Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Структура бизнес-плана



Структура бизнес-плана

Основные разделы бизнес-плана и их содержание зависят от специфики проекта: планируется ли производственная деятельность, коммерческая, финансовая. Но в любом случае документ должен быть написан так, чтобы в нём были отображены все нужные данные и их можно было легко отыскать.

1.Титульный лист

Это один из основных разделов бизнес-плана, который создаёт первое впечатление о проекте. Чтобы оно было хорошим, важно оформить лист правильно и аккуратно, указав название компании, юридический и фактический адреса, актуальные контакты и данные учредителей, руководителей, дату составления. Если придуманы название бренда и логотип, их также можно указать.

Важно! Чтобы сохранить идею бизнеса в секрете, предприниматель может прописать здесь же, что данные не подлежат разглашению. Другой вариант — указать эту информацию после оглавления на отдельном листе вместе с распоряжением вернуть документ, если в инвестициях будет отказано.

После титульного листа лучше сделать оглавление — перечислить основные разделы бизнес-плана и страницы, на которых их можно найти.

2. Резюме

Несмотря на то что это второй раздел бизнес-плана, готовится он в самом конце, когда все данные просчитаны и внесены. Дело в том, что здесь кратко описывается проект, концепция, перспективы, а также:

смарт-цели;

характеристика продукта;

сравнительный анализ конкурентов и отстройка от них;

планируемые финансовые показатели;

размер инвестиций, которых не хватает, а также то, на что они будут потрачены и когда окупятся.

Важно внимательно продумывать содержание этого раздела бизнес-плана, ведь от него чаще всего и зависит решение инвесторов и кредиторов.

3. Постановка цели разрабатываемого бизнес-плана

В разделе описывается не только цель, хотя и она должна быть ясной и лаконичной. Здесь хорошо бы указывать деятельность, продукт, который компания планирует выпускать и его преимущества, выгоды от его приобретения. Можно вкратце рассказать о технологических процессах (главное, не углубляться в них).

Задача этого раздела — показать, что продукция будет востребованной. Повышают её ценность полученные авторские права, патент.

4. Описание компании

Здесь важно как можно детальнее описать будущую компанию:

полное и сокращённое названия;

дату регистрации;

ОПФ;

подчинённость, если есть.

Если компания уже существует, в этом разделе можно указать, на каком она этапе развития, а если у неё уже есть ассортимент, вкратце описать его.

5. Описание проекта

Здесь следует отобразить:

вид инвестиционного проекта (производственный, коммерческий, экономический, др.);

суть начинания;

конкретные шаги по реализации проекта, сроки, если возможно их спрогнозировать, а также этап, на котором он находится в этот период;

информацию о ключевых участниках проекта, их роли, навыки, функции;

данные о продукте, варианты его использования, которые бы показали, что его приобретение действительно выгодно для потребителей.

Можно проанализировать перспективность проекта с помощью SWOT-метода. Он описывает сильные, слабые стороны, проблемы и возможности продукта (продуктов), а не компании.

6. Товары и услуги

Логично, что это один из основных разделов бизнес-плана, и к его содержанию и структуре важно подходить особенно ответственно. Так, в нём надо выделить следующие подразделы:

краткое резюме продукта;

описание;

сравнение с аналогами конкурентов;

процесс производства;

прогнозирование, планы.

В описании важно делать акцент на выгодах для покупателя, а не на технических характеристиках товара. Если есть возможность в будущем его усовершенствовать, это также важно отразить.

Кроме того, если планируется производство продукции, лучше отдельным пунктом указать, что она соответствует международным либо российским стандартам качества. То же самое касается сервиса.

7. Анализ выбранной отрасли и оценка жизнеспособности проекта в ней

Здесь должны быть отражены данные маркетингового исследования:

жизненный цикл рынка, масштаб (региональный, международный);

сегменты, на которые компания планирует делать ставку и их ёмкость;

динамика продаж за прошлый период и прогнозируемые темпы роста;

особенности ценообразования;

комплексный анализ конкурентов;

данные PEST-анализа (какие факторы влияют на бизнес компании (политические, социальные, экономические) и др).

Здесь же желательно отразить прогнозируемый годовой объём продаж, сезонность, долю импорта и возможности для импортозамещения.

8. Оценка возможностей организации в отрасли

Ещё один из основных разделов бизнес-плана, который способен убедить в перспективности идеи проекта. Для этого в нём важно отобразить:

направления работы компании;

виды продукции или услуг, которые она будет предоставлять;

финансово-экономические показатели (они демонстрируют рентабельность, эффективность деятельности);

описание предприятия (адрес, форма собственности, помещения);

особенности работы (режим, сезонность).

Здесь же можно указать навыки будущего собственника, особенно если он собирается заниматься чем-то, в чём хорошо разбирается.

9. Непосредственно описание продукта

Важно как можно детальнее рассказать о продукции или услугах и перечислить ряд моментов:

характеристики;

выгоды для покупателя от её приобретения;

преимущества, особенно если продукция конкурентоспособна;

прямое назначение и варианты её использования;

наличие патента, если есть;

необходимость получения лицензии;

наличие сертификатов качества;

инструкция по эксплуатации;

наличие дополнительных возможностей для заработка (сервисное обслуживание и др.);

упаковка;

способы утилизации.

Хорошо, если есть готовый образец продукции или хотя бы фотография, чтобы их можно было приложить к документу.

10. Маркетинговый план

Помимо маркетинговых мероприятий, каналов сбыта и особенностей коммуникации со своей целевой аудиторией, в этом разделе важно детальнее описать:

особенности ценообразование на продукцию (средняя цена, максимально возможная (если поработать над качеством и характеристиками));

рычаги влияния на спрос (помимо усовершенствования продукции, можно улучшать рекламные мероприятия, следовательно, здесь надо отразить, как вы собираетесь рекламировать продукт, где, сколько тратить на рекламу);

способы сбыта (опт, розница);

целевую аудиторию (это будет бизнес в сфере B2B или B2C).

Задача этого раздела — показать, что цена, качество и рентабельность взаимосвязаны и на эти показатели можно влиять.

11. Производственный план

Это также один из основных разделов бизнес-плана, содержание которого должно описывать непосредственно производственный процесс. Так, надо отразить:

выгоды от выбора месторасположения предприятия;

описание производственных мощностей (помещения (они в собственности или арендованные), оборудование, сырьё (если оно будет где-то закупаться, то надёжны ли поставщики));

данные о персонале и расходах на оплату труда (какие специалисты нужны, их опыт, где их можно найти, режим работы, система вознаграждения (премии, бонусы, льготы));

смета текущих затрат и на организацию бизнеса;

структура себестоимости продукта.

Если это партнёрский проект, нужно указать информацию о партнёре: какие функции он будет выполнять, почему именно он, какие выгоды от сотрудничества и др.

12. Организационный план

Этот раздел должен рассказывать о руководящем составе компании, их обязанностях и ответственности, опыте в этой сфере. Важны и источники профессиональной поддержки — сотрудничество с бухгалтерской, юридической, страховой компаниями и др.

13. Капитал и ОПФ предприятия

Здесь следует объяснить, почему выбрана та или иная ОПФ (ООО, товарищество), а также сколько денег понадобится для развития проекта в срок. Крайне важно указать источники финансирования — размер собственных средств и заёмных, инвестиционных и т. д.

В идеале раздел должен составляться после разговора с потенциальными кредиторами и инвесторами. Так и данные будут соответствовать действительности, и будущий владелец покажет хорошее знание финансового рынка, хорошую подготовку в организации бизнеса.

14. Финансовый план

Цифры лучше всего демонстрируют выгоды от создания бизнеса, поэтому в этом разделе бизнес-плана следует указать:

прогнозируемый план доходов и расходов на год;

план движения денежных средств;

вложения (кредиты, инвестиции, лизинг и, соответственно, сроки погашения задолженностей);

показатели эффективности;

анализ безубыточности;

прогнозируемые сроки реализации;

налоговые отчисления;

баланс на первый год помесячно.

Поскольку любые прогнозы в финансовом плане БП уязвимы, так как на работу компании могут повлиять факторы, от неё не зависящие, лучше делать многовариантные просчёты (оптимистичный, реалистичный планы).

Стратегия финансирования

15. Стратегия финансирования

В этом разделе следует описать:

сколько денежных средств понадобится;

пути их получения и формы (кредит, паевый капитал);

срок окупаемости, график выплат инвесторам.

То есть, по сути, раздел должен отвечать на вопросы: сколько денег не хватает, где их взять, когда получится отдать.

16. Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья

Чтобы преуспеть, важно хорошо изучить рынок. А чтобы получить денежные средства на развитие проекта — убедить потенциальных кредиторов или инвесторов в том, что спрос на продукцию будет. Для этого в данном разделе следует перечислить:

основных конкурентов, их удельный вес на рынке, цены на продукцию;

ёмкость рынка сбыта (кто потребитель, где проживает, что думает о продукте);

динамику спроса (как он будет меняться в зависимости от цен);

маркетинговую стратегию (расчёт и обоснование цены (долговременной, гибкой, преимущественной), размеры поставок, сервисное обслуживание);

перечень необходимого сырья, отечественных и импортных материалов (объёмы, качество, цены, доступность).

17. Анализ возможных рисков

Этот раздел бизнес-плана также относится к основным, поскольку демонстрирует, что будущий владелец хорошо понимает, от чего зависит его прибыль, а значит, сможет минимизировать неблагоприятные факторы.

Риски могут быть финансовые, отраслевые, социальные. И каждый из них нужно проанализировать и объективно оценить, рассчитав возможные потери. Чтобы минимизировать риски, можно опираться на:

гарантии со стороны государства;

от банковских учреждений;

страхование и т. д.

18. Приложения

В этом разделе можно показать документы, на которые будущий владелец ссылается в тексте бизнес-плана (копии лицензии, договоров, сертификатов), фотографии или результаты исследования готовой продукции, выдержки из нормативных актов или других бумаг, подтверждающие достоверность данных.

 

Выводы

Составление бизнес-плана — непростая задача, но именно она позволяет объективно оценить свои возможности и риски и принять правильное решение по поводу целесообразности создания своей компании. Поэтому подойдите к бизнес-планированию ответственно или делегируйте эту задачу профессионалам. В конце концов, это также позволит вам выстроить стратегию и добиться своих целей.

Источник: https://bbooster.online/stati/osnovnye-razdely-biznes-plana.html

 

Вопросы для обсуждения:

1. Что такое бизнес-план?

 

2. Зачем предпринимателю нужен бизнес-план?

3. Когда предприниматель должен написать бизнес-план?

4. Кто должен писать бизнес-план?

5. Есть ли какие-то общие рекомендации при подготовке хорошего бизнес-плана?

6. Как следует искать информацию о рынке, отрасли и конкурентах для моего плана?

7. Как предприниматель должен писать финансовые прогнозы для моего бизнес-плана?

8. Каковы наиболее распространенные ошибки при написании бизнес-плана?

9. В каком порядке предприниматель должен писать разделы моего бизнес-плана?

10. Могу ли я использовать программное обеспечение для бизнес-планирования?

11. Насколько длинным может быть мой бизнес-план?

12. Все ли из перечисленных категорий, как правило, входят в бизнес-план:

Резюме

Определение ваших бизнес-возможностей

Отраслевой анализ

Анализ и стратегия по маркетингу, продажам и конкуренции

Ваша команда

Управление

Операции

Финансовые прогнозы

Внедрение/установленные сроки

Приложения ?

Оценка знаний, умений и навыков производится в соответствии с универсальной шкалой.

Процент результативности

(правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных

достижений

балл (отметка) вербальный аналог
90 ÷ 100 отлично
80 ÷ 89 хорошо
70 ÷ 79 удовлетворительно
менее 70 не оценивается

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.