Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вопросы для самопроверки. Библиография



Вопросы для самопроверки

· Определение умственной отсталости.

· Основные образовательные потребности детей с нарушением интеллекта

· Система работы по развитию сенсорных процессов у детей с нарушением интеллекта.

· Основные направления работы по ознакомлению с окружающим миром у данной категории детей.

· Система работы по формированию мыслительной деятельности детей с нарушением интеллекта.

· Особенности работы по формированию элементарных математических представлений в дочисловой период.

· Основные направления работы по формированию речевой деятельности детей с нарушением интеллекта.

· Обучение грамоте детей с нарушением интеллекта в рамках дошкольного учреждения.

Библиография

1. Баряева, Л.Б. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников (с проблемами в развитии) [Текст] / Л.Б. Баряева – С.Пб., 2002. — 479 с.

2. Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта [Текст] / Е.А.Екжанова, Е.А. Стребелева – М., 2003. – 134 с.

3. Катаева, А. А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст] / А.А. Катаева, Е. А. Стребелева - М., 1998. — 208 с.

4. Стребелева, Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии [Текст] / Е.А. Стребелева – М., 2001. – 210 с.

Социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие детей с нарушением интеллекта

План лекции:

1. Социальное развитие и воспитание детей с нарушением интеллекта.

2. Игровая деятельность детей данной категории.

3. Трудовое воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида.

4. Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность; ознакомление с художественной литературой; обучение изобразительной деятельности; конструирование.

5. Физическое развитие и физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

Содержание лекции

Социальное развитие является одним из приоритетных направлений коррекционно-педагогического обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта. Содержание данного раздела включает следующие блоки психолого-педагогической работы с детьми: концентр «Я сам»; концентр «Я и другие»; концентр «Я и окружающий мир».

Авторы программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта» считают основой процесса социализации ребенка развитие у детей представлений о себе. С них начинается приобщение ребенка к социальному миру и построение отношений с другими людьми. Содержание работы по концентру «Я сам» включает в себя формирование у ребенка зрительного образа «Я», формирование позитивного представления о себе, выделение у себя положительных личностных качеств. В процессе социального воспитания детей данной категории необходимо организовывать социальный опыт каждого ребенка, фиксировать его в беседе с использованием зеркала, фотографий, в различных видах детской деятельности (общении, игровой, изобразительной, музыкальной, театрализованной, элементарно-трудовой). Важную роль в формировании этих понятий могут сыграть сказки, которые на доступном детям материале раскрывают смысл человеческих взаимоотношений, несут в себе социально-эмоциональный опыт многих поколений людей, рассказывают о препятствиях, которые встречаются в жизни людей, и о способах их преодоления.

Содержание работы концентра «Я и другие» направлено на формирование у детей представлений о близких людях, развитие сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В работе большое внимание уделяется умению каждого ребенка участвовать в коллективных видах деятельности (игра, продуктивные виды деятельности, музыкальная и театрализованная), создаются условия для появления таких качеств личности, как самооценка и самоконтроль.

Концентр «Я и окружающий мир» включает в себя задачи, направленные на формирование у детей интереса к предметному миру; к явлениям и изменениям природы. Важной задачей является подведение детей к пониманию взаимозависимости деятельности человека от природных условий.

Программное содержание занятий по данному концентру включено в подраздел «Ознакомление с окружающим», в этом подразделе программы указаны задачи обучения, коррелирующие с социальным воспитанием. Занятия носят комбинированный характер, особое внимание уделяется использованию дидактических игр и упражнений.

Игровая деятельность имеет большое значение для социально-эмоционального развития ребенка. До конца дошкольного детства она выполняет ведущую роль в психическом развитии ребенка. Высшей стадией развития игры в детском возрасте является сюжетно-ролевая игра, которая удовлетворяет психологические потребности ребенка — быть как взрослый. Играя, дошкольник примеряет на себя различные социальные роли, начинает представлять свои действия в обобщенном, символическом виде. В детской игре присутствует три вида замещения – замещение предметов (предметы-заместители), замещение позиции (социальная роль), замещение ситуации (она становится воображаемой). Для детей с нарушением интеллекта наиболее доступным является предметное замещение, в процессе которого происходит перенос значений с одного предмета на другой. Как правило, умственно отсталые дети, поступающие в дошкольное учреждение, не умеют играть. Они бесцельно манипулируют игрушками, сюжет отсутствует или крайне беден, содержанием игры являются действия с предметами, а не деятельность и взаимоотношения людей.

Работа по развитию игровой деятельности у умственно отсталых детей строится поэтапно. Сначала привлекают внимание детей к разнообразным игрушкам, обучают действиям с ними. Для этого, на занятиях проводится обыгрывание различных игрушек (рассматривание, выполнение с ними различных действий, называние).Особенное отношение вырабатывается к кукле, как заместителю человека. После первичного знакомства с игрушками, обучают различным действиям с ними. Действие считается сформированным, если ребенок способен воспроизвести его на другом объекте и начинает переносить в свободную деятельность. Параллельно идет объединение изученных действий в простейшие игровые цепочки. Сформированные игровые навыки должны переноситься в свободную игру. Для этого в группе необходимо скомпоновать игрушки по игровым темам (квартира, гараж, конструктор). С самого начала работы необходимо учить детей сопровождать игровые действия речью, мимикой, выразительными жестами.

Уже на первом году обучения проводится работа по введению в игру предметов-заместителей и воображаемых предметов. Прежде всего, ребенка подводят к пониманию функции замещения. Для этого учат многообразному использованию различных предметов в игре (кубик это – мыло, утюг, печенье, столик). В дальнейшем происходит переход к ролевой игре. Все ролевые действия по своей природе двойственны и включают действия самого ребенка и действия другого человека. Это раздвоение сложно для осознания умственно отсталыми детьми. Поэтому к ролевой игре они могут прийти только с помощью взрослого. Сначала для обыгрывания предлагаются роли близкие по содержанию (мама, папа, бабушка, воспитатель). В конце обучения - более обобщенные (шофер, продавец, строитель).

К каждому новому игровому сюжеты проводится подготовительная работа, которая включает: экскурсии-показы; обсуждение специфических свойств и нравственного аспекта роли; внесение или изготовление атрибутов, игрушек; обогащение сюжета (дидактические игры, рисование, рассматривание иллюстраций по теме игры и др.); работа над речевым планом игры.

Еще одним видом деятельности, в процессе которого происходит активное развитие социальных навыков ребенка является труд. Трудовое воспитание включает в себя становление практических действий детей, которые осуществляются в процессе формирования навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков. Основными видами труда, используемого в работе с умственно отсталыми дошкольниками являются: самообслуживание, ручной труд, хозяйственно-бытовой труд и труд в природе. Занятия ручным трудом направлены на развитие умственных и практических действий. Дети знакомятся с разнообразными свойствами и качествами предметов, овладевают способами обработки различных материалов, познают их области применения в повседневной и эстетическо-художественной деятельности. На занятиях происходит формирование представлений детей о труде взрослых, воспитывается уважение к результатам собственного труда.

Хозяйственно-бытовой труд охватывает области взаимодействия детей с живой и неживой природой. Дети учатся заботиться о своем ближайшем окружении, следить за чистотой, за своим внешним видом. Наблюдая за растениями и животными, дети овладевают навыками ухода за ними, охраны и сохранения живой природы. Труд детей с нарушением интеллекта имеет специфику. Он несет не производственные, а воспитательные функции (то есть непроизводителен), тесно связан с игрой, трудовые поручение даются с учетом возможностей детей (медлительность, нарушения моторики, координации движений)

Требованиями к трудовому воспитанию детей с нарушением интеллекта являются: доступность цели деятельности; возможность наглядно представить ее результаты; формирование социально-значимых мотивов деятельности; развитие умения планировать работу.

В качестве методов трудового воспитания используются совместные действия, действия по подражанию, поэлементный показ, действия по образцу, словесная инструкция, самостоятельное выполнение. Формы трудового воспитания в ДОУ: поручение, дежурство, коллективный труд.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта. В данном разделе рассматриваются следующие виды детской деятельности: музыкальное воспитание и театрализованная деятельность; ознакомление с художественной литературой; эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

Музыкальное воспитание в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида находится в тесной связи с общими задачами коррекции и компенсации познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта, решая их специфическими средствами педагогического воздействия, направленными на формирование восприятия музыки, вокально-интонационное развитие голоса, развитие ритма речи и ритмичности движений. Программой выделяются следующие виды музыкальной деятельности: слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения и танцы, игра на элементарных музыкальных инструментах, театрализованная деятельность.

· Слушание музыки способствует развитию эмоциональной сферы, слухового внимания и слухового восприятия, музыкальности.

· Пение (подпевание) стимулирует речевую деятельность, развивает внимание, способствует развитию запоминания; формирует певческие навыки, музыкально-слуховые представления.

· Музыкально-ритмические движения и танцы способствуют развитию внимания, элементов произвольной деятельности, координации движения, развитию ритмического чувства.

· Игра на элементарных музыкальных инструментах способствует развитию слухового и музыкального восприятия, чувства музыкального ритма, умению взаимодействовать и сотрудничать с другими детьми.

Театрализованная деятельность помогает детям раскрыть себя, способствует становлению Я-концепции, раскрытию своих возможностей среди сверстников, учит взаимодействовать с ними, позволяет формировать элементы произвольности.

Ознакомление с художественной литературой имеет значение для всестороннего развития ребенка. Одной из отличительных особенностей, характеризующих всех умственно отсталых детей, является то, что они совсем не хотят и не умеют слушать сказки, не проявляют интереса к слушанию текстов. В то же время известно, что нормально развивающийся ребенок на втором году жизни уже интересуется текстами сказок и потешек, слушает сказки и рассматривает книги с иллюстрациями, отдает предпочтение некоторым произведениям. Перед педагогами, работающими с умственно отсталыми детьми, стоит сложная задача сформировать у детей интерес, а потом и потребность слушать художественные произведения.

Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства является одной из центральных линий эстетического воспитания. Детей знакомят с произведениями изобразительного искусства, формируют умение видеть прекрасное в предметах окружающей природы, жизни и быта людей.

Изобразительная деятельность занимает в дошкольном возрасте ведущее место наряду с игровой. Изобразительная деятельность имеет моделирующий характер, помогает ребенку упорядочить и зафиксировать знания об окружающем мире. Одно из значений изобразительной деятельности заключается в том, что она мобилизует познавательные возможности ребенка, учит его ориентироваться в окружающем мире, а также преобразовывать его. Кроме того, изобразительная деятельность является первой продуктивной деятельностью ребенка.

В обучении умственно отсталых детей используются следующие виды продуктивной деятельности: лепка, аппликация, рисование. В связи с тем, что у детей с нарушением интеллекта отсутствует готовность к изобразительной деятельности (нет понимания смысла рисования, отсутствуют технические умения, наблюдаются неадекватные действия с предметами рисования и т.д.), в обучении выделяется подготовительный период, который длится 3-4 месяца. За это время у детей формируется интерес и положительное отношение к самой деятельности и ее результату, понимание, что рисунок, лепка, аппликация–отражение реальных предметов, привлекается внимание к изображению знакомых предметов и событий жизни, вызывается желание самим создавать изображение. Собственно изобразительных задач в этот период не ставится. Дети обыгрывают различные игрушки, предметы, которые впоследствии будут предлагаться для изображения, подбирают рисунки, аппликации к реальному предмету, развивают сенсорные процессы, осваивают изобразительный словарь.

Основной период начинается примерно со второго полугодия и здесь дети начинают принимать участие в создании изображений. Методами работы выступают:

· обыгрывание предметов, предлагаемых для изображения;

· изображение одного и того же предмета различными видами изобразительной деятельности;

· использование поделок и конструкций из глины в качестве объектов для изображения;

· включение поделок и рисунков в игру.

Кроме того, дети учатся обследовать предмет перед изображением (ощупывание перед лепкой, обведение по контуру перед рисованием). Занятия строятся комбинированно, каждое из них включает обыгрывание предметов и их свойств; обучение технике изображения; процесс выполнения изображений.

Лепка является основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталых детей на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины, формирует способы обследования предметов и выделения их формы (при ощупывании).

Аппликация позволяет увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, создает условия для формирования целенаправленной деятельности, развития общих интеллектуальных умений.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру, развивает восприятие, зрительно-двигательную координацию, перцептивно-моторные умения, образную сферу. В процессе рисования формируются элементы учебной деятельности (умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, элементарная самооценка), нормализуется поведение ребенка, развивается самостоятельность.

Содержание занятий по изобразительной деятельности тесно связано с задачами обучения игре, социальным развитием, тематикой занятий по ознакомлению с окружающими миром и развитием речи.

Конструирование также значимый вид деятельности для развития ребенка с нарушением интеллекта. Конструирование способствует развитию образного, схематического мышления, формированию представлений о целостном образе предмета, о пространственных отношениях предметов, позволяет развивать моторику, элементы предметно-игровой деятельности. У детей с нарушением интеллекта отмечаются сложности формирования конструктивных умений. У них отсутствует интерес к конструированию, они не способны продуктивно действовать со строительным материалом, часто используют его неадекватно.

В обучении конструированию выделяются подготовительный и основной периоды работы. В процессе подготовительного периода дети сами не строят, только наблюдают, как это делает взрослый. Дети подражают взрослому, помогают ему создавать простейшие постройки из кубиков, палочек, играют с этими конструкциями, обозначают их словом. Педагог подводит детей к пониманию того, что постройки отражают реальные предметы, стимулирует строительные игры детей в свободное время, проводит разнообразные упражнения по сенсорному воспитанию, знакомит с разными способами моделирования предмета, постепенно вводит термины пространственного словаря. Подготовительный период заканчивается, когда у детей появляется желание строить самим.

Основными видами виды работ, использующихся в процессе обучения конструированию детей с нарушением интеллекта являются: непредметное конструирование, конструирование по объемному и графическому образцу, конструирование по условию, конструирование по представлению, работа с разрезными картинками и сборно-разборными игрушками, конструирование по схеме-плану и др.

Физическое развитие и физическое воспитание детей с нарушением интеллекта. Раздел «Здоровье»

Физическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта имеет особенности, которые связаны с тотальным недоразвитием коры головного мозга, с нарушениями тонуса и регуляции деятельности двигательной системы. У детей отмечается общая моторная неловкость, нарушения осанки, зрительно-двигательной и зрительно-слухо-двигательной координации, сколиозы и плоскостопие. В раннем возрасте у детей отмечается недоразвитие и задержка в формировании основных двигательных функций. Все это оказывает негативное влияние на становление двигательных навыков в дошкольный период. Физическое воспитание ребенка с нарушением интеллекта направлено на:

· совершенствование функций формирующегося организма ребенка;

· развитие основных движений, двигательных навыков;

· совершенствование тонкой ручной моторики;

· развитие зрительно-двигательной координации.

В соответствии с программой обучения и воспитания в разделе «Физическое воспитание и физическое развитие» выделяются направления работы по развитию основных движений: метание, построение, ходьба, бег, ползание, лазание, перелезание, прыжки, общеразвивающие упражнения; подвижные игры; плавание.

Основной формой обучения детей движениям являются занятия, проводимые инструктором по физической культуре (или воспитателем). Значительное место в системе физического воспитания занимают подвижные игры, которые применяются как на занятиях учителя-дефектолога, так и на других занятиях (музыкальные, театрализованная деятельность), а также в ходе прогулок на свежем воздухе.

В процессе физического воспитания и физического развития происходит не только становление двигательной сферы ребенка, а осуществляется формирование умственных способностей, нравственно-эстетических чувств, закладываются основы целенаправленной и организованной деятельности, что содействует формированию гармоничной, позитивно настроенной личности ребенка.

С разделом программы «Физическое развитие и физическое воспитание»тесно связан раздел «Здоровье», в котором рассматриваются условия, необходимые для защиты, сохранения и укрепления здоровья каждого воспитанника. Работа по разделу «Здоровье» включает два основных направления:

· формирование у дошкольников представлений о значении здоровья в жизни человека, создание условий для его охраны, укрепления и совершенствования;

· формирование у дошкольников потребности быть здоровыми, вести здоровый образ жизни и владеть отдельными средствами и приемами сохранения и укрепления своего здоровья.

Первое направление работы касается периода пребывания ребенка в дошкольном учреждении, второе — особенно значимо для последнего года обучения ребенка в детском саду, поскольку именно на протяжении последнего года в программе выделяются специальные задачи для проведения с детьми «занятий здоровья».

В процессе выполнения режимных моментов небходимо проводить работу по укреплению детского организма через воспитание навыков самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, выработку укрепляющих здоровье потребностей и расширение возможностей их практической реализации.

Специализированные занятия проводятся с детьми в подготовительной к школе группе в соответствии с расписанием занятий по основным направлениям работы (один раз в неделю). Одним из эффективных приемов является ознакомление ребенка с собственным телом и его возможностями в соответствии с направлениями, указанными в программе. Основные направления коррекционно-педагогической работы раздела «Здоровье»:

· «Путь к себе»,

· «Мир моих чувств и ощущений»,

· «Солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья»,

· «Движение — основа жизни»,

· «Человек есть то, что он ест»,

· «Советы доктора Айболита»,

· «Здоровье — всему голова».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.