|
|||
Представление о времени.Представление о времени. Многие учащиеся начальной школы имеют неточные, искаженные представления о календарном времени, а их сведения об отдельных временных обозначениях поверхностны. Работа, направленная на заучивание названий и последовательности месяцев, дней недели, носит формальный характер и не способствует осознанию детьми длительности и необратимости времени, его смене и периодичности. В связи с этим необходима систематическая работа по формированию у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о времени. Доказано, что своевременное и адекватное формирование временных представлений и ориентировки во времени служат необходимой предпосылкой развития мышления и деятельности детей в целом. Использование пословиц о временах года и природных явлениях способствует совершенствованию представления о цикличности времени, закреплению знаний месяцев года, развитию и коррекции пространственно-временной ориентировки детей. Чтобы сложная система временных отношений могла быть четко осознана детьми, рекомендуется использовать календарь, отражающий в материальной форме цикличность месяцев года как единиц времени. Декабрь год кончает, зиму начинает. Месяц январь — зимы государь. Январь-батюшка год начинает, зиму величает. Январь — году начало, а зиме середина. Июль — макушка лета. В сентябре лето кончается, осень начинается. Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Представления младших школьников о каждом времени года достаточно адекватны, хотя остаются неполными и в большинстве случаев связаны с воспоминанием об определенной деятельности человека, характерной для данного времени года. Как показывает практика, наиболее трудным остается определение последовательности времен года. Формирование познавательной деятельности тесно связано с развитием понимания причинно-следственных связей. Осознание временных и причинно-следственных отношений зависит от конкретного содержания каждого временного эталона. Используя пословицы о природе, можно, с одной стороны, продолжить работу над установлением причинно-следственных связей в природе, а с другой — совершенствовать представления о смене времен года и их цикличности. Ниже подобраны пословицы, отражающие причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека и характерные для каждого сезона признаки. В этом задании детям предлагается догадаться, название какого времени года пропущено в пословице. Что в августе соберешь, с тем и ________________ проведешь. Весна дает цветы, а ____________ — плоды. Кто ______________ трудиться рад, будет осенью богат. ____________ без снега — лето без хлеба. Чем крепче зима, тем скорее ______________ . Увидал скворца, знай — ______________ у крыльца. Кто спит , плачет зимою. Худо , когда солнца нету. Каждый кустик ночевать пустит. солнце светит, да не греет. Одна ласточка _______________ не делает. Что летом родится, то _________________ пригодится. Земля _________________ отдыхает, а весной расцветает. Лето собирает, а _______________ поедает. Длинные сосульки к долгой ___________________. Лето со снопами, а ______________ с пирогами. Кто весной трудиться рад, будет _________________ богат. Что летом соберешь, то ________________ на столе найдешь
|
|||
|