивающих образовательные программы в соответствии с Федеральным государ­ственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образо­вания (индивидуальный проект)

1. Общие сведения

Тип проекта Информационно-познавательный
Цель диагностики Оценивание уровня владения универсальными учебными действия­ми, функциональной грамотности и готовности обучающихся к освоению содержания образования в самостоятельной форме через создание проектного продукта
Назначение КИМ Проведение диагностики индивидуальных достижений обучающихся
Класс
Форма проведения Индивидуальный проект

 

2. Кодификатор метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы, уровень основного общего образо­вания *

Раздел Код Планируемые результаты
1. Познава тельные УУД 1.1. Умение опре­делять  понятия, создавать обобще­ния, устанавливать аналогии, класси­фицировать, само­стоятельно выби­рать основания и критерии      для классификации, устанавливать причинно­следственные свя­зи, строить логи­ческое рассужде­ние, умозаключе­ние (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы 1.1.1 подбирать слова, соподчиненные ключевому сло­ву, определяющие его признаки и свойства 1.1.2. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов 1.1.3 выделять общий признак или отличие двух, или нескольких предметов или явлений и объяснять их сход­ство или отличия 1.1.4 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления 1.1.5различать/выделять явление из общего ряда дру­гих явлений 1.1.6 выделять причинно-следственные связи наблюда­емых явлений или событий, выявлять причины возник­новения наблюдаемых явлений или событий 1.1.7 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим зако­номерностям 1.1.8 строить рассуждение на основе сравнения предме­тов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия 1.1.9 излагать полученную информацию, интерпрети­руя ее в контексте решаемой задачи 1.1.10 самостоятельно указывать на информацию, нуж­дающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации 1.1.11 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской

 

 

  деятельности 1.1.12 выявлять и называть причины события, явления, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ 1.1.13 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными дан­ными
1.2. Умение созда­вать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учеб­ных и познава­тельных задач 1.2.1обозначать символом и знаком предмет и/или яв­ление 1.2.2 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме 1.2.3создавать абстрактный или реальный образ пред­мета и/или явления 1.2.4 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения 1.2.5 создавать вербальные, вещественные и информа­ционные модели с выделением существенных характе­ристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией 1.2.6 переводить сложную по составу (многоаспект­ную) информацию из графического или формализован­ного (символьного) представления в текстовое и наобо­рот 1.2.7 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на ос­нове имеющегося знания об объекте, к которому приме­няется алгоритм 1.2.8 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного 1.2.9 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретиче­ского, эмпирического) с точки зрения решения проблем­ной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата
1.3. Смысловое чтение 1.3.1 находить в тексте требуемую информацию (в со­ответствии с целями своей деятельности) 1.3.2 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст 1.3.3 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов 1.3.4 резюмировать главную идею текста 1.3.5 преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художествен­ный и нехудожественный — учебный, научно­популярный, информационный) 1.3.6 критически оценивать содержание и форму текста
1.4. Формирование и развитие эколо­гического мышле- 1.4.1 определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания 1.4.2 анализировать влияние экологических факторов

 

 

ния, умение при­менять его в по­знавательной, коммуникативной, социальной прак­тике и профессио­нальной ориента­ции на среду обитания живых организмов 1.4.3 проводить причинный и вероятностный анализ различных экологических ситуаций 1.4.4. прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор 1.4.5 распространять экологические знания и участво­вать в практических мероприятиях по защите окружаю­щей среды
1.5. Развитие мо­тивации к овладе­нию культурой ак­тивного использо­вания            словарей, справочников, от­крытых источни­ков информации и электронных по­исковых систем 1.5.1 определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы 1.5.2 осуществлять взаимодействие с электронными по­исковыми системами, базами знаний, справочниками 1.5.3 формировать множественную выборку из различ­ных источников информации для объективизации ре­зультатов поиска 1.5.4 соотносить полученные результаты поиска с зада­чами и целями своей деятельности

 

Раздел Код Планируемые результаты

2. Регулят

ивные

УУД

2.1. Умение само­стоятельно опре­делять цели обу­чения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познава­тельной деятель­ности, развивать мотивы и интере­сы своей познава­тельной деятель­ности 2.1.1 анализировать существующие и планировать бу­дущие образовательные результаты 2.1.2 определять совместно с педагогом критерии оцен­ки планируемых образовательных результатов; 2.1.3 идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образова­тельных результатов; 2.1.4 выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — про­гнозировать конечный результат 2.1.5 ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных за­труднений и существующих возможностей 2.1.6 обосновывать выбранные подходы и средства, ис­пользуемые для достижения образовательных результа­тов.
2.2. Умение само­стоятельно пла­нировать пути до­стижения целей, в том числе альтер­нативные,  осо­ знанно выбирать наиболее эффек­тивные способы решения учебных и познавательных задач 2.2.1 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алго­ритм их выполнения 2.2.2 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эф­фективных способов решения учебных и познавательных задач 2.2.3 определять/находить, в том числе из предложен­ных вариантов, условия для выполнения учебной и по­знавательной задачи 2.2.4 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулиро­вать адекватные им задачи и предлагать действия, ука­зывая и обосновывая логическую последовательность шагов) 2.2.5 выбирать из предложенных вариантов и самостоя­тельно искать средства/ ресурсы для решения задачи/ до-

 

 

  стижения цели 2.2.6 составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм прове­дения исследования) 2.2.7 определять потенциальные затруднения при ре­шении учебной /познавательной задачи и находить сред­ства для их устранения 2.2.8 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач определённого класса 2.2.9 планировать и корректировать свою индивидуаль­ную образовательную траекторию
2.3. Умение соот­носить свои дей­ствия с планируе­мыми результата­ми, осуществлять контроль своей деятельности в процессе дости­жения результата, определять спо­собы действий в рамках предло­женных условий и требований, кор­ректировать свои действия в соот­ветствии с изме­няющейся ситуа­цией 2.3.1 различать результаты и способы действий при до­стижении результатов 2.3.2 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности 2.3.3 систематизировать (в том числе выбирать приори­тетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности 2.3.4 отбирать инструменты для оценивания своей дея­тельности, осуществлять самоконтроль своей деятельно­сти в рамках предложенных условий и требований 2.3.5 оценивать свою деятельность, анализируя причи­ны достижения или отсутствия планируемого результата 2.3.6 находить необходимые и достаточные средства для выполнения своих действий в изменяющейся ситуа­ции и/ или при отсутствии планируемого результата 2.3.7 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений си­туации для получения запланированных характери- стик/показателей результата 2.3.8 устанавливать связь между полученными характе­ристиками результата и характеристиками процесса дея­тельности и при завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улуч­шенных характеристик результата 2.3.9 соотносить свои действия с целью обучения
2.4. Умение оце­нивать правиль­ность выполнения учебной задачи, собственные воз­можности её ре­шения 2.4.1 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи 2.4.2 анализировать и обосновывать применение соот­ветствующего инструментария для выполнения учебной задачи 2.4.3 свободно пользоваться выработанными критерия­ми оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств 2.4.4 оценивать продукт своей деятельности по задан­ным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности 2.4.5 обосновывать достижимость цели выбранным способам на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов

 

 

  2.4.6 фиксировать и анализировать динамику своих собственных образовательных результатов
2.5. Владение ос­новами само­контроля, само­оценки, принятия решений и осу­ществления осо­знанного выбора в учебной и позна­вательной дея­тельности 2.5.1 анализировать свою собственную учебную и по­знавательную деятельность и деятельность других обу­чающихся в процессе взаимопроверки 2.5.2 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы вы­хода из критической ситуации 2.5.3 принимать решение в учебной ситуации и оцени­вать возможные последствия принятого решения 2.5.4 определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получе­нию имеющегося продукта учебной деятельности 2.5.5 демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.

 

Раздел Код Планируемые результаты

3. Коммун икативные

УУД

3.1. Умение орга­низовывать учеб­ное сотрудниче­ство с педагогом и совместную де­ятельность с педа­гогом и сверстни­ками;     работать индивидуально и в группе: нахо­дить общее реше­ние и разрешать конфликты на ос­нове согласования позиций и учета интересов; фор­мулировать, ар­гументировать и отстаивать свое мнение 3.1.1 определять возможные роли в совместной дея­тельности 3.1.2 играть определенную роль в совместной деятель­ности 3.1.3 принимать позицию собеседника, понимая пози­цию другого, различать в его речи мнение (точку зре­ния), доказательства (аргументы) 3.1.4 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктив­ной коммуникации 3.1.5 строить позитивные отношения в процессе учеб­ной и познавательной деятельности 3.1.6 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргу­менты, перефразировать свою мысль 3.1.7 критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его 3.1.8 предлагать альтернативное решение в конфликт­ной ситуации 3.1.9 выделять общую точку зрения в дискуссии 3.1.10 договариваться о правилах и вопросах для об­суждения в соответствии с поставленной задачей 3.1.11 организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, до­говариваться друг с другом и т. д.) 3.1.12 устранять в рамках диалога разрывы в коммуни­кации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога
3.2. Умение осо­знанно использо­вать             речевые 3.2.1 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства 3.2.2 представлять в устной или письменной форме раз-

 

 

средства в соот­ветствии с зада­чей коммуника­ции для выраже­ния своих чувств, мыслей и потреб­ностей для плани­рования и регуля­ции своей дея­тельности; владе­ние устной и письменной ре­чью, монологиче­ской контекстной речью вернутый план собственной деятельности 3.2.3 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникатив­ной задачей 3.2.4 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога 3.2.5 принимать решение в ходе диалога и согласовы­вать его с собеседником 3.2.6 создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств 3.2.7 использовать средства логической связи для вы­деления смысловых блоков своего выступления 3.2.8 использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей 3.2.9 оценивать эффективность коммуникации после ее завершения
3.3. Формировани е и развитие ком­петентности в об­ласти использова­ния информаци­онно- коммуника­ционных техноло­гий (далее - ИКТ) 3.3.1 целенаправленно искать и использовать информа­ционные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ 3.3.2 использовать для передачи своих мыслей есте­ственные и формальные языки в соответствии с услови­ями коммуникации 3.3.3 оперировать данными при решении задачи 3.3.4 выбирать адекватные задаче инструменты и ис­пользовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания пре­зентаций и др. 3.3.5 использовать информацию с учетом этических и правовых норм 3.3.6создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности

 

* кодификатор представлен в соответствии с примерной основной образова­тельной программой основного общего образования, одобрена решением феде­рального учебно-методического объединения по общему образованию (прото­кол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

3. Спецификация информационно-познавательного индивидуального проекта

Содержание индивидуального проекта для диагностики уровня планиру­емых метапредметных результатов и функциональной грамотности обучаю­щихся 7-х классов определяется в соответствии с требованиями ФГОС основ­ного общего образования, включающими оценку проектной деятельности обу­чающихся (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).

Индивидуальный проект выступает как форма диагностики уровня сфор- мированности комплекса следующих универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся 7 класса:

- регулятивных УУД, направленных на формирование действий целепо­лагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планиро­вать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств дости­жения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- коммуникативных УУД, направленных на умение корректно и аргу­ментированно отстаивать собственную точки зрения, выдвигать контраргумен­ты, перефразировать свою мысль, а также соблюдение норм публичной речи в монологе и дискуссии;

- познавательных УУД, направленных на умение строить доказательства, делать вывод на основе анализа точек зрения, подтверждая его собственной ар­гументацией, излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.

Перечень УУД, проверяемых в рамках диагностики, определен в соответ­ствии со всеми типами проектов, в том числе, в информационно­познавательном проекте.

Проверяемые УУД, представленные в листах оценивания, размещены в

пункте 3.3 «Перечень проверяемых УУД (по этапам проекта)».

Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жиз­ненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и соци­альных отношений.

В качестве основных составляющих функциональной грамотно­сти выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, есте­ственнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетен­ции и креативное мышление.

Направления функциональной грамотности:

- математическая грамотность - это способность человека мыслить мате­матически, формулировать, применять и интерпретировать математику для ре­шения задач в разнообразных практических контекстах;

- читательская грамотность - способность человека понимать, использо­вать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, что­бы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;

- естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями;

- финансовая грамотность -это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостоя­ния и повышению качества жизни;

- глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание зна­ний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, кото­рые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений);

- креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процес­се выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектное проявле­ние воображения.

Показателями оценки функциональной грамотности будут проявленные обучающимся (автором проекта) предметное содержание и метапредметные действия.

Индивидуальный проект - самостоятельная работа, осуществляемая обу­чающимися 7-х классов в определенный диагностикой период.

В соответствии с целями подготовки проекта, требованиями к его выпол­нению обучающимся совместно с наставником разрабатывается план (про­грамма) подготовки и выполнения проекта, включающая следующие этапы:

- организационный,

- выполнение проекта,

- защита проекта,

- оценивание проекта.

Структура КИМ представлена совокупностью компонентов, обеспечива­ющих организационно-технологическое сопровождение реализации целей вы­полнения индивидуального проекта:

1) нормативные документы;

2) методические материалы;

3) перечень проверяемых УУД (по этапам проекта);

4) критерии оценивания проверяемых УУД (метапредметные результаты и функциональная грамотность);

5) обобщенный план работы над индивидуальным проектом (по этапам проекта);

6) оценочные листы (наставника; экспертной комиссии; обучающегося)

7) уровневая шкала оценивания индивидуальных достижений обучаю­щихся 7-х классов.

3.1. Нормативные документы

1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг органи­зациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и об­разования"

3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от 12.03.2020) "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования")

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 24.03.2021) "Об утверждении санитарно­эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации ра­боты образовательных организаций и других объектов социальной инфраструк­туры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1/2.4.3598-20. Санитарно­эпидемиологические правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образо­вательного стандарта основного общего образования»

6. Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО (ред. от 01.02.2021) "Об образовании в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013).

7. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О Государственной программе Челябинской области «Развитие обра­зования в Челябинской области» на 2018-2025 годы».

8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958 «Об утверждении Концепции (обновленной) регио­нальной системы оценки качества образования (Челябинская область)».

9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 августа 2021 г. № 01/2235 «О проведении регионального мониторинга качества подготовки обучающихся образовательных организаций Челябинской области в 2021/2022 учебном году.

10. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17 июня 2021 №01/1653 «Об утверждении мониторинга обеспечения объектив­ности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области».

11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 02 июля 2021 №01/1795 «О вводе в эксплуатацию информационного ресурса «Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образова­ния и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области»».

3.2. Методические материалы

Примерная основная образовательная программа основного общего обра­зования (Одобрена решением федерального учебно-методического объедине­ния по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объеди­нения по общему образованию.

Индивидуальные проекты обучающихся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования: методиче­ское пособие для учителей общеобразовательных организаций. /Н.Н. Титарен­ко, О.А Черепанова - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2017. - 45 с.

Индивидуальные информационно-познавательные проекты обучающих­ся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования. Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций / Н. Н. Титаренко, Л. И. Алферова. - Челябинск: НП Инновацион­ный центр «РОСТ», 2017. - 48 с.

Как разработать, написать, защитить индивидуальный проект без ошибок. Учебное пособие для обучающихся, наставников и членов экспертной комис­сии общеобразовательных организаций /Н. Н. Титаренко, Ю. Н. Дудко — Челя­бинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2018. - 80 с.

Как разработать, написать, защитить индивидуальный проект без ошибок. Методическое пособие для наставников и членов экспертной комиссии обще­образовательных организаций / Н. Н. Титаренко, Ю. Н. Дудко - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2018. - 48 с.

3.3. Перечень проверяемых УУД (по этапам проекта)

№ п/п Этапы работы над проектом Код УУД Универсальное учебное действие
1.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.