|
||||
ПоловинкиСтр 1 из 6Следующая ⇒
Пословицы и поговорки в начальной школе Пословицу сказал — дорогу указал. По мнению психологов и педагогов, на успешность обучения ребенка в школе влияет много факторов. Важнейший из них — уровень развития устной и письменной речи, воздействие которого на успеваемость учеников неоспоримо. Именно речь — средство получения и выражения знаний — рано включается во все формы познавательной деятельности детей. Усвоенные слова существенным образом перестраивают чувственное восприятие мира, придают ему осмысленный, подлинно человеческий характер. В дошкольные годы большинство детей зачастую слышат разговорно-бытовую речь. Весь же процесс школьного обучения строится на литературном языке, но многие дети, придя в школу, не понимают пословиц, поговорок, фразеологизмов, так как мы, взрослые, все реже и реже используем их в своей речи. Тем самым у детей не развивается образное мышление, не в полной мере обогащается словарный запас, им сложно понимать речь, неподкрепленную конкретной ситуацией. Поэтому так важно в дошкольном и младшем школьном возрасте дать детям возможность слышать не только разговорно-бытовую речь, но и литературный язык. Пословицы — бесценное наследие нашего народа. Отметим примерный этап работы с пословицами: 1. внимательно прочитайте с детьми пословицу; 2. выясните лексическое значение непонятных и устаревших слов и подберите слово, используемое в настоящее время; 3. выясните смысл пословицы в целом: о чем она и чему учит; 4. определите, к какой тематической группе ее можно отнести (пословица о труде, дружбе, ученье, здоровье, качествах человека и т.д.); 5. предложите детям подумать, в какой житейской ситуации можно ее употребить. Ниже приведены игровые задания, в содержании которых используются русские народные пословицы, предназначенные детям младшего школьного возраста для исправления речевых нарушений и формирования школьно-значимых функций.
Половинки (задание на развитие словесно-логического мышления и установление причинно-следственных связей разной сложности). Дети, прочитав первую часть пословицы, должны подобрать к ней вторую. Игру можно усложнить, прочитав конец пословицы, предложив детям найти ее начало.
|
||||
|