Комплект контрольных измерительных материалов (КИМ) для диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (метапредметные результаты и функциональная грамотность), осваивающих образовательные программы в соответствии с Федеральным гос
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНЫХ ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ
(индивидуальный проект в 7-х классах)
ТИП проекта:
информационно-познавательный
Комплект контрольных измерительных материалов (КИМ) для диагностики уровня индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов (метапредметные результаты и функциональная грамотность), осваивающих образовательные программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) основного общего образования (индивидуальный проект)
1. Общие сведения
Тип проекта
| Информационно-познавательный
| Цель диагностики
| Оценивание уровня владения универсальными учебными действиями, функциональной грамотности и готовности обучающихся к освоению содержания образования в самостоятельной форме через создание проектного продукта
| Назначение КИМ
| Проведение диагностики индивидуальных достижений обучающихся
| Класс
|
| Форма проведения
| Индивидуальный проект
|
2. Кодификатор метапредметных планируемых результатов освоения основной образовательной программы, уровень основного общего образования *
Раздел
| Код
| Планируемые результаты
| 1. Познава тельные
УУД
| 1.1. Умение определять понятия,
создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы
| 1.1.1 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства
1.1.2. выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов
1.1.3 выделять общий признак или отличие двух, или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство или отличия
1.1.4 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления
1.1.5различать/выделять явление из общего ряда других явлений
1.1.6 выделять причинно-следственные связи наблюдаемых явлений или событий, выявлять причины возникновения наблюдаемых явлений или событий
1.1.7 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям
1.1.8 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом их общие признаки и различия
1.1.9 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи
1.1.10 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации
1.1.11 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской
|
|
| деятельности
1.1.12 выявлять и называть причины события, явления,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный
анализ
1.1.13 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными
| 1.2. Умение создавать, применять и преобразовывать
знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач
| 1.2.1обозначать символом и знаком предмет и/или явление
1.2.2 определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме
1.2.3создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления
1.2.4 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения
1.2.5 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией
1.2.6 переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот
1.2.7 строить схему, алгоритм действия, исправлять
или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм
1.2.8 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного
1.2.9 анализировать/рефлексировать опыт разработки и
реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) с точки зрения решения проблемной ситуации, достижения поставленной цели и/или на основе заданных критериев оценки продукта/результата
| 1.3. Смысловое чтение
| 1.3.1 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности)
1.3.2 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст
1.3.3 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов
1.3.4 резюмировать главную идею текста
1.3.5 преобразовывать текст, меняя его модальность (выражение отношения к содержанию текста, целевую установку речи), интерпретировать текст (художественный и нехудожественный — учебный, научнопопулярный, информационный)
1.3.6 критически оценивать содержание и форму текста
| 1.4. Формирование
и развитие экологического мышле-
| 1.4.1 определять свое отношение к окружающей среде, к собственной среде обитания
1.4.2 анализировать влияние экологических факторов
|
| ния, умение применять его в познавательной,
коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
| на среду обитания живых организмов
1.4.3 проводить причинный и вероятностный анализ
различных экологических ситуаций
1.4.4. прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на другой фактор
1.4.5 распространять экологические знания и участвовать в практических мероприятиях по защите окружающей среды
| 1.5. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей,
справочников, открытых источников информации и
электронных поисковых систем
| 1.5.1 определять необходимые ключевые поисковые слова и формировать корректные поисковые запросы
1.5.2 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, базами знаний, справочниками
1.5.3 формировать множественную выборку из различных источников информации для объективизации результатов поиска
1.5.4 соотносить полученные результаты поиска с задачами и целями своей деятельности
|
Раздел
| Код
| Планируемые результаты
| 2. Регулят
ивные
УУД
| 2.1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности
| 2.1.1 анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты
2.1.2 определять совместно с педагогом критерии оценки планируемых образовательных результатов;
2.1.3 идентифицировать препятствия, возникающие при достижении собственных запланированных образовательных результатов;
2.1.4 выдвигать версии преодоления препятствий, формулировать гипотезы, в отдельных случаях — прогнозировать конечный результат
2.1.5 ставить цель и формулировать задачи собственной образовательной деятельности с учетом выявленных затруднений и существующих возможностей
2.1.6 обосновывать выбранные подходы и средства, используемые для достижения образовательных результатов.
| 2.2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осо
знанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач
| 2.2.1 определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения
2.2.2 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
2.2.3 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи
2.2.4 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (определять целевые ориентиры, формулировать адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов)
2.2.5 выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ ресурсы для решения задачи/ до-
|
|
| стижения цели
2.2.6 составлять план решения проблемы (описывать жизненный цикл выполнения проекта, алгоритм проведения исследования)
2.2.7 определять потенциальные затруднения при решении учебной /познавательной задачи и находить средства для их устранения
2.2.8 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде алгоритма решения практических задач определённого класса
2.2.9 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию
| 2.3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией
| 2.3.1 различать результаты и способы действий при достижении результатов
2.3.2 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности
2.3.3 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности
2.3.4 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований
2.3.5 оценивать свою деятельность, анализируя причины достижения или отсутствия планируемого результата
2.3.6 находить необходимые и достаточные средства для выполнения своих действий в изменяющейся ситуации и/ или при отсутствии планируемого результата
2.3.7 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характери- стик/показателей результата
2.3.8 устанавливать связь между полученными характеристиками результата и характеристиками процесса деятельности и при завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик результата
2.3.9 соотносить свои действия с целью обучения
| 2.4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения
| 2.4.1 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи
2.4.2 анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи
2.4.3 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств
2.4.4 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности
2.4.5 обосновывать достижимость цели выбранным способам на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов
|
|
| 2.4.6 фиксировать и анализировать динамику своих
собственных образовательных результатов
| 2.5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности
| 2.5.1 анализировать свою собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки
2.5.2 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы о причинах ее успешности/эффективности или неуспешности/неэффективности, находить способы выхода из критической ситуации
2.5.3 принимать решение в учебной ситуации и оценивать возможные последствия принятого решения
2.5.4 определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности
2.5.5 демонстрировать приемы регуляции собственных психофизиологических/эмоциональных состояний.
|
Раздел
| Код
| Планируемые результаты
| 3. Коммун икативные
УУД
| 3.1. Умение организовывать учебное сотрудничество с педагогом и совместную деятельность с педагогом и сверстниками; работать
индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое
мнение
| 3.1.1 определять возможные роли в совместной деятельности
3.1.2 играть определенную роль в совместной деятельности
3.1.3 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи мнение (точку зрения), доказательства (аргументы)
3.1.4 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации
3.1.5 строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности
3.1.6 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль
3.1.7 критически относиться к собственному мнению, уметь признавать ошибочность своего мнения (если оно ошибочно) и корректировать его
3.1.8 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации
3.1.9 выделять общую точку зрения в дискуссии
3.1.10 договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной задачей
3.1.11 организовывать эффективное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.)
3.1.12 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога
| 3.2. Умение осознанно использовать речевые
| 3.2.1 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать и использовать речевые средства
3.2.2 представлять в устной или письменной форме раз-
|
| средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью
| вернутый план собственной деятельности
3.2.3 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей
3.2.4 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога
3.2.5 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником
3.2.6 создавать письменные тексты различных типов с использованием необходимых речевых средств
3.2.7 использовать средства логической связи для выделения смысловых блоков своего выступления
3.2.8 использовать вербальные и невербальные средства в соответствии с коммуникативной задачей
3.2.9 оценивать эффективность коммуникации после ее завершения
| 3.3. Формировани е и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий (далее - ИКТ)
| 3.3.1 целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и
практических задач с помощью средств ИКТ
3.3.2 использовать для передачи своих мыслей естественные и формальные языки в соответствии с условиями коммуникации
3.3.3 оперировать данными при решении задачи
3.3.4 выбирать адекватные задаче инструменты и использовать компьютерные технологии для решения учебных задач, в том числе для: вычисления, написания писем, сочинений, докладов, рефератов, создания презентаций и др.
3.3.5 использовать информацию с учетом этических и
правовых норм
3.3.6создавать цифровые ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности
|
* кодификатор представлен в соответствии с примерной основной образовательной программой основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
3. Спецификация информационно-познавательного индивидуального проекта
Содержание индивидуального проекта для диагностики уровня планируемых метапредметных результатов и функциональной грамотности обучающихся 7-х классов определяется в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, включающими оценку проектной деятельности обучающихся (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897).
Индивидуальный проект выступает как форма диагностики уровня сфор- мированности комплекса следующих универсальных учебных действий (УУД) у обучающихся 7 класса:
- регулятивных УУД, направленных на формирование действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, осуществлять выбор эффективных путей и средств достижения целей, контролировать и оценивать свои действия, как по результату, так и по способу действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
- коммуникативных УУД, направленных на умение корректно и аргументированно отстаивать собственную точки зрения, выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль, а также соблюдение норм публичной речи в монологе и дискуссии;
- познавательных УУД, направленных на умение строить доказательства, делать вывод на основе анализа точек зрения, подтверждая его собственной аргументацией, излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи.
Перечень УУД, проверяемых в рамках диагностики, определен в соответствии со всеми типами проектов, в том числе, в информационнопознавательном проекте.
Проверяемые УУД, представленные в листах оценивания, размещены в
пункте 3.3 «Перечень проверяемых УУД (по этапам проекта)».
Функциональная грамотность - это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая грамотность, читательская грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
Направления функциональной грамотности:
- математическая грамотность - это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах;
- читательская грамотность - способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
- естественнонаучная грамотность - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями;
- финансовая грамотность -это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни;
- глобальные компетенции - это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем (т.е. в ситуациях, требующих от человека понимания проблем, которые не имеют национальных границ и оказывают влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений);
- креативное мышление - способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектное проявление воображения.
Показателями оценки функциональной грамотности будут проявленные обучающимся (автором проекта) предметное содержание и метапредметные действия.
Индивидуальный проект - самостоятельная работа, осуществляемая обучающимися 7-х классов в определенный диагностикой период.
В соответствии с целями подготовки проекта, требованиями к его выполнению обучающимся совместно с наставником разрабатывается план (программа) подготовки и выполнения проекта, включающая следующие этапы:
- организационный,
- выполнение проекта,
- защита проекта,
- оценивание проекта.
Структура КИМ представлена совокупностью компонентов, обеспечивающих организационно-технологическое сопровождение реализации целей выполнения индивидуального проекта:
1) нормативные документы;
2) методические материалы;
3) перечень проверяемых УУД (по этапам проекта);
4) критерии оценивания проверяемых УУД (метапредметные результаты и функциональная грамотность);
5) обобщенный план работы над индивидуальным проектом (по этапам проекта);
6) оценочные листы (наставника; экспертной комиссии; обучающегося)
7) уровневая шкала оценивания индивидуальных достижений обучающихся 7-х классов.
3.1. Нормативные документы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 21.07.2014 N 256-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования"
3. Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 662 (ред. от 12.03.2020) "Об осуществлении мониторинга системы образования" (вместе с "Правилами осуществления мониторинга системы образования")
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.06.2020 N 16 (ред. от 24.03.2021) "Об утверждении санитарноэпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (вместе с "СП 3.1/2.4.3598-20. Санитарноэпидемиологические правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.07.2020 N 58824)
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
6. Закон Челябинской области от 29.08.2013 N 515-ЗО (ред. от 01.02.2021) "Об образовании в Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 30.08.2013).
7. Постановление Правительства Челябинской области от 28.12.2017 г. № 732-П «О Государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2018-2025 годы».
8. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 21.09.2020 г. № 01/1958 «Об утверждении Концепции (обновленной) региональной системы оценки качества образования (Челябинская область)».
9. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 24 августа 2021 г. № 01/2235 «О проведении регионального мониторинга качества подготовки обучающихся образовательных организаций Челябинской области в 2021/2022 учебном году.
10. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 17 июня 2021 №01/1653 «Об утверждении мониторинга обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области».
11. Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 02 июля 2021 №01/1795 «О вводе в эксплуатацию информационного ресурса «Мониторинг обеспечения объективности процедур оценки качества образования и олимпиад в образовательных организациях Челябинской области»».
3.2. Методические материалы
Примерная основная образовательная программа основного общего образования (Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 г. федерального учебно-методического объединения по общему образованию.
Индивидуальные проекты обучающихся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций. /Н.Н. Титаренко, О.А Черепанова - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2017. - 45 с.
Индивидуальные информационно-познавательные проекты обучающихся: достижение метапредметных планируемых результатов на уровне основного общего образования. Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций / Н. Н. Титаренко, Л. И. Алферова. - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2017. - 48 с.
Как разработать, написать, защитить индивидуальный проект без ошибок. Учебное пособие для обучающихся, наставников и членов экспертной комиссии общеобразовательных организаций /Н. Н. Титаренко, Ю. Н. Дудко — Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2018. - 80 с.
Как разработать, написать, защитить индивидуальный проект без ошибок. Методическое пособие для наставников и членов экспертной комиссии общеобразовательных организаций / Н. Н. Титаренко, Ю. Н. Дудко - Челябинск: НП Инновационный центр «РОСТ», 2018. - 48 с.
3.3. Перечень проверяемых УУД (по этапам проекта)
№
п/п
| Этапы работы над проектом
| Код
УУД
| Универсальное учебное действие
| 1.
| | |