Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Общая характеристика основных методик бизнес-планирования



2.2 Общая характеристика основных методик бизнес-планирования

Для разработки бизнес-плана используются методики или пособия, выбор которых для инициаторов проекта сейчас достаточно широк. Эта литература является, в основном, нужной и полезной, хотя и встречаются методики явно недоработанные, а некоторые с ошибками. Многих из них объединяет следующее:

- в основе методики лежит описание структуры бизнес-плана (последовательность разделов);

- в общих чертах говорится о том , как и что нужно написать в каждом разделе;

- приводятся примеры написания бизнес-плана;

- в приложении указывается структура затрат и приводятся нормативные акты;

- рассчитаны на руководителей, которые должны изучить методики и целый ряд со­путствующей литературы, собрать информацию по общей схеме и, исходя из общих рекомендаций, разработать бизнес-план.(4)

Наиболее распространенными методиками по разработке бизнес-планов являются зарубежные методики: Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), Мирового банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации (МФК) — структуры Мирового Валютного Фонда, а также UNIDO (разработка венской лаборатории) и др. (см. табл. 3).

Таблица 3 – Основные характеристики зарубежных методик разработки бизнес-плана

Наименование ЕБРР МБРР МФК UNIDO
1. Цель

Убедить инвестора (кредитора) в экономической эффективности предлагаемого проекта.

2. Структура:

 

2.1 Резюме

Краткое изложение результатов всех расчетов, приведенных во всех последующих разделах бизнес-плана (объемом в 2-3 страницы).

2.2 Описание компании

Описывается финансово-экономическое состояние на основе балансов, отчетов о прибыли и убытках за последние (как правило) шесть кварталов. Дается расшифровка того, что представляют собой внеоборотные активы предприятия, инфраструктура, кадровый состав, команда менеджеров, собственники, порядок работы на предприятии, структура самого предприятия.

2.3 Рынок

Включает в себя подробные результаты маркетинговых исследований того сегмента рынка, на котором реализуется продукция предприятия. Здесь в обязательном порядке освещаются следующие вопросы:

1) поставщики, доля в объеме поставок, условия поставок, цены на закупаемую продукцию;

2) потребители, доля в объеме продаж, условия, цены и порядок продаж;

3) основные конкуренты, а также производители товаров-субститутов, тактика и стратегия поведения на рынке, их доли на рынке;

4) описание рынка (емкость, географическое положение, либерализм или консерватизм властей тех регионов, на которых располагается сегменты рынка);

5) выработанные маркетинговые мероприятия самого предприятия.

Именно здесь объясняются причины возникновения необходимости разработки и реализации проекта.

 

 

окончание таблицы 3

Наименование ЕБРР МБРР МФК UNIDO
2.4 Проект

Техническое описание проекта, включая описание необходимого оборудования, технологических процессов и линий. Описываются производители необходимого оборудования, условия приобретения и поставки.

2.5 Финансовый план:

 

2.5.1 Финансирование проекта

Доли участия заявителя и инвестора (кредитора) в проекте.

2.5.2 Калькуляция проектных затрат

Указывается, на что именно необходимо затратить средства по данному проекту.

2.5.3 Доходы по проекту

Представлены все текущие поступления и затраты в процессе реализации проекта. Производится расчет валовой, операционной и чистой прибыли.

2.5.4 Чувствительность проекта     Расчет проводится Расчет проводится
2.5.5 Проектно-балансовая ведомость   Полная – соответствует балансу Сокращенная Полная – соответствует балансу
2.5.6 Расчет денежных потоков   Расчет проводится   Расчет проводится
2.5.7 Расчет внутренней нормы доходности Расчет проводится   Расчет проводится Расчет проводится

Источник: составлено по (11, с.43-44)

Различие между методиками вытекает из того, что в каждом из них считается наиболее важным. В методиках МФК, ЕБРР и UNIDO большее внимание уделяется обоснованию экономической эффективности проекта, в методике МБРР — оценке ситуации на рынке, где действует или предполагает действовать предприятие, являющееся разработчиком проекта. (11)

Выбор конкретной методики разработки бизнес-плана, глубина и временной горизонт его проработки, вариантность закладываемых в него решений, объем, наличие прилагаемых документов и справок зависят от многих факторов. Среди них можно отметить:

- величину предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и специфику потенциального инвестора (его интересы, специализацию, психологию, опыт инвестирования, национальную принадлежность);

- является ли целью написания бизнес-плана получение банковского кредита (коммер­ческие банки не имеют единого подхода к разработке бизнес-планов и, почти каждый крупный банк старается разработать собственную методику, в ко­торую закладывает свои требования);

- разрабатывается ли бизнес-план для получения государственной поддержки в виде налоговых льгот, частичного финансирования из государственных источников, в форме гарантий Правительства по кредитам либо для преобразования государственных (арендных) предприятий (предприятие приватизируется);

- планируется ли вложить собственные средства в создание нового или развитие уже существующего бизнеса (разработается бизнес-план на основе глубоких маркетинговых исследований для внутреннего пользования, с учетом рисков, связанных с реализацией проекта и выводами о реальной эффективности планируемых инвестиций, а также разрабатывается модель проекта, которая позволит управлять проектом во время его реализации). (12)

На какой методике остановиться – американской, английской, немецкой или какой-то другой непринципиально. Важно, чтобы разработанный документ содержал обязательные разделы, в которых анализировались бы конкретные аспекты бизнес-плана, исходная и итоговая информация (показатели) были достоверными, обоснованными и базировались на документальных источниках и расчетах, а также чтобы он был полностью понятен тому кругу лиц, которым он будет представлен. (4)

Методика Организации по промышленному развитию ООН - методика ЮНИДО получила наибольшее распространение в России.

Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет при разработке бизнес плана не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящем для восприятия как западными, так и отечественными финансистами. Данная методика играет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент программных продуктов (компьютерных систем) для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО, например ProjectExpert, в основу которой положена данная методика по оценке инвестиционных проектов и методика финансового анализа, определенная международными стандартами IAS.

Организация по промышленному развитию, являясь подразделением Организации Объединенных наций, сама ведет работу как по совершенствованию и вопросам всемирного использования своей методики, так и ее реализации в форме компьютерных программ.

Результатом подобной деятельности стала компьютерная программа КОМФАР (COMFAR), созданная самой ЮНИДО и распространяемая на коммерческой основе.

Подход и методология ЮНИДО изложены в «Руководстве по подготовке технико-экономических обоснований промышленных проектов» (издание 2-е 1991 год).

Бизнес – план должен состоять из одиннадцати глав, подготовленных в соответствии с частью II Руководства, и в каждой из них следует дать подробный анализ и информацию в соответствии со следующими разделами:

- Глава 1 Резюме;

- Глава 2 Предыстория и основная идея проекта;

- Глава 3 Анализ рынка и стратегия маркетинга;

- Глава 4 Сырье и материалы;

- Глава 5 Место осуществления, строительная площадка и экологическая оценка;

- Глава 6 Инженерное проектирование и технология;

- Глава 7 Организация производства и накладные расходы;

- Глава 8 Людские ресурсы;

- Глава 9 Планирование и сметная стоимость работ по проекту;

- Глава 10 Финансовая оценка;

- Глава 11 Экономический анализ издержек и прибыли. (13)

Информационные связи между разделами бизнес-плана, согласно методики ЮНИДО, представлены на рисунке 5.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.