|
|||
Дыхательные упражнения ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Дыхательные упражнения 1. «Нюхаем цветок» вдох - носом втягиваем воздух, выдох - Ах! 2. «Буратино» - сделать короткий вдох и медленный выдох со звуками «С», «Ш», «Щ»; 3. «Свечка» - представим, что пальцы рук – это горящие свечи и нужно быстро (стаккато) их задуть; 4. Повторяем несколько раз на стаккато звуки «З», «Ч», как бы выталкивая их. «Зу», «Чу» и т.д.; 5. «Собака» - язык вытянут, касается нижней челюсти, быстрый вдох и выдох, напоминает дыхание собаки; 6. «Самоварчик» - набрать воздух и сделать один сильный выдох на слове «Пых»; 7. «Шарик» - необходимо надуть щеки и медленно, будто спущенный шарик, выдыхать его равномерно как можно дольше; 8. «Марионетка»- руки и ноги на ширине плеч. Необходимо резко поднимать плечи по очереди на вдох и так же опускать на резкий выдох, затем выставить руки ладонями вперед на вдох и опустить ладони на выдох. Согнуть руки впереди себя на вдох и опустить на выдох. Затем опустить и руки и голову вниз и на долгий выдох расслабить конечности. 9. «Кошки-мышки» - на звук «Кыш» (стаккато) выталкивать воздух. 10. «Жуки» - педагог начинает движение правой руки справа налево, в этот момент дети издают жужжащий звук. Как только останавливает руку и закрывает её в кулак, дети прекращают звук. Педагогу необходимо следить за вниманием детей к дирижёрскому жесту. Данное упражнение необходимо выполнять одновременно дирижёру и детям. Если дети произвели вдох или выдох без одновременного движения дирижёрского жеста, то обращаем внимание на ошибку и упражнение начинаем сначала. 11. «Комарик». На согласную «З» - на выдохе, на одном дыхании медленно 12. сводятся руки, и в конце комар прихлопывается. 13. Насосик» - Насосик со звуком «пс» качает; мячик со звуком «ш» надувается. Можно делать это упражнения с движениями рук С детьми более старшего возраста использую дыхательную гимнастику по методу А. Н. Стрельниковой. Суть гимнастики заключается в коротком, как укол, вдохе через нос и самопроизвольным выдохом. Это поддерживает естественную динамику дыхания. Дети активно вдыхают воздух через нос, выдыхают через рот. Чтобы было интереснее, это все сочетаем с движениями. К старшим классам дети сами начнут контролировать певческое дыхание, научатся экономному выдоху, можно перейти к следующему этапу вокально-хоровой работы: к цепному дыханию. Этот вид дыхания так же прививаю в игровой форме. Игра «Передай шарик». Вызываю двоих детей, перед ними на столе шарик (вместо шарика можно любой другой предмет). В унисон поют заданный звук. Ребенок, у которого закончилось дыхание берет в руки шарик, показывая классу, что он сейчас меняет дыхание. Затем второй ребенок забирает шарик, класс видит, кто меняет дыхание… И так дети, передавая друг-другу шарик, демонстрируют смену дыхания. Пример показан, можно вырабатывать цепное дыхание всем хором. Поскольку дыхание в пении является средством выразительности музыки, в процессе работы над произведением анализирую с ребятами характер вокального дыхания. Какое оно должно быть: цепное или по фразам, к легато или к стаккато, к форте или пиано и т.д. Характер дыхания, цезура, прикосновение к звуку - должны соответствовать характеру исполняемого произведения. Необходимо научить детей контролировать выдох в соответствии с музыкальной фразой, не брать дыхание посередине фразы, не «рвать» фразу, в случае необходимости использовать цепное дыхание. Для закрепления правильного вокального дыхания у хористов так же необходимо тщательно соблюдать правила певческой установки, которая способствует качеству всего вокально-хорового комплекса. В качестве певческих упражнений для конкретных вокально-хоровых задач, которые ставит педагог в процессе работы над хоровым репертуаром, можно использовать не только специальные упражнения, но и детские песенки, попевки, скороговорки, дразнилки.
Использованная литература: 1.Емельянов В. Развитие голоса 2.Казачков С. От урока к концерту 3.Лукьянов В. Работа с детским хором 4.Осеннева М., Самарин В., Уколова М. 5.Стулова Т. Теория и практика работы с детским хором
|
|||
|