Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третий вопрос необходимо начать с выяснения того, как социально-экономическое развитие России в ХVII–ХVIII вв. влияло на размах и ожесточенность народного сопротивления власти. 3 страница



Характеризуя политические итоги революции, расскажите о своеобразном положении, которое сложилось после отречения Николая II и его брата Михаила.

Важно выяснить, почему суживаются альтернативы развития России от Февраля к Октябрю 1917г., как происходил выбор политического пути и борьба за власть между различными силами, претендовавшими на политическое лидерство. Осенью 1917г. общенациональный кризис достиг своего крайнего предела. Оказавшееся неспособным распутать узел социально-экономических проблем, Временное правительство лишилось общественной поддержки. Страна стояла на пороге хаоса.

Необходимо проанализировать, как принятые II Всероссийским съездом Советов Декреты о мире и о земле отвечали надеждам народных масс,  и как это способствовало победе советской власти на местах.

При подготовке второго вопроса,прежде всего, следует разобраться в том, что гражданская война – это организованная вооруженная борьба за власть и собственность между частями одних и тех же классов и социальных групп внутри страны, наиболее острая форма социального противостояния.

Важно выяснить роль продовольственной разверстки как составной части политики «военного коммунизма». Эта политика ничего общего не имела с иллюзиями «левых коммунистов», идеализировавших «военно-коммунистическую идеологию» быстрого продвижения к коммунизму.

Нужно отметить: в борьбе против советской власти консолидировались «демократическая контрреволюция» и «белое движение». У большевиков же до определенного момента «колеблющимися попутчиками» выступали левые эсеры, частично анархисты различных взглядов.

Необходимо уяснить, что борющиеся стороны отчетливо понимали, что борьба может иметь только смертельный исход для одной из сторон. Именно поэтому гражданская война в России стала великой трагедией для всех ее политических лагерей, движений и партий. Победа советской власти не стала окончательной победой революционных сил России в ее гражданской войне и окончательным поражением контрреволюционных сил.

Следует помнить, что нельзя гордиться гражданскими войнами, ибо это означает восхищение количеством пролитой крови и загубленных жизней собственного народа.

 

Семинар 10

Советское государство в годы
новой экономической политики (1921–1929 гг.)

План

1. Экономическое и политическое положение страны после гражданской войны.

2. Новая экономическая политика: сущность, система основных мероприятий, результаты, причины краха.

3. Образование Союза Советских Социалистических Республик.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Положение в партии и в стране после окончания гражданской войны и разгрома интервентов.

2. Роль крестьянского движения в переходе к нэпу.

3. Нэп: политический аспект.

4. Нэп как попытка оживления рыночных отношений.

5. Советское чиновничество в первые годы нэпа.

6. Внешняя политика Советского правительства в 1920-е гг.

7. Образование СССР: проблемы и противоречия

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

ТО ЖЕ

 

Библиографический список

Борисов Ю.С. Зигзаги и тупики аграрной политики послеоктябрьского десятилетия // Свободная мысль. 1992. № 2.

Волобуев П. Власть Советов: расчеты и просчеты, 1917–1923 // Свободная мысль. 1991. № 11.

Государственная служба: Учебное пособие / Отв. ред. А.В. Оболонский. М., 1999.

Кронштадт 1921 / Сост. В.П. Наумов., А.А. Косаковский. М., 1997.

Лацис О. НЭП: цивилизационный аспект // Свободная мысль. 1991. № 10.

Ленин В.И. Дополнение к проекту вводного закона к уголовному кодексу РСФСР и письма Д.И. Курскому. 15, 17 мая 1922 // Полн. собр. соч. Т. 45.

Ленин В.И. К вопросу о национальностях, или Об «автономизации» // Полн. собр. соч. Т. 45.

Ленин В.И. О нашей революции // Полн. собр. соч. Т. 45.

Осипова Т. Обманутый класс // Родина. 1990. № 10.

Симонов Л. Демократическая альтернатива тоталитаризму: НЭП // История СССР. 1992. № 1.

Методические указания

Рассматривая по первому вопросуэкономическое и политическое положение страны после гражданской войны, следует иметь в виду, что политический кризис в большевистской партии и экономический кризис в стране (по многим важнейшим показателям российская экономика была отброшена ко временам Екатерины II) обострили вопрос о том, по какому пути идти дальше.

Готовясь ко второму вопросу,важно уяснить,что одним из важнейших положений системы нэпа было введение многообразия и равенства форм собственности. Фактически это означало, что неизбежно вскоре в стране должна была возникнуть многопартийность. (Представители разных форм собственности, особенно частной, конечно же, хотели бы и в дальнейшем сохранить ее; но, чтобы сохранить собственность, надо было принять соответствующие законы, а следовательно, провести своих представителей во все законодательные и исполнительные органы власти; но в них можно было попасть в результате выборов на многопартийной основе.)

Нэп объявлял вместо гражданской войны гражданский мир, но при этом в 1921–1922 гг. начались первые политические процессы над эсерами и меньшевиками, в результате которых эти партии были запрещены законом, а на их членов начались гонения. Тогда же и интеллигенция – самая мыслящая – была депортирована из страны. Принятая на Х съезде РКП(б) резолюция «О единстве партии» сковывала инициативу членов партии и не давала возможности вести дискуссию и даже нормальный обмен мнениями.

Покажите, почему, несмотря на все сложности и трудности, кризисы и конфликты, нэп удивительно быстро дал благотворные результаты. За 5–7 лет нэповская Россия восстановила довоенный (1913г.) уровень производства, то есть прошла путь, на который царской России потребовался век с четвертью. Отказ от НЭПа: политическая необходимость или экономическая целесообразность.

При подготовке третьего вопросарассмотрите, какие позиции по проблемам государственного строительства занимали в период работы комиссии по образованию СССР Ленин и Сталин. Обратите внимание, почему Ленин был категорически против «автономизации». Размышляя над судьбой СССР, анализируя подход, к решению национального вопроса начиная с первого наркома по делам национальностей И. Сталина, сделайте собственный вывод, почему Советский Союз так и не отметил свое семидесятилетие.

Семинар 11

Экономика СССР в конце 1920-х – середине 1940-х гг.:
опыт нерыночного развития

План

1. Индустриализация страны как «большой скачок».

2. Коллективизация как «революция сверху» в советской деревне.

3. Итоги и цена форсированного рывка в экономике страны в 1930-е гг.

4. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Борьба за выбор пути развития в руководстве страны на рубеже 20-х – начале 30-х гг.

2. Создание новой структуры управления народным хозяйством.

3. Первые пятилетние планы: замысел и результат.

4. Стахановское движение в 1930-е гг.

5. Голод 1932–1933 гг.: причины и последствия.

6. Экономические цели агрессоров в войне против народов СССР.

7. Экономические основы коренного перелома в годы Великой Отечественной войны.

8. Вклад тружеников Саратовской области в победу над врагом.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

 

 

Библиографический список

Данилов В.П. Аграрная политика РКП(б) – ВКП(б) в 20–30‑х гг. // Коммунист. 1990. № 6.

Данилов В.П. Коллективизация сельского хозяйства в СССР // История СССР. 1990. № 5.

Девис Р.У. Советская экономика в период кризиса, 1930–1932 // История СССР. 1991. № 4.

Документы свидетельствуют: Из истории деревни накануне и в ходе коллективизации, 1927–1932 гг. М., 1989.

Лельчук В. Курс на индустриализацию и его осуществление // Страницы истории советского общества. М., 1989.

Лельчук В., Хлевнюк О. 20–30-е годы: Политика индустриализации // Коммунист. 1990. № 16.

Лельчук В.С. 1926–1940: завершение индустриализации или промышленный рывок? // История СССР. 1990. № 4.

Осокина Е.А. Жертвы голода 1933 года: сколько их: Анализ демографической статистики ЦГАНХ СССР // История СССР. 1991. № 5.

Методические указания

Изучая первый вопрос,объясните, какие кризисные явления в экономике страны в середине 1920-х гг. повлияли на свертывание нэпа и привели к формированию командно-административной системы. Покажите основные подходы в партийном руководстве к проблеме индустриализации страны. Какие основные задачи предполагалось решить с ее помощью? Объясните, откуда можно было получить средства на индустриализацию и с помощью каких мер? Попытайтесь сравнить источники для индустриального развития в СССР и западных странах. Раскройте хозяйственно-политическую концепцию первых пятилетних планов. Рассмотрите два варианта первого пятилетнего плана и объясните их различия. Проанализируйте основные плановые показатели второго и третьего пятилетних планов и охарактеризуйте их особенности.

При подготовке второго вопросапроанализируйте положение в сельском хозяйстве накануне коллективизации. Покажите, почему периодически повторялся кризис государственных хлебозаготовок. Объясните, почему крестьянство в массе своей добровольно не стремилось к объединению в коллективные хозяйства, несмотря на различные льготы, предоставляемые им государством.

Охарактеризуйте основные этапы коллективизации, их особенности. Почему ужесточилась партийная политика по отношению к зажиточным слоям деревни? Объясните содержание курса «на ликвидацию кулачества как класса» и покажите формы, методы и масштабы его реализации. Подумайте, каковы были политические, социально-экономические и духовные последствия коллективизации.

При анализе третьего вопросаследует подчеркнуть, что существовала объективная необходимость индустриализации СССР: стране необходимо было выстоять и победить в условиях жесткого экономического и политического соперничества и противоборства. В то же время подумайте о той цене, которую советский народ заплатил за «большой индустриальный скачок». Укажите последствия сложившихся в этот период диспропорций между тяжелой и легкой промышленностью. Назовите итоги индустриализации Советского Союза накануне Второй мировой войны.

По четвертому вопросу нужно проанализировать факторы, благодаря которым экономика СССР в годы Великой Отечественной войны победила немецкую экономику. Выясните масштабы и темпы эвакуации и перевода гражданского сектора экономики на военные рельсы. Оцените героизм людей, сумевших в сверхкороткие сроки и в тяжелейших условиях наладить выпуск необходимой, отвечающей условиям современной войны, продукции. Объясните, какую роль сыграла в этом плановая мобилизация всего трудоспособного населения? Как меняется стиль работы государственных учреждений в условиях военного времени?

Семинар 12

Страна победившего социализма:
социально-политическая сущность
(конец 1920-х – середина 1940-х гг.)

План

1. Борьба среди руководства партии за власть в 1920–1930-е гг. и завершение формирования режима сталинизма.

2. Внутренняя и внешняя политика сталинского руководства в 1930-е гг.

3. Великая Отечественная война: власть и общество.

4. «Государственный социализм» в СССР: общая характеристика.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Политические портреты участников внутрипартийной борьбы.

2. И.В. Сталин и его окружение. Политическая характеристика.

3. Механизм и масштабы репрессий в СССР в 1930-е гг.

4. Интеллигенция в условиях сталинизма.

5. Сталинский террор в Красной Армии.

6. Сущность политических процессов 1930-х гг.

7. Номенклатура как тайный правящий эксплуататорский класс страны.

8. Материальное положение «верхов» и «низов»: сравнительный анализ.

9. Внешняя политика сталинского режима накануне войны.

10.    Советские полководцы в годы Великой Отечественной войны.

11.    Проявление героизма советских людей на фронте и в тылу во время Великой Отечественной войны.

12.    Освободительная миссия советской армии в Европе.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

Библиографический список

Авторханов А.Г. Технология власти // Вопросы истории. 1991. № 1–2; 1992. № 1, 2.

Антонов-Овсенко А.В. Портрет тирана. М., 1994.

Борисов Ю.С., Курицин В.Н., Хван Ю.С. Политическая система 20–30-х годов: О Сталине и сталинизме / Историки спорят. М., 1988.

Волобуев О., Кулешов С. Борьба за политическое лидерство в 20-е годы // Вестник высшей школы. 1990. № 3–4.

Восленский М.С. Номенклатура: Господствующий класс Советского Союза. М., 1991.

Власть, культура, народ: О духовной жизни в 30-е годы // Свободная мысль. 1992. № 2.

Горинов М.М., Дощенко Е.Н. 30-е годы // История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории советского государства. М., 1991.

Громов Е. Сталин: власть и искусство. М., 1998.

Земсков В.Н. Заключенные, спецпоселенцы и высланные (статистико-географический аспект) // История СССР. 1991. № 5.

Козлов А.И. Сталин: борьба за власть. Ростов н/Д, 1991.

Реабилитация: Политические процессы 30–50-х годов. М., 1991.

Семиряга М.И. Сговор двух диктаторов // История и сталинизм. М., 1991.

Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии, 1939–1941. М., 1992.

Ципко А. Истоки сталинизма. М., 1990.

Солженицын А.И. Архипелаг ГУЛАГ: 1918–1956. М., 1990.

Методические указания

Анализируя первый вопрос, важно понять, почему 1920-е гг. стали ареной острой внутрипартийной борьбы, почему, вопреки ленинской воле, Сталин смог сосредоточить в своих руках огромную власть, что вызвало недовольство у старых большевиков. Нужно показать, что политическая борьба этого десятилетия была, в сущности, столкновением старых большевиков с набирающим силу новым бюрократическим классом.

Одной из причин внутрипартийной борьбы стал поиск путей построения социализма. Рассмотрите, каковы были позиции участников внутрипартийной борьбы по следующим вопросам: можно или нельзя построить социализм в одной стране, возможно ли осуществить «экспорт» революции в другие страны, и если возможно, то какими путями и способами; темпы и методы строительства социализма; отношение к отдельным классам и слоям советского общества.

По второму вопросу,проследив, как устанавливался режим личной власти Сталина, складывался культ его личности, выясните роль новых партийных функционеров. Они так же, как и сам Сталин, с неприязнью относились к представителям старой ленинской большевистской гвардии, к партийной интеллигенции вообще, презрительно именуя их «умниками» и «белоручками». На первый план в партии стали выдвигаться работники аппарата. В практику партийной жизни внедрялись интриганство, протекционизм, лесть.

Отметьте особенности сталинизма как идеологии:

а) абсолютная непримиримость к любым отклонениям от официально выраженной и утвержденной точки зрения;

б) внешняя простота, элементарность, приспособленность к восприятию теоретически неразвитым сознанием;

в) стремление к универсализму, то есть Сталин пытался охватить своими представлениями все сферы общественной жизни и науки об обществе;

г) самая непривлекательная его особенность состояла в том, что он был построен на лжи и фальсификации.

При изучении третьего вопросаследуетрассмотреть, какие меры уже в первые дни Великой Отечественной войны советское руководство приняло для организации отпора врагу. Создание Государственного Комитета Обороны (ГКО), Ставки Главного Командования ВС СССР, Совета эвакуации, Советского информационного бюро. 29 июня 1941 г. партийным и советским организациям прифронтовых областей была направлена секретная директива СНК СССР и ЦК ВКП(б) «Партийным и советским организациям прифронтовых областей». Какого ее содержние?

Важно понять, почему неизбежные и необходимые в период войны централизация и концентрация власти явились не столько перестройкой с мирного на военный лад, сколько окончательным укреплением тоталитарной, командно-административной системы, усилением единовластия Сталина и культа его личности.

Покажите, как в ходе войны было достигнуто невиданное ранее сплочение народа во имя победы. Но вместе с тем сплочения во многом добивались часто варварскими, антигуманными, репрессивными средствами, которые, обеспечивая формальное единообразие и единомыслие, рождали новые противоречия, новые проблемы на десятилетия вперед.

Стоит отметить особенности идеологической работы военного времени. Главным условием единства общества было отношение к войне как к Отечественной, в которой решается судьба страны и ее народа. Наряду с традиционной пропагандой преимуществ социализма и советского образа жизни во время войны в воспитании патриотизма усилилось тяготение к поискам его глубоких исторических корней. На духовную атмосферу в советском обществе влияли и отношения с союзниками, так как они порождали иллюзорные надежды на демократизацию страны, возможность реформ, сближение со странами Запада.

При ответе на четвертый вопрос следует поразмышлять над тем, что понимается под термином «государственный социализм»; определиться в том, какое общество было построено в СССР в предвоенный период, дать ему политическую характеристику, провести анализ изменений социального состава советского общества.

Подумайте, каким образом социализм мог сочетаться с рабским трудом миллионов заключенных, феодальным прикреплением колхозников к земле, сверхэксплуатацией рабочих в промышленности?

Семинар 13

СССР в первое послевоенное десятилетие
(1945–1953 гг.)

План

1. Политические реалии послевоенного времени: борьба демократической и охранительной тенденций.

2. Послевоенное развитие народного хозяйства (1946–1953 гг.).

3. Коренные изменения в международной обстановке после Второй мировой войны. «Холодная война».

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Тенденции, противоречия и роль послевоенного государственного управления.

2. Политические процессы 1940–1950-х гг.

3. Внешняя политика Советского правительства в послевоенное десятилетие.

4. Сталинизм и формирование коммунистических режимов после Второй мировой войны.

5. «Холодная война»: причины и сущность.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

 

Библиографический список

40–50-е годы: последствия депортации народов: Свидетельствуют архивы НКВД – МВД СССР // История СССР. 1992. № 1.

Аксенов М. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии // Трудные вопросы истории. М., 1991.

Бугай Н.Ф. Депортация народов – репрессивная мера государственной политики в сфере национальных отношений // Крайности истории и крайности историков. М., 1977.

Дашичев В.Н. Из истории сталинской дипломатии // История и сталинизм. М., 1991.

Зима В.Ф. Голод в СССР 1946–1947 годов: происхождение и последствия // Ин-т рос. истории РАН. М., 1996.

История государства и права в России / Отв. ред. Ю.П. Титов. М., 1996.

Коржихина Т.П., Сенина А.С. История российской государственности. М., 1995.

Мускулы мира: Речь Уинстона Черчилля в Вестминстерском колледже. Фултон (США) // Независимая газета. 1992. 28 мая.

Реабилитация: Политические процессы 30–50-х годов. М., 1991.

Советская внешняя политика в годы «холодной войны»: новое прочтение. М., 1995.

Советский Союз и страны Восточной Европы: эволюция и крушение тоталитарных режимов, середина 40-х – конец 80-х годов ХХ века // История СССР. 1991. № 1.

СССР и «холодная война» / Под ред. проф. В.С. Лельчука, проф. Е.И. Пивоварова. М., 1995.

Методические указания

При подготовке первого вопросапокажите, что борьба демократической и охранительной тенденций после 1945 г. стала принципиально важным периодом в истории России. За годы войны советский человек осознал свою значимость творца Победы. Послевоенное общество стало другим. Не случайно появился термин «фронтовое поколение». Фронтовики стали задавать неудобные вопросы и требовать на них ответы (почему, крепя обороноспособность государства двадцать лет, СССР оказался к войне не готов? Война закончилась, но почему мы по-прежнему живем плохо?)

Важно проанализировать, почему:

-колхозники всерьез считали, что колхозы будут распущены;

-рабочие – что улучшится их материальное положение;

-интеллигенция – что ей позволят творить и стать интеллектом нации;

-репатрианты – что общество должно простить их;

-репрессированные – что их вернут из ссылок;

-наконец, и в руководстве появилось новое поколение, которое понимало, что так дальше жить нельзя.

Такие настроения противоречили официальной идеологии сталинского режима, нарушали ее консенсус. Что сделала, боясь потерять власть, партийная номенклатура, чтобы не соединились надежды людей на перемены к лучшему и реформаторские настроения части высшего руководства? Как система расправилась с теми, кто мог бы осуществить реформы?

При рассмотрении второго вопроса о послевоенном развитии народного хозяйства (1946–1953 гг.) необходимо показать масштабы послевоенного восстановления народного хозяйства СССР. Почему первоочередной задачей стало восстановление тяжелой промышленности? Как она была решена, каковы основные источники?

Проанализируйте особенности взаимоотношений между городом и деревней в первые послевоенные годы и покажите последствия неэквивалентного товарообмена между ними. Объясните цель и результаты денежной реформы.

Как избранный СССР вариант форсированного развития с опорой на внутренние ресурсы и сверхконцентрация средств в тяжелой промышленности отразились на жизненном уровне населения, росте социальной напряженности?

При анализе третьего вопроса – коренные изменения в международной обстановке после Второй мировой войны – следует показать, как Вторая мировая война, расколов мир на два враждебных лагеря, Великой Победой вновь соединила его, наглядно продемонстрировав приоритет общечеловеческих интересов над классовыми.

Постарайтесь ответить на вопрос, почему это потепление международного климата не стало ни глубоким, ни длительным. Как изначально заложенные противоречия антигитлеровской коалиции, геополитические интересы держав неизбежно вели к новому расколу на враждующие блоки, а сам мир к «холодной войне»?

Важно также иметь в виду, что жесткая конфронтация, не раз подводившая мир к преддверию третьей мировой войны, не смогла уничтожить до конца идеи «общего дома», мирового единства.

Семинар 14

Попытки реформирования
командно-административной системы (1953–1991 гг.)

Занятие 1
(1953–1985 гг.)

План

1. Попытки либерализации коммунистической системы после смерти Сталина. Г.М. Маленков.

2. Противоречивость реформаторской деятельности Н.С. Хрущева.

3. Деградация общественно-политической системы за ширмой стабильности. Л.И. Брежнев.

4. Нарастание кризисных явлений и осознание необходимости перемен.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений:

1. Политический портрет Н.С. Хрущева.

2. Хрущевская модернизация Советского Союза.

3. Исторические уроки реформаторства «великого десятилетия».

4. Политический портрет Л.И. Брежнева.

5. Правление Л.И. Брежнева – время упущенных возможностей.

6. Правозащитное движение в 1970-х – начале 1980-х гг.

7. Политический портрет Ю.В. Андропова.

8. «Пражская весна» и реакция на нее советского партийно-государственного руководства.

9. Политическое и военное вмешательство СССР в афганские дела.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

ТО ЖЕ

Библиографический список

Берия: конец карьеры: Сборник. М., 1991.

Брежнев Л.И. Материалы к биографии. М., 1991.

Бурлацкий Ф. Глоток свободы. М., 1997.

Бурлацкий Ф.М. Л.И. Брежнев и крушение «оттепели»: Размышление о природе политического лидерства // Страницы истории КПСС. М., 1989.

Власть и оппозиция: Российский политический процесс ХХ столетия. М., 1995.

Волкогонов Д. Семь вождей. М., 1995. Кн. 1.

Годы застоя: об особенностях развития партии и общества в 70-х – начале 80-х годов // Вопросы истории КПСС. 1990. № 5.

Зубкова Е.Ю. Общество и реформы, 1945–1964. М., 1993.

Медведев Р. Личность и эпоха: Политический портрет Брежнева. М., 1991.

Медведев Р. Они окружали Сталина. М., 1990.

Никита Сергеевич Хрущев: Воспоминания. М., 1997.

Никита Сергеевич Хрущев: Материалы к биографии. М., 1989.

Опенкин Л. Оттепель: как это было. М., 1991.

Погружение в трясину: анатомия застоя. М., 1991.

Прибытков В. Аппарат. СПб., 1995.

Сукиасян М.А. Власть и управление в России: история традиций и новаций в теории и практике государственного строительства. М., 1996.

Методические указания

При изучении первого вопросапроанализируйте попытки реформирования административно-командной системы после смерти Сталина. В этот период наиболее влиятельными руководителями страны стали Г.М. Маленков, Л.П. Берия и Н.С. Хрущев. В марте 1953 г. по инициативе Маленкова был осторожно, но недвусмысленно поставлен вопрос о необходимости «прекратить политику культа личности», тогда же были сокращены некоторые звенья партийно-государственных структур. ЦК КПСС стал превращаться в коллективный орган. Новое руководство сразу же смягчило режим, прекратило массовые репрессии. В апреле–мае были реабилитированы все осужденные по недавним «делам» («врачей», «ленинградскому», «мингрельскому») В сентябре 1953г. был принят Указ Верховного Совета СССР, предоставивший Верховному суду СССР право пересматривать по протестам Генерального прокурора решения бывших коллегий ОГПУ, «троек» НКВД и «особого совещания» при НКВД–МГБ–МВД СССР. Подумайте, в чем причины начавшейся либерализации режима?

Одновременно с этим в верхах разгорелась борьба за власть. Проследите, как развивались дальше события: арест и расстрел Берии, на которого списали многие преступления Сталина. В сентябре 1953 г. Н.С. Хрущев становится первым секретарем ЦК КПСС. Что позволило ему в борьбе за власть заручиться поддержкой партийного аппарата? Почему основная масса незаконно репрессированных все еще находилась в лагерях?

Изучение второго вопроса надо начать с определения, что такое «оттепель» – период в истории СССР (1954–1964), совпадающий в основном с правлением Н.С. Хрущева и характеризующийся демократизацией внутрипартийной и общественной жизни, реабилитацией лиц, репрессированных при сталинском режиме. Деятельность Хрущева, его преобразования по-разному оцениваются в литературе. Подумайте, из чего вытекает множественность оценок? При этом следует иметь в виду переходный характер этого первого послесталинского десятилетия, предопределивший нестабильность, непоследовательность, незавершенность реформ, их половинчатость и, как следствие, постепенность освобождения от пут сталинизма.

Содержание и характер социально-политических и идеологических процессов в 1953–1964 гг. определялись взаимодействием и противоборством двух основных идейно-политических тенденций (традиционалисты и реформаторы). Попробуйте разобраться в персоналиях, которые им соответствовали.

В период «оттепели» возникли новые литературно-художественные журналы, новые театры. В литературу, изобразительное искусство, кино пришли молодые силы, не боящиеся говорить правду о жизни. Постепенно формировалось поколение «шестидесятников», с которым связано все самое честное и талантливое в советской культуре тех и последующих лет. Но следует иметь в виду, что общественно-политические процессы, происходившие после смерти Сталина, также были достаточно противоречивыми. Уже в начале 1960-х гг. «оттепель» заметно пошла на убыль. Некомпетентность и непоследовательность главы государства в вопросах идеологии и культуры умело использовали консерваторы в партийном и государственном аппарате.

Почему все же повернуть время вспять стало невозможным? Этот период времени воспитал целое поколение, впоследствии, в 1980-е гг., активно участвовавшее в серьезных реформаторских процессах, названных «перестроечными».

Рассматривая третий вопрос,следует выделить два этапа: 1964–1968 и 1968–1985 гг., на протяжении которых прослеживается борьба двух традиций – демократической и консервативной. Поразмышляйте над тем, почему и когда вторая стала ведущей?

Теоретическая несостоятельность политического курса наглядно проявилась в экономической, социальной и духовной сферах. Нужно показать, что застой «развитого социализма» как системы не исключал количественных и качественных изменений, развития ее в целом, но серьезно исказил многие параметры ее функционирования, закладывая основы для ее трансформации в будущем.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.