Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Выводы. Виды внимания



Выводы

1. Ощущение - отражение человеком отдельных свойств предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущения бывают экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные.

2. Восприятие - это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Характеристики восприятия: избирательность, константность, апперцепция, целостность.

3. На восприятие влияют развитие органов чувств, состояние сознания, предшествующий опыт, менталитет.

4. На восприятие влияет цикличность нашей жизни. Одним из таких циклов может быть график работы. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Сменная работа коррелирует с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Существуют приемы, которые помогают снизить негативные последствия сменной работы.

5. Как недостаток, так и избыток сенсорных раздражителей может быть опасен.

6. Представления — это воспроизведенный субъектом образ предмета, основанный на прошлом опыте этого субъекта и возникающий без воздействия предмета на органы чувств. Представление - обобщенный образ, сохраняющий важные для личности особенности окружающего мира. Способность действовать по представлению — одно из важных качеств, необходимых для овладения многими современными профессиями.

7. К нарушениям ощущений можно отнести гиперестезию, гипестезию, анестезию, парестезии, сенестопатии, кожный зуд.

8. Наиболее часто сестринский персонал встречается с болью. Боль — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей, а также состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению. Восприятие боли субъективно. Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли. Существует лекарственные и нелекарственные методы лечения боли.

9. К нарушениям восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: анализатор, ощущение, восприятие, представление, феромоны, апперцепция, депривация, внутренняя картина болезни, гиперестезия, гипестезия, парестезия, анестезия, сенестопатия, боль, релаксация, модальность, иллюзии, галлюцинации.

 

 

Внимание

Внимание — направленность и сосредоточенность психической деятельности человека. Внимание можно рассматривать как процесс или сторону процесса (сенсорное, интеллектуальное внимание), как состояние (состояние сосредоточенности), как свойство личности (внимательность).

Внимание — важное и необходимое условие эффективности всех видов деятельности человека, прежде всего трудовой и учебной.

Виды внимания

Одна из классификаций внимания основана на его зависимости от уровней психической регуляции. Выделяют непроизвольное (пассивное), произвольное (активное) и послепроизвольное внимание.

При непроизвольном внимании психическая деятельность человека устремляется в том или ином направлении как бы сама по себе, без сознательных волевых усилий личности, без предварительного намерения. Основная функция непроизвольного внимания заключается в быстрой и правильной ориентации в постоянно меняющихся условиях среды, в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.

Непроизвольное внимание возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Среди внешних факторов большую роль играют сила, интенсивность, неожиданность раздражителя. Следует учитывать не только абсолютную, но и относительную силу раздражителя и особенно контраст между раздражителями. Днем звук шагов по больничному коридору едва ли привлечет внимание медсестры, зато ночью даже тихие шаги становятся весьма сильным раздражителем.

Привлекает внимание и все необычное, пульсирующее, движущееся. На этих закономерностях построена реклама.

Среди внутренних факторов особое место занимает постоянная или временная значимость раздражителя. Направление непроизволь­ного внимания человека связано с общей направленностью личности, оно высвечивает характер. Подумайте, что для вас как для будущего медработника более значимо: цвет кожных покровов пациента, или его поза, тон голоса, или его одежда, украшения, или что приносят ему родственники и т.д.

Кроме того, человек часто обращает внимание только на детали, отвечающие его ожиданиям. Медсестра, ожидающая от пациентов нарушения лечебно-охранительного режима и неуважительного отношения к себе, скорее всего будет замечать и интерпретировать действия пациентов в соответствии со своими ожиданиями.

Непроизвольное внимание дано человеку от природы и зависит от подсознательной установки. Если медсестре ее работа не нравится, то она может не заметить усиления отечности лица у пациента или запаха ацетона в палате.

Произвольное внимание возникает по нашему собственному желанию, по просьбе и указанию другого человека и удерживается определенное время на объекте усилием воли. Произвольное внимание особенно нужно там, где объект обладает недостаточно привлекательными, интересными и новыми качествами (изучение ма­лоинтересного предмета). Произвольное внимание воспитывается и без специального обучения не существует. Уровень развития такого внимания характеризует не только направленность интересов человека, но и его личностные, волевые качества. Если непроизвольным вниманием «командуют» внешние объекты, то хозяином произвольного внимания является сам человек: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что».

Внешние условия тоже влияют на организацию произвольного внимания. Трудно заставить себя быть внимательным в непривычной обстановке, когда появляется много дополнительных конкурирующих раздражителей. Лучше работается там, где есть четкий режим, рабочее место специально подготовлено (ничего лишнего), устранены сильные посторонние раздражители. Вместе с тем не стоит требовать полной, «стерильной» тишины. Дополнительные раздражители могут даже способствовать концентрации внимания.

Основные виды внимания — непроизвольное и произвольное — тесно связаны между собой и порой переходят друг в друга. Однако решающая роль в жизнедеятельности человека принадлежит произвольному вниманию.

Послепроизволъное внимание - это снижение волевого процесса и сосредоточение сознания на объекте вследствие возникшего интереса.

Сравнительная характеристика видов внимания представлена в табл.

 

Виды внимания Условия возникновения Основные характеристики
Непроизвольное Действие сильного, контрастного или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя Возникает легко, без волевого усилия, легко переключается
Произвольное Постановка (принятие) задачи Направленность в соответствии с задачей, требует волевых усилий, утомляет
Послепроизволъное Вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес Сохраняется целенаправленность, снимается напряжение

Свойства внимания

Основные свойства внимания человека — это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение, объем.

Под интенсивностью внимания понимается повышенная сосредоточенность сознания на определенном объекте, на конкретной деятельности, что не позволяет отвлекаться на посторонние раздражители.

Устойчивость — это способность к длительной концентрации внимания на определенном объекте.

Причины, влияющие на устойчивость внимания, могут быть связаны со свойствами нервной системы человека (сильный-слабый, уравновешенный-неуравновешенный, подвижный-инертный типы), с общим состоянием организма в данный момент, а также с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к деятельности, ее значимостью для человека) или с внешними обстоятельствами.

Переключаемостъ — это перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другую. У здорового человека этот процесс должен происходить без замедления и ущерба для сосредоточенности внимания.

Переключаемость внимания проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание. Такой перевод может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольная переключаемость внимания может свидетельствовать о неустойчивости внимания, но такая неустойчивость — не всегда отрицательное каче­ство. Нередко она способствует краткому отдыху.

Способность к переключению внимания индивидуальна и зависит от типа нервной системы, поддается тренировке с помощью упражнений.

Распределение внимания — способность одновременного успешного выполнения (совмещения) двух различных видов деятельности или более.

Распределение внимания между различными видами деятельности вовсе не означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, а впечатление создается способностью человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвратиться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

Высокий уровень распределения внимания — одно из обязательных условий медицинского труда.

Исследования показывают, что трудность представляет совмещение двух однородных видов деятельности (двух видов умственной активности, двух видов двигательной активности). На лекции разумнее слушать преподавателя, а не читать параллельно интересную книгу, так как после занятий останется неудовлетворенность ни объяснением, ни книгой, а не радость понимания того или другого.

Внимание распределяется более эффективно между умственной и двигательной активностью, а при их совмещении снижается продуктивность умственной деятельности. В этих случаях условием успешного распределения внимания является автоматизация одного из одновременно осуществляемых видов деятельности.

Однако хорошее распределение внимания редко «дружит» с его интенсивностью. Эти свойства внимания в известной мере противоположны.

Объем внимания — это среднее количество предметов или их деталей, которые одномоментно могут находиться в сфере внимания человека. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен 5-7 элементам. Объем внимания можно увеличить путем тренировок. Это очень важно для многих сестринских специальностей.

 

 

Практическое задание

Исследование избирательности внимания. Материалы и оборудование: бланк, карандаш и секундомер.

 

бсолнцевтргщоцрайонзгуцновостьхэьгчафактуекэкзаментроч

ягргцпрокуроргцрсешбостеорияентсджзбьамхоккейтранцыурс

фруйгзхтелевизорболдекзхюэлгшьбпамятьщогхеюжипдрошлптс

хэнздвосприятиейцукндшизхьвафыапролблюбовьабфырплослдк

есласпектакльячсимтьбаюжюерадостьвуфцпэждлорпнародшмвт

лжьхэгнеекуыфйшрепортажзждорлафываэфбьдьконкурсзденапт

йфячыцувскапрличностьэхжэьеюдшглоджэпрплаваниедтлжкваы

эзбьтрлгжнпркывкомедияшлдкцуйфотчаяниейфрячатлджэтьбюн

хтьфтасенлабораториягшденруцгшщтлроснованиезшэрэмитдто

нтаопрукгвмстрпсихиатриябплмстчьйгяомтзацэьантаазтлнкн.

 

Исследование проводится в парах, состоящих из экспериментатора и участника эксперимента. Экспериментатор читает участнику инструкцию, предъявляет бланк (буквы выше) и фиксирует время выполнения задания.

Инструкция участнику: на бланке с напечатанными построчно буквами и словами в единственном числе именительного падежа отыщите и подчеркните слова от первой до последней буквы. Старайтесь не пропускать ни одного слова. Работайте быстро, так как время фиксируется. Если все понятно и нет вопросов, начали.

 

Время, с Балл Уровень избирательности Время, с Балл Уровень избирательности
250 и более I (низкий) 140-149 II (средний)
240-249 I (низкий) 130-139 II (средний)
230-239 I (низкий) 120-129 II (средний)
220-229 I (низкий) 110-119 III (высокий)
210-219 I (низкий) 100-109 III (высокий)
200-209 I (низкий) 90-99 III (высокий)
190-199 I (низкий) 80-89 III (высокий)
180-189 II (средний) 70-79 III (высокий)
170-179 II (средний) 60-69 III (высокий)
160-169 II (средний) Менее 60

IV (очень высокий)

150-159 II (средний)    

 

 

Обработка и анализ результатов

Показателем избирательности в данном случае являются время выполнения задания и число ошибок и пропусков при отыскании слов. В данном тексте помещены следующие 24 слова: солнце, район, новость, факт, экзамен, прокурор, теория, хоккей, телевизор, память, восприятие, любовь, спектакль, радость, народ, репортаж, конкурс, личность, плавание, комедия, отчаяние, лаборатория, основание, психиатрия.

Результаты оценивают при помощи шкалы оценок, в которой баллы начисляются в зависимости от затраченного на поиск слов времени. За каждое пропущенное слово снимается по 1 баллу.

Следует обратить внимание на участников, получивших от 0 до 3 баллов, и попытаться выяснить причину слабой избирательности внимания. Это могут быть состояние сильного волнения, внешние помехи, скрытое нежелание участвовать в эксперименте.

Избирательность внимания поддается тренировке. Очень высокий уровень избирательности внимания — свидетельство феноменальной психической активности человека.

 

Верно или неверно

1. Произвольное внимание активно.

2. Непроизвольное переключение внимания всегда вредит рабо­те.

3. Чем интенсивнее внимание, тем успешнее его распределение.

4. Невнимательность - это слабая интенсивность внимания и его легкое непроизвольное переключение.

5. Невнимательность — это высокая сосредоточенность на своих мыслях и трудное переключение на внешние стимулы.

6. Произвольное внимание дано человеку от природы.

7. В «стерильной» тишине всегда лучше работается.

8. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное и наоборот.

Выбрать правильный ответ

1. Основная функция непроизвольного внимания:

а) быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды;

б) действия в соответствии с поставленной задачей;

в) все ответы верны.

2. Непроизвольное внимание:

а) требует волевых усилий, утомляет;

б) дано человеку от природы;

в) без специального обучения не существует.

3. Произвольное внимание:

а) возникает без волевого усилия;

б) легко переключается;

в) необходимо при изучении неинтересного предмета.

4. Более эффективно распределяется внимание между: а) двумя видами умственной деятельности;

б) двумя видами физической деятельности;

в) двумя разными видами деятельности - умственной и физи­ческой.

5. Объем внимания у взрослого человека в среднем равен:

а) 2-4 элементам;

б) 5-7 элементам;

в) 8 — 10 элементам.

Выводы

2. Одной из наиболее популярных классификаций внимания является разделение внимания на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

3. Основная функция непроизвольного внимания заключается в выделении объектов, которые могут иметь в данный момент наиболее важный жизненный или личностный смысл.

4. Направленность непроизвольного внимания медсестры может свидетельствовать о степени ее профессионализма.

5. Уровень развития произвольного внимания характеризует волевые качества человека.

6. Тихая музыка, рабочий шум, обычные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

7. Основные свойства внимания — это интенсивность, устойчивость, переключаемость, распределение и объем.

8. На устойчивость внимания влияют свойства нервной системы, состояние организма в данный момент, мотивация, внешние обстоятельства.

9. Высокий уровень распределения внимания - одно из обязательных условий медицинского труда. Более эффективно распре­деляется внимание между умственной и двигательной активностью.

10. Невнимательность взрослых может быть результатом плохого состояния здоровья, чрезмерного утомления или возбуждения, плохого воспитания.

11. Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощаемость, отвлекаемость и патологическая прикованность.

12.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ: внимание, виды внимания, интенсивность внимания, истощаемость внимания, непроизвольное внимание, объем внимания, отвлекаемость, патологическая прикованность, переключаемость внимания, послепроизвольное внимание, произвольное внимание, распределение внимания, ус­тойчивость внимания.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.