Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Список использованной литературы



Декабрь

Тема занятия Приемы и методы Программное содержание Материалы
1. «Зимушка-зима!» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры. 1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание гладкого и ребристого карандаша между ладонями). Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Снегопад в лесу». (На трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты). Цель: учить детей из ваты катать круглые предметы круговыми движениями между ладоней шарики. 3. Пальчиковая игра «Пирог» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. - гладкие и ребристые карандаши; - трафарет зеленой елки из бархатной бумаги, комочки ваты; - иллюстрации на тему «Зима».
2. «Зайка беленький сидит» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу). Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Прыгают зайцы»- кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности манной крупы, двигаясь в разных направлениях. Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. 3. Пальчиковая игра «Зайка беленький сидит» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. - гладкие и ребристые карандаши; - контейнер с манной крупой; - игрушка зайчика.
3. «Зимние забавы» - игры-экспериментирования с предметами и материалами.   1. Игра «Снежинка» Цель: выкладывание снежинки из палочек по контуру. 2. Игра «Снегопад в лесу» (на трафарете зеленой елки из бархатной бумаги разложить комочки ваты). 3. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. - белая бумага; - трафарет зеленой елки из бархатной бумаги, комочки ваты; - контур снежинки на листе, счетные палочки.  
4. «Снегопад» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Игра «Снежные хлопья» - отрывание маленьких кусочков белой бумаги. 2. Пальчиковая игра «Снегопад» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. - белая бумага; - иллюстрации на тему «Зима».  
5. «Погреем пальчики»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук. 2. Игра «Манный ветер» (дыхательное) Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. 3. Пальчиковая игра «Погреем пальчики» Цель: развивать мелкую моторику рук, умение воспроизводить движения в соответствии с текстом. - прищепки; - контейнер с манной крупой; - коктейльные трубочки.
6.  «В лесу родилась елочка»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж «Покатай, покатай». (Катание карандаша по столу). Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Новогодняя елка». Цель: учить детей лепить круглые предметы, скатывая круговыми движениями ладоней шарики. Формировать контроль за мышечными ощущениями. Отрабатывать ритмичность в выполнении действий (сильно, слабо надавливание указательным пальцем на шарик). 3. Пальчиковая игра «Елочка». Цель: развивать мелкую моторику; учить воспроизводить движения пальцем в соответствии с текстом. - гладкие и ребристые карандаши; - изображение елочки на листе А4 и пластилин; - иллюстрация елочки.
7.  «Бусы на елку»   - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Игра «Собери бусы на елку» - нанизывание бус на нитку. 2. Мозаика «Бусы на елку» - выкладывание ряда из мозаики. 3. Пальчиковая игра «Пальчики сцепляются – елка получается» 4. Пальчиковая игра «Большие и маленькие шары» Цель: развивать мелкую моторику. - д/и «Собери бусы на елку»; - д/и «Мозаика»; - игрушка новогодняя елочка.  
8. «Новогодние подарки»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики». Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук. 2. Игра «Чудесный мешочек» - новогодний подарки для зверей (белочке, зайчику, ежику) Цель: развивать исследовательские действия путем вынимания предметов на ощупь (из мешочка). 3. Пальчиковая игра «Подарки». Цель: развивать мелкую моторику рук. - резиновые мячики; -д/и «Чудесный мешочек», животные.

Январь

Тема занятия Приемы и методы Программное содержание Материалы
1. «Белые снежинки» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Массаж «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 2. Игра «Снежки». Изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «Белые снежинки». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - лист белой бумаги; - гладкие и ребристые карандаши.  
2. «Веселый снеговик» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий мяч». Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость. 2. Дидактическая игра «Веселый снеговик». Цель: учить составлять целое из 3 частей, развивать координацию кистей рук. 3. Пальчиковая игра «1,2,3,4 мы с тобой снежок лепили». Цель: продолжать работать над развитием мелкой моторики. - д/и «Веселый снеговик»; - массажные мячики.
2. «Строители» - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра. 1. Игра «Лепим снежки большие и маленькие» - сминаем бумагу в комочки и катаем их между ладонями. 2. Игра «Манный ветер» (дыхательное) Цель: научить детей управлять вдохом-выдохом. Детям предлагается подарить пожелание песочной стране, «задувая его в песок» с помощью трубочки, можно также выдувать углубления, ямки на поверхности песка. 3. Пальчиковая игра «Строители» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. - белая бумага; - контейнер с манной крупой; - коктейльные трубочки.
4. «Мы во двор пошли гулять» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1.Массаж пальчиков с прищепками. Игра «Чудо - прищепки» Цель: развивать мелкую моторику пальцев и рук. 2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. - прищепки; - контейнер с манной крупой.
5. «Семья»   - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Игра «Помоги малышу найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику). 2. Игра «Сложи картинку» из 2-х, 3-х частей. Цель: развивать мышление, внимание. 3. Пальчиковая игра «Семья». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - иллюстрации на тему «Моя семья»; - на листе А4 нарисованный домик и дорожка к нему; -д/и «Сложи картинку».  
6. «Мой дом»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра. 1. Массаж «Покатай, покатай» - катание гладкого и ребристого карандаша между ладошками. 2. Игра «Кто это?» - использовать фигурки пальчикового театра. Цель: учить называть имена родителей. 3. Пальчиковая игра «Мой дом» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. - гладкие и ребристые карандаши; - фигурки пальчикового театра.
7. «Мои игрушки»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки. 2. Игра «Чудо-прищепки». (солнышко, ежик, цыпленок). Цель: развивать мелкую моторику рук. 3. Пальчиковая игра «Игрушки». Цель: развивать соотношения движения рук. - д/и «Чудо-прищепки»; - иллюстрации на тему «Игрушки».
8. «Мишка косолапый»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; -пальчиковая игра.   1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику. 2. Игра «Идут медвежата»- ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на манную крупу. 3. Пальчиковая игра «Мишка косолапый» Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. - грецкие орехи; - контейнер с манной крупой; - игрушка медвежонок.

Февраль

Тема занятия Приемы и методы Программное содержание Материалы
1. «Птички» - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Игра «Угощение для птиц» - сортировка семян. Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев. 2. Мозаика «Цыплятки бегут за курочкой», «Цыплятки вокруг курочки» Цель: развивать мелкую моторику рук. 3. Пальчиковая игра «Ой, летали птички». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - семечки тыквы и подсолнуха; - д/и «Мозаика»; - иллюстрации на тему «Птицы».  
2. «Мишке холодно зимой» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков мячиком ежиком «Этот мячик не простой» Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев. 2. Игра «Чтоб Мишке было теплее». Цель: учить мелко, рвать бумагу, потом засыпать Мишку - «В берлоге». 3. Пальчиковая игра «Есть у каждого свой дом». Цель: развивать координацию общих движений. - массажные мячики; - белая бумага; -игрушка медвежонок.
3. «Помощники» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Помоги котику найти дорожку к домику». (Пальчиком провести дорожку к домику). Цель: развивать координацию рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. 3. Пальчиковая гимнастика «Помощники». Цель: развивать общую координацию движения. - гладкие и ребристые карандаши; - на листе А4 нарисованный домик и дорожка к нему.  
4. «Ладушки-ладошки» - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. 3. Пальчиковая игра «Ладушки-ладошки» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки; - скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением.
5. «Защитники Отечества»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры. 1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки. 2. Игры «Солдатики» Выкладывание палочек в ряд. 3. Пальчиковая игры «Аты-баты шли солдаты» Цель: развивать мелкую моторику рук. - иллюстрации на тему «Защитники Отечества»; - счетные палочки; - прищепки.
6. «Машина»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры. 1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Машина едет»- маленькой машинкой ребенок «едет» по поверхности манной крупы, двигаясь в разных направлениях. Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения. 3. Пальчиковая игра «Машина» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - колечки для массажа; - контейнер с манной крупой; -маленькие машинки.  
7. «Строим дом»   - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Игра «Строим дом» с использованием геометрических фигур. Цель: учить составлять дом из 2 частей, развивать координацию кистей рук. 2. Игра «Следы к дому» (на манке ставить пальчиками точки). Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. 3. Пальчиковая игра «Строим дом» Цель: развивать мелкую моторику рук. - иллюстрации на тему «Наш дом»; -д/и «Строим дом»; - контейнер с манкой.
8. «Мебель»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Что это? – разглаживание скомканных в шарики листов бумаги с контурным изображением мебели. Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук, внимание. 3. Пальчиковая игра «Мебель» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - гладкие и ребристые карандаши; - скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением. - иллюстрации на тему «Мебель».

Март

Тема занятия Приемы и методы Программное содержание Материалы
1. «Моя любимая мама» - пальчиковые игры; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - самомассаж рук.     1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Чья мама?» Цель: расширять первоначальные знания детей о домашних животных. 3. Игра «Кто это? - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. 4. Пальчиковая игра «Семья» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - колечки для массажа; -д/и «Чья мама?»; - скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением животных.
2. «Бусы для мамы» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков и перебирание бус. «Игра с бусами». Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Бусы для мамы». Цель: развивать мелкую моторику рук; развивать соотношение движений рук, хватанию; формировать навыки действия со шнуром. 3. Пальчиковая игра «Помощники» Цель: развивать моторику пальцев рук. - иллюстрации на тему «Мамины помощники»; - д/и «Бусы».
3. «Весна-красна!» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж рук «динь-дон». 2. Игра «Солнышко» - выкладывание палочек по контуру. 3. Игра «Кто скоро проснется после зимней спячки?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. 4. Пальчиковая игра «Солнышко лучистое». Цель: развивать общую координацию движения. - иллюстрации на тему «Весна»; - лист А4 с нарисованным контуром солнышка, счетные палочки; - скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением примет весны.
4. «Подснежник» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж «Колечко, колечко». Надевание и снимание колечка. Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Цветочек» - выкладывание из цветных крышек по контуру. Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. 3. Пальчиковая игра «Подснежник» Цель: развивать общую координацию движения. - иллюстрации на тему «Весна»; -цветные крышки, трафарет цветочка; - колечки для массажа.  
5. «Чудесный мешочек»   - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Игра «Что у кого?» - разглаживание бумажных комочков с контурными изображениями. 2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять». Цель: развивать мелкую моторику рук; учить выполнять движения в соответствии с текстом. - скомканные в шарики листы бумаги с контурным изображением; - манка.
6. «Веселая мышка»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков грецким орехом «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику. 2. Игра «Подарок для мышей и мышат». (Сортировка семечек тыквы и подсолнуха) Цель: развивать мелкую моторику рук и пальцев. 3. Пальчиковая игра «Веселая мышка». Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - игрушка мышка; -грецкие орехи; - семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки.  
7. «Весенняя капель»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки. 2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки). Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. 3. Пальчиковая игра «Весенняя капель». Цель: развивать мелкую моторику пальцев. - иллюстрации на тему «Весна»; - прищепки; - контейнер с манкой.
8. «Сидит белка на тележке»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж грецким орехом игра: «Катилась торба». Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Закрути крышку» - закручивание пробок на пластмассовых бутылках. Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. 3. Пальчиковая игра «Сидит белка на тележке» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - игрушка белочка; -грецкие орехи; -цветные крышки.    

Апрель

Тема занятия Приемы и методы Программное содержание Материалы
1. «Смотрит солнышко в окошко» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж. Катание карандаша между ладошками. Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Солнце светить ярко-ярко». (выложить из спичек лучики вокруг желтого кружка). Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. 3. Пальчиковая игра «Солнышко». Цель: развивать мелкую моторику рук. - иллюстрации солнышка; - гладкие и ребристые карандаши; - лист А4 с нарисованным контуром солнышка, счетные палочки.  
2. «Капают капели»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж с прищепками. Цель: учить детей расстегивать и застегивать прищепки. 2. Игра «Следы от капели» (на манке ставить пальчиками точки). Цель: развивать мелкую моторику пальцев и ритмично ставить точки указательным пальцем. 3. Пальчиковая игра «Капают капели» Цель: развивать мелкую моторику рук. - иллюстрации на тему «Весна»; - прищепки; - контейнер с манкой.  
3. «Плывет, плывет кораблик» - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков карандашами «Дровишки» - катание карандаша между ладошками по всей длине пальчиков. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 2. Игра «Плывет, плывет кораблик». (На манке провести волну пальчиками). Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «Кораблик». Цель: развивать мелкую моторику рук. - иллюстрация кораблика или игрушка; - гладкие и ребристые карандаши; - контейнер с манкой.  
4. «Ежик»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков мячиком ежиком. Игра «Колючий ежик». Цель: развивать мелкую моторику рук, ручную умелость; формировать навыки выразительности, пластичности движений. 2. Игра «Ежики и ежата». (Втыкание спичек в большой и маленький пластилиновый комочек). Цель: совершенствовать мелкую моторику пальцев и рук; развивать зрительное внимание и пространственную ориентацию. 3. Пальчиковая игра «Ежик» Цель: развивать мелкую моторику рук. - иллюстрация «Ежик и ежата»; - массажные мячики; - пластилин и спички.
5. «Майский жук»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков. Игра «Катание бусинок». Цель: учить детей катать бусинки по очереди каждым пальчиком. 2. Игра «Сложи картинку» - из 2-х, 3-х частей. Цель: развивать мышление, внимание. 3. Пальчиковая игра «Майский жук» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - иллюстрация поляны с жуками; - бусинки; - д/и «Сложи картинку».
6. «На лужок»   - самомассаж рук; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Массаж пальчиков с резиновым мячиком. «Непослушные шарики». Цель: развивать ловкость движений пальцев и кисть рук. 2. Игра «Сокровище» - в контейнере с манкой находить различные камушки, пуговицы. Цель: развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «На лужок» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - иллюстрация поляны с цветами; - массажные мячики; - контейнер с манкой, камушки.  
7. «Зернышко»   - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - пальчиковые игры.   1. Игра. Пересыпание крупы ложкой из одной мисочки в другую. Цель: развивать мелкую моторику рук. 2. Игра «Посыпаем дорожку». Цель: учить детей посыпать тремя пальчиками песок (крупу), развивать мелкую моторику пальцев. 3. Пальчиковая игра «Зернышко» Цель: развивать общую координацию движений, учить выполнять движения в соответствии с текстом. - семечки тыквы и подсолнуха, мисочки, ложки; -контейнер с манкой.  
8. «Наши яркие цветы»   - пальчиковые игры; - игры-экспериментирования с предметами и материалами.   1. Игра «Красивый одуванчик» (Втыкание спичек в пластилиновый комочек). 2. Пальчиковая игра «Наши яркие цветы». 3. Коллективная работа «Весенний луг» - небольшие цветные листочки бумаги смять, крепко сжать в кулаке, скатать между ладошками и приклеить на общий зеленый фон. - пластилин и спички; - большой лист бумаги зеленого цвета, цветные салфетки, клей.

Список использованной литературы

 

1. Г. Агаян, «Мы топали, мы топали!» пальчиковые игры для маленьких. Издательство «Карапуз» 2004 год.

2. Т. Бардышева, «Разговорчивые пальчики». Издательство «Карапуз» 2002 год.

3. Борисенко М.Г., Лукина Н.А. Наши пальчики играют (развитие мелкой моторики). – СПБ: Паритет, 2002.-140с.

4. Играем пальчиками и развиваем речь. Издательство «Флокс», автор А.Е. Белая, В.И. Мирясова.

5. Играем с пальчиками. Издательство «Эскимо», автор А.Ю. Соколова 2002 год.

6. Кислинская Т. «Гениальность на кончиках пальцев». - М.: «Генезис», 2008

7. О. Крупенцук, «Тренируем пальчики» - развиваем речь. Издательство 2011 год.

8. Новикова О. Веселые пальчиковые игры, Москва-Санкт-Петербург, из-во «Сова», 2005г.

9. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

10.Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПБ: 2007.-217с.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.