|
|||
Редьярд Киплинг (1865—1936).Редьярд Киплинг (1865—1936).
Киплинг первый ввел в литературу «человека действия» - солдата, чиновника, миссионера, этот тип героя заменил в его книгах авантюриста, искателя приключений, любителя дальних странствий, типичного героя приключенческих романов (анархиствующий бродяга найдет свое место в поэзии Киплинга, но свою свободу он принесет впоследствии на алтарь служения британской короне). Он разрабатывал колониальную тематику не в привычном экзотическом плане, он рисовал тяжкий совсем ни поэтичный труд тех, кто взялся нести «бремя белых». Киплинг работал журналистом и потому описывал факты предельно точно. Отсюда стык двух влияний в творчестве Киплинга: верность деталей и нереалистичность изображения (т.к. реальность сама по себе необычна). Для Киплинга героизм - не отличительная черта, а следствие необходимости приспосабливаться к условиям. Киплинг - создатель колониальной литературы. Жители колонии находятся под бременем белого человека, но это бремя приятно. В колониях - тяжелый, но почетный труд. Колония - не только экономический придаток, но это попытка перенести культуру, знания, технологический пргресс в другие страны. Колония должна быть за это благодарна. «Сила права». Сила на стороне белого человека, т.к. на его стороне наука, мышление. В прозе и лирике Киплинг продолжает Ницшеанские мотивы (сверхчеловек). Колониальный механизм - технология производства сверхлюдей. Если у Ницше сверхчеловек - абстрактная, недостижимая цель, то у Киплинга это вполне реальный особенный вид человечества в колониях, который стоит на пути к достижению этой цели. Киплинг нисколько не приукрашивал Индию, напротив, раскрыл – насколько это ему было дано – оборотную сторону этой «страны чудес». Писателя не могли не возмутить картины жуткой нищеты и бесправия местного населения. Доведенные голодом до отчаяния женщины напоминают высохшие скелеты. Они продают своих детей («На голоде»). Мальчик толкает свою сестру в колодец, чтобы избавить её от мучительной долгой смерти от голода («Маленькие Тобра»). Индийцы верят в колдовство, они - жертвы фанатизма («Возвращение имрея», «Дом Садху»). Как ни привлекательна была идея добровольного подчинения Востока Западу, которая впоследствии будет развита в известной «Балладе о Востоке и Западе», молодой Киплинг, считаясь с реальностью, должен был говорить о сопротивлении, которое оказывают местные племена англичанам. Английские солдаты должны учить «уму-разуму» непокорных индийцев - в этом заключен священный долг Запада по отношению к Востоку, и лишь отсталость и дикость мешает индийцам понять и оценить все благородство этой миссии. «Казарменные баллады» с их грубоватой задушевностью располагали массового читателя: они были написаны на его языке – языке улицы и казармы. Четкий ритм, интонация и форма стиха – подражание песне, частушке, маршу -- были понятны и близки, а Томми Аткинс (главный герой) был свой парень.Стихи Киплинга выделялись -- особенно на фоне символистских -- своим энергичным ритмом, подчеркнуто демократическим языком, простотой, звучностью. Специфика характера героя: стоицизм, гражданственность, чувство изолированности в чужой стране сочетание романтизма и натурализма. «Книга джунглей» - история о Маугли. Киплинг (умело использовал богатейший нетронутый материал туземных сказок и легенд, это придавало сказкам и «Книге джунглей» особую прелесть. «Все джунгли твои, и ты можешь убивать все, с чем в силах сладить. В чем закон джунглей? Прежде борись, а потом уж говори». «Твое дело только слушаться человека, который ведет тебя за узду и не задавать вопросов», - поучает новичка старый мул («Слуги ее величества»).
ЭСТЕТИЗМ. Эстетическое движение, или эстетизм— это европейское движение в литературе, изобразительном и декоративном искусствах, а также интерьерном дизайне в XIX веке, которое подчёркивало преобладание эстетических ценностей над этическими и над социальными проблемами. В 80-е годы в Великобритании эстетизм стал определенной нормой жизни, поведения, эпатажа посредственности и буржуазной ординарности. Эстетизм вызвал к жизни желание наслаждаться жизнью, открывать в ней красоту и удовольствия, создавать собственную мораль. Он провозглашал свободу во всем -- в жизни, в отношениях между людьми, в одежде, поведении, речи. Основателем английского эстетизма был профессор литературы Уолтер Пейтер. Он приравнивает всех живущих к ожидающим смертного приговора, срок которого неизвестен. Нужно провести это время как можно лучше. Нет «плохого» и «хорошего»: есть скучно и не скучно. Произведения эстетов претили викторианскому вкусу своей антиморализаторской и антисоциальной направленностью. Эстеты страдали от непризнания и в то же время гордились им, чувствуя себя оригинальными и избранными среди общего неодобрения.
|
|||
|