|
|||
Особенности программыОсобенности программы Игры с пальчиками – это, не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза», имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Пальчиковые игры помогают взрослому быстро и легко привлечь к себе внимание ребенка, найти контакт с ним, расположить его к себе, вызвать интерес и желание играть вместе. Данные игры помогают развивать эмоциональную сферу ребенка, дают возможность знакомить с основными видами эмоций, способами их проявления. Для снятия отрицательного эмоционального состояния ребенка пальчиковые игры лучше использовать в парном взаимодействии «педагог-ребенок» (по типу игры «Сорока-ворона кашу варила»). Развитие рук находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка. Уровень развития мелкой пальцевой моторики и координации движений рук- один из показаний интеллектуального развития и, следовательно, готовности к обучению к школе. Развитие движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Чем выше его двигательная активность, тем он лучше развивается. Потому, начиная с самого раннего возраста, развитию общей и мелкой моторики ребенка необходимо уделять особое внимание. Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя и общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Для этого необходимы пальчиковые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развивать согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение: 1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был?». «Этот пальчик хочет спать». «Этот пальчик дедушка». 2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Например. «Пальчики здороваются», «распускается цветок». 3. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»). С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. И выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. Например, пальчиковое упражнение «Колечко». 4. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). Например: «Помоем руки под горячей струей воды», «Надеваем перчатки». 5. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. Например, такие упражнения, как «Бабочка», «Цыпленок», «Петушок», «Собака», «Кошечка» и так далее. Работая с детьми раннего возраста и изучая их физиологические и психологические особенности, я пришла к выводу, что большое значение нужно уделять развитию мелкой моторики руки у младших дошкольников. Я поняла, что в педагогический процесс работы с малышами, как можно чаще нужно включать пальчиковые игры во все виды деятельности. Стараюсь использовать не только в НОД, но и во всех режимных моментах (в утренней гимнастике, в физкультминутках, в воспитании культурно-гигиенических навыков (при умывании и мытье рук, при одевании на прогулку, на прогулке, с свободной деятельности). Например, такие пальчиковые игры как «Водичка-водичка», «Кран откройся», «Хлюп-хлюп ручками», «Мыло прыгает, как блошка», «Жил был Алёшка», «Руки спрячем в рукавички», «Кошка ходит без одежки». Благодаря этим играм у детей снижается тонус и уменьшается напряжение пальцев, повышается работоспособность. Итак, какие методы и приёмы воспитатель применяет, используя в своей работе пальчиковые игры. Формы работы: - пальчиковые игры; - игры-экспериментирования с предметами и материалами; - самомассаж рук. Методы: - разучивание потешек; - использование атрибутов к пальчиковым играм; - применение пальчиковых игр в познавательной, художественно-речевой, музыкально-театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга. Приёмы: - постукивания подушечками пальцев; - растирание; - поглаживание основания пальцев; - круговые движения по ладоням; - лёгкий массаж предплечья. Необходимые материалы и оборудования: - резиновые игрушки, мячики (ежи); - бусы, шнуровки, мозаика, прищепки, счетные палочки, спички; - различные материалы: пластичные (тесто, пластилин), сыпучие (крупы, бобовые, песок, семечки); - фигурки пальчикового театра и др. - картотека пальчиковых игр; - картотека художественного слова (стихи, загадки); - фонотека (классические произведения, детский репертуар). Этапы разучивания игр: · Взрослый сначала показывает игру малышу сам. · Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка. · Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст. · Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст. · Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает. Рекомендации: · Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони. · Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки и игрушки. · Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка. · Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе. · Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др. · Используйте максимально выразительную мимику. · Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста. · Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми. · Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
|
|||
|