План-конспект классного часа
Б)
Форма классного часа:моделирование ситуации
Тема классного часа:«Добрые дела»
Цель классного часа: Формирование эмпатии через развитие умения сопереживать.
Задачи:
Воспитательная:создать условия для воспитания доброты, милосердия, уважения друг к другу и окружающим, стремления прийти на помощь, совершать добрые дела, поступки;
Жизненно-практическая: способствовать развитию навыков общения, работы в коллективе, умение анализировать жизненные ситуации и давать им соответствующую оценку;
Организационно-педагогическая: способствовать формированию нравственных качеств и пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
Этап
Время
| Содержание деятельности
| Способы и средства взаимодействия
| Планируемые результаты
| Организационный
2-4 мин
| Классный руководитель: Ребята, я приветствую вас на нашем классном часе. Давайте начнем его с проявления доброты. Скажите другому то хорошее, что видите в нем.
Учащиеся: *Каждый говорит товарищу то хорошее, что в нем видит.*
Классный руководитель: Трудно ли было проявить доброту к другому?
Учащиеся:Нет, было приятно говорить другому хорошие слова.
| Фронтальная форма работы. Словесный метод: слово учителя.
| Настроены на дальнейшую работу.
Управляют своим настроением, умеют выражать эмоции.
| Мотивационный
3-7 мин
| Классный руководитель: Сегодня мы собрались с вами, чтобы поговорить о самых важных качествах человека. О доброте и добрых делах пойдёт речь, но не только об этом. Послушайте стихотворение и скажите, почему оно так названо «Хорошие товарищи»:
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие – чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно
То, что может повторить
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом, собирайся
И смелее говори!
Почему оно так названо «Хорошие товарищи»?
Учащиеся: – Потому что они не смеются над ним, подбадривают.
Классный руководитель: Какой вывод мы можем сделать из стихотворения?
Учащиеся: Слушая это стихотворение, каждый из нас должен сделать выводы, что нельзя смеяться над недостатками других людей, нужно как говориться в стихотворении, помогать людям, если нуждаются в вашей помощи.
| Фронтальная форма работы. Словесный метод: беседа, стихотворение (художественное слово).
| Эмоционально настраиваются на мероприятие.
| Основной
15-25 мин
1) Воспитательная ситуация
2) Воспитательная ситуация
3) Воспитательная ситуация
| Классный руководитель: Сегодня мы познакомимся с таким понятием, которое вы может быть и не слышали - «эмпатия». Эмпатия - означает умение сочувствовать, сопереживать другому человеку то есть насколько мы можем понять другого человека в данный момент. Задача нашего классного часа - проверить, как вы можете понять чувства другого человека и развивать это чувство. Сейчас рассмотрим ситуацию.
Анализ ситуации с целью уяснения понятия эмпатии
1) Репродукция картины итальянского художника Джованни Браголина «Плачущий мальчик».
Классный руководитель: Посмотрите на иллюстрацию плачущего мальчика. Как вы думаете, что случилось с мальчиком? Почему он плачет?
Учащиеся: Его кто-то обидел; у него случилось какое-то горе.
Классный руководитель: Вам его жалко? Почему?
Учащиеся: Жалко, потому что ему плохо.
Классный руководитель: Как понять, что чувствует мальчик?
Учащиеся: Можно поставить себя на его место и тогда поймешь чувства другого.
Классный руководитель: Кто вас успокаивает, когда вы плачете?
Учащиеся: Родители, друзья.
Классный руководитель:Верно, близкие люди, а также люди небезразличные к чужому горю. Как они себя ведут, какие слова при этом говорят?
Учащиеся: Успокаивают, пытаются помочь.
2. Сказка «Грецкие орехи»
Автор: Неподалеку от школы в маленькой хатке жила одинокая бабушка. Старенькая- старенькая, уже зубов у нее не было. Школьники помогали бабушке: то воды принесут, то нарвут травы на лугу для козы. В школьном саду созрели грецкие орехи. Крупные, вкусные. Но такие твердые, что мальчики советовали шепотом друг к другу из рогатки орехами стрелять.
Мальчики: Понесем орехи бабушке, сказал кто – то из них.
Автор: Дети набрали ведро орехов, принесли бабушке. Высыпали на стол на белую скатерть.
Мальчики: Ешьте, бабушка, - сказали дети и быстренько убежали из хаты.
Автор: Бабушка села у стола. Из глаз ее потекли слезы. Дрожащими руками пересыпала она орехи. Орехи гремели, словно камешки, а со двора слышен веселый детский смех.
Классный руководитель: Ребята, как вы считаете, почему бабушка плакала?
Учащиеся: Бабушка была старенькая, без зубов, поэтому съесть твердые грецкие орехи, принесенные мальчиками, она не могла.
Классный руководитель. –Что значит сопереживать, как вы думаете?
Учащиеся: Сопереживать – значит чувствовать вместе с другим его горе.
Классный руководитель: Можно ли сказать, что мальчики сопереживали бабушке? Почему?
Учащиеся: Нет, так сказать нельзя, так как мальчики не подумали о проблеме бабушки сразу.
Классный руководитель: В каких случаях мы можем сопереживать человеку?
Учащиеся: Когда у человека горе, когда он плохо себя чувствует.
Классный руководитель: Вспомните ситуации, когда вы сопереживали человеку.
Учащиеся: *Вспоминают ситуации.*
Классный руководитель: Все мы нуждаемся друг в друге, В природе растениям нужна земля, чтобы они могли питаться. Людям же нужны друзья, которые способны их понимать, помочь чем – то. Какие слова подходят к теме нашего классного часа?
Слова на экране:
- эмпатия - дружба
- сочувствие - учеба
- сопереживание - добросовестность
- сорадость
- понимание
Учащиеся: Эмпатия; сочувствие; сопереживание; понимание; дружба.
Классный руководитель: Давайте вспомним, что такое эмпатия.
Учащиеся: То, насколько мы можем понять понять человека.
Классный руководитель:Сейчас послушайте сценку «Одноклассники» и попробуйте разобраться, у кого из героев развита эмпатия.
3. Аудио «Одноклассники»
У Катруси, маленькой синеглазой первоклассницы со светлыми волосами, сегодня радость. Больше года болел ее папа. В больнице лежал, перенес три операции.
А сегодня папа уже на работе. Придя в школу, встретила девочка во дворе двух свои одноклассников, Петю и Гришу. Встретила и поделилась радостью:
- наш папа выздоровел…
Петя и Гриша посмотрев на нее ничего не сказали и убежали.
Катруся пошла к девочкам, игравшим в классы.
- Наш папа выздоровел, - и радость сияла в ее глазах.
Одна из девочек спросила:
- Выздоровел - и что тут такого?
Катруся почувствовала, как из груди к горлу подкатился тяжелый клубок и стало трудно дышать. Она подошла к тополю в конце школьного двора и заплакала.
- Почему ты плачешь, Катруся? – услышала она тихий, ласковый голос Кости, молчаливого мальчика, ее одноклассника.
Катруся подняла голову и, всхлипывая, ответила:
- Наш папа выздоровел…
- Ой, как же это хорошо! – обрадовался Костя. – Возле нашей хаты в лесу уже зацвели подорожники. Зайдем после уроков к нам, нарвем подснежников и понесем твоему папе.
Радость засияла в Катрусиных глазах.
Классный руководитель: У кого из одноклассников развита эмпатия? Почему вы так решили?
Учащиеся: Эмпатия развита у Кости, потому что он разделил радость с девочкой.
Классный руководитель:Верно. Ребята, добрые чувства появляются у людей в детстве: это человечность, доброта, ласка, внимательность, доброжелательность, сочувствие. Они рождаются в труде, заботах о людях и животных, восхищении красотой окружающего мира. Если ребёнок мучает в детстве животных, можно со стопроцентной гарантией утверждать, что позже он будет мучить и людей, только по-другому.
| Фронтальная и групповая форма работы.
Словесный метод: беседа, наводящие вопросы.
Наглядный метод: показ презентации, иллюстрации.
| Высказывают и обосновывают свою точку зрения, вступая в беседу. Умеют объяснять.
Умеют планировать и регулировать свою деятельность.
Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.
Способствуют формированию нравственных качеств и пониманию того, что добрые слова непременно должны сочетаться с добрыми поступками.
| Заключительный
3-5 мин
| Классный руководитель: Итак, давайте подведем итог нашего классного часа. Что же такое человечество?
Учащиеся: Умение поставить себя на место другого, всей душой посочувствовать ему или порадоваться за него.
Ребята, на этом наш классный час подошел к концу. До свидания!
| Фронтальная форма работы.
Словесный метод: слово учителя.
| Выявлен интерес детей на уроке.
|
В)
Форма классного часа:стихотворная беседа
Тема классного часа:«Твой внешний вид»
Цель классного часа: Создание условий, мотивирующих детей одеваться опрятно, следить за собой.
Задачи:
Воспитательная: привить ученикам чувство аккуратности;
Жизненно-практическая: формировать у детей чувство долга и ответственности за свой внешний вид;
Организационно-педагогическая: развивать навыки подчинения определённым правилам, относительно внешнего вида.
Этап
Время
| Содержание деятельности
| Способы и средства взаимодействия
| Планируемые результаты
| Организационно-мотивационный
2-4 мин
| Дети посмотрите отрывок из мультфильма и скажите почему так произошло?
Верно, а как вы думаете можно ли назвать человека неряхой, из-за его внешнего вида.
Сегодня мы с вами поговорим о внешнем виде.
| Фронтальная форма работы. Словесный метод: слово учителя.
| Настраиваются на работу, узнают, о чем будут говорить.
| Основной
15-25 мин
1) Воспитательная ситуация
2) Воспитательная ситуация
3) Воспитательная ситуация
| Сегодня мы с вами поговорим о том, что и как нужно носить, чтобы ваш внешний вид подчеркивал то, что вы воспитаны, красивы, аккуратны.
Представьте себе, что вы встретились с человеком, которого ранее не знали, а теперь должны познакомиться. На что вы, прежде всего, обращаете внимание? (Конечно же, на внешний вид, на его одежду.) В народе даже так говорят: «Встречают по одёжке, провожают по уму».
— Внешний вид – самая первая информация, которую мы получаем о незнакомом человеке, а первая информация – наиболее устойчивая.— Конечно, ум, духовное богатство – главное. Но встречают-то по одежде!
—А.П.Чехов говорил, что «в человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли», он должен быть красив не только в чувствах и мыслях, но и внешне. Во внешнем виде немаловажную роль играет одежда. Одежда многое может рассказать о своем владельце без слов.
Беседа о значении одежды.
—Зачем человек стал одеваться?
(Скорее всего, потому, что вынужден был защитить свое тело от влияния природных стихий – от холода, жары, ветра, дождя, пыли и другого.)
Для зимней одежды используют шерстяные ткани, которые хорошо сохраняют тепло. Летнюю одежду шьют из легких светлых тканей — они отражают солнечные лучи. И если вы будете в холодную погоду одеваться легко, а летом наоборот — этот приведёт к переохлаждению организма или к перегреванию, и можно заболеть.
В доме хорошо иметь удобную, легкую одежду. А ещё наши вещи должны быть чистыми.
«Красота дерева – в листьях, а человека – в одежде».
По назначению одежду можно разделить на три вида:
Рабочая одежда (связанная с профессией), домашняя одежда, нарядная одежда.
Игра «Гардероб» выберите из предложенных видов ту одежду, которая подходит для предложенного места.
Оденьте своих кукол так, чтобы они пошли:
· в театр;
· в школу;
· в туристический поход;
· на прогулку;
· на день рождение;
· помочь маме на кухне.
А теперь выполните задание на карточках.
Пример карточки: «Школа» - спортивный костюм, джинсы, летнее открытое платье, блузка, сарафан, костюм, шорты, грязная футболка, бальное платье, юбка.
| Фронтальная и групповая форма работы.
Словесный метод: беседа, наводящие вопросы.
Практическая работа: Игра «Гардероб».
Карточки.
| Вспоминают уже известные и узнают новые правила поведения в школе.
| Заключительный
3-5 мин
| Итак, сегодня вы поняли что ваш внешний вид- это ваша визитная карточка, следите за собой и вам будут рады в любом обществе!
| Фронтальная форма работы.
Словесный метод: слово учителя.
| Выявлен интерес детей на уроке.
|
Г)
Форма классного часа:моделирование ситуации
Тема классного часа:«Правила поведения на перемене»
Цель классного часа: Организация деятельности детей по выработке правил поведения на переменах с пользой для здоровья.
Задачи:
Воспитательная: воспитывать дисциплинированную личность, думающую о последствиях своих действий и уважительного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;
Жизненно-практическая: формировать установку на здоровый образ жизни и мотивационную сферу правильного поведения и безопасности;
Организационно-педагогическая:развивать умение мыслить, логически рассуждать, работать в группе; расширять кругозор и способствовать развитию познавательного интереса.
План-конспект классного часа
Этап
Время
| Содержание деятельности
| Способы и средства взаимодействия
| Планируемые результаты
| Организационно-мотивационный
7 мин
| Здравствуйте, дети!
Послушайте отрывок шутливого стихотворения.
Что всего милее для тебя, малышка?
В хлебе – горбушка,
В кровати – подушка,
В книжке – картинка…
- А в школе?
- А в школе - …(переменка!)
На самом деле, в школе у ребят есть интересное и очень нужное время в
течение школьного трудового дня.
Перемена! Перемена!
Лезет 1- ый «А» на стену.
Ну, а 2- ой «А» и «Б»
Все стоят на голове.
- Ребята, это стихотворение не о нас с вами?
| Фронтальная форма работы. Словесный метод: художественное слово.
| Настраиваются на работу, узнают, о чем будут говорить.
| Основной
15-25 мин
1) Воспитательная ситуация
2) Воспитательная ситуация
3) Воспитательная ситуация
| Вы догадались, о чем пойдет речь сегодня?
- Для того, чтобы раскрыть секреты правильного поведения на переменах, я
предлагаю сегодня поговорить об этом.
- Какая задача стоит перед нами?
Сейчас послушаем стихотворение Бориса Заходера «Перемена»
«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не смог?
Если он, то, несомненно,
С ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой!
Он, гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Васе, Кольке и Сережке),
Прокатился кувырком
На перила сел верхом.
Лихо шлепнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому – то сдачи,
Попросил списать задачи –
Словом, сделал все, что мог!
Ну, а тут – опять звонок.
Вова в класс плетется снова.
Бедный! Нет лица на нем
- Ничего,- вздыхает Вова,-
На уроке отдохнем.
О чем это стихотворение?
- С кем происходит перемена на перемене?
- Каким предстает перед нами Вова?
- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте посчитать.
- Его поведение на перемене – «случайность»?
- Как вы думаете, Вова себя ведет на перемене правильно?
- А как?
- Представьте себе, что сейчас откроются двери классов, и оттуда появятся
вот такие ученики…
А как мы ведем себя во время перемены?
- Послушаем (сообщения детей)
- А сейчас вы увидите небольшие фрагменты, главными действующими
лицами которых являетесь вы. Посмотрите и скажите, какие правила вы
нарушили, и можно ли ваше поведение назвать хорошим?
- А как бы следовало повести себя в данной ситуации?
Потрудились – отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
Как проводить перемены не навредив себе и окружающим
- Может, стоять в сторонке и скучать?
- Конечно, интересно поиграть во время перемены. Вспомним виды игр.
Тихие, спокойные игры - это отгадывание кроссвордов, загадок, игры в шахматы, шашки, шахматы, другие настольные игры, чтение книг и т.д.
- А что же в этих играх есть положительного и отрицательного?
+ -
узнаем что – то новое мозг не отдыхает
организм спокойный мышцы не двигаются
не мешаем окружающим
- Можно ли так проводить перемены?
Вывод: можно, но не всегда, надо двигаться или сделать физминутку
Двигательные подвижные игры
- Назовите игры, в которые можно поиграть в школе: «Ручеек», « Море
волнуется», попрыгать в резинки и т.д.
- А что в этих играх положительного и отрицательного?
+ -
Отдыхает весь организм шумно
Эмоциональная разрядка травмы
- Можно ли так проводить перемены? (ответы детей)
Вывод: можно, но соблюдая правила.
- Какие? Давайте над этим подумаем вместе
Правила поведения во время игр (выводится только название)
работа в группах: - придумаем три самых важных правила во время игр.
( обсуждают и называют правила)
- Выведем еще правила ( правила фиксируются на экране)
ü Зовут играть – иди, не зовут – попроси, это не стыдно.
ü В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
ü Умей уступить, не ссорься.
ü Если кого- то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
| Фронтальная форма работы. Словесный метод: беседа, художественное слово (стихотворение).
Практическая работа: моделирование ситуаций.
| Вспоминают уже известные и узнают новые правила поведения в школе.
| Заключительный
3-5 мин
| Правила поведения на переменах
(правила на слайде)
ü Отдыхай разумно: не бегай, не кричи. Помни: рядом с тобой отдыхают
ü другие дети.
ü Не обижай других, ни в шутку, ни всерьез – это может привести к травмам.
ü Узнавай новые игры и учи своих одноклассников. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
| Фронтальная форма работы.
Словесный метод: беседа.
| Выявить интерес ребёнка на уроке.
|
|