Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Третий вопрос необходимо начать с выяснения того, как социально-экономическое развитие России в ХVII–ХVIII вв. влияло на размах и ожесточенность народного сопротивления власти. 1 страница



 

ВВЕДЕНИЕ

При освоении курса «Отечественная история» и при подготовке к экзаменам студент сталкивается со многими трудностями. Во-первых, необходимо изучить и проанализировать огромное количество фактического материала. Студент должен освоить, то есть осмыслить и удержать в памяти множество понятий, дат, имен и фамилий, сотни фактов о событиях экономической, политической, социальной истории, истории отечественной культуры, внешней политики, международных отношений. Но истории без фактов и дат не бывает.

Вторая трудность – интерпретация фактов, событий, явлений: при нынешнем политическом плюрализме студенту нелегко разобраться в имеющихся в исторической литературе оценках. Большинство проблем, с сущностью которых должен быть знаком уже абитуриент, являются дискуссионными, вызывают споры и разногласия. В этом случае выходом будет изложение нескольких точек зрения с аргументацией каждой. Это позволит экзаменаторам оценить уровень знаний, эрудицию, умение работать с материалом.

Третья трудность связана с необходимостью излагать историю Отечества не в отрыве от мировой истории, а на ее фоне. Этого требует Государственный российский стандарт исторического образования.

В-четвертых, история – это не только борьба классов, но и столкновение личностей и группировок, отличающихся друг от друга интеллектом, пониманием путей развития государства, уровнем нравственности, склонностями. Это стоит учитывать при ответе на экзамене.

В-пятых, обучающемуся в Поволжском институте им. П.А.Столыпина следует иметь в виду профиль и специфику вуза. Важное место в лекционном материале, вопросах семинаров, тематике рефератов, докладов и сообщений занимает история российской государственности, анализ опыта проводившихся в нашем Отечестве реформ.

При изучении истории Отечества и для подготовки к экзамену можно использовать, кроме вузовских учебников, дополнительную литературу. Обращаясь к этим книгам и пособиям, нужно понять, с каких теоретических и политических позиций авторы исследуют прошлое, анализируют настоящее и прогнозируют будущее.

Чтобы успешно сдать экзамен, мало овладеть фактическим материалом. Для получения высокой (особенно «отличной») оценки важно понять, и умело объяснить ход исторического развития России, определить причинно-следственные связи событий, тенденции эпохи, общее и особенное в истории нашей страны, знать альтернативные оценки событий.

Следует также иметь в виду, что курс «Отечественная история», преподаваемый в вузе, органически связан с цельным блоком гуманитарных дисциплин – философией, историей государственного и муниципального управления, историей зарубежных стран, социологией, политологией, социальной психологией, геополитикой и другими.

Библиографический список основной учебной литературы выделен составителями в самостоятельный раздел. Издания, перечисленные в нем, могут быть применимы при изучении всего курса (разумеется, сложно освоить все вышедшие за последние годы труды по отечественной истории, поэтому следует выбрать те учебники, которые будут в библиотеке). В планах семинарских занятий дается дополнительная учебная и научная литература, которая может быть использована и при написании рефератов и сообщений. Указана в основном только монографическая литература, так как статьи студенты могут найти сами в последних номерах исторических журналов «Отечественная история», «Вопросы истории», «Новая и новейшая история», «Свободная мысль» и других.

Хотелось бы выразить надежду, что итогом изучения курса «Отечественная история» для каждого студента станет выработка собственной точки зрения на исторический путь, пройденный Россией.

ТЕМАТИКА КУРСА

1. История Отечества с древности до конца ХIV в.

2. Отечество в ХV–ХVI вв.: создание и эволюция Российского единого централизованного государства.

3. Россия в ХVII в.

4. Российская империя в ХVIII в.

5. Российская империя в первой половине ХIХ в.

6. Россия во второй половине ХIХ – начале ХХ в.: становление и развитие буржуазного общества (1861–1917 гг.).

7. Россия в революции 1917 г.

8. Советская Россия в период гражданской войны и иностранной  интервенции (1918–1920 гг.).

9. Советская Россия, СССР в 1920-е гг.

10.СССР в 1930-е гг.

11.СССР в период Второй мировой и Великой Отечественной войн (1939–1945 гг.).

12.Советский Союз с середины 1940-х до середины 1950‑х гг.

13.СССР в середине 1950-х – середине 1960-х гг.

14.СССР в середине 1960-х – середине 1980-х гг.

15.СССР во второй половине 1980-х – начале 1990-х гг.

16.Суверенная Россия в конце ХХ – начале ХХI в.

Тематика СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Семинар 1. Задачи курса «Отечественная история».

Семинар 2. Древняя Русь. Тенденции становления цивилизации в русских землях (IХ– XIV вв.).

Семинар 3. Политическое и экономическое становление Российского (Московского) единого централизованного государства (ХV–ХVII вв.).

Семинар 4. Российская империя в ХVIII в.

Семинар 5. Российская империя в первой половине ХIХ в.

Семинар 6. Социально-экономическое развитие России во второй половине ХIХ – начале ХХ в. (1861–1917 гг.).

Семинар 7. Власть и общество в эпоху поздней империи (1894–1907 гг.).

Семинар 8. Россия между двумя революциями (1907–1917 гг.)

Семинар 9. Россия в 1917–1920 гг.

Семинар 10. Советское государство в годы новой экономической политики (1921–1929 гг.).

Семинар 11. Экономика СССР в конце 1920-х – середине 1940-х гг.: опыт нерыночного развития.

Семинар 12. Страна победившего социализма: социально-политическая сущность (конец 1920 – середина 1940-х гг.).

Семинар 13. СССР в первое послевоенное десятилетие (1945–1953 гг.)

Семинар 14. Попытки реформирования командно-административной системы (1953–1991 гг.).

Занятие 1. 1953–1985 гг.

Занятие 2. 1985–1991 гг.

Семинар 15. Российский вариант перехода к рыночной модели хозяйствования и его социально-экономические и политические последствия (конец ХХ – начало ХХI вв.).

Примечание. На все семинары отводится по 2 часа, кроме 14-го – 4 часа

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К НИМ

Семинар 1

задачи курса «отечественная история»

План

1. Требования государственного стандарта к знаниям и умениям студентов при изучении исторических дисциплин.

2. Сущность, формы и функции исторического сознания.

3. Типы цивилизаций.

4. Россия в системе мировых цивилизаций.

5. Этапы истории мира и России.

6. Предмет и содержание курса «История Отечества».

 

Примечание. Один реферат в течение семестра (10 машинописных, компьютерных или 15 рукописных страниц) обязателен по одной из предложенных для размышлений, рефератов и сообщений тем.

Семинар 2

Древняя Русь. Тенденции становления
цивилизации в русских землях (IХ–ХIV вв.)

План

1. Возникновение и развитие Древнерусского государства.

2. Феодальная раздробленность (удельный период) на территории нашей страны.

3. Система ценностей средневековой Руси. Цивилизационное положение страны после крещения.

4. Древнерусское государство и соседние народы: проблемы взаимоотношений и взаимовлияния.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Геополитическое и цивилизационное положение славянства на «стыке» цивилизаций и его влияние на процесс образования и развития Древнерусского государства.

2. Общественный строй, культура и верования древних славян.

3. Норманнская теория и ее критика в современной исторической литературе.

4. Православная цивилизация Руси: основные черты.

5. Место Древнерусского государства в европейской и азиатской политике Х–ХII вв.

6. Политические портреты первых киевских князей (по выбору).

7. Культура Киевской Руси.

8. Цивилизационные последствия золотоордынского владычества над Русью.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

Библиографический список

Введение христианства на Руси. М., 1987.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989.

Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

Ловмянский Х. Русь и норманны. М., 1985.

Повесть временных лет: Материалы к практическим занятиям. М., 1979.

Русская Правда. Любое издание.

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества в XII–XIII вв. М., 1992.

Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

Филист Г.М. Введение христианства на Руси: предпосылки, обстоятельства, последствия. Минск, 1988.

Фроянов И.Я. Древняя Русь. СПб., 1995.

СДЕЛАТЬ ДОПОЛНЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

 

Методические указания

При ответе на первый вопрос об образовании государства у восточных славян, прежде всего, следует дать критическую оценку норманнской теории происхождения государства у восточных славян. Подчеркните, что государство является продуктом внутреннего развития общества, результатом неизбежного развития частной собственности в недрах первобытнообщинного строя, деления общества на антагонистические классы, из которых один подчинен другому. Государственная организация призвана поддерживать господство одних классов над другими.

Покажите, что задолго до появления варягов и образования государства с центром в Киеве у восточных славян имелись самостоятельные политические объединения. Что касается варягов, то они не оказали серьезного влияния на развитие культуры славян, так как были малочисленны и стояли примерно на том же уровне социально-экономического развития. Таким образом, можно говорить о том, что варяги положили начало первой династии русских князей, но не Древнерусскому государству.

Образовавшееся в IX в., Древнерусское государство переживало процесс бурного политического развития в Х и начале XI в. Докажите, что деятельность первых древнерусских князей была направлена на то, чтобы упрочить положение формирующегося господствующего класса. Немаловажной задачей была и внешняя политика, которая преследовала цель укрепить международное положение Древней Руси и расширить территорию государства.

Во внутриполитической деятельности древнерусских князей  надо выделить следующие моменты. Первый – продолжающееся объединение восточнославянских земель. Покажите, как и насколько расширили границы Киевской Руси при Игоре, Святославе, Владимире, Ярославе. Второй момент внутриполитической деятельности – укрепление положения господствующего класса. В ХI в. четко прослеживается линия усиливающейся социальной борьбы, появление наряду с великокняжеским и частной (синьериальной) форм землевладения (удельной, боярской, церковной)

При подготовке второго вопроса рассмотрите особенности политического развития Руси второй половины XI и начала ХII вв., нашедшие отражение в усилении феодальных междоусобиц. Важно уяснить основные причины феодальной раздробленности. Процесс феодального раздробления Древнерусского государства не был свидетельством упадка Руси. Причины раздробленности нужно искать в развитии феодального способа производства, когда развитие феодального землевладения, ремесла, торговли ведет к созданию новых самостоятельных экономических центров. С другой стороны, в связи с ростом эксплуатации зависимых крестьян феодалы нуждались в более сильной власти на местах. Все эти причины привели к образованию ряда самостоятельных княжеств.

Готовя ответ потретьему вопросу,особое внимание надо уделить принятию христианства. Следует объяснить причины замены языческой религии древних славян христианством. Необходимо понять важность выбора Владимиром I государственной религии – восточного христианства. Постарайтесь поразмышлять над тем, как это отразилось на исторической судьбе русского этноса, как изменилось цивилизационное положение государства в целом после крещения.

Обратите внимание на то, что первая половина XI в. – время активного развития феодального общества. Обобщите результаты деятельности великих князей: укрепление церковной организации, высокое развитие феодальной культуры, активность внешней политики. Подчеркните, что характерной чертой изучаемого периода являлось усиление классовой борьбы и обострение социальных противоречий.

Изучение четвертого вопроса нужно начать с рассмотрения политической карты данного периода и характеристики государств и народов окружающих русские земли. Особое внимание необходимо уделить общественному строю монголов в конце ХI – начале ХII в. и образованию сильного Монгольского государства. Следует знать основные причины, толкавшие Чингисхана к захватническим походам, указать, что господствующая верхушка монгольского общества была заинтересована в приобретении новых богатств.

Рассматривая завоевание монголами Руси, необходимо привести примеры героической борьбы русского народа и других народов нашей страны против захватчиков, объяснить причину отказа Батыя от похода на Новгород и Центральную Европу.

Анализируя причины военных успехов монголов на территории нашей страны, нужно показать, что они располагали самой современной по тому времени армией, которая была лучше вооружена и оснащена передовой техникой. С другой стороны, монголы на своем пути встречали феодально-раздробленные княжества и государства.

В заключение следует показать формы и степень зависимости русских земель от Золотой Орды и борьбу народа против монголо-татарского ига в ХIII в.

Следует обратить внимание на политические причины, которые играли важную роль в ускорении процесса государственного строительства (необходимость защиты своих границ, борьба с золотоордынским владычеством, заинтересованность основной массы феодалов в сильной верховной власти, способной проводить жесткую политику и держать в повиновении народные массы).

Семинар 3

Политическое и экономическое становление
Российского (Московского) единого
централизованного государства (ХV–ХVII вв.)

План

1. Образование Российского единого централизованного государства и специфика его эволюции.

2. Иван IV Грозный: попытка укрепления государственной власти и оценка в исторической литературе способа ее осуществления.

3. «Смутное время» конца ХVI – начала ХVII в. и его политические последствия. Городские восстания и социальные движения второй половины ХVII в.

4. Специфика российского феодализма и характера власти.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Образование национальных государств в Европе и России: общее и особенное.

2. Династия Даниловичей.

3. Сергий Радонежский.

4. Иван III – государь всея Руси.

5. Русские земли в первой половине ХVв.: альтернативы социально-экономического и цивилизационного развития.

6. Формирование национально-государственной доктрины и особенности цивилизационного развития России конца ХV – начала ХVI в.

7. Реформы Избранной рады 40–50-х гг. ХVI в.

8. Сущность и последствия опричнины Ивана IV.

9. «Смутное время» и альтернативы развития страны.

10.Победа крепостничества на Руси и его последствия.

11.Завершение формирования великорусской народности, основные черты ее культуры.

12.Роль и значение Земских соборов в России в первой половине ХVII в.

13.Суть эволюции государственного устройства России в ХVII в.

14.Основные направления внешней политики России в ХVII в.

15.Первые представители династии Романовых.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

Библиографический список

Альшиц Н. Начало самодержавия в России: государство Ивана Грозного. Л., 1988.

Буганов В.И. Крестьянские войны в России XVII–XVIII вв. М., 1976.

Буганов В.И. Мир истории: Россия в XVII столетии. М., 1989.

Валишевский К. Иван Грозный. М., 1989.

Веселовский С.Б. Исследования по истории опричнины. М., 1963.

Кобрин В.Б., Юрчанов А.Л. Становление деспотического самодержавия в средневековой Руси // История СССР. 1991. № 4.

Маньков А.Г. Уложение 1649 года. Кодекс феодального права России. Л., 1980.

Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 1983.

Скрынников Р.Г. История Российская, IХ–ХVII вв. М., 1997.

Скрынников Р.Г. Россия в начале XVII в. «Смута». М., 1988.

Три века: Россия от «смуты» до нашего времени. М., 1991. Т. 1, 2.

Черепнин Л.В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. М., 1978.

ТО ЖЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

Методические указания

Готовя ответ на первый вопрос, задумайтесь над тем, почему объединение русских земель произошло вокруг Москвы, хотя были и другие претенденты на руководство объединительным процессом, имевшие даже лучшее географическое положение (например, Тверь). Обратите внимание на приток в Московское княжество беженцев из других районов, дальновидную политику московских князей и т.д. Рассматривая процесс первоначального объединения русских земель вокруг Москвы, нужно внимательно изучить события, связанные с борьбой московских и тверских князей за титул великого князя Владимирского. Эта борьба закончилась успехами Московского княжества при Иване Даниловиче Калите.

Нужно иметь в виду, что со второй половины ХIV в. наступает новый этап в истории объединения русских земель. В результате умелой политики московских князей в первой половине ХIV в. русские земли на 40 лет были избавлены от набегов. За этот период Москва настолько усилилась, что был поставлен вопрос об открытой борьбе против захватчиков и свержении золотоордынского ига. Борьбу русских земель возглавила Москва, которая с этого времени стала не только центром объединения русских земель, но и центром борьбы против Золотой Орды.

Победа на Куликовом поле в 1380г. (Дмитрий Донской) была подготовлена ходом социально-экономического и политического развития русских земель в первой половине ХIV в. Рассматривая Куликовскую битву, следует обратить внимание на союз Золотой Орды с Великим княжеством Литовским, взаимоотношения московского и рязанского князей. Затем нужно подробно разобраться в событиях 1382г., выяснить причины, которые позволили хану Тохтамышу разорить Москву. Следует подчеркнуть, что нашествие ордынцев и взятие ими Москвы ни в коем случае не перечеркнули значение и итоги Куликовской победы. Москва даже после 1382г. ведет наступательную политику по отношению к Золотой Орде (в области дипломатии) и добивается от хана признания Великого Владимирского княжества как вотчины московских князей.

Завершение политического объединения и свержение золотоордынского ига (Иван III, Василий III) дали новый импульс развитию культуры, позволили русскому государству значительно повысить свою международную роль, что нашло яркое проявление в успехах внешнеполитической деятельности.

Анализируя внешнюю политику Руси в конце ХV и начале ХVI в., следует остановиться на рассмотрении вопросов организации и централизации управления (под централизацией понимается процесс создания эффективно действующего аппарата управления, полномочия которого распространяются на всю объединенную страну). В связи с этим необходимо показать значение принятого при Иване III Судебника (1497г.), как сборника обязательных законов для всех русских земель. В Судебнике большое внимание было уделено центральному и местному управлению. Угрозой смертной казни статьи Судебника защищали жизнь и имущество бояр, помещиков, духовных лиц. Судебник Ивана III положил начало и юридическому оформлению крепостного права на всей территории страны введением Юрьева дня.

В заключение следует сказать об укреплении самодержавной власти великого князя при Василии III, когда власть великого князя московского все более и более приобретала характер единодержавия.

Ответ по второму вопросулучше начать с выяснения той обстановки, в которой происходило развитие государства в первой половине ХVI в. Усиление феодального гнета привело к народному восстанию 1547г.

В общественно-политическом отношении первая половина ХVI в. была временем дальнейшей централизации государственного управления и новой попытки организации борьбы против укрепления центральной власти со стороны удельно-княжеской аристократии (боярства). В связи с этим необходимо показать историю боярского правления в малолетство Ивана IV (1533–1540-е гг.). Затем следует охарактеризовать требования дворянства (служивых людей), на которые опиралась центральная власть в своей политике укрепления государственности.

Большое внимание должно быть уделено реформам 1550‑х гг., показу их прогрессивного значения. Особо нужно остановиться на роли Земских соборов в истории нашей страны. Созывом первого Земского собора в 1549г. было положено начало центральным сословно-представительным учреждениям в России.

Рассматривая внутреннюю политику правительства Ивана IV, следует подчеркнуть, что благодаря опричнине были ликвидированы последние оплоты феодальной раздробленности и резко усилилось самодержавие. Однако не стоит забывать и об отрицательных последствиях. В годы опричнины были разорены и уничтожены десятки тысяч русских крестьян. Опричнина способствовала дальнейшему закрепощению крестьянства.

Изучая третий вопрос, необходимо дать характеристику «Смутного времени».При изучении социального движения под предводительством И.И. Болотникова надо охарактеризовать состав его участников, разобраться в причинах поражения их выступления. В заключение остановитесь на историческом значении народных движений «Смутного времени».

 Далееобратите внимание на то, что основным содержанием процесса развития государственного строя в XVIIв. было укрепление самодержавия. Поэтому необходимо проследить, как это отразилось на структуре, форме и функциях органов власти и управления, выяснить, почему процесс формирования абсолютизма не получил завершения в ХVII в. Следует рассмотреть изменения, происшедшие в ХVII в. с царской властью, Боярской Думой, Земским собором, местным правлением. В этом же плане необходимо рассматривать начало перестройки армии, составление Соборного уложения 1649г., исход острого конфликта с церковью и патриархом Никоном, отстаивавшим превосходство духовной власти над светской.

 Видное место в данном вопросе занимает проблема обострения классовой борьбы в середине и третьей четверти ХVII в. Не случайно все XVII столетие называют «бунташным». Следует уяснить связь между политическим строем, завершением процесса оформления крепостного права и усилением феодального гнета в городах, с одной стороны, и волной городских восстаний и социального движения под предводителем Степана Разина – с другой.

Необходимо понимать разницу между поводами и причинами городских восстаний, выяснить их движущие силы, разобраться в той борьбе, которая шла в городе во время восстаний.

Чтобы ответить на четвертый вопрос, следует синтезировать знания, полученные на предыдущих семинарах при изучении особенностей становления российского феодализма. Здесь также важно иметь в виду, что процесс складывания феодального строя в России имел свою специфику, отличаясь по многим параметрам от аналогичных явлений в Западной Европе эпохи Средневековья.

Обратите внимание на то, что крепостное право все более поглощало свободное население, а власть московских правителей все менее отличалась от восточной деспотии и приобретала самодержавный характер.

 

Семинар 4

Российская империя в ХVIII в.

План

1. Преобразования Петра I и их социально-экономические и политические последствия. Образование Российской империи.

2. Дворянская империя во второй половине ХVIII в.

3. Феномен массовых социальных движений.

4. Власть и сословия: проблемы политических, экономических и юридических взаимоотношений в ХVIII в.

Темы для размышлений, рефератов и сообщений

1. Полемика в исторической литературе о реформаторской деятельности Петра I.

2. Цивилизационный раскол русского общества в результате реформ Петра I.

3. Власть и общество в первой четверти ХVIII в.

4. Становление абсолютной власти при Петре I.

5. Православная церковь в России и государство: проблема взаимоотношений.

6. Политические портреты выдающихся государственных деятелей России ХVIII в. (по выбору).

7. Эпоха дворцовых переворотов в России.

8. Внешняя политика России во второй половине ХVIII в.

9. Российская империя в ХVIII в.: общая характеристика.

10.    Историческое наследие А.Н. Радищева.

11.    Контрреформы Павла I и кризис военно-бюрократической системы.

12.    Русская культура и общественная мысль в середине и во второй половине ХVIII в.

 

Примечание. По одной из тем (по выбору) обязателен письменный ответ.

 

Библиографический список

Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.

Анисимов Е.В. Россия без Петра. СПб., 1994.

Лаптева Л.Е., Шутов А.Ю. Из истории земского, городского и сословного самоуправления в России. М., 1999.

Молчанов Н.Н. Дипломатия Петра Великого. М., 1990.

Павленко Н.И. Петр Первый. М., 1990.

Соловьев С.М. Публичные чтения о Петре Великом. М., 1984.

ТО ЖЕ

Методические указания

Рассматривая первый вопрос,необходимо четко разобраться в классовом содержании и направленности политики Петра I и его преемников. Важно уяснить, что эта политика, в конечном счете, была направлена на укрепление крепостничества, на расширение прав и привилегий дворянства, что она сопровождалась усилением крепостного гнета и произвола помещиков. Вместе с тем интересы дворянского государства, требовавшие развития промышленности и торговли, вынуждали дворянское правительство идти на ряд уступок в пользу нарождавшегося класса купечества.

Рассматривая материал о реформах в области культуры, следует обратить внимание на принципиально новое в ее развитии: создание светской школы и светский характер просвещения, возникновение новых форм и видов искусства и литературы, создание Академии наук и быстрое развитие естественных и точных наук. Необходимо уяснить причины этих явлений и их связь с задачами, стоявшими перед страной, а также с внутренней и внешней политикой правительства Петра I.

Чтобы проследить процесс образования империи, надо выяснить причины и сущность серии дворцовых переворотов, происходивших во второй четверти ХVIII в. Предстоит разобраться в целях и классовой направленности планов «верховников» и составленных ими «кондиций», а также в причинах неудачи этих планов.

Изучая второй вопрос,важно разобраться в сущности политики просвещенного абсолютизма, причинах и целях перехода русского самодержавия к этой политике. Даже вузовские учебники последних лет проводят мысль о том, что Екатерина II только то и делала, что лукавила, обманывала, вводила в заблуждение Вольтера, Дидро и общественное мнение своей страны. Одни авторы не считают правление Екатерины II просвещенным абсолютизмом, а другие, наоборот, акцентируют на этом внимание. Истина находится, на наш взгляд, между крайними точками зрения. Полагаем, что плодотворным будет деление царствования Екатерины II на два периода, водоразделом между которыми стало пугачевское восстание.

На первом этапе царствования (1762–1773) Екатерина II искренне хотела отменить крепостное право и даже излагала соответствующие идеи в «Наказе» Уложенной комиссии. Но ее предложения были отвергнуты членами комиссии, которые сошлись в едином и страшном желании сохранить крепостное право.

А уж когда вспыхнуло пугачевское восстание, императрице и вовсе стало не до реформ. В осложнившихся условиях самодержавие проводило политику укрепления диктатуры дворянства, что проявилось в целом ряде принятых ею указов, в первую очередь – в Жалованной грамоте дворянству. Не случайно правление Екатерины II называют «золотым веком» русского дворянства.

Изучая материал о вхождении в состав России Причерноморья, Крыма и Кубани, необходимо учитывать, с одной стороны, завоевательные цели русского самодержавия, а с другой – общенациональные задачи и объективные результаты этой политики, связанные с освоением новых территорий, содействием освободительной борьбе народов Балкан, находившихся под турецким игом, а также влияние этих событий на установление более прочных связей с народами Закавказья.

Третий вопрос необходимо начать с выяснения того, как социально-экономическое развитие России в ХVII–ХVIII вв. влияло на размах и ожесточенность народного сопротивления власти.

Надо иметь в виду, что поводы к выступлениям могли быть различными, но все они свидетельствовали о кризисном состоянии страны. Наиболее драматичными его проявлениями стали социальные движения под предводительством С.Т. Разина в ХVII в. и Е.И. Пугачева в ХVIII в.

Важно понять, что народные движения – это порождение не только классовых антагонизмов. Это сгусток различных социальных, имущественных, национальных, религиозных противоречий и конфликтов, просто борение и кипение человеческих страстей, которые могли проявляться внутри одного и того же класса, сословия и т.д.

Однобоко видеть в народных движениях только ответ масс на усиление крепостнического гнета со стороны земле- и душевладельцев и феодального зажима со стороны государства. Народные движения – это еще и реакция масс на грозный социальный кризис общества. Власти довели страну до крайней степени истощения, причем глубокий внутренний недуг поразил российское общество и, сверху и снизу.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.