Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третий вопрос необходимо начать с выяснения того, как социально-экономическое развитие России в ХVII–ХVIII вв. влияло на размах и ожесточенность народного сопротивления власти.



Надо иметь в виду, что поводы к выступлениям могли быть различными, но все они свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Наиболее драматичными его проявлениями стали социальные движения под предводительством С.Т. Разина в ХVII в. и Е.И. Пугачева в ХVIII в.

Важно понять, что народные движения – это порождение не только классовых антагонизмов. Это сгусток различных социальных, имущественных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, просто борение и кипение человеческих страстей, которые могли проявляться внутри одного и того же класса, сословия и т.д.

Однобоко видеть в народных движениях только ответ масс на усиление крепостнического гнета со стороны земле- и душевладельцев и феодального зажима со стороны государства. Народные движения – это еще и реакция масс на грозный социальный кризис общества. Власти довели страну до крайней степени истощения, причем глубокий внутренний недуг поразил российское общество и, сверху и снизу.

В народных движениях эпохи феодализма очень много от такой формы протеста людей, как социальный разбой, который, впрочем, и ранее был вполне обычным явлением. В них, безусловно, присутствовали черты слепого мятежа, стихийного бунта. С одной стороны, народные движения – это походы за волей. Но они же в грубой, примитивной и агрессивной форме повсеместно внедряли отношения, смысл которых – насильственное изъятие и дележ поровну имущества, денег и ценностей. Таким образом, народные движения – это концентрация и брожение уравнительного начала.

Важно понимать, что движения широких масс населения были единственной возможностью их участия в политической жизни, ибо своими действиями они вынуждали господствующий класс корректировать и даже совершенствовать политический курс.

Отвечая на четвертый вопрос,нужно проследить, как изменилось на протяжении ХVIII в., благодаря Петровским реформам, политике просвещенного абсолютизма Екатерины II, положение различных сословий: боярство потеряло свое значение и на первые позиции стало выходить дворянство; стрельцы как военно-служилое сословие были ликвидированы; купечество на своих плечах вместе с податными сословиями вынесло тяготы Северной войны. Самые богатые и знатные купцы («купцы-гости») разорились.

Выясните, почему российские предприниматели не осознавали своего социально-экономического и политического своеобразия как класса буржуазного общества, не создавали политических организаций и за власть не боролись.

Особое внимание следует уделить самому многочисленному сословию – крестьянскому. Одним росчерком пера в 1721 г. Петр I отменил тысячелетний институт холопства и приравнял холопов к крепостным крестьянам. При этом крепостные крестьяне получили новую тяжкую обременительную повинность – барщину, ибо до этого указа Петра I барскую запашку обрабатывали холопы.

При Петре I свободные работные люди оказались навечно прикрепленными к заводам, а городское посадское население было приписано к определенным посадам и ремесленным цехам.

Важной мерой социально-полицейского характера стало введение паспортов, а также обязанность регулярно посещать церковь и исповедоваться. А священники, нарушая таинство исповеди, содержание ее, если оно носило «крамольный характер», должны были доносить в полицию. Подумайте, как это отразилось на авторитете церкви?

В годы дворцовых переворотов (1725–1762) продолжалось формирование дворянства в особое привилегированное сословие. Почему царствование Екатерины II называют «золотым веком» дворянства? Как сказалось на этом сословии наличие прав и привилегий при почти полном отсутствии обязанностей?

Семинар 5

Российская империя в первой половине ХIХ в.

План

1. Народное хозяйство России. Особенности развития капиталистических отношений.

2. Внутренняя и внешняя политика самодержавных правителей (Александр I и Николай I).

3. Основные тенденции развития общественно-политической мысли в первой половине XIX в.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Власть и общество при Александре I.

2. «Административный реализм» Сперанского и бесплодный «реализм» царских «комиссий».

3. А.А. Аракчеев: штрихи к портрету.

4. Герои 1812г.

5. Конституционные проекты Н.М. Муравьева и П.И. Пестеля: сравнительная характеристика.

6. Внутренняя политика Николая I: полицейское охранительство.

7. Теория «официальной народности»: причины создания и сущность.

8. Политические взгляды и деятельность А.И. Герцена.

9. Политические воззрения В.Г. Белинского.

10.    Русская общественная мысль первой половины XIX в. о проблемах модернизации общества.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

Библиографический список

Бурдей Г.Д. История России ХIХ века: Учебное пособие. Саратов, 1999.

Гордин Я.А. Мятеж реформаторов, 14 декабря 1825 года. Л., 1989.

Государственная служба / Отв. ред. А.В. Оболонский. М., 1999.

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ веке. М., 1978.

История государственного управления России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д, 1999.

Корнилов А.А. Курс истории России ХIХ века. М., 1993.

Кюстин А. Николаевская Россия. М., 1990.

Мироненко С.В. Самодержавие и реформы: политическая борьба в России в начале XIX в. М., 1989.

Мироненко С.В. Страницы тайной истории самодержавия: политическая история России первой половины XIX столетия. М., 1990.

Пресняков Б. Российское самодержавие. М., 1990.

Секиринский С., Филиппова Т. Родословная российской свободы // Вестник высшей школы. 1990. № 5, 6.

Томсинов В.А. Светило российской бюрократии: Исторический портрет М.М. Сперанского М., 1991.

Троицкий Н.А. 1812: Великий год России. М., 1988.

Троицкий Н.А. Лекции по русской истории ХIХ в.: Краткий курс. 2-е изд. Саратов, 1999.

Методические указания

При подготовке к первому вопросу необходимо выяснить, почему Россия, в начале ХVIII в. совершившая мощный рывок в своем развитии, в дальнейшем исчерпала полученный импульс и к началу ХIХ в. оказалась перед необходимостью новых преобразований. Можно ли утверждать, что первая половина ХIХ в. – время нарастающей стагнации русского экономического организма? Как произошло, что Россия, которая еще при Екатерине II была на уровне развитых западных государств, к концу правления Николая I сильно от них отстала?

Следует проанализировать причины экономического отставания России, показать тормозящее влияние крепостничества на развитие сельского хозяйства и промышленности. Желательно также найти примеры, указывающие на разложение крепостнической экономики под воздействием рыночных отношений, зарождение капитализма в промышленности, то есть доказать, что уже начали созревать экономические предпосылки падения крепостного права.

Отвечая на второй вопрос,важноподчеркнуть, что политика правительства Александра I была направлена на полное сохранение дворянских привилегий. Между тем царское правительство в начале XIX в. предпринимает некоторые, хотя и робкие, шаги к приспособлению дворянского государства к нуждам буржуазного развития. Следует показать, почему преобразования были возможны только «сверху», силой государственной власти.

Наиболее перспективными, продуманными и соответствующими общеевропейскому направлению развития могли бы оказаться реформы М.М. Сперанского. Как вы думаете, почему господствующий класс России не поддержал этих проектов?

Охарактеризовав внутреннюю политику Александра I, обратите внимание на основные аспекты внешней политики в начале XIX в. Особое значение имеет проблема, связанная с изучением причин, характера, особенностей войны с Наполеоном. Покажите, как в условиях захватнических войн Наполеона менялась историческая роль России в Европе.

Покажите, что крепостническая направленность внутренней политики в заключительный период правления Александра I лучше всего проявилась в организации военных поселений.

Рассматривая внутреннюю политику России в николаевскую эпоху, логично начать ее с общей характеристики. Идеология правления Николая I состояла в уподоблении государства армии, принужденной беспрекословно и без рассуждений повиноваться командам своего командира. Во имя стабильности социально-политических порядков и принципов самодержавной монархии даже значительные реформаторские шаги оставались в рамках концепций, охранительных по их природе, по их основному назначению.

Проанализируйте основные направления внутренней политики Николая I:

-укрепление значения государственного аппарата, бюрократизация всей государственной системы;

-расширение социальной базы монархии;

-попытки решения аграрного вопроса;

-ужесточение цензуры, введение строгого правительственного контроля за содержанием и целями образования.

При подготовке третьего вопроса следует уяснить причины формирования идеологии декабристов. Реакционная политика самодержавия после Отечественной войны и обострение социальных противоречий еще более активизировали общественное движение в стране. Его основной задачей продолжала оставаться борьба с крепостничеством в России. Новым по сравнению с началом XIX в. явилось создание в России революционных организаций.

Характеризуя революционное движение начала ХIХ в. предстоит ответить на следующие вопросы: почему первыми русскими революционерами оказались дворяне? Каковы социально-экономические и политические истоки мировоззрения декабристов? В чем различие программных требований «Союза спасения» и «Союза благоденствия»? Чем отличается «Русская правда» П.И. Пестеля от «Конституции» Н.М. Муравьева?

Каковы основные причины поражения декабристов? В чем историческое значение восстания декабристов?

Общественное движение 1830–1850-х гг. В первой половине XIX в. начинает активнее развиваться общественное движение, и формируются идейные течения. Подумайте над такими вопросами:

1. Какие проблемы стояли в центре внимания общественных лидеров и течений в 1830–1850-е гг.?

2. Что такое теория «официальной народности» и,  какие цели преследовали ее создатели?

3. Какие идейные течения оформились в процессе общественной борьбы во второй четверти XIX в.?

4. Кто такие западники и чем они отличаются от славянофилов? Что их объединяет?

5. Чем характеризуется деятельность В.Г. Белинского и А.И. Герцена?

6. Какие идеи выдвигали петрашевцы и в чем состояла их деятельность?

7. Какое значение имели революционные демократы в общественной борьбе 30–50-х гг. XIX в.?

В заключение необходимо показать историческое значение общественного движения 1830–1850-х гг., особенно подчеркнув идейную связь революционных демократов с декабристами и постепенное преодоление ошибок декабристов. Обратите внимание на то, что большое значение в общественном движении в этот период начинают играть разночинцы, которые в дальнейшем возглавят революционное движение в России.

Семинар 6

Социально-экономическое развитие России
во второй половине ХIХ – начале ХХ в. (1861–1917 гг.)

План

1. Падение крепостного права. Александр II. Буржуазные реформы 60–70-х гг. ХIХ в.

2. Особенности развития российского капитализма и формирования новых социальных структур.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Революционная деятельность Н.Г. Чернышевского.

2. Александр II Освободитель: человек и его судьба.

3. Реформы 1860–1870-х гг.: социальные свершения и неиспользованные возможности.

4. М.Т. Лорис-Меликов: штрихи к портрету.

5. Русское народничество: доктрина и практика.

6. Российский либерализм второй половины ХIХ в.

7. Политический портрет Г.В. Плеханова.

8. Первые марксистские организации в России.

9. Модернизация второй половины ХIХ в.: замысел и основные итоги.

10.Предпринимательский бум в пореформенной России.

11.Александр III: контрреформы, «подморозившие» Россию.

12.Реформы и контрреформы государственного, местного управления и самоуправления во второй половине ХIХ в.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

ТО ЖЕ

 

Библиографический список

Ананьич Б.В., Чернуха В. Партия контрреформ // Родина. 1992. № 2.

Антонов Н.М. Социальная доктрина М.А. Бакунина. М., 1990.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. М., 1991.

Государственная служба / Отв. ред. А.В. Оболонский. М., 1999.

Дьякова И.А. Исследования по истории российского империализма: экономика и политика царской России // История СССР. 1991. № 4.

Зайончковский Н.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия: Политическая реакция 80-х – начала 90-х гг. М., 1990.

Зайончковский П.А. Правительственный аппарат самодержавной России в ХIХ веке. М., 1978.

История государственного управления России: Учебник / Отв. ред. В.Г. Игнатов. Ростов н/Д, 1999.

История России: С начала ХVIII до конца ХIХ в. / Отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

История СССР, 1861–1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990.

Киселев И.Н., Корелин А.П., Шелохаев В.В. Политические партии в России в 1905–1907 гг.: численность, состав, размещение // История СССР. 1990. № 4.

Косулина Л.Г., Ляшенко Л.М. История России. Ч 2: Расцвет и закат Российской империи (ХIХ – начало ХХ в.). М., 1994.

Леонтович В.В. История либерализма в России, 1762–1914. М., 1995.

Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991.

Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР. 1991. № 2.

Медушевский А. Реформы и контрреформы в истории России // Свободная мысль. 1991. № 2.

Секеринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. М., 1995.

Сущенко В.А. История российского предпринимательства. Ростов н/Д, 1997.

Теория и история административно-политических элит в России. Ростов н/Д, 1996.

Методические указания

Рассмотрение первого вопроса следует начать с истории подготовки крестьянской реформы представителями господствующего класса. Важно отметить, что Александр II по своим взглядам был представителем дворянства не меньше, чем его отец, но обстановка вынудила его принять решение об отмене крепостного права «сверху», ибо реально встал вопрос об отмене его «снизу». Следует сказать о деятельности губернских комитетов, редакционных комиссий, Главного комитета по крестьянскому делу.

Необходимо показать борьбу между различными категориями помещиков за степень и формы уступок крестьянству. Вместе с тем нужно подчеркнуть, что это была борьба внутри господствующего класса. Особо важно отметить стремление помещиков освободить крестьян таким образом, чтобы все выгоды от освобождения оказались у дворянства. В связи с этим следует обратить внимание на вопрос о двух возможных путях развития капитализма: «прусском» и «американском» – и о стремлении дворянства к развитию «по прусскому пути».

Затем следует охарактеризовать буржуазные реформы 1860–1870-х гг.: земскую (1864), городскую (1870), судебную (1864), военную (1874) и другие (отмену телесных наказаний, финансовую, цензурную, в области просвещения и т.д.). Все эти реформы позволили царской России сделать первые шаги на пути превращения ее в буржуазную монархию.

Крах революционного народничества и слабость рабочего движения дали возможность правительству Александра III перейти в наступление и создать обстановку политической реакции. Охранительные реформы 1880-х и начала 1890-х гг. получили название контрреформ, потому что они были направлены на частичную ликвидацию результатов буржуазных преобразований 1860–1870-х гг. В этом контексте покажите: а) в чем состоит сущность контрреформ; б) что представляют собой реформы в области суда; в) что представляют собой реформы в области управления, культуры, просвещения?

При ответе на второй вопроснеобходимо остановиться на характеристике изменившихся после реформы 1861 г. общих условий экономического развития. Говоря о развитии капитализма в промышленности, следует сказать о завершении промышленного переворота к 80-м гг. ХIХ в. (высокие темпы развития отраслей тяжелой промышленности, изменение структуры промышленности и появление новых отраслей, формирование новых промышленных районов, высокие темпы складывания промышленного пролетариата и промышленной буржуазии и пр.), о развитии транспорта, прежде всего железнодорожного.

Обратите внимание на причины сложностей развития сельского хозяйства: выбор путей («прусского» или «американского»); малоземелье крестьян и их тяжелое финансовое положение, связанное с необходимостью, выкупать землю; наличие переходных полукрепостнических аграрных систем.

 

Семинар 7

Власть и общество в эпоху поздней империи
(1894–1907 гг.)

План

1. Политический строй в России в конце ХIХ – начале ХХ в. Николай II. Политика С.Ю. Витте.

2. Политические движения второй половины ХIХ – начала ХХ в.

3. Позиции основных политических сил и партий в революции 1905–1907 гг.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Возникновение политических партий в России: исторические условия и предпосылки.

2. Оформление буржуазных политических партий в ходе революции 1905–1907 гг. в России.

3. Мировой опыт парламентаризма: был ли он использован в России?

4. Бюрократия в России времен Александра III.

5. С.Ю. Витте: личность в контексте истории.

6. Революция 1905–1907 гг. в Саратове.

7. Николай II – человек и император.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

 

Библиографический список

Ананьич Б.В., Ганелин Р.М. Николай II // Вопросы истории. 1993. № 2.

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

Боханов А. Николай II. М., 1997.

Быстренко В.И. История государственного управления и самоуправления в России: Учебное пособие. Новосибирск; Москва, 1997.

Витте С.Ю. Избранные воспоминания, 1849–1911 гг. М., 1991.

Демин В.А. Государственная Дума в России (1906–1917): механизм функционирования. М., 1996.

Зайончковский Н.А. Российское самодержавие в конце XIX столетия: Политическая реакция 80-х – начала 90-х гг. М., 1990.

История государственного управления в России. М., 1997.

Литвак Б.Г. Реформы и революции в России // История СССР. 1991. № 2.

Медушевский А. Реформы и контрреформы в истории России // Свободная мысль. 1991. № 2.

Романовы: Исторические портреты / Под ред. А.Н. Сахарова. М., 1997. Т. 2: 1762–1917, Екатерина II – Николай II.

Шацилло К.Ф. Николай II: реформы или революции // История Отечества: люди, идеи, решения.: Очерки истории России IX – начала ХХ в. М., 1991.

Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена. Л., 1991.

Эйдельман Н.Я. «Революция сверху» в России. М., 1989.

Методические указания

При подготовке первого вопроса,анализируя политическую жизнь России на рубеже XIX и XX вв., обратите внимание на продолжение борьбы между реформаторами и традиционалистами в сановной среде. Вскройте суть противоречий между взглядами С.Ю. Витте и В.К. Плеве на пути развития России. Раскройте политическую жизнь страны, различия в программах партий, организаций, групп. Особое внимание уделите их взглядам по крестьянскому вопросу. Покажите, что отсутствие серьезных реформ со стороны «верхов» и одновременно рост оппозиционных политических движений в соединении с глубокими социальными противоречиями и внешнеполитическими неудачами режима приближали революционный взрыв.

Готовясь ко второму вопросу,начните с того, что в пореформенный период окончательно оформились три направления в общественном движении: консерваторы, либералы, радикалы. Сравнитесоциальную основу этих направлений:

-у консерваторов это дворянство, духовенство, мещанство, купечество и значительная часть крестьянства;

-у либералов – обуржуазившиеся помещики, часть буржуазии и интеллигенции (ученые, писатели, журналисты, врачи);

-у радикалов – выходцы из разных слоев общества, посвятившие себя служению народу.

Следует понять, почему в этот период наиболее активно действовали представители радикального направления, которое в начале ХХ столетия открыто, выходит на арену политической борьбы. Для этого необходимо проследить эволюцию этого направления. В истории движения радикалов второй половины XIX в. выделяются три этапа:

-1860-е гг. – складывание революционно-демократической идеологии и создание тайных разночинских кружков;

-1870-е гг. – оформление народнической доктрины и деятельность организаций революционных народников;

-1880–1890-е гг. – активизация либеральных народников и начало распространения марксизма, на основе которого были созданы первые социал-демократические группы.

Анализируя рабочее движение в 1870–1880-х гг., важно выяснить, почему именно идеи марксизма получают наибольшее распространение. В целом среди российских марксистов в конце XIX в. не было единства. Одни (во главе с В.И. Ульяновым-Лениным) выступали за создание политической партии, которая повела бы рабочих на осуществление социалистической революции и установление диктатуры пролетариата (политической власти рабочих). Другие, отрицая революционный путь развития, предлагали ограничиться борьбой за улучшение условий жизни и труда народных масс России.

Либеральная интеллигенция, не принимавшая революционных средств, сосредоточила свою деятельность на активном участии в земских органах. Между земствами и их лидерами устанавливались тесные крепкие связи. Одной из основных и первоочередных целей либералов было введение в России Конституции.

Общественное движение во второй половине XIX в., в отличие от предшествующего времени, стало важным фактором политической жизни страны. Многообразие направлений и течений, взглядов по идейно-теоретическим и тактическим вопросам отразило сложность общественной структуры и остроту социальных противоречий. В общественном движении второй половины XIX в. еще не сложилось направление, способное осуществить эволюционную модернизацию страны, но были заложены основы для формирования в будущем политических партий.

Рассматривая по третьему вопросу позиции основных политических сил и партий в 1905–1907 гг., надо охарактеризовать социальные силы России, которые разделились на три лагеря, а также проанализировать основные партии, которые активно участвовали в политической жизни революционной России.

Следует выделить всеобщую октябрьскую политическую стачку, в ходе которой возникли новые органы власти – Советы рабочих депутатов.

Нужно дать оценку царскому Манифесту 17 октября 1905г., выяснить отношение к нему различных партий и классов. Важно знать, почему либеральная буржуазия пошла на союз с самодержавием, какие буржуазные политические партии оформились в то время.

Покажите, что героическая борьба народных масс не прошла бесследно. Царизм вынужден был пойти на уступки и несколько расширить политические права рабочих и крестьян.

Семинар 8

Россия между двумя революциями (1907–1917 гг.)

План

1. Третьеиюньская монархия. Роль Государственных Дум в политической жизни страны.

2. П.А. Столыпин и его реформы: замысел и результат.

3. Россия в Первой мировой войне.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Столыпинская модернизация России.

2. Политический портрет П. А. Столыпина.

3. Борьба царской охранки с революционным движением.

4. Россия в Первой мировой войне.

5. Политические партии России в годы Первой мировой войны: программы и тактики (по выбору).

6. Первая мировая война: последствия для человечества и отдельных государств – участников войны.

7. Экономическое развитие России к 1913 г.

8. Кризис государственной власти и управления 1900–1917 гг. в России.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

Библиографический список

Аврех А. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. М., 1991.

Алексеева И.В. Агония сердечного согласия: Царизм, буржуазия и их союзники по Антанте, 1914–1917. Л., 1990.

Демин В.А. Государственная Дума в России (1906–1917): механизм функционирования. М., 1996.

Дьяков И. Забытый исполин // Наш современник. 1990. № 3.

Дякин В.С. Деньги для сельского хозяйства: Выбор пути экономического развития России // История СССР. 1991. № 3.

Зырянов П.Н. Петр Аркадьевич Столыпин // Вопросы истории. 1990. № 6.

Зырянов П.Н. Российская государственность в ХIХ – начале ХХ в. // Свободная мысль. 1993. № 8.

История СССР, 1961–1917 / Под ред. В.Г. Тюкавкина. М., 1990.

Медушевский А.Н. Конституционная монархия в России // Вопросы истории. 1994. № 8.

Милюков П.Н. Воспоминания: В 2 т. М., 1990.

Столыпин П.А. Нам нужна великая Россия: Полное собрание речей в Государственной Думе и Государственном совете, 1906–1911. М., 1991.

Теория и история административно-политических элит России. Ростов н/Д, 1996.

Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.

 

Методические указания

При подготовке к первому вопросу,дайте оценку сложившейся в стране системы, которая вошла в историю под названиемтретьеиюньской монархии.

Покажите роль Государственных Дум в политической жизни страны, которые, несмотря на реакционный характер избирательного закона и ограниченные права, все же создавали возможность для легальной пропаганды революционных идей, были первой попыткой диалога общества и власти, корректировали политику самодержавия.

Изучение второго вопросанеобходимо начать с выяснения сущности третьеиюньской монархии и нового избирательного закона. После этого надо рассмотреть основные положения аграрной реформы. Эта реформа должна была способствовать превращению монархии дворянской в монархию буржуазную, развитию капиталистических отношений в сельском хозяйстве. Кроме того, реформа должна была «замирить» деревню после бурных событий 1905–1907 гг.

Однако решить аграрный вопрос самодержавие не смогло. Реформа хотя и ускорила развитие капиталистических отношений в деревне, но резко обострила классовые противоречия.

Длительный застой в отечественном производстве в эти годы сменился новым подъемом. В промышленности он сопровождался ростом числа монополистических объединений, концентрацией банковского капитала, увеличением численности рабочего класса. В то же время возрастает проникновение в экономику России иностранного капитала, зависимость страны от него. Достаточно сказать, что к 1914г. внешний долг России достиг астрономической суммы – 7,5 млрд. руб.

В обстановке промышленного подъема все более углублялись противоречия социально-экономического строя, которые вызвали новый мощный подъем революционного движения. Эти противоречия еще более усилились в годы Первой мировой войны.

Рассматривая третий вопрос,следует показать изменение патриотических настроений за годы войны в связи с ходом военных действий, влияние войны на внутренний кризис России, позицию правительства и либерально-буржуазных кругов, оценить экономическое положение страны к 1917г.

Семинар 9

Россия в 1917–1920 гг.

План

1. Падение монархии. 1917г. – выбор политического пути и борьба за власть.

2. Гражданская война как социально-политический феномен.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Парадоксы Февраля 1917 г.: причины и последствия.

2. Политические партии в 1917 г.

3. Временное правительство: реформа власти и управления.

4. Причины краха российской демократии в 1917 г.

5. 1917 г. в Саратовской губернии.

6. Власть и общество в условиях гражданской войны.

7. Левые эсеры: колеблющиеся попутчики революции.

8. «Демократическая контрреволюция» и «белое движение».

9. Герои и антигерои гражданской войны.

10.Белый и красный террор.

11.Гражданская война в Поволжье.

12.Крестьянское движение в годы гражданской войны.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

 

Библиографический список

Аврех А.Я. Царизм накануне свержения. М., 1989.

Александр Федорович Керенский / Под общ. ред. проф. В.А. Динеса. Саратов, 1996.

Бушуев Б. О российской трагедии ХХ века // Свободная мысль. 1992. № 3.

Власть и реформы: От самодержавной к советской России. СПб., 1996.

Гайда Ф.А. Февраль 1917 года: революция, власть, буржуазия // Вопросы истории. 1996. № 3.

Герасименко Г.А. Трансформация власти в России в 1917 г. // Отечественная история. 1997. № 1.

Деникин А.И. Очерки русской смуты. М., 1991.

Злобин И.В., Ионычев Н.П. Переосмысливая историю февральской революции // Вопросы истории КПСС. 1990. № 8.

Иоффе Г., Рабинович А. Россия, осень семнадцатого // Коммунист. 1990. № 8.

Керенский А.Ф. Россия на историческом повороте // Вопросы истории. 1990. № 6–12; 1991. № 1–4.

Курлов П.Г. Гибель императорской России. М., 1991.

Милюков П.Н. Воспоминания. М., 1991.

Павлюченков С.П. Военный коммунизм в России: власть и массы М., 1997.

Розенберг У. Формирование новой российской государственности // Отечественная история. 1994. № 1.

Старцев В. Свержение монархии и судьбы России // Свободная мысль. 1992. № 7.

Методические указания

По первому вопросуанализ событий Февральской революции стоит начать с характеристики ее предпосылок. Особое внимание следует обратить на взаимодействие трех политических сил: революционного народа и революционных партий, образовавших 27 февраля 1917г. Петроградский Совет; Временного комитета Государственной Думы; ближайшего окружения Николая II.

Характеризуя политические итоги революции, расскажите о своеобразном положении, которое сложилось после отречения Николая II и его брата Михаила.

Важно выяснить, почему суживаются альтернативы развития России от Февраля к Октябрю 1917г., как происходил выбор политического пути и борьба за власть между различными силами, претендовавшими на политическое лидерство. Осенью 1917г. общенациональный кризис достиг своего крайнего предела. Оказавшееся неспособным распутать узел социально-экономических проблем, Временное правительство лишилось общественной поддержки. Страна стояла на пороге хаоса.

Необходимо проанализировать, как принятые II Всероссийским съездом Советов Декреты о мире и о земле отвечали надеждам народных масс,  и как это способствовало победе советской власти на местах.

При подготовке второго вопроса,прежде всего, следует разобраться в том, что гражданская война – это организованная вооруженная борьба за власть и собственность между частями одних и тех же классов и социальных групп внутри страны, наиболее острая форма социального противостояния.

Важно выяснить роль продовольственной разверстки как составной части политики «военного коммунизма». Эта политика ничего общего не имела с иллюзиями «левых коммунистов», идеализировавших «военно-коммунистическую идеологию» быстрого продвижения к коммунизму.

Нужно отметить: в борьбе против советской власти консолидировались «демократическая контрреволюция» и «белое движение». У большевиков же до определенного момента «колеблющимися попутчиками» выступали левые эсеры, частично анархисты различных взглядов.

Необходимо уяснить, что борющиеся стороны отчетливо понимали, что борьба может иметь только смертельный исход для одной из сторон. Именно поэтому гражданская война в России стала великой трагедией для всех ее политических лагерей, движений и партий. Победа советской власти не стала окончательной победой революционных сил России в ее гражданской войне и окончательным поражением контрреволюционных сил.

Следует помнить, что нельзя гордиться гражданскими войнами, ибо это означает восхищение количеством пролитой крови и загубленных жизней собственного народа.

 

Семинар 10

Советское государство в годы
новой экономической политики (1921–1929 гг.)

План

1. Экономическое и политическое положение страны после гражданской войны.

2. Новая экономическая политика: сущность, система основных мероприятий, результаты, причины краха.

3. Образование Союза Советских Социалистических Республик.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Положение в партии и в стране после окончания гражданской войны и разгрома интервентов.

2. Роль крестьянского движения в переходе к нэпу.

3. Нэп: политический аспект.

4. Нэп как попытка оживления рыночных отношений.

5. Советское чиновничество в первые годы нэпа.

6. Внешняя политика Советского правительства в 1920-е гг.

7. Образование СССР: проблемы и противоречия

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

ТО ЖЕ

 

Библиографический список

Борисов Ю.С. Зигзаги и тупики аграрной политики послеоктябрьского десятилетия // Свободная мысль. 1992. № 2.

Волобуев П. Власть Советов: расчеты и просчеты, 1917–1923 // Свободная мысль. 1991. № 11.

Государственная служба: Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Оболонский. М., 1999.

Кронштадт 1921 / Сост. В.П. Наумов., А.А. Косаковский. М., 1997.

Лацис О. НЭП: цивилизационный аспект // Свободная мысль. 1991. № 10.

Ленин В.И. Дополнение к проекту вводного закона к уголовному кодексу РСФСР и письма Д.И. Курскому. 15, 17 мая 1922 // Полн. собр. соч. Т. 45.

Ленин В.И. К вопросу о национальностях, или Об «автономизации» // Полн. собр. соч. Т. 45.

Ленин В.И. О нашей революции // Полн. собр. соч. Т. 45.

Осипова Т. Обманутый класс // Родина. 1990. № 10.

Симонов Л. Демократическая альтернатива тоталитаризму: НЭП // История СССР. 1992. № 1.

Методические указания

Рассматривая по первому вопросуэкономическое и политическое положение страны после гражданской войны, следует иметь в виду, что политический кризис в большевистской партии и экономический кризис в стране (по многим важнейшим показателям российская экономика была отброшена ко временам Екатерины II) обострили вопрос о том, по какому пути идти дальше.

Готовясь ко второму вопросу,важно уяснить,что одним из важнейших положений системы нэпа было введение многообразия и равенства форм собственности. Фактически это означало, что неизбежно вскоре в стране должна была возникнуть многопартийность. (Представители разных форм собственности, особенно частной, конечно же, хотели бы и в дальнейшем сохранить ее; но, чтобы сохранить собственность, надо было принять соответствующие законы, а следовательно, провести своих представителей во все законодательные и исполнительные органы власти; но в них можно было попасть в результате выборов на многопартийной основе.)

Нэп объявлял вместо гражданской войны гражданский мир, но при этом в 1921–1922 гг. начались первые политические процессы над эсерами и меньшевиками, в результате которых эти партии были запрещены законом, а на их членов начались гонения. Тогда же и интеллигенция – самая мыслящая – была депортирована из страны. Принятая на Х съезде РКП(б) резолюция «О единстве партии» сковывала инициативу членов партии и не давала возможности вести дискуссию и даже нормальный обмен мнениями.

Покажите, почему, несмотря на все сложности и трудности, кризисы и конфликты, нэп удивительно быстро дал благотворные результаты. За 5–7 лет нэповская Россия восстановила довоенный (1913г.) уровень производства, то есть прошла путь, на который царской России потребовался век с четвертью. Отказ от НЭПа: политическая необходимость или экономическая целесообразность.

При подготовке третьего вопросарассмотрите, какие позиции по проблемам государственного строительства занимали в период работы комиссии по образованию СССР Ленин и Сталин. Обратите внимание, почему Ленин был категорически против «автономизации». Размышляя над судьбой СССР, анализируя подход, к решению национального вопроса начиная с первого наркома по делам национальностей И. Сталина, сделайте собствен



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.