Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Открытое образование 9 страница



Существует несколько методик оценки качества образования.

Государственное регулирование процесса реформирования образовательной системы осуществляется на основе процедур лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных заведений.

Лицензирование определяет право вуза осуществлять образовательную деятельность.

Аттестация оценивает качество подготовки специалистов в образовательном учреждении.

Аккредитация устанавливает статус вуза по типу и виду, а также дает право выдавать документы об образовании государственного образца.

Методика расчета рейтинга вузов России, принятая Министерством образования РФ, учитывает элементы трех подходов:

1. Оценка достигнутых показателей по результатам работы.

2. Оценка показателей, характеризующих фактическое состояние организации.

3. Оценка показателей, характеризующих потенциальные возможности организации.

Расчет рейтинга вузов по методике Госкомвуза РФ базируется на 44 показателях, отражающих практическую деятельность вуза, и достаточно полно показывает потенциал вуза и результаты его деятельности. Однако в методике отсутствует такая составляющая качества образования, как качество подготовки выпускников, которое определяется по результатам итоговой аттестации студентов и опросам работодателей. Таким образом, она более ориентирована на оценку качества обучения и потенциала вуза.

Значительный опыт оценки качества образования накоплен в США. Наибольшего внимания заслуживает методика Американской ассоциации университетских школ бизнеса (AACSB). Государственная аккредитация в США отсутствует.

Первые места в этом рейтинге университетов Великобритании занимают университеты Кембриджа, Оксфорда.

Собственная методика вычисления рейтинга вузов существует и в Германии.

Основной принцип достижения успеха в любой деятельности - ориентация на потребителя. Каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных «групп субъектов» - заинтересованных лиц:

1) Потребители продукции и/или услуг данной организации (для вуза - это студенты, организации и государство).

2) Поставщики «сырья» (школы, колледжи и тому подобное).

3) Персонал (как профессорско-преподавательский и научный, так и обслуживающий).

4) Вышестоящие организации (в нашем случае - Министерство образования России).

5) Социальная инфраструктура (район, город, республика, страна).

Именно в выявлении и изучении реальных потребностей каждой из перечисленных групп с целью достижения и поддержания равновесия состоит одно из ключевых предназначений системы качества.

Стратегия реформирования системы образования. Проводимая в России экономическая реформа предполагает существенные изменения социально-экономических условий функционирования высших учебных заведений. Ведь эффективность экономического развития страны очень сильно зависит от состояния кадрового потенциала, профессиональной, технической, экономической и научной подготовки специалистов.

Обычно рассматривают три главных сценария развития, и для каждого разрабатывается собственная стратегия.

Пессимистичный, ухудшение состояния социальной, экономической и политической сфер жизни общества, что приведет к снижению качества жизни населения и уровня образования в обществе.

Реалистичный, стабилизация состояния социальной, экономической и политической системы общества, улучшение качества жизни населения, восстановление приоритетов образования в обществе.

Оптимистичный, значительное улучшение социально-экономического положения страны, рост качества жизни населения и уровня образования в обществе.

Существующая система управления образованием в России содержит в себе черты административной системы бывшего СССР и рыночной экономики переходного периода. В 90-х гг. система претерпела ряд реформ, вызванных крупными изменениями в системе образования на федеральном уровне. Среди наиболее крупных реформ отметим: создание единого Министерства образования РФ, переход на многоуровневую систему высшего профессионального образования, бурное развитие негосударственного высшего и среднего профессионального образования.

Несмотря на эти преобразования, система управления образованием в России характеризуется громоздкостью, многозвенностью, бюрократичностью и нередко несоблюдением норм управляемости.

Открытое образование

Реформы в образовании, такие как отказ от государственной монополии в области образования, переход на платное обучение, изменение уклада общественной жизни привели к расширению ассортимента образовательных услуг, предлагаемых государственными вузами, и созданию множества негосударственных образовательных учреждений в различных областях и уровнях образования. Теперь традиционные формы получения образования и модели обучения не могут полностью удовлетворить потребностей в образовательных услугах, обычно сконцентрированных в больших городах. В этих условиях в России, как и во всем мире развивается система открытого образования.

Система открытого образования определяется как «обеспечивающая общенациональный доступ к образовательным ресурсам путем широкого использования информационных образовательных технологий дистанционного обучения и на этой основе предоставляющая условия для наиболее полной реализации гражданами своих прав на образование, по структуре и качеству соответствующее потребностям развития экономики и гражданского общества».

Идеи открытого образования в некоторой степени были реализованы раньше в таких формах обучения, как заочное обучение и экстернат.

Для широкого внедрения и распространения в России дистанционного обучения существуют следующие предпосылки:

• резко возросшая потребность в массовости образования и повышении его качества;

• распространение демократизма, плюрализма, автономности и академической свободы в образовательной сфере;

• учет индивидуальных потребностей и уникальности человеческой личности;

• гуманистические подходы и внедрение передовых сетевых технологий обучения.

Открытое образование предоставляет равные возможности получения образования для всех категорий граждан без исключения. Это особенно ценно для лиц, которые физически не могут добраться (регулярно или в принципе) до места учебы: сельских жителей, лиц с ограниченными возможностями, обусловленными их состоянием здоровья, лиц, работающих по вахтовому методу, и т.п.

Открытое планирование обучения привлекает предпринимателей, менеджеров, лиц, желающих повысить квалификацию по плану, наиболее приемлемому для них.

Только глубокая информатизация образования в целом позволит обеспечить развитие системы открытого образования. Необходимость информатизации образования диктуется самим развитием общества: внедрением информационных технологий во все сферы общественной жизни, компьютеризацией предприятий, учреждений и организаций, становлением информационной экономики.

 

 

Лекция № 13

 

Тема: Эффективное функционирование естественных локальных монополий и монополий федерального уровня в целях рационального проведения реформы ЖКХ

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство представляет собой отрасль территориальной инфраструктуры, деятельность которой формирует жизненную среду человека. В его состав входят:

· жилищное хозяйство;

· ремонтно-эксплуатационные предприятия и службы;

· ресурсоснабжение (теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, водоснабжение, водоотведение);

· благоустройство населённых пунктов (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, сбор, вывоз и утилизация отходов, санитарная очистка);

· бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальные услуги);

· наружное освещение;

· телекоммуникационное обслуживание;

· пассажирские перевозки.

Большая часть хозяйствующих субъектов отрасли производят продукцию и услуги в условиях естественной монополии.

При этом локальная естественная монополия рассматривается как естественная монополия, существующая на локальном экономическом пространстве, устанавливаемая и регулируемая в границах одного субъекта Российской Федерации или одной административно-территориальной единицы.

К субъектам локальных естественных монополий, осуществляющих свою деятельность в сфере ЖКХ, относятся:

1) предприятия по производству тепловой и электроэнергии для общего пользования, не подключенные к единой энергосистеме;

2) предприятия, осуществляющие (обеспечивающие) электро-, тепло- и газоснабжение;

3) предприятия и объекты водопроводного и канализационного хозяйства;

4) службы уборки мусора и снега, содержащие места хранения отходов, включая снежные свалки, предприятия по сбору и переработке отходов;

5) предприятия, оказывающие ритуальные услуги и содержащие кладбища;

6) предприятия и объекты местных почты, телефона, радио и телевидения, включая передающие сети;

7) предприятия пригородного пассажирского автомобильного транспорта;

8) автовокзалы, включая системы их обслуживания и эксплуатации; аэропорты местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств;

9) порты и пристани местного значения, включая комплексы сооружений и технических средств.

Основной обобщающей характеристикой жилищно-коммунальнных услуг является их необходимость для функционирования системы жизнеобеспечения городов и населенных пунктов.

Особенностью современного состояния предприятий ЖКХ является высокая степень физического износа основных фондов. Это связано с невысоким объемом инвестиций на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, привлеченных за последние десять лет.

Многочисленные трудности функционирования ЖКХ и низкий уровень обслуживания населения в данной сфере, чрезмерная бюджетная нагрузка и отсутствие необходимых финансовых ресурсов жилищно-коммунальных предприятий, искусственный монополизм, административно-ведомственный характер хозяйствования и другие факторы определили необходимость проведения жилищно-коммунальной реформы.

В связи с этим в регионах Российской Федерации осуществляется выполнение программы реформирования ЖКХ. Работа направлена на принятие экономически оправданных административных, технических, технологических, институциональных, финансовых, социальных, политических и других решений с грамотно поставленной информационно-пропагандистской компанией. Главная задача реформы – обеспечение поддержки и широкого участия населения в процессе преобразования этой жизненно важной сферы национальной экономики.

Правовые аспекты регулирования деятельности естественных монополий федерального и локального уровней в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы должны быть направлены на:

· достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий;

· защиту потребителей от возможных злоупотреблений естественных монополий их доминирующим положением;

· создание условий для развития монопольных отраслей в интересах общества.

Осуществление мероприятий по реформированию ЖКХ невозможно без использования научно-обоснованных методов ценообразования на услуги предприятий, функционирующих в данной сфере.

Вопросы ценообразования в жилищном хозяйстве важны не только потому, что в большей степени предопределяют перспективы развития этого сектора экономики, но и потому, что несут социальную нагрузку, поскольку прямо влияют на жизненный уровень населения.

При этом в целях повышения эффективности функционирования предприятий-монополистов в сфере ЖКХ и их экономического роста в интересах общества при установлении цен и тарифов на услуги данных хозяйствующих субъектов необходимо оценивать и учитывать нормативы инвестиционной составляющей в стоимости предоставляемых ими жилищно-коммунальных услуг.

Учет норматива инвестиционной составляющей в цене продукции позволяет после её реализации аккумулировать на предприятии внутренние финансовые ресурсы, обеспечивающие возможность организации эффективных процессов воспроизводства и использования его собственных основных средств.

Именно на базе нормативного подхода к формированию внутренних инвестиционных источников для воспроизводства основного капитала локальных естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, можно повысить эффективность их функционирования, а также надежность и качество предоставляемых ими услуг населению.

Нормативная величина инвестиционных ресурсов в стоимостной структуре тарифов на жилищно-коммунальные услуги может быть определена с учётом выполнения рыночных принципов возврата первоначальных капиталовложений в приобретение основных фондов субъекта хозяйствования и их эксплуатации с требуемой экономической эффективностью.

Амортизационные отчисления являются важным базовым инвестиционным источником. Однако применяемые в настоящее время методы и нормы амортизации не обеспечивают возврата первоначальных капиталовложений в основные средства с учетом фактора времени. Высокие темпы инфляции и длительные нормативные сроки службы оборудования приводят к тому, что при номинальном возврате инвестиций существует несоответствие аккумулируемой денежной составляющей её ценности в момент приобретения фондов. Поэтому наряду с целевым использованием амортизационных отчислений возникает потребность в определении той части прибыли, которая должна направляться на воспроизводственную инвестиционную деятельность.

Простое воспроизводство (самовоспроизводство) основного капитала будет определяться условием полного возврата за период эксплуатации фондов вложенных в них инвестиций.

где Ко – первоначальные инвестиции в основной капитал;

  Тн – полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах;

  ЧДt – часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в
   

воспроизводство основного капитала на t-м году эксплуатации фондов;

  Кл – ликвидационные денежные потоки в конце периода эксплуа-
   

тации фондов (Тн);

  Е – норма дисконта.

       Считая, что к окончанию срока полезного использования объекта фондов его остаточная стоимость будет иметь нулевое значение, условие простого воспроизводства любого инвентарного номера основных средств можно выразить как

Фо =  ,                                          (1)

где Фо   – первоначальная балансовая стоимость объекта фондов;

  Тн – полезный срок службы фондов (горизонт расчета) в годах;

  ЧДt – часть чистого дохода предприятия, реинвестируемая в
   

воспроизводство основного капитала на t-м году эксплуатации фондов;

  Е – норма дисконта.
         

       Собственные ежегодные денежные потоки предприятия, обеспечивающие текущее возмещение первоначальных инвестиций в основной капитал, складываются преимущественно из амортизации и той части прибыли, которая направляется на модернизацию, реконструкцию, восстановление и обновление фондов, то есть

ЧДt = At + Пtф ,                                      (2)

где At – амортизационные отчисления в t-м году эксплуатации объекта
   

фондов;

  Пtф – часть прибыли, направляемая на воспроизводство основного
   

капитала и распределенная на рассматриваемый объект фондов.

При линейном методе начисления амортизации, её ежегодная сумма в составе себестоимости продукции составит                                

                                     Аt = na ×  Фо .                                         (3)

где nа – линейная норма амортизации, в долях единицы.

       Прибыль для воспроизводства основных средств, распределенную на рассматриваемый объект фондов, можно выразить как

Пtф = рt × Фо ,                                      (4)

где рt – воспроизводственная рентабельность объекта основных фон-
   

дов в t-м году; (рt = Пtф / Фо).

         

       Тогда, при равномерном финансировании воспроизводства фондов из прибыли (рt = р = const), ежегодный денежный поток в счет возмещения первоначальных инвестиций в объекты основных средств определится в сумме

ЧДt = na × Фо + р × Фо = ( na + р) × Фо ,               (5)

а условие их самовоспроизводства запишется в виде

Фо =  .                                  (6)

       Дисконтируя ряд равновеликих и равномерных в течение горизонта расчета платежей к их разовой ценности в начальном периоде, получим

Фо = ( na + р) × Фо ×                                (7)

       Решая уравнение (7) относительно показателя воспроизводственной рентабельности (р) объектов фондов, определим её минимально необходимое значение (рmin) в долях от их стоимости:

рmin = – nа .                               (8)

Таким образом, для обеспечения самовоспроизводства первоначальных капиталообразующих инвестиций предприятия необходимы вместе с амортизацией дополнительные (на уровне рmin) реинвестиции чистой прибыли в восстановление, модернизацию и обновление его основных средств.

Входящая в выражение 8 норма прибыльности Е характеризует фактическую чистую производительность основного капитала предприятия (его эффективность), так как реинвестиции прибыли в воспроизводство основных средств на уровне рmin должны рассматриваться как обязательные отчисления в счёт возврата первоначальных капиталовложений.

Прибыль же, формируемая по нормативу Е от стоимости фондов, может быть направлена предприятием на выплату дивидентов акционерам, материальное стимулирование работников, содержание собственных объектов социальной инфраструктуры и другие цели.

С учётом вышеприведённых положений при формировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги необходимо использовать существующие взаимосвязи между уровнем их стоимости и параметрами воспроизводственного процесса, а также требуемой прибыльностью основного капитала субъектов хозяйствования, функционирующих в сфере ЖКХ.

Рассмотрим формирование необходимого размера чистой прибыли с учётом обеспечения воспроизводства и эффективного использования основного капитала предприятия.

На основе нормативных значений показателей рmin и Е, применяемых к первоначальной стоимости производственных фондов Фо, размер необходимой ежегодной чистой прибыли предприятия от продажи его продукции при реализации принципов самовоспроизводства и эффективного использования собственных основных средств должен быть не менее величины:

Пч = (рmin + Е) × Фо .                                                             (9)

 

Ценообразование на предприятиях базируется в основном на принципе возмещения затрат на производство и реализацию продукции и получении определённой прибыли от её продажи. Иными словами, цена продукции формируется как сумма её себестоимости и нормативной (плановой) величины прибыли:

,                                                 (10)

где Ц – цена продукции;

С – себестоимость продукции;

П – нормативная (плановая) прибыль в цене продукции.

При этом прибыль в цене продукции устанавливается, как правило, через норматив её рентабельности, применяемой в процентах (в долях) к себестоимости:

,                                                   (11)

где рn – рентабельность продукции в долях её себестоимости.

Определяя норматив рентабельности в цене продукции (услуг) естественных монополий с учётом зависимостей 8, 9 и 11, а также уплачиваемых предприятиями налогов на прибыль, на имущество и прочих налогов и сборов, относимых на финансовые результаты их хозяйственной деятельности, получим.

 .                  (21)

где Ни – налог на имущество предприятий;

Нпр – прочие налоги и сборы, относимые на финансовые результаты;

   nn – ставка налога на прибыль, в долях единицы.

Полученная формула 12 позволяет оценивать минимальный норматив рентабельности в цене продукции (услуг), при котором становятся возможными воспроизводство основных средств предприятия и их эффективное использование.

В тоже время с этим при обосновании цен на собственную продукцию и услуги данных предприятий целесообразно оценивать долю инвестиционной составляющей в структуре предполагаемой выручки от реализации товара:

                                                  (13)

где ри – инвестиционная составляющая в выручке В (в долях единицы);

ИР – инвестиционные ресурсы в составе выручки В от продаж, направляемые на воспроизводство основных средств.

Исходя из условия самовоспроизводства (возврата) первоначальных капиталовложений в основные средства предприятия, минимальный размер инвестиционной составляющей в выручке (цене) товара складывается из амортизационных отчислений и дополнительных реинвестиций части чистой прибыли, определяемой воспроизводственной рентабельностью фондов рmin, то есть:

ИР = А + Пчф = nаср · Фо + рmin · Фо = (nаср + рmin) · Фо         (14)

Учитывая, что для группы основных средств:

,

выражение 14 можно переписать в виде:

.                                    (15)

В то же время выручка от реализации продукции в объеме N связана с общей себестоимостью её производства и рентабельностью товара зависимостью:

 ,                                      (16)

Тогда минимальную долю инвестиционной составляющей в выручке от продаж продукции (услуг) можно определять по формуле:

;                      (17)

Определение минимально необходимого уровня инвестиционных ресурсов в выручке от продаж создает основы для ценового регулирования продукции с целью финансового обеспечения воспроизводственных процессов.

Комплексное использование нормативного подхода к формированию необходимых воспроизводственных инвестиционных ресурсов на базе адекватного ценообразования тарифов и цен на продукцию субъектов естественных монополий, хозяйствующих в сфере ЖКХ, при одновременной социальной поддержке населения создают реальные условия для развития отрасли в целом, повышения эффективности хозяйственной деятельности жилищно-коммунальных предприятий, а также качества предоставляемых ими услуг населению.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.