Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Дидактические игрушки.



Дидактические игрушки.

Используемые на занятиях для ознакомления детей с предметами быта (например, газовая плита или стиральная машина, кукольная мебель), также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям (т. е., должны быть с четко выделенными основными деталями, характеризующими изображаемый предмет, например, ручки, конфорки и духовка у газовой плиты). Игрушки, изображающие человека – должны передавать все части тела и правильное их пропорциональное соотношение; животное – особенности строения этого животного, его реальный окрас.

    При подборе или изготовлении изобразительного наглядного материала следует учитывать, что способность различать изображения зависит от остроты центрального зрения.

Б.К. Тупоногов ссылается в своей работе (1999 год) на данные исследований В.П. Жохова и других, в которых указаны минимальные размеры предъявляемых детям с патологией зрения предметов. Так, при остроте зрения 0,01 – 0,03 это – не менее 15 мм, при остроте зрения 0,04 – 0,08 – не менее 5 мм, при остроте зрения 0,09 – 0,2 - не менее 3 мм.

Следует также учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветном исполнении, чем черно-белые, силуэтные, контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизируют зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой. При таких зрительных заболеваниях, как косоглазие, амблиопия, восприятие определенных цветов (красного, желтого, оранжевого) особенно важно, так как растормаживает колбочковый аппарат сетчатки глаз, способствуя тем самым закреплению результатов лечения, направленного на повышение остроты зрения.

В то же время следует избегать использования изобразительной наглядности темно-синего, темно-фиолетового, темно-зеленого цветовых оттенков, так как они хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.

    Выпуск наглядного материала для детей с нарушения зрения ограничен. Например, издавалась серия предметных и сюжетных изображений для слабовидящих детей (автор Л.И. Плаксина). К сожалению, тематика выпускаемых специальных пособий не широка, тираж недостаточно велик для того, чтобы удовлетворить потребности в них. В то же время следует отметить, что в последние годы появилось много детских книг с красочными, яркими иллюстрациями, серии прекрасных иллюстрированных пособий для развития речи, ознакомления детей с профессиями и тому подобное. Многие из них могут использоваться в обучении детей со зрительной патологией, но при условиях их адаптации применительно к особенностям их зрительного восприятия.

    Адаптация изобразительного иллюстрированного наглядного материала предполагает следующее:

четкое выделение общего контура изображения;

усиление цветового контраста изображения;

выделение контуром, разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении;

уменьшение количества второстепенных деталей;

в сюжетных многоплановых изображениях - выделение переднего, среднего и задних планов.

    Нередко приходится самостоятельно изготавливать изобразительный наглядный материал. Для этого используется прием созданий аппликаций из предметных изображений. При изготовлении демонстрационного иллюстрированного наглядного материала необходимо учитывать:

- смысловое содержание и четкость изображения, от этого во многом зависит успешность его восприятия и осмысления детьми;

- возраст детей, на которых рассчитан этот наглядный материал, а также имеющиеся у них представления об изображенном предмете или явлении, т. е. наглядность должна быть доступной пониманию детей и соответствовать их интересам;

- особое внимание следует уделить точной передаче формы изображенных предметов, как одной информативных характеристик; в случае необходимости форма предмета выделяется с помощью контура;

- точно передавать строение предмета, пространственное расположение его частей, их пропорциональное соотношение;

- правильно передавать реальный цвет изображаемых предметов и явлений.

    При изготовлении раздаточного иллюстративного материала следует учитывать дифференцированные особенности нарушения зрения каждого ребенка и зрительную нагрузку, по которой ребенок работает.

    Материал, используемый в качестве раздаточного, должен быть оптимальных размеров: 10х10, 20х30.

    К подбору для демонстрации детям слайдов, диафильмов, кино и видеоматериалов также следует подходить с позиции комфортности их зрительного восприятия детьми, возможности получить адекватные представления об изображаемых предметах и явлениях.

Используемые в обучении детей с нарушением зрения графические пособия должны быть выполнены четкими линиями, с минимальным количеством деталей, но понятными детям, доступными их зрительному восприятию и осмыслению. Применяемые в графическом наглядном материале условные изображения должны быть очень простыми и точными, включать в себя только те элементы, которые передают основное содержание, признаки и свойства изображаемых предметов, т. е., быть легко узнаваемыми. Необходимо также придерживаться единой системы условных изображений в разных графических пособиях.

В результате коррекционного обучения и лечения у детей, как правило, отмечаются положительные результаты, и наглядный материал следует усложнять: переходить от цветного изображения к черно-белому (теневые, контурные, зашумленные изображения).

Опыт моей работы доказывает, что при правильном организованном индивидуальном и дифференцированном подходе к обучению и воспитанию наших детей, они, как правило, способны на значительный прогресс в развитии, что в будущем дает им возможность успешно адаптироваться в обществе.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.