|
|||
Лекция 17. Неоромантизм и эстетизм рубежа XIX-XX веков.Стр 1 из 4Следующая ⇒ Лекция 17. Неоромантизм и эстетизм рубежа XIX-XX веков.
НЕОРОМАНТИЗМ.
Неоромантизм – направление в английской литературе, генетически восходящее к романтизму. Движение неоромантизма возникло как противопоставление викторианскому реалистическому роману. Характерные черты: неприятие действительности, сильная личность, духовно неукротимая, романтизм и максимализм чувства; страсти, напряженность фабулы, экзотика и.т.д. Неоромантизм - гибрид романтизма и реализма. В сюжете - воссоздание романтического героя и романтической атмосферы, но техника описания, место действия, авторская позиция - взяты из реализма. Жанры: беллетристика, повесть, сборники рассказов, объединенных одним героем (Шерлок Холмс), малые жанры. Внутренняя подача материала: роман-дневник, эпистолярный роман (в письмах). Цель - придать фиктивному повествованию достоверность. (Ватсон ведет биографию Холмса - документ, хоть и фиктивный). Герой - юноша, отвлеченный от жизни оптимист. Неоромантики тяготели к жанру приключенческого, авантюрного, «экзотического» романа, основы которого заложили Майн Рид и Ф. Kyпер. Наиболее ярко эти черты проявились в творчестве Р Л .Стивенсона (теоретик направления), Р.Киплинга, А.К.Дойла, Э.Л.Войнич - в некоторых произведениях Р. Роллана.
Роберт Льюис Стивенсон (1850 – 1894). Он первым выступил с проповедью неоромантизма. Прославленный автор "Острова Сокровищ", успел еще при жизни стать классиком в Англии. Любимец читателей всех возрастов, он – истинный родоначальник всей новейшей "литературы приключений". Стивенсон талантливо сочетал смелый полет фантазии с сильным, ясным и глубоким умом. Все произведения Стивенсона, полные драматических сцен, потрясающих событий и необычайных эпизодов, отличаются тем не менее поразительной жизненностью; они увлекают читателя не только напряженностью интереса, запутанностью остроумной интриги, но и захватывающим реализмом обстановки и действия. С детства увлекавшийся обширной литературой о морских пиратах и смелых авантюристах, Стивенсон и сам много странствовал, много видел, долго жил среди дикарей, изучая их своеобразный быт и нравы. Недаром критики говорят о Стивенсоне, что он "рассказал несказанное, описал неописуемое", – то есть умел красочно и реально рисовать такие картины и образы, которые у всякого другого писателя вышли бы бледными и туманными. Такие произведения, как "Черная стрела" и "Два брата", признаются даже на родине Вальтера Скотта высокими образцами исторического романа; они читаются с неменьшим интересом, чем классический "Остров Сокровищ", "Приключения Давида Бальфура", "Крушитель кораблей" и другие знаменитые морские романы Стивенсона. Но мировая известность Стивенсона основана не только на морских и исторических романах; он создал еще совершенно особый вид литературных произведений, возродил волшебные сказки старины, но в современном духе, на почве научного опыта и научно обоснованной фантазии. В применении теорий он нашел новый источник чудесного, могущий заменить воображаемые чудеса волшебных сказок. Такова повесть "Странная история доктора Джекиля", появление которой было целым событием в литературном мире. Таковы же и его "Новые арабские ночи", "Клуб самоубийц", "Принц Отто" и многие другие повести и рассказы.
|
|||
|