Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Восприятие



Восприятие

Восприятие — это форма целостного психического отражения предметов и явлений объективной действительности при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие — результат действия системы анализаторов.

Основные характеристики восприятия:

избирательность — способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший интерес. В течение 0,001 с головной мозг должен принять и отправить до 4 млн. импульсов. При переработке такого количества сигналов на первый план выступает заинтересованность человека, которая и определяет избирательность восприятия. Например, входит утром медсестра в палату. На ее анализаторы поступает поток информации: солнечный свет, прохладный ветерок из приоткрытого окна, шум воды в умывальнике, вопросы пациента Иванова о результатах анализа, запах дезодоранта, показатели термометров и т.д. Из всего потока она выделяет запах ацетона, исходящий из мочеприемника Петрова, и вызывает врача;

константность, т.е. относительное постоянство в восприятии. Эта особенность объясняется опытом, приобретенным в процессе развития личности, и имеет огромное практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то при каждом повороте, движении, изменении освещенности мы бы сталкивались с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее;

апперцепция — зависимость восприятия предметов и явлений от предшествующего опыта человека, его индивидуальных личностных особенностей. Медсестра должна стремиться регистрировать свои негативные реакции. Допустим, ее первый практический опыт работы в отделении еще во время учебы в медучилище признан неудачным, пациенты, с ее точки зрения, в основном встречались грубые, подозрительные, лечиться не хотели, а только ныли и жаловались. Устройство на работу после окончания училища с подобным «апперцептивным камнем», да еще в то же отделение вряд ли будет на радость всем сторонам;

целостность. Восприятие есть всегда целостный образ предмета. Факторы, влияющие на восприятие. Это ограничения,

связанные с органами чувств; состояния сознания; предшествующий опыт; менталитет.

Механизмы восприятия времени. Механизм восприятия времени часто связывают с так называемыми биологическими часами — определенной последовательностью и ритмом биологических обменных процессов, происходящих в организме человека. Наиболее вероятными кандидатами на роль биологических часов считают ритм сердечных сокращений и метаболизм. Это частично подтверждается тем, что при воздействии медикаментов, влияющих на скорость обменных процессов, восприятие времени может меняться. Например, алкоголь чаще всего замедляет субъективно воспринимаемый ход времени, а кофеин ускоряет его.

Субъективное восприятие продолжительности времени частично зависит от того, чем оно заполнено. Более короткой кажется интересная и осмысленная деятельность, и наоборот. При хорошем настроении время идет чуть быстрее, чем обычно.

На оценке времени сказывается также установка личности. Ожидание неприятных событий вызывает ощущение быстро текущего времени. При ожидании приятного кажется, что оно долго не наступает.

Один из основных ритмов, которому подчинена наша жизнь, — циркадианный (околосуточный). Суточную периодичность имеют циклы сна и бодрствования (у человека более 100 различных физи­ологических параметров изменяются с периодом 24 ч). Исследования показывают, что эта периодичность приблизительно сохраняется, даже если человек не получает извне никакой информации о времени суток. Кроме того, американские ученые показали, что существуют ритмы с периодом от 90 до 100 мин, которые проявляются не только во время сна, но и в период бодрствования. В дневное время они влияют на сокращения желудка, а также на продуктивность воображения. Это проявляется в том, что у человека через каждые 1,5 ч может подсознательно возникать желание что-то погрызть, проявить остроумие или предаться мечтам.

 

Ритмы в деятельности медсестры. Специфика труда сестринского персонала предполагает сменную работу и работу в ночную смену. Люди по-разному приспосабливаются к подобной работе. Исследования показывают, что примерно 20% людей не могут приспособиться к сменному графику работы, а у остальных полная адаптация наступает только после продолжительного периода сменного труда. Наиболее серьезные проблемы у работающих в разные смены возникают вследствие неадекватного (как количественно, так и качественно) сна, неудовлетворительного питания (по составу и времени приема пищи), а также отрыва от семьи.

Исследования деятельности медсестер выявили, что в вечерние и ночные смены увеличено количество ошибок, несчастных случаев, снижена работоспособность, происходят различные нарушения сна. Сменная работа коррелирует с неудовлетворенностью медсестрами своей работой, стрессами, синдромом «психического выгорания». Для снижения выраженности этих реакций предложено:

• пересмотреть графики работы;

• стремиться как можно реже вносить изменения в график работы;

• сохранять график постоянным, насколько это возможно;

• обучить персонал самопланированию в соответствии с циркадианными ритмами;

• выявить людей, наиболее приспособленных к работе в вечерние и ночные смены;

• привлекать к работе в вечерние и ночные смены более молодых медсестер, так как с возрастом снижается работоспособность в вечерние и ночные смены;

• побуждать сотрудников к занятиям физическими упражнениями для снижения негативных последствий при сменой работе;

• увеличивать искусственное освещение;

• увеличивать естественное освещение в помещениях как для пациентов, так и для персонала;

обеспечить возможности для сотрудников, работающих в вечернее и ночное время, участвовать в мероприятиях и встречах, заниматься самообразованием и развитием личности;

• поддерживать все усилия персонала, направленные на адаптацию к сменной работе.

Сенсорный голод. Сенсорная адаптация. Вся информация от органов чувств поступает в мозг. Нехватка каждого вида информации вызывает свой вариант голода. Хочется на что-нибудь поглядеть, что-то понюхать, пожевать, послушать, пощупать.

Сенсорный голод (сенсорная депривация) как недостаток или отсутствие внешних раздражителей особенно опасен в детском возрасте. Без раннего сенсорного опыта может произойти атрофия клеток в сенсорных системах. Слух и зрение функционируют уже у семимесячного плода.

Сенсорный голод испытывают и животные. Широко известен опыт с 3 группами крысят. Все они содержались в одинаковых условиях, но крысят 1-й группы ежедневно поглаживали, крысят 2-й группы не поглаживали, а крысят 3-й группы ежедневно подвергали болезненному удару электрическим током. К концу эксперимента показатели роста, массы тела, иммунитета и даже интеллекта оказались различными.

Сенсорный голод в обычных условиях чаще всего возникает в результате адаптации (приспособления) органа чувств к внешнему раздражителю. Из-за адаптации быстро перестают ощущаться как самые изысканные духи, так и неприятные запахи урологического отделения. Точно так же постепенно мы можем перейти от соленой пищи к несоленой, и наоборот.

Существует эмоциональная адаптация. Вчера все было радостно, восторженно, ослепительно красиво и пахло весной, а сегодня все грустно, равнодушно, безобразно и воняет плесенью.

В последние годы заговорили и о социально-психологической адаптации. Человек в новом коллективе тоже должен перестроиться, приспособиться, прижиться. От этого зависит, как сложатся межличностные взаимоотношения.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.