Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Мамина родина.



Мамина родина.

К далёкому периоду истории, временам матриархата относится возникновение культа рода (воршуда) почитание прародительницы рода – матери. От её замужних дочерей образовывались новые родовые группы с тем же названием, потому, что они передавались по наследству по женской линии. В основе названия родовых групп лежат названия диких зверей, птиц, рыб, насекомых, растений. Все, что окружало древнего человека в Дикой природе. Каждый имел свой «ПУС» - родовой знак, тамгу, клеймо и своего идола – покровителя, изготовленного из дерева, глины, железа, бронзы, серебра, а иногда и из золота. С той поры осталась легенда Вятского края о «Золотой бабе». Все понятия о роде (воршуде) целиком сходятся с религиозными верованиями индуизма.

На сегодня у удмуртов учёными обнаружено и хорошо изучено 70 родовых семейств. Но изучая дореволюционные и даже довоенные списки названий поселений, обнаруживается, что их несколько сотен. В будущем есть поле деятельности любознательным исследователям, в числе которых оказался и я. Собирая материал по родословной своих предков, я решил побольше узнать про деда по материнской линии – Голубеве Архипе Андреевиче (1888 -1970г.г.), который прожил 82 года. Знал я только, что он родился в деревне Карашур-Пеки (Кор-Пеки). После долгих поисков в справочниках, эта деревня обнаружилась в Увинском районе Удмуртии в Ново-Мултанской стороне, как одно из старейших поселений, возникших в первой половине 18 века. В безлюдной таёжной глухомани на берегу ручья Корошур, впадающего в р. Арлеть, от чего одно время называлось Корошур-Пеки. Первопоселенцами были удмурты из д. Пеки-Жикья (Старые Пеки). Из нее потом выселились в Малые Пеки, Кор-Пеки, Максимовцы, Сидренки. В километре от деревни обнаружено городище, относящееся к 4 веку н.э. Деревня Старые Пеки располагалась на реке Ватасья, приток реки Ува. В 1938 голу во время сильного лесного пожара она полностью сгорела и перестала существовать, а в памяти народной стала называться Пеки-Погибели. Все эти «Пеки» оказались на территории поселений людей рода Жикья, племенного объединения «калмез». Судя по древнему археологическому памятнику (городище Пек-Жикья) данный род прибыл сюда из устья реки Белой в 1 тысячелетии н.э. с территории пьяноборской археологической культуры прикамских районов современной Удмуртии, юга Пермского края, северо-восточных районов Татарии – т.е. места формирования и жительства племенного объединения «калмез». Под натиском пришлых хакасских кочевых племен с востока, значительная часть калмезов отступила в бассейн реки Вятки, на Пижму, Кильмезь и их притоки. В составе переселившихся родовых групп была и Жикья. Основные поселения рода располагались в бассейне р. Кильмезь и притоку реки Вала, в Селтинском, Увинском, Вавожском, Можгинском районах и в бассейне реки Иж М-Пургинского района. В 16-17в.в. часть рода Жикья переселяется в Балезинский, Кезский, Дебеский районы, в Пермский край, в Башкирию.

Род Жикья считал своим тотемом чёрного дятла, удмуртское «Желна». В Увинском районе в Ува-Туклинской администрации существовала деревня Пекшур – переводится «река Пеков». Многие названия родов (воршудов) с удмуртского не переводятся, может быть это был утраченный язык «Чуди». Многие родовые объединения имели в своём составе ещё маленькие семейные группировки. Так случилось и с «Пеками» в родовой группе Жикья. Все родовые кланы хранили в священных местах свои божества, сделанные из дерева, глины, меди, серебра. Попытка расшифровать название «Пек» с десятком угро-финских словарей, не удалась. На венгерском «Пек» - паук, на коми-пермяцком – «икра». Вразумительную разгадку этого слова, на мой взгляд, я нашёл в далёкой Эстонии, среди особой малочисленной народности «Сету» (всего около 300 человек), они в особых амбарчиках хранили идолов «ПЕКО», изготовленных из воска. Им придавали образ ребёнка или в виде головы телёнка, окрашенного краской. Вокруг божества водили хоровод и пели: «Пеко» - наше божество, защити наши стада, сохрани лошадей, сбереги хлеба».

Китайцы свою столицу называют «Священный небесный город».                            – Пек ин. «Ин» с удмуртского – небо, возможный перевод: «Небо святого Пека».

Из истории мы знаем о существовании в прошлом больших племён: киммерийцев, скифов, сарматов; в новой эре они начинают дробиться. Скажем, удмурты подразделились на «Ватка» и «Калмез». Но с развитием этнографической науки выяснилось, что оказывается, они подразделяются ещё на десятки родов: Эгра, Можга, Жикья и т.д., и каждый род имеет в себе ещё несколько семейных кланов, не успевших развиться до воршудного рода, как произошло с «Пеками».

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.