|
|||
Пример 1.. Пример 2. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Пример 1. · Городская богиня Афина держит в руке зеркало (скульптура в левой нише Петровских ворот Петропавловской крепости). Как вы думаете зачем, оно понадобилось богине? (версии детей). · Давайте узнаем, что видит богиня в зеркале. Возьмите зеркало в руку, также как держит его Афина. А теперь не оборачивайтесь, смотрите в зеркало. Что вы в нем видите? (педагог проходит за спинами детей, держа в руке модель парусника). Ответы детей. · Что же может увидеть при помощи зеркальца Афина? Афина может видеть в нем корабли, подплывающие к нашему городу. Если корабль был вражеским, то в дело вступила бы вторая Афина – Афина -… (воительница). Пример 2. · Это дерево – лавр (рассматривание изображения на слайде). Оно любит тепло и морской воздух, поэтому растет только в южных странах. Но поверите ли вы, если я скажу, что каждый из вас встречался с листьями этого дерева, и вы знаете их запах и вкус? Рассматривание листьев лавра, определение их запаха. Какой запах? (Приятный, неприятный, где можно использовать такие листья? Определение цвета и формы листьев). Рассказ педагога о современном использовании листьев лаврового дерева в приготовлении пищи. · Но раньше лавр использовали по-другому. Посмотрите, какого цвета листочки у вас в руках? (ответы детей), а ведь их сорвали с дерева больше года назад. Почему же они сохранили свой цвет? Это тайна лавра. Лавр – это вечнозеленое дерево, символ бессмертия. Из лавра делали венки. Такой венок никогда не увядает, как вечнозеленый лавр. Когда победителей награждают лавровым венком, тем самым говорят, о том, что подвиг героя-победителя будут помнить всегда. О подвигах русских военных кораблей, которые мужественно сражались с врагами, помнят и сейчас. Об этом нам напоминают лавровые венки в руках Гениев славы (здание Адмиралтейства). Таким образом, краеведческое образование детей дошкольного возраста - это процесс и результат целенаправленного приобщения детей к ценностям культуры родного города, ориентированный на формирование интереса к культурному наследию города и процессу ее познания, развитие творческой деятельности на основе представлений, впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием родного города в условиях ДОУ Санкт-Петербурга. Это означает, что в основе целей и оценки результата лежат индивидуальные приобретения, содержание предполагает широкие возможности для поиска ребенком индивидуальных смыслов в культурном наследии родного города. Методы краеведческого образования способствуют обретению детьми личностных смыслов, становлению интереса к родному городу. Разгадывание архитектурных загадок - метод, который может быть использован, когда у детей уже накоплен опыт рассматривания архитектурных объектов, их деталей, установления ассоциаций между скульптурными элементами и реальными предметами. Основная идея метода заключается в развитии у ребенка критического мышления по отношению к архитектурному пространству и умению делать вывод на основании полученных знаний и воображения. Ребенку предлагается детальная фотография (серия фотографий) архитектурного или скульптурного объекта и его аналога в реальном мире. В процессе сравнения фотографий выявляется их сходство и различия, делаются предположения о том, чем вызваны отличия. Например, современная скульптурная группа «Колесницы Славы» на арке Главного штаба не имеет упряжи, кроме того у колесницы сплошная задняя стенка, которая мешает спрыгиванию возничего с колесницы в случае опасности. Для сравнения детям показывается исторические реконструкции древнеримских колесниц и запряженной в карету лошади. - Чего не хватает у колесницы? (упряжь). А чего у обычной колесницы не должно быть? (задней стенки). Тогда почему скульптор не изобразил упряжь и сделал заднюю стенку? Ответы детей: «Богине Славы ничего не страшно, у нее крылья, она и так взлетит, стенка не мешает», «Богиня – волшебница и кони – волшебные, они сами знают, куда бежать», «Богиня приказала колеснице ехать куда надо, а кони, чтобы красиво было». Пиктографическое аудирование может быть использовано как диагностическое и как развивающее упражнение, в ходе которого педагог уточняет содержание краеведческих представлений, освоенных детьми. Метод базируется на разработках А.Р. Лурия. Использование метода пиктограмм в дошкольном возрасте описано в работах Т.Д. Марцинкевич и Т.В. Чередниковой. В отличие от последних авторов, предлагающих использовать метод для оценки зрительно-моторной произвольной памяти дошкольников, в краеведческом образовании пиктографическое аудирование позволяет открыть для педагога некоторые особенности пассивного петербургского словаря детей и уточнить содержание представлений детей с помощью формирования схематического зрительного образа (пиктограммы). Детям предлагается зарисовывать слова, которые будет называть педагог, чтобы запомнить их, и потом по своему рисунку воспроизвести. В инструкции уточняется, что рисунки должны быть небольшого размера и не должны содержать подробных деталей, потому что слов будет много и все рисунки должны поместиться на одном листе. Далее педагог называет первое слово-стимул, и дети делают к нему рисунок и т.д. Если пиктографический метод проводится с диагностической целью, то исследование должно проходить в индивидуальном режиме, педагог фиксирует высказывания ребенка и его невербальные проявления, помощь педагога ребенку ограничивается общей эмоциональной поддержкой. Оценка невербальных компонентов и особенности высказываний детей в процессе диктанта могут служить показателями интереса ребенка к объекту. Наличие ассоциативных цепочек, метафор будет свидетельствовать о высоком уровне понимания слова-стимула. Однако наиболее часто встречается атрибутивное изображение (пиктограммы фрагментов объекта, наиболее характерной детали). Легко проходит воспроизведение часто употребляемых ребенком слов-стимулов. Слова, находящиеся в стадии закрепления, обычно не называются, но ребенок пытается описать их значение. Например, «это получится, если льва сложить с человеком и надеть ему корону» («сфинкс»); «это такая золотая, острая, вместо крыши» («шпиль»). Если же метод используется как развивающий, то возможна подгрупповая форма работы, при которой дети смогут обменяться своими зрительными образами и благодаря этому расширить представления. Кроме того педагог может использовать наводящие и уточняющие вопросы, в случае возникновения затруднений у всей подгруппы детей. В таком случае педагогу следует фиксировать сложные для всей подгруппы слова для дальнейшей их проработки. Воспроизведение детьми слов в этом случае превращается в увлекательную соревновательную игру, в которой дети обмениваются своими ассоциациями и закрепляют петербургский словарь. Использование этого метода позволяет осуществить «обратную связь» даже с теми детьми, которые испытывают трудности в вербальном выражении своих ассоциаций и «увидеть» краеведческую картину мира каждого ребенка. Ту же цель преследуют и все виды продуктивной деятельности. Для того, чтобы ребенок смог перенести сложный краеведческий материал во внутренний план, «сделать его своим» (личностным знанием) необходимо его закрепление в продуктивной деятельности. При этом темами продуктивной деятельности в большинстве случаев должно служить не общее изображение объекта, а работа над развитием идентификации с объектом или разработка «сквозных линий», т.е. характерных архитектурных или мифологических компонентов, что позволит ребенку в будущем анализировать новый незнакомый краеведческий объект по общим закономерностям (изображение венков славы, нимф, летящих Слав, мифологических героев и пр.) Например, если здание имеет купол, то дети, выделив его тип, шлемовидный или луковичный, смогут предположить, для чего было построено то или иное здание. Луковичный купол в Петербурге подсказывает нам, что либо само здание является храмом, либо на его территории располагается домашний храм. Шлемовидный купол встречается как у светских, так и у религиозных сооружений. Поэтому для идентификации объекта потребуются выявить дополнительные детали, например, наличие колокольни. Наличие у крылатого человекоподобного существа лаврового венка подсказывает детям, что перед ними не ангел, а богиня Славы, либо кто-то из ее слуг (Гений Славы). Таким образом, краеведческое образование детей дошкольного возраста - это процесс и результат целенаправленного приобщения детей к ценностям культуры родного города, ориентированный на формирование интереса к культурному наследию города и процессу ее познания, развитие творческой деятельности на основе представлений, впечатлений, ассоциаций, связанных с индивидуальным восприятием родного города в условиях ДОУ Санкт-Петербурга. Это означает, что в основе целей и оценки результата лежит оценка интереса детей к культурному наследию родного края. Использованная литература. 1. Зинкевич–Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб.: Речь, 2000. 2. Солнцева О.В., Коренева-Леонтьева Е.В. Город-сказка. Город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом: содержание и педагогическая технология краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста в опыте работы дошкольного образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2010. 3. Чередникова Т.В. Проверьте развитие ребенка: 105 психологических тестов. - СПб.: Речь, 2004. - С. 185-186. 4. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей: Пособие по практической психологии. М.: Линка-Пресс, 1997. 5. Лурия А.Р. Нейропсихология памяти. М.: Педагогика, 1974.
|
|||
|