Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Открытое образование 8 страница



Для общества

ЧДДТ =STt=t0[(DУt + Потхt) - (Zt)](1+r)t0-t ® max,

где r - коэффициент дисконтирования, который для мероприятий социальной и экологической направленности принимается на уровне 0,5 банковской процентной ставки.

Если для заданного периода времени Т ЧДД>0, то мероприятие экономически оправданно, если же ЧДД<0, то природоохранное мероприятие экономически не выгодно.

Наряду с ЧДД существует и другой показатель, который строится из тех же элементов - индекс доходности. Этот показатель представляет собой отношение дисконтированного результата к дисконтированным капитальным затратам и похож на показатель рентабельности, но учитывает фактор времени. Если ИД<1, то программа в пределах T не окупается, если ИД>1, то программа окупается в пределах заданного горизонта планирования.

Динамический срок окупаемости - это часть инвестиционного периода, в течение которого окупается вложенный капитал, и вместе с этим инвестор получает доход в размере процентной ставки.

Для определения динамического срока окупаемости определяются дисконтированные члены денежного потока и последовательно по годам суммируются с учетом знаков, то есть если

ЧДДТ<0, ЧДДТ+1>0,

Означает, что вложенный капитал окупается в диапазоне лет от Т до (Т+1), и значит, срок окупаемости может быть определен в диапазоне Т< Ток<(Т+1). Между временными датами Т и (Т+1) существует точка, в которой ЧДД равен нулю. Динамический срок окупаемости может быть определен на основе линейной интерполяции между указанными точками и найден по формуле:

Ток =Т- ЧДДТ / (ЧДДТ+1 - ЧДДТ).

 

Лекция № 11

 

Тема: Государственное регулирование природоохранной деятельности

 

Вопросы:

 

1. Экологическое нормирование и стандартизация.

2. Формирование рынка экологических работ, товаров и услуг.

3. Экологическое страхование.

4. Сертификация по экологическим требованиям.

5. Лицензирование деятельности в области охраны окружающей среды.

 

 

Управление - целенаправленная деятельность по организации взаимосвязей между элементами системы, приводящая к намеченным результатам, целям. Управление может быть стихийным и сознательным в соответствии с поставленными целями и задачами. Управление природопользованием - это совокупность мероприятий, практических действий, способных изменить течение процессов, происходящих в окружающей природной среде в желательном для общества направлении.

Управление природопользованием может осуществляться через деятельность природопользователей и непосредственное управление объектами окружающей природной среды. Управление природопользованием направлено на удовлетворение потребностей общества в природных ресурсах и свойствах окружающей природной среды. Причем это должно быть сделано на основе познания и использования эколого-экономических закономерностей с тем, чтобы в будущем обеспечить устойчивое развитие.

Государственное управление природопользованием означает организующую деятельность компетентных государственных органов по практическому осуществлению рационального природопользования и охране природы. Субъектами управления природопользованием являются государственные органы, учреждения или организации, наделенные соответствующими функциями. Они финансируются за счет бюджета и имеют необходимый объём властных полномочий. Объект управления природопользованием - деятельность людей в сфере природопользования, которая управляется на основе правого регулирования. Формами государственного управления являются акты управления (нормативные, директивные, индивидуальные), административные соглашения и материально-технические действия.

Государственное управление в сфере природопользования включает в, себя три вида управления деятельностью: социально-экономический, административно-политический и социально-культурный. Управление природопользованием осуществляется с помощью административных (принудительных), экономических и идеологических (воспитательных) методов решения тех или иных вопросов.

Методы управления позволяют постоянно, непосредственно и оперативно решать вопросы и достигать целей управления. В управлении природопользованием используются методы: запрещения; приостановления; изъятия (прекращения права пользования); согласования и разрешения (выдача лицензий, договор на комплексное природопользование и т.п.).

Государственное управление в сфере природопользования осуществляется на основе закрепленных в законодательстве общих принципов управления. К ним относятся: законность, сочетание территориального и отраслевого управления. Законодательством устанавливаются специфические принципы охраны природы: комплексность, всеобщность, планомерность, использование возможностей НТП и международного сотрудничества.

Конечная цель государственного управления природопользованием - достижение оптимального состояния качества окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Но она не достижима сразу, поэтому определяются промежуточные цели на каждом конкретном этапе (промежутке времени) - конкретные показатели качества окружающей природной среды.

Система органов государственного управления природопользования - это единый организм, состоящий из взаимосвязанных, субординированных элементов. Функции органов государственного управления в сфере экологии подразделяются на три составляющие:

1) управленческая - организация, общее руководство, оперативное распорядительство, издание нормативных актов и их изменение;

2) планирования, прогнозирования и координации;

3) учета, контроля и надзора.

Одним из стратегических направлений реализации экологических преобразований является развитие предпринимательства. Важным звеном в обеспечении экологической безопасности и оздоровлении окружающей среды является создание экологического предпринимательства, под которым понимается деятельность по производству и реализации товаров, осуществлению работ и услуг, направленных на предупреждение вреда окружающей среде и здоровью населения.

В настоящее время конкурентоспособность на национальных и мировом рынках определяется в том числе и экологическими параметрами выпускаемых товаров, а также затратами на охрану окружающей среды, влияющими на уровень общих издержек. Это, соответственно, влияет на цену товара, рынки сбыта, перспективы дальнейшего производства. Необходимо отметить, что в развитых странах происходит выравнивание требований экологического законодательства, что воздействует на структуру товарных потоков и направления инвестирования. По оценкам, природоохранные технологии в перспективе будут представлять одно из основных средств конкурентной борьбы.

Развитие предпринимательства без учета экологических требований может привести к конфликту целей. Как правило, выбирается только одна цель, другие же могут быть проигнорированы, либо деятельность по их реализации будет ослаблена. Как показывает практика, такой вариант решения конфликта экологических и экономических целей широко распространен в России, чему во многом способствует несовершенство природоохранного законодательства, заниженная цена ресурсов и т.д.

Экологические и экономические интересы не только конфликтны, но и множественны. При достижении субъектом хозяйственной деятельности одной цели эффективность по отношению к другой может понижаться, например, вследствие ограниченности ресурсов. Так, возрастание объема продаж без внедрения ресурсосберегающих технологий требует увеличения потребления ресурсов и влечет рост выбросов загрязняющих веществ. В свою очередь, внедрение новых ресурсосберегающих технологий, строительство очистных сооружений связано с увеличением затрат и снижением прибыли.

Лицензирование природопользования является важнейшей частью хозяйственного механизма управления экономикой в условиях перехода к устойчивому развитию. Хозяйственная или иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду, должна допускаться только при наличии соответствующей лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право его владельца на пользование конкретным видом природных ресурсов в определенных границах при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Государственная система лицензирования - это единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформления. Задачей государственной системы лицензирования является обеспечение:

1) практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы;

2) социальных, экономических, экологических и других интересов населения, проживающего на данной территории и всех граждан Российской Федерации;

3) равных возможностей всех юридических лиц и граждан в получении лицензий;

4) развития рыночных отношений, проведение антимонопольной политики в сфере пользования недрами;

5) необходимых гарантий владельцам лицензий (в том числе иностранным) и защиты их права пользования недрами.

Лицензия должна содержать:

• данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами;

• указание пространственных границ участка недр, предоставляемого в пользование;

• указание границ земельного отвода, выделенного для ведения работ, связанных с пользованием недрами;

• сроки действия лицензии и сроки начала работ;

• условия, связанные с платежами, взимаемыми за пользование недрами, земельными участками, акваториями;

• согласованный уровень добычи минерального сырья, а также соглашение о его долевом распределении;

• соглашение о правах на геологическую информацию, получаемую в процессе пользования недрами;

• условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей среды, безопасному ведению работ.

В систему лицензирования должны быть включены следующие экономико-правовые функции:

1. Лицензия как право на пользование тем или иным видом природных ресурсов.

2. Лицензия как договор правоотношений между собственником природного ресурса и природопользователем, в том числе инвестором в природопользовании.

3. Лицензия как правовой документ, по которому органы государственной власти регулируют и управляют природопользованием, а также контролируют природопользователей по соблюдению ими условий лицензионных соглашений, в том числе по инвестированию.

4. Лицензия как документ, в котором находят окончательное отражение и обоснование поступления в бюджет всех уровней при проведении конкурсов, аукционов, тендеров по продаже прав природопользования (лицензионные сборы, плата за предварительный и окончательный пакеты информации о природных ресурсах, разовые платежи, размеры которых могут варьироваться, в том числе за счет стоимостной оценки природных ресурсов.

5. Лицензия как правовой документ, в котором устанавливаются ставки платежей за природные ресурсы.

6. Лицензия как механизм обеспечения оптимального сочетания интересов: государства, субъектов Федерации и предприятий природопользователей.

7. Лицензия как правовой документ, в котором обосновываются и обеспечиваются льготы, обеспечивается гарантия предоставления льгот, а также устанавливаются штрафные санкции за нарушение условий природопользования.

8. Лицензия как механизм и инструмент создания благоприятного инвестиционного климата, привлечения инвесторов и стимулирования ускоренного экологически безопасного освоения и разработки отдельных видов природных ресурсов путем предоставления льгот по налогообложению, в том числе на условиях соглашений о разделе продукции.

9. Лицензионный паспорт как основной документ создания и ведения единой информационной системы лицензирования природопользования и реестра природопользователей.

10. Лицензия как предмет залога для получения кредитных (заемных) средств для привлечения инвесторов и инвестиционных ресурсов.

11. Лицензия как элемент (составная часть) долгосрочных нематериальных активов предприятия, имеющих стоимостную оценку.

12. Лицензия как недвижимое имущество, которое можно передавать в доверительное управление и т. п.

13. Лицензия как форма оплаты акций при приватизации предприятий, при покупке основной и дополнительной эмиссии акций, при учреждениях природопользователем новых организаций, в том числе совместных предприятий.

14. Лицензия как часть уставного капитала предприятия-природопользователя. Имеется ввиду включение стоимости природных ресурсов в уставной капитал.

Сертификация по экологическим требованиям. Под экологической сертификацией понимается деятельность третьей стороны (независимой) по подтверждению соответствия объектов сертификации установленным экологическим требованиям. Экологическая сертификация осуществляется в следующих целях:

• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества;

• создание экологически справедливого рынка.

Нормальное функционирование рынка невозможно без информации о потребительских свойствах товара, она дает покупателю ответ на два главных вопроса:

• удовлетворяет ли товар его потребностям;

• в какой мере продавец может гарантировать качество товара и его стабильность, безопасность для здоровья населения и окружающей среды.

Система экологической маркировки. Для решения данной проблемы представляет интерес введение в практику маркировки экологических характеристик продуктов, как на национальном, так и международном уровнях. Это в определенной мере объясняется успешным применением в ФРГ в течение более 20 лет экологического знака («Голубого ангела»). Такие знаки успешно зарекомендовали себя также в Канаде, Японии, Австрии, Швеции, Швейцарии и других странах. С созданием в 1993 г. в рамках ЕС единого общего рынка без границ и таможенных ограничений предпринимаются шаги по введению «Европейского экологического знака». Последнее обстоятельство усиливает заинтересованность России в данном вопросе, учитывая значение экологической маркировки продукции в условиях рыночных отношений и развития международной конкуренции.

Следует отметить, что предпосылкой для обеспечения высокой эффективности экологической маркировки продуктов является высокая экологическая сознательность потребителей. С другой стороны, для изготовителей продуктов хорошо информированный потребитель и его поведение в области спроса служат стимулом к разработке таких продуктов, которые наносят меньший вред окружающей среде. Объективная маркировка экологических параметров продукции помогает изготовителям в разработке и применении эффективной стратегии маркетинга, тем самым способствует развитию конкуренции товаров.

С точки зрения предпринимательства экологический знак служит для того, чтобы обращать внимание покупателей на экологически чистые продукты, а также усиливать позиции альтернативных экологически благоприятных продуктов на рынке. Данная маркировка может выступать важным инструментом реализации «Основных положений государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», где, в частности, указывается на необходимость рационального использования невозобновимых природных ресурсов, расширенного использования вторичных ресурсов, утилизации и обезвреживания отходов, улучшения качества продуктов питания и др.

Система экологической сертификации вводится с целью обеспечения нормативно-технического и правового регулирования экологической безопасности. Она устанавливает требования экологической безопасности на производство, распределение и потребление продукции, процессов, работ и услуг и является неотъемлемой частью механизма управления природопользованием. Основными задачами системы экологической сертификации являются:

• предупреждение неблагоприятного воздействия на условия жизнедеятельности человека и состояния окружающей среды факторов, связанных с процессом производства и применения продукции, утилизацией отходов и использованием природных ресурсов;

• обеспечение рационального использования, охраны и воспроизводства природно-ресурсного потенциала;

• защита потребителей от приобретения товаров опасных для жизни, здоровья и имущества или оказывающих вредное воздействие на окружающую среду в процессе их использования;

• повышение конкурентоспособности отечественной продукции, содействие экспорту.

Для осуществления перехода к устойчивому развитию должна быть создана международная и национальная система экологической сертификации продукции, отходов производства, природных объектов и услуг. Система экологической сертификации должна включать такие направления как технологические процессы, отходы производства и потребления, готовая продукция, экологические услуги, объекты окружающей среды и природные ресурсы. Чтобы определить критерии экологической безопасности для технологических процессов необходимо ввести понятие «соответствие уровню техники», которое существует в законодательстве многих стран. Это означает, что для различных технологий производства однородной продукции уровень выбросов (сбросов), потребляемого сырья, воды и энергии не должен превышать показателей, установленных как предельно допустимые на данный период времени, приближенных к показателям новых технологических процессов.

Экологическая сертификация должна проводиться на соответствие требованиям экологической безопасности, оговоренных договорами и лицензиями на комплексное природопользование и может осуществляться в форме экспертизы. По результатам такой оценку должен выдаваться экологический сертификат, который свидетельствует о соответствии параметров и характеристик объектов, процессов и продукции природоохранным нормам и правилам, обеспечивающим безопасный уровень воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Побудительным мотивом к проведению экологической сертификации продукции должно стать введение комплекса стимулов и санкций:

• экологический сертификат и маркировка продукции должны иметь более высокий приоритет по отношению к другим сертификатам и знакам;

• экологический сертификат является основанием для выдачи государственной лицензии на право природопользования;

• уклонение потенциальных заявителей от процедуры сертификации должно сопровождаться введением системы штрафных санкций и ужесточением экологического контроля.

Кроме того, отсутствие экологического сертификата может рассматриваться как препятствие к получению лицензий или как основание для аннулирования ранее выданных лицензий на различные виды деятельности. В отдельных случаях это может сопровождаться более жестким налогообложением. С точки зрения развития международной кооперации необходимо обеспечить признание национального экологического сертификата одной страны другими.

Система экологической сертификации должна базироваться на следующих основных принципах, предусматривающих:

• установление собственных правил процедуры и управления для проведения экологической сертификации;

• разграничение функций между различными органами системы экологической сертификации;

• гармонизацию международной и национальной систем по сертификации;

• распределение ответственности между участниками сертификации;

• независимость органов по экосертификации от действующих сторон;

• бездискриминационный доступ к участию в системе;

• развитие системы для проведения работ по отдельным конкретным группам объектов экосертификации;

• открытость и отсутствие ограничений на организацию и проведение экосертификации в государствах СНГ и других странах;

• тесную увязку экологических инструментов защиты природы с экологическим сертификатом.

В рамках системы предусматривается выполнение следующих функций:

• экосертификации объектов и их маркировки знаком соответствия;

• аккредитации органов по экосертификации;

• аккредитации испытательно-аналитических лабораторий (центров);

• подготовки и аттестации экспертов системы;

• повышения квалификации специалистов в области экосертификации;

• обеспечения информационных и консультационно-методических услуг, необходимых для функционирования системы;

• обеспечения на основе заключаемых соглашений с другими системами сертификации взаимного признания сертификатов, аттестатов, знаков соответствия и результатов испытаний и анализов;

• разработки и актуализации нормативно-методической документации, используемой в рамках системы, и ее экспертизы;

• ведения реестра системы;

• взаимодействия и гармонизации деятельности с международными, национальными и другими системами сертификации;

• осуществления инспекционного контроля.

Объектами экологической сертификации являются:

• объекты окружающей природной среды;

• отходы производства и потребления;

• технологические процессы;

• услуги, направленные на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей среде (далее - экологические услуги), а также товарная продукция.

Под сертификацией объектов окружающей природной среды понимается деятельность по оценке состояния, качества и степени загрязнения объекта с целью определения наиболее эффективного и безопасного направления его использования без нанесения ущерба здоровью населения и окружающей среде.

Экологический сертификат на объект природной среды выдается его собственнику, либо органу, имеющему право распоряжаться указанным объектом. Данный сертификат является документом, на основе которого выдается лицензия на экологически безопасное использование объекта. Экологической сертификации может подвергаться территория и отдельные ее участки вместе с природными ресурсами.

Экологическая сертификация отходов - это деятельность по оценке соответствия отходов определенным экологическим требованиям, а также по оценке опасности их для здоровья населения и окружающей среды в процессе образования и удаления. В понятие «удаление отходов» включается сбор, сортировка, перевозка, обработка, хранение и захоронение на поверхности или под землей, а также операции по их переработке с целью извлечения отдельных компонентов, повторного использования или рециркуляции. Сертификат, а следовательно, и лицензия на осуществление отдельных процессов по удалению отходов и их трансграничному перемещению должны выдаваться лишь в том случае, если технический уровень этих процессов полностью удовлетворяет экологическим требованиям и нормативам.

Экологическая сертификация технологических процессов - это деятельность по оценке соответствия технологических процессов экологическим требованиям. В качестве основных экологических требований могут быть приняты:

• удельные показатели по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ и другим воздействиям на окружающую среду на единицу продукции, установленные на основе лучших из имеющихся в мире технологий (экологические стандарты);

• степень экологического риска;

• удельное потребление топливно-энергетических и других материальных ресурсов на единицу продукции (ресурсосберегающие стандарты).

Экологическая сертификация услуг представляет собой деятельность по оценке компетентности юридических лиц, а также соответствия применяемой техники и технологии экологическим требованиям при их использовании.

В свою очередь экологическая сертификация товарной продукции предусматривает подтверждение соответствия данной продукции экологическим требованиям. Экологические требования в зависимости от вида продукции могут быть предъявлены к ее химическому составу или к удельным показателям по выбросам (сбросам) загрязняющих веществ в окружающую среду (например, по крупному энергетическому оборудованию тепловых электростанций) и другим антропогенным воздействиям.

 

Лекция № 12

 

Тема: Образовательные услуги как основа роста благосостояния государства и человека

 

Вопросы:

 

1. Концепции развития образования.

2. Программы реформирования образования.

3. Качество образования.

4. Критерии качества образования.

5. Количественные оценки качества образования.

6. Стратегия реформирование системы образования

7. Реформирование системы управления образованием и вузом.

8. Открытое образование.

9. Оценка экономической эффективности открытого дистанционного образования.

 

 

Стремительное развитие общества оказывает свое воздействие на образование. Образование теперь тесно связано с такими понятиями как глобализация и информатизация. В образовании действуют экономические отношения, хотя долгое время оно было отнесено к нерыночной сфере.

Все более возрастает роль человека как основного экономического ресурса, и постиндустриальная система ориентируется на всестороннее развитие личности. Человек с экономической точки зрения рассматривается как стимулятор развития экономики и выразитель долгосрочных экономических интересов государства и общества.

Как известно, потребности удовлетворяются посредством экономических благ. Или же благами (goods) называют средства, удовлетворяющие потребности. Отсюда необходимость рассмотрения образования как блага.

Образовательная услуга – это совокупность целесообразной деятельности, удовлетворяющей потребность субъекта в образовании и промежуточных образовательных продуктах в форме вещи, сопровождающих такую деятельность.

Для развития любого общества необходимы материальные, инструментальные, энергетические и информационные ресурсы. При этом знания выступают как высшая форма информации. На государственном уровне всегда четко осознавалась связь высшего профессионального образования и военного могущества страны.

Образование должно быть качественным, доступным и современным, тогда оно будет приносить наибольшую пользу людям и обществу.

Министерством образования РФ, Российской академией образования, Российской академией наук и учеными крупных университетов разработало ряд программ по развитию системы образования. Приведем наиболее известные программы и дадим их краткий анализ.

1. Федеральная программа развития образования принята Государственной Думой РФ 15 марта 2000г. как Федеральный Закон. Ее главная цель – развитие системы образования в интересах формирования творческой личности как одного из факторов экономического и социального прогресса общества. Кроме того, ФПРО направлена на обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в получении образования и выполнение законодательных норм в сфере образования. Программа направлена на преодоление кризисных явлений и переход к устойчивому развитию системы образования.

2. Программа «Реформирование образования» является составной частью Программы «Основные направления социальной и экономической политики Правительства Российской Федерации на долговременную перспективу».

Программа содержит ряд новаторских, рыночных предложений по реформированию системы образования на основе изменения бюджетного финансирования и обеспечения персональных гарантий граждан на получение профессионального образования.

Программе присущи общие недостатки. Прежде всего, отсутствуют показатели и критерии оценки, доказательно подтверждающие улучшение уровня и качества образования населения России.

3. Национальная доктрина образования Российской Федерации была принята Правительством Российской Федерации 4 октября 2000г. Национальная доктрина образования Российской Федерации устанавливает приоритет образования в государственной политике, стратегию и основные направления его развития; она определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025г.

Главные принципы доктрины: ответственность государства за темпы изменения образовательного ценза населения; обеспечение доступности высшего образования для широких слоев населения; бесплатность государственного высшего образования; академичность образования, обеспечиваемая посредством синтеза академической науки и высшего образования; академические свободы; сочетание личностно-ориентированного и социально-ориентированного подходов; автономность участников образовательного процесса и др.

Концепция структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе). Концепция предусматривает переход на 12-летнюю полную среднюю школу, что создает условия для снижения ежедневной учебной нагрузки путем рационального использования появившихся резервов времени, сокращения учебного материала, а также использования здоровьесберегающих технологий. Переход к 12-летнему образованию создает предпосылки для решения проблемы преемственности уровней образования.

В современных условиях придается большое значение конкурентоспособности образования, повышению его качества.

Качество образования - это совокупность потребительских свойств образовательной услуги, обеспечивающих возможность удовлетворения комплекса потребностей по всестороннему развитию личности обучаемого.

Для оценки состояния и деятельности вуза используют такие показатели как число преподавателей, число студентов и аспирантов, стоимость основных фондов и объем образовательных услуг.

Показатели деятельности вуза многими авторами объединяется в несколько групп (потенциал вуза, показатели полезности труда, показатели качества труда, оперативность вуза, показатели эффективности деятельности).



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.