Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ТРУДОУСТРОЙСТВО. РЕАБИЛИТАЦИЯ И БЫТ



ТРУДОУСТРОЙСТВО

«Закон о занятости инвалидов», который был принят в 2005 году, направлен против дискриминации инвалидов при приеме их на работу и восприятии других видов человеческих отличий, которые следуют из имеющейся инвалидности. Указанными законами введена помощь для инвалидов и созданы правительственные и неправительственные структуры для предоставления таким лицам помощи в привлечении к обычной или ограниченной работе. Однако во Франции нередки случаи отказа людям с ограниченными возможностями при приеме на работу и не все из них получают пособия по инвалидности, в результате чего была создана специальная организация под названием «HALDE», оказывающая помощь всем жертвам дискриминации в сферах жилья, образования и трудоустройства.

 

Специальными законами утверждены права инвалидов на профессиональную подготовку и переобучение, на трудоустройство в счет квотирования рабочих мест (6% от общего числа рабочих мест), на преимущества в трудовом договоре, содействие в самозанятости. Например, предприятия, имеющие более 20 штатных сотрудников, обязаны принимать на работу человека с инвалидностью, если он имеет соответствующую квалификацию. В случае игнорирования или несоблюдения данного юридического пункта законодательства, компании может грозить серьезный денежный штраф.

РЕАБИЛИТАЦИЯ И БЫТ

Французское законодательство, обязывает все строительные компании возводить сооружения, как жилые, так и общественные, таким образом, чтобы была реализована доступная среда для людей с инвалидностью. Все автобусы и трамваи в большинстве городов Франции имеют двери с низким порогом одного уровня с платформой остановок. Более того, водители в случае необходимости могут задействовать автоматически выдвигающийся мостик – по нему коляске удобнее въезжать в салон общественного транспорта.

Ряд курортных зон страны, которая является «родиной хрустящего багета», оборудованы специальными пандусами и подъемниками для того, чтобы человек с ОВЗ смог насладиться отдыхом на берегу моря или в живописных туристических местах. Существует служба, которая может выделить волонтеров для помощи инвалиду, в случае, если он захочет поплавать или исследовать интересные лесные маршруты.

Французский опыт оказания педагогической поддержки

Анализ исследований французских социологов и ученых, среди которых

C. Бертранд, К. Хамонэ, Ж.-Ф. Раво, И. Вилль и др., показывает, что направление оказания помощи нуждающимся людям на дому начало развиваться во Франции после Второй мировой войны. Сначала эта помощь оказывалась семьям вообще, позднее пожилым людям. Оказание помощи людям с ОВЗ получило свое развитие в декабре 1975 года, после принятия ООН Декларации о правах людей с ОВЗ. Начиная с 1993 года, согласно декрету Всемирной организации здравоохранения, во Франции запрещено акцентировать внимание на термине «инвалид» в личностном общении с любым членом из ближайшего окружения человека с ОВЗ.

В настоящее время в этой стране вопросами оказания социальной помощи людям с ограниченными возможностями здоровья занимаются несколько государственных ведомств, среди которых Министерство социальных дел, занятости и общности интересов, Министерство образования и Министерство здравоохранения, семьи и людей с ограниченными возможностями здоровья. С июля 2000 года выделяется 3 основных направления оказания помощи данной категории людей:

помощь инвалидам, которые способны сами себя обслуживать;

помощь детям-инвалидам;

помощь взрослым инвалидам.

Знакомство с реальной французской практикой позволяет выделить функции социальных комитетов в каждом департаменте страны. На региональном уровне выполнение директив вышеупомянутых ведомств производится региональными комитетами санитарной и социальной помощи и социальной безопасности. Они собирают фактические данные о нуждах указанной категории людей в медицинском оборудовании и средствах передвижения. Вопросами интеллектуального развития людей с ограниченными возможностями занимается Министерство образования. Однако основную роль в продвижении интересов аномальных детей играют Ассоциации, созданные самими родителями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.

С 1981 года семьи с аномальными детьми находятся под наблюдением социальных служб, выполняющих работу по оказанию повседневной помощи. Под этим понимается опека над пожилыми людьми и семьями, которые воспитывают и обучают детей с ОВЗ на дому. Существует 3 вида оказания помощи:

По обоюдному желанию нуждающегося и социального работника. Пожилой человек или семья, воспитывающая аномального ребенка, выбирают сами себе социального работника, который будет оказывать помощь как по уходу за ребенком, так и по уходу за домом. Оплату помощнику производит семья.

Выбор помощника через социальную организацию. Семья обращается в организацию для поиска помощника, соответствующего ее потребностям. Работа оплачивается данной организацией за исключением питания и административных формальностей, связанных с наймом на работу в эту семью.

Выбор помощника при помощи страховой компании, то есть семья обращается в свою компанию обязательного страхования, которая подыскивает специалиста-помощника. Оплата работнику производится за счет страховых взносов семьи.

Семья имеет право выбора, а региональный комитет занятости населения утверждает или не утверждает этот выбор исходя из материальной обеспеченности семьи.

Специалисты социальной и семейной помощи помогают структурировать повседневную жизнь семьи, реализуют социально-педагогическую направленность в отношениях с родителями и детьми с ОВЗ, подготавливая семью к социальной интеграции в общество.

В данной сфере работают люди разных профессий, имеющие желание помочь нуждающимся. Из них 72% – дипломированные специалисты во всех областях оказания медицинской и педагогической помощи, а 9% – профессионалы, имеющие непосредственно дипломы о возможности оказания квалифицированной помощи людям с ОВЗ на дому.

Во Франции в зависимости от образования и типов выполняемых работ социальные работники разделяются на 5 уровней.

Первый уровень занимают социальные работники, поле деятельности которых включает помощь по ведению домашнего хозяйства и помощь в повседневной жизни престарелым людям и малообеспеченным семьям, в том числе воспитывающим аномальных детей. Все желающие старше 18 лет имеют право оказывать патронаж (от фр. patronage – финансовое покровительство малообеспеченных людей; в России под этим термином понимается проведение социальными работниками на дому профилактических, оздоровительных и психолого-педагогических мероприятий) данной категории людей. Работники проходят подготовительные курсы в течение года для сдачи экзамена и получения сертификата семейных работников.

Второй уровень – это квалифицированные специалисты, обязательно обладающие степенью бакалавра в области социальной работы. Так называемые «секретари медико- социальной службы» отвечают за обучение и на дому аномального ребенка, воспитывающегося в семье; координируют группы с несколькими семьями, которые проходят психологическую реабилитацию; проводят консультации со всеми членами семьи по адаптации к нуждам ребенка с ОВЗ.

На третьем уровне идет подготовка директоров социальных учреждений с последующей выдачей диплома о высшем образовании в области социальной работы. В процессе подготовки директоров особое внимание уделяется следующим направлениям: административное и финансовое руководство учреждениями регионального уровня и контролируется Единой национальной школой здравоохранения. Подготовка к получению диплома нацеливает на глубокий анализ теоретических исследований в области социальной работы ученых всего мира.

Четвертый уровень – это ученые, занимающиеся непосредственно выявлением причин тех или иных аномалий, характерных для департаментов Франции, и их последствий, влияющих на состояние семьи и общества в целом. В эту группу входят ассистенты социальной службы департаментов, получившие степень магистра по психопедагогике или медицине, специалисты в области технического оборудования для

аномальных детей, советники социальной и семейной экономики, имеющие два диплома (о высшем техническом образовании и диплом советника социальной и семейной экономики).

Пятый уровень занимают специалисты со степенью магистра и доктора высшего Совета социальной работы*. Созданный в 1984 году, Совет насчитывает 8 комитетов разной специфики социальной работы. В его состав входит, кроме Президента Совета, Министр Социальных дел и еще 68 членов. Среди них 19 представителей общественных организаций (Министерства здравоохранения, образования, социальной безопасности и др.), 19 членов социальных организаций, 20 представителей нуждающейся категории людей, которым и оказывается помощь, 10 членов комитетов социальной деятельности9.

Таким образом, мы наблюдаем четкую иерархию в распределении обязанностей всех социальных работников в зависимости от степени их образования.

В каждом типе обязанностей присутствует обязательная педагогическая составляющая этой деятельности, которая способствует полноценному процессу реабилитации и интеграции в общество.

Согласно декрету 1975 года каждый ребенок, который в силу своих физических или умственных отклонений не способен сам себе обеспечить существование, имеет право быть под опекой того или иного социального центра в зависимости от возраста и особенностей заболевания. Во Франции существует два вида подобных центров: медико- социальной помощи (CAMPS) и медико-психолого-педагогической помощи (CMPP).

Центры медико-социальной помощи созданы для оказания соответственно медицинской и социальной помощи детям от 0 до 6 лет с нарушениями моторики, психическими и умственными отклонениями и членам их семей. Ребенок направляется в этот центр из больницы, где ставится диагноз, и находится там до 6 лет. Помощь аномальному ребенку осуществляется группой специалистов разного профиля. Проведение медицинских, педагогических и психологических мероприятий должно быть согласовано с семьей, которая обязана принимать в них активное участие. Работники осуществляют руководство семьями в обращении с детьми-инвалидами, распределив их по секциям в зависимости от заболевания ребенка. Родители имеют право присутствовать на сеансах реабилитации, где они наблюдают процесс развития умственных и творческих способностей ребенка, где члены семьи имеют возможность поговорить о проблемах повседневной жизни и получить квалифицированные советы по воспитанию аномального ребенка. По желанию родители могут бесплатно пообщаться с психологом.

Центры медико-психолого-педагогической помощи образованы для детей и подростков от 3 до 18 лет с нейропсихологическими отклонениями. Здесь проводится медицинская терапия, медико-психологическая реабилитация, психотерапия и психолого- педагогическая реабилитация под контролем медицинских учреждений. Миссия этих центров – диагностировать и по возможности устранять проблемы адаптации в семье, обществе и в школе. Основными являются проблемы в поведении (агрессия, изолированность), в психомоторике (неорганизованные движения), речевые расстройства и др. Работники данных центров нацеливают всех членов семьи на участие в реабилитации, создавая семейную обстановку с её традициями и устоями на занятиях в центре.

Большинство подобных центров использует психотерапию в отношении не только ребенка, но и каждого члена семьи. Практика показывает, что постоянное посещение данных центров помогает аномальным детям и членам их семей наиболее эффективно интегрироваться в общество, избегая чувства собственной неполноценности и одновременно раскрывая свой личностный потенциал11.

Следует отметить, что во Франции большое внимание уделяется психологическому состоянию семьи с ребенком с ограниченными возможностями. Еще до рождения ребенка родители проходят процесс адаптации к мысли об аномальном ребенке. Благодаря современной технике, мать заранее узнает об отклонениях здоровья будущего ребенка. В связи с этим психологи используют тренинги, направленные на осознание

Таким образом, отношение к семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, в виде педагогического патроната в США и Франции характеризуется активными действиями как государственных структур, так и самих родительских ассоциаций. Общение и обмен опытом семейного воспитания достигаются за счет совместных мероприятий, в которых принимают участие сами дети-инвалиды, члены их семей и социальные работники. Кроме того, реабилитация семьи, воспитывающей аномального ребенка, проводится на базе медико-психолого-педагогических центров по месту жительства и сопровождается квалифицированной помощью. Деятельность каждого направлена на решение разного типа адаптационных задач, в каждой из которых присутствует педагогическая составляющая, необходимая для реализации полноценной реабилитации семьи, воспитывающей аномального ребенка, и её интеграции в общество. Более того, система инклюзивного образования, еще имеющая свои определенные несовершенства, тем не менее достаточно активно вписывается в современное общество и позволяет всем его членам с пониманием относиться к проблемам ближнего.

 

 

В) в Италии

 

Особенность итальянского подхода заключается в тесном взаимодействии школ со специалистами организаций, относящихся к сфере здравоохранения, которые осуществляют диагностику и терапию. Среди этих специалистов врачи, психологи, социальные работники, медсестры, логопеды, функциональные и физические терапевты.

 

Диагностика, помимо оценки развития ребенка, включает определение эмоциональных ресурсов семьи, чтобы на них можно было опереться. Такой подход к диагностике, когда ее цель – не выявление дефекта, а получение цельной картины, сейчас принят во многих странах.

 

В Италии, как и в США, большое внимание уделяется взаимной поддержке школьников в форме совместной работы над усвоением материала. Однако существуют и проблемы с включением детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу.

 

Одна из них – обучение этих детей академическим дисциплинам в старших классах. При разработке индивидуальной учебной программы учитываются особенности личности, определяются специалисты сопровождения, с учетом конкретных потребностей учащегося, это может быть дефектолог, логопед, либо психолог.

 

Сегодня процесс внедрения инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья охватывает весь цивилизованный мир. По данным мировой статистики, инклюзивное образование является официально принятым направлением в области специального образования в 75% стран. Характер развития инклюзивного образования напрямую зависит от социально-экономических условий и весьма специфичен для каждой отдельно взятой страны. Однако, не смотря на это у семьи, имеющей ребенка с ОВЗ, должна быть возможность выбора образовательного пути: либо в условиях специального образовательного учреждения, либо в условиях общеобразовательного детского сада или школы, в рамках инклюзивного образования.

 

В Италии очень мало специализированных учреждений для содержания людей с инвалидностью, поэтому власти всячески поддерживают их родственников, что бы те могли обеспечить им адекватный уход в домашних условиях.

 

Как заботятся власти Италии о инвалидах и их родственниках, главные привилегии:

•   Большая пенсия

•   Бесплатное медицинское обслуживание

•   Бесплатное оборудование

•   Оплачиваемый отпуск (по уходу за больным до 2-х лет)

•   Скидки (покупка авто, квартиры)

•   Если родственники решат установить пандус или лифт государство вернет им 36% от стоимости затрат.

•   Льготы на электроэнергию

 

 

Г) в Швеции

Почти два миллиона людей в Швеции имеют какую-либо степень инвалидности. В Швеции уже давно главная цель политики в отношении инвалидов — дать возможность людям этой группы управлять своей жизнью. Для достижения данной цели акцент был смещен с вопросов социального обеспечения на демократию и права человека.

 

В 2011 г. шведское правительство запустило новую стратегию политики по вопросам инвалидности до 2016 г. Ее цель — дать людям с инвалидностью больше возможностей участвовать в жизни общества на тех же условиях, что и остальные. Было определено десять приоритетных областей, на три из которых обращается особое внимание: судебная система, транспорт и ИТ. В Швеции люди с инвалидностью имеют такие же права на независимую жизнь, что и все остальные.

 

Судебная система

Все граждане должны ощущать, что законы целесообразны и актуальны, судебная система работает для блага граждан, является эффективной и обеспечивает соблюдение их прав. Естественно, правоохранительные органы обязаны анализировать свою деятельность и с учетом потребностей людей-инвалидов. В 2010 г. прокуратура Швеции запустила проект по оценке распространения и восприятия информации среди инвалидов-жертв преступлений. В 2012 г. Национальная судебная администрация Швеции разработает план действий по улучшению доступа к шведским судам.

 

Транспорт

Возможность беспрепятственно путешествовать чрезвычайно важна для людей с инвалидностью. Все граждане страны должны иметь возможность работать, учиться и принимать участие в жизни общества на равных условиях.

 

На данный момент Правительство Швеции проинструктировало власти городов по вопросу улучшения доступа к трамвайным и автобусным остановкам, также идет пересмотр Закона об инвалидности и общественном транспорте. Кроме того, планируется принятие нового закона, устанавливающего права граждан, пользующихся местным и региональным общественным транспортом.

 

ИТ-стратегия

Государственный сектор все больше использует Интернет в качестве информационного канала. Новые ИТ-инструменты могут дать людям с инвалидностью бOльшую независимость. Поэтому особое внимание в национальной ИТ-стратегии Швеции уделяется доступности цифровых технологий для всех.

 

Цель: равные возможности

Общее отсутствие доступа означает, что люди с инвалидностью не имеют тех же возможностей участия в жизни общества, что остальные. Правительство Швеции работает над преодолением этой проблемы различными способами.

 

В Швеции социальное обеспечение предоставляется всем, но существуют также специальные программы для людей-инвалидов. Важной особенностью Закона о поддержке и обслуживании людей с функциональными нарушениями (LSS) является право на персональную помощь, в целом бесплатную. Размер помощи, которую они получают, определяется степенью инвалидности.

 

Обустройство жилых помещений

Люди с инвалидностью могут подать заявку на муниципальный грант на соответствующее обустройство жилья. Такое обустройство может включать снос ступеней у двери, монтаж поручней, установку автоматических открывателей дверей или специальных лифтов. Данные гранты покрывают все виды инвалидности, включая двигательную нетрудоспособность, ухудшение зрения, психические расстройства и аллергии. Первый пробный грант для этих целей был выдан в 1959 г., а официально эта практика утверждена в 1963 г.

 

Человек, нуждающийся в дополнительной поддержке, может жить в коллективном доме, где персонал для помощи присутствует круглосуточно. В коллективном доме обычно несколько квартир с общими удобствами. Другой вариант — квартира с обслуживанием; люди могут жить полностью независимо, но могут и в любое время обратиться за помощью. Существуют также дома семейного типа, позволяющие в определенные периоды детям с инвалидностью жить с другими семьями.

 

Пособие на автомобиль

Люди, испытывающие большие проблемы при путешествиях или пользовании общественным транспортом, могут получить финансовую помощь на машину от Агентства по социальному страхованию. Эти люди могут страдать от болей, проблем с передвижением, плохого равновесия, испытывать трудности с дыханием. Родители детей с подобными проблемами также могут подать заявку на такую финансовую помощь.

 

Финансовая помощь при поиске работы

Государство ответственно за помощь в поиске и получении работы. В этом государству помогают агентства на рынке труда. Работодатели, нанимающие людей с ограниченной трудоспособностью, иногда имеют право на субсидирование зарплат. Государственная компания по производству товаров и услуг Samhall предлагает людям с инвалидностью полезную работу, помогающую их личному развитию. Люди-инвалиды также могут получать различные виды финансовой помощи от Агентства социального страхования.

 

Стокгольм для всех

Городской совет Стокгольма существенно поработал в столице над улучшением условий доступа для инвалидов. Например:

 

Около 5 200 пешеходных переходов были перестроены в соответствии с установленной стокгольмской моделью — тикающий звук во время зеленого сигнала светофора, контрастные отметки и специально выделенная обочина, показывающая начало проезжей части, а также пандус, облегчающий подъезд к дороге людям в инвалидных колясках.

Около 10 300 глубоких дренажных канав на асфальте были заменены новыми — мелкими и округленными.

Теперь 80 или более спортивных учреждений стали более доступны для людей с ограниченными возможностями, благодаря сотрудничеству со Стокгольмской городской администрацией по спорту.

Около 360 автобусных остановок были перестроены — высота обочины поднята для облегчения входа и выхода из транспорта.

 

Движение в поддержку инвалидов — серьезная сила

Шведские организации для людей с инвалидностью оказывают влияние на политику уже более 50 лет. Большая часть этих организаций принадлежит Федерации по вопросам инвалидности, головной организации, созданной для влияния на политику. Федерация является активным членом Европейского форума по проблемам инвалидности (EDF), независимой общественной организацией, которая представляет интересы 80 млн. европейцев-инвалидов.

 

Организации помогают сформировать общественное мнение, представляя потребности своих участников и предлагая улучшения. В 2011 г. около 60 организаций для людей-инвалидов получили государственные гранты на сумму более 182 млн. шведских крон (20,2 млн. евро или 25,4 млн. дол. США) на развитие собственной деятельности. Большая часть таких организаций объединяет людей с определенным видом инвалидности. У многих есть молодежные отделения, а некоторые сосредоточены на детях и семьях.

 

 

Д) в США

В США действует программа "Инклюжен”. Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" (закон № 93-112, 1973 г.) и законом об обучении детей-инвалидов (1974-1975 гг.), в которые было внесено несколько поправок и дополнений со временем. В 80-е годы 20 века в Америке начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и, в то же время, налагались жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. Для изменения у граждан отношения к инвалидам проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации и т.п., большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким, образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, при этом изменилось восприятие их здоровыми людьми.

По всей стране стали появляться общественные организации и клубы для инвалидов, а так же различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку со специфическими потребностями по закону, за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

Что касается интеграции в обучении, то трудности возникли с разработкой программ, подготовкой персонала, разработкой психологических моделей восприятия детей - инвалидов здоровыми детьми и наоборот. Модель "Инклюжен” подразумевает, что даже ребенок с синдромом Дауна может обучаться с нормальными детьми. Конечно, для него разрабатываются отдельная программа, свои облегченные задания. Многое в успешности осуществления программы зависит от учителя.

В поддержку этой модели обучения было снято несколько фильмов об успешном обучении детей с ограниченными возможностями. Однако, в США не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

Говоря о социальном обеспечении в Соединенных Штатах, необходимо отметить, что инвалидам обеспечивается медицинское обслуживание, выплата пособий и компенсаций, жилищно-бытовое устройство и доставка в учебные заведения, бассейн и т.п., которую осуществляют социальные службы. Используется и такой вид социального обслуживания, как надомные услуги.

Итак, можно было убедиться, что в США функционирует отлаженная система оказания помощи инвалидам, которая охватывает все сферы жизнедеятельности и способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а так же обеспечивает принятие таких людей обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный поход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке программ.

В государственном университете Портланда, штат Орегон, США, разработана социальная программа оказания педагогической поддержки семьям, воспитывающим детей-инвалидов. Этот проект был создан для оказания помощи родителям, заботящимся о детях с ограниченными возможностями. Подобные семьи входят в состав Американской Федерации Семей, имеющих детей-инвалидов, и принимают активное участие в программах, организуемых специалистами университета. Данные программы направлены на обучение членов семей общению с детьми-инвалидами, на содействие в обучении детей с раннего детства, на установление атмосферы доверия и понимания среди членов семьи. Кроме того, одной из задач Федерации является общение и обмен опытом семейного воспитания (среди более чем 500 семей), что достигается за счет совместных мероприятий, командных соревнований, в которых принимают участие сами дети-инвалиды, члены их семей и социальные работники. Сотрудничество со СМИ позволяет семьям обращаться со своими проблемами ко всему обществу, а не замыкаться лишь в своем кругу4.

Согласно уставу Национальной Ассоциации Социальных Работников США (National Association of Social Workers (NASW)), центры социальной помощи обязаны улучшать социальное и психологическое положение аномальных людей и членов их семей. Каждый социальный работник, как член единой команды, ответственен за установление благоприятного климата в семье, воспитывающей аномального ребенка. Социальный работник обязан уважать культуру, религию, этнический состав семьи, обращать внимание на индивидуальность, независимость и выбор каждого члена семьи. В обязанности также входит облегчать социальное и психологическое состояние каждого члена семьи, воспитывающей аномального ребенка (способствовать социальной интеграции при помощи работы в группах, индивидуально, поочередно с каждым членом семьи)5.

Согласно одному из стандартов социальной работы данной ассоциации, работники должны демонстрировать знание и понимание семейной динамики. В основные области семейной динамики входят:

знание, понимание и принятие семейных укладов во всех типах семей (нуклеарная, с одним родителем, приемная, опекающая);

учет родительского опыта работы с аномальным ребенком;

осознание работником изменения психологического климата семьи с появлением аномального ребенка;

содержание семейной культуры, включая роль семьи в процессе изменения физических, психических, эмоциональных процессов у аномальных подростков;

личностное отношение каждого члена к распределению обязанностей в семье;

отношение каждого члена семьи к ограничению возможностей здоровья другого;

оценка совокупности особенностей экономических, социальных, культурных сфер жизни, влияющих на способность родителей соответствовать принятым социальным ролям6.

Следует отметить, что поддержка семей с детьми-инвалидами осуществляется круглогодично, например, летом организуются лагеря для детей-инвалидов, что позволяет членам семей, в данном случае людям, «которые оказывают постоянную заботу и жертвуют собой», отдохнуть, предоставив детей социальным работникам.

Реальную практику этой деятельности мы наблюдали в США летом 1999 года, когда проходили стажировку в лагере «Camp Loyaltown» от американской Ассоциации Помощи Детям с ограниченными возможностями, базирующемся в пригороде Нью-Йорка. В этом лагере отдыхают инвалиды детства в возрасте от 6 до 70 лет.

Медико-социальную реабилитацию детей данного лагеря проводят вожатые- волонтеры из разных стран под руководством 5 медицинских работников и 10 социальных работников. За 10 дней до начала смены проводится «ориентация» (orientation) – обучение новых вожатых работе с клиентами этого лагеря, исходя из опыта предыдущих смен.

Кроме того, в течение этого периода сами вожатые проходят адаптацию не только к климатическим условиям, но и к условиям жизни в лагере, занимаются в кружках, предоставляемых будущим клиентам (кружки керамики, детских песен, приготовления блюд, изготовления бижутерии и т. д.). Администрация организует тщательную подготовку вожатых к эвакуации детей в случае любых чрезвычайных ситуаций. Обязательным является знакомство с личными делами детей с отклонениями в развитии, изучение диагнозов, знакомство с семьями и др. Следует отметить, что в отличие от российских реабилитационных лагерей, где каждый год состав детей-инвалидов обновляется в связи с предоставлением благоприятных условий для реабилитации как можно большему числу детей, лагерь «Camp Loyaltown» на протяжении 30 лет посещают одни и те же клиенты, которые взрослеют вместе с самим лагерем.

Еще одной отличительной особенностью данного лагеря является распределение обязанностей у вожатых. В то время как в российских лагерях вожатым отводится место педагогических наставников, в США, в частности в лагере «Camp Loyaltown», вожатые являются учителями и «добрыми родителями» одновременно. Они проводят кружковые занятия, общелагерные мероприятия, следят за здоровьем детей, полностью обслуживают их (моют, одевают, кормят и т. д.). В обязанности вожатых входит и написание писем каждые 3 дня родителям детей-инвалидов. По мнению администрации лагеря, родители подобных детей прошли много испытаний и не уверены, что кто-либо позаботится об их ребенке так же, как и они сами. Поэтому получение писем от своих детей помогает им снять напряжение и тревогу за них и удостовериться в компетентности вожатых.

Такие лагеря получили большое распространение в США. Только в штате Нью-Йорк существует более 10 лагерей для детей-инвалидов, что говорит о заинтересованности и возможностях системы социальной защиты США в обеспечении детей-инвалидов всем необходимым для полноценного летнего отдыха.

Анализ американского опыта социальной работы с семьями, воспитывающими аномальных детей, позволяет выявлять разнообразные проблемы и находить пути их решения. Нам видится целесообразным обращение к опыту оказания педагогической помощи аномальным детям во Франции, особенности системы социальной защиты которой мы изучали по оригинальным источникам и непосредственно в процессе включенного наблюдения. Многие элементы этой системы, подкрепленной долголетним продуктивным опытом, можно перенести в практику подобных учреждений России.

 

Е) в Китае

 

Помощь такой категории граждан, как инвалиды, является важным стратегическим направлением в социальной политике КНР с 90-х годов ХХ века. Организация деятельности государственных социальных учреждений для инвалидов в Пекине имеет ряд особенностей. Практический опыт в сфере работы с инвалидами характеризуется тем, что в 1998 году государство специально разработало «План помощи малообеспеченным гражданам-инвалидам», в котором, опираясь на достижения работы в прошлом, были поставлены новые стратегические цели и разработаны рациональные методы их достижения. Поддержка инвалидов оказывается как на национальном, так и на региональных уровнях. Поскольку финансирование осуществляется на уровне региона, муниципальные органы власти оказывают обязательную поддержку инвалидам и создают все возможности для занятий досуговой деятельностью. Особенностью деятельности государственных учреждений для инвалидов является поддержка, которую они получают от крупных и средних городов и коммерческих предприятий, которые, в свою очередь, осуществляют различные коммуникации, логистику и организацию условий жизнедеятельности для инвалидов. Политика китайского правительства в регулировании положения инвалидов заключается в создании условий и гарантий для их достойного существования инвалидов.

В решении проблем данной категории населения участвуют и представители общественных организаций. Их деятельность находится под контролем государства для достижения наилучших результатов 3 . Необходимость изучения сектора некоммерческих общественных организаций для инвалидов в Китае характеризуется недостаточностью информации о работе и роли НКО в судьбе инвалидов. Очевидным фактом является то, что при растущем спросе на услуги помощи инвалидам развитие некоммерческого сектора способствовало бы уменьшению нагрузки на государственный сектор.

В настоящее время в Китае среди лиц с ограниченными возможностями зарегистрированы инвалиды по зрению, слуху, речи, умственной инвалидности, умственной отсталости, множественным нарушениям и с другими нарушениями. Конкретный анализ системы защиты инвалидов в Китайской Народной Республике и соответствующих законов и правил в отношении защиты прав лиц с ограниченными возможностями позволяет судить об особенностях государственной политики в отношении этой группы населения. 1. Общая ответственность органов власти, предприятий, общины и семьи за людей с ограниченными возможностями. Закон Китайской Народной Республики «О защите инвалидов» статья 6 устанавливает, что органы власти на всех уровнях должны включать проблемы людей с ограниченными возможностями в национальные планы экономического и социального развития за счет бюджета, общего планирования, укрепления руководства, а также усилить общую координацию, чтобы принять меры, позволяющие инвалидам участвовать в экономическом и социальном развитии Государственный Совет и местные органы власти провинций, автономных районов и городов обязаны принять организационные меры для координации соответствующих ведомств для людей с ограниченными трудовыми возможностями. Народные правительства на всех уровнях должны быть тесно связаны с организациями, осуществляющими помощь инвалидам, прислушиваться к мнению людей с ограниченными возможностями, в соответствии с кругом своих обязанностей по работе с данным контингентом. 2. Оказание юридической помощи семьям людей с ограниченными возможностями, с тем чтобы обеспечить базовую социальную защищенность инвалидов, в соответствии с решениями правительства для обеспечения благосостояния инвалидов, то есть содействие реабилитации, получению образования и трудовой занятости людей с ограниченными возможностями. 3. Государство защищает законные права и интересы лиц с ограниченными возможностями, призывает общество уважать их, заботиться о них и поощрять самостоятельность и социальную интеграцию людей с ограниченными возможностями, чтобы помочь этой группе населения. Закон Китайской Народной Респуб



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.