|
|||
Требование к наглядному пособию при работе с детьми с нарушением зрения»Стр 1 из 3Следующая ⇒ «Требование к наглядному пособию при работе с детьми с нарушением зрения»
За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в физическом и психическом развитии. Врачами офтальмологами отмечается тенденция к увеличению количества детей с аномалиями зрительной системы, психоневрологами – детей с нарушением интеллектуального развития. Нарушение базовых зрительных функций приводит к снижению скорости, полноты и точности восприятия, что обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных элементов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями. Успешному осуществлению коррекционной работы способствует знание учителем-дефектологом зрительного диагноза ребенка и этапа его лечебно-восстановительного периода (ортоптика, плеоптика, стереогнозис), индивидуальных зрительных возможностей и уровня зрительного восприятия. Наиболее важным условием коррекционной работы с такими детьми является соблюдение принципа наглядности, что позволяет педагогам опираться на конкретные образы, создаваемые у детей. Это способствует формированию у них реальных представлений об окружающем мире, изучаемых предметах и явлениях, позволяет расширить объем познавательной информации. При правильном подборе и методически грамотном преподнесении наглядности педагог расширяет возможности знакомства детей с разнообразными качествами и свойствами, отличительными и общими признаками изучаемого материала. Кроме того, и это очень важно, использование наглядного материала позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, преподносить даже самый трудный программный материал в занимательной и доступной форме. Это положительно сказывается на качестве усвоения ими учебного материала, повышается эффективность обучения. Огромное значение придается использованию натуральных наглядных пособий при формировании у детей бисенсорного (зрительно-осязательного или осязательно-слухового) и полисенсорного (с использованием всех анализаторов) восприятия при изучении предмета или объекта. При первичном ознакомлении детей с программным материалом (например, по теме «Овощи», «Фрукты», «Посуда» и др.) в качестве наглядного материала обязательно предъявляются реальные предметы. Лишь после тщательного изучения их свойств (например, мягкость, твердость или упругость овощей и фруктов, их вкус, запах) на следующих занятиях можно перейти к заменителям: муляжам, моделям, игрушкам, изобразительному наглядному материалу. Натуральные предметы должны широко использоваться и в качестве раздаточного материала на различных занятиях (например, на специальных коррекционных занятиях по обучению детей приемам осязательного обследования, при обучении счету, составлению арифметических задач и т. д.). ривыборе натуральных предметов для демонстрации на занятиях следует соблюдать определенные требования: - предметы должны быть удобными для зрительного и осязательного обследования; - предметы должны быть традиционной легко узнаваемой формы с четко выраженными основными деталями; - предметы должны быть ярко окрашенными, с выделенными цветом основными деталями.
|
|||
|