Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Журнал ДЕТСКИЙ САД ОТ AДО Я. Москва. 2010. № 4.



Журнал ДЕТСКИЙ САД ОТ AДО Я. Москва. 2010. № 4.

Название статьи:

Инновационные методы краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста

Авторы:

Солнцева Ольга Викторовна,кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики Института детства Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

Коренева-Леонтьева Екатерина Владиславовна, педагог-психолог Государственного дошкольного учреждения центра развития ребенка – детского сада № 25 Центрального района Санкт-Петербурга.

Краткая аннотация статьи.

В статье рассматриваются целевые ориентиры и методы краеведческого образования детей дошкольного возраста, определяются подходы к выбору активных методов, способствующих эмоционально-образному познанию ребенком родного города. Предлагаемые методы ориентированы на погружение ребенка в художественное пространство городской среды через активизацию процессов эстетического восприятия и эмоциональной оценки окружающего, развитие ассоциативности мышления, способности выдвигать гипотезы и рассуждать, включаться в активную творческую деятельность. В качестве ведущих методов рассматриваются: игровое моделирование, игра-путешествие, рассказывание дидактической сказки и истории, детское экспериментирование.

Список ключевых слов.

Краеведческое образование, цель краеведческого образования, методы краеведческого образования, интерес детей к родному городу, компоненты интереса, игровое моделирование, игра-путешествие, дидактическая сказка, дидактическая история, детское экспериментирование, архитектурная загадка, пиктографическое аудирование, компьютерная презентация.

Город — один из сильнейших и полнейших воплощений культуры, один из самых богатых видов её гнезд.., где цветут высшие дары человечности.

проф. И.М. Гревс

Краеведческое образование детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современного дошкольного образования. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования предусматривают решение задач формирования гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств. Одним из предполагаемых результатов должны стать представления о культурных ценностях общества, о малой и большой Родине.

Воплощением малой Родины для многих жителей нашей страны является родной город. Город интегрирует в себе общечеловеческие ценности, которые образно воплощены в его предметной среде, архитектурном пространстве, образах скульптуры. В процессе краеведческого образования у детей начинают формироваться предпосылки патриотических чувств, ощущение принадлежности к родному краю. Дети старшего дошкольного возраста проявляют естественный интерес к родному краю. Как правило, к 5-7 годам большинство детей правильно называют имя города. Доказывая, что Санкт-Петербург – это город, дети выделяют такие признаки как «высокие здания» и «многоэтажные дома», «много машин», «много людей», «каменные дома» и дома «из кирпичей». Среди признаков, характеризующих понятие «город» дети выделяют как существенный – наличие большого количества жителей. Экспериментальная работа показала, что для детей дошкольного возраста характерноэмоционально-положительное отношение к Санкт-Петербургу. Ведущим компонентом эмоционально-положительного отношения является эстетический (92 % детей). Наиболее часто употребляемый детьми эпитет при характеристике города –«красивый»(что, как показывает исследование, проведенное кафедрой дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена в разных регионах России, является типичным для дошкольников).

Характеристику «красивый»дети относят практически ко всем изображениям нашего города. Самыми красивыми в Санкт-Петербурге они считают Петропавловскую крепость, красивые дома и дворцы. При оценке данного факта необходимо обратить внимание на то, что«самое красивое» соотноситсяу детейс самым знакомым в городе– а это Петропавловская крепость и ближайшее архитектурное окружение улиц Марата, Пушкинской, Колокольной и Невского проспекта, которые насыщены красивыми зданиями, имеющими богатое декоративное и скульптурное убранство.

От выделения красивого в облике города дети переходят к предположениям о функциональном назначении декоративного убранства «Интересно, почему на каждом конце моста собаки с крыльями? Они что, охраняют мост?»; «Почему у летающих львов золотые крылья?» (о Грифонах Банковского моста), «Почему вместо забора копья?» (о решетке Летнего сада). Стремление детей старшего дошкольного возраста к выдвижению вопросительных гипотез, показывает, что детей можно знакомить с символикой города, подводить к установлению связей между функцией символа города и его эстетическими особенностями. При этом важно учитывать роль творческого воображения в процессе познания, стремление детей включать символы города в сюжетный контекст.

Рассматривая скульптуры в городском пространстве, дети обращают внимание на мимику, позы, движения: «Почему лев открыл рот?», «Почему кошка вытаращила глаза и подняла хвост?» (о кошке на ул. Ленина), «Что всадник держит рукой?» (о Медном всаднике), «Почему рыба извилась змеем?». Дети стремятся к установлению причин эмоциональных состояний животных, изображенных в скульптуре («Почему лев сердит?»).

В детских вопросах и суждениях «скрыто» присутствует человек как создатель и обитатель города, который «расставил в городе Сфинксов», поместил «кораблик на шпиле», сделал так, что «мост поднимается», «ангел летает». Вопросы детей о Санкт-Петербурге позволяют предположить, что внимание детей привлекают размышления о том, «почему город устроен именно так?» - украшен ангелами, корабликом на шпиле Адмиралтейства, сфинксами и грифонами.

Особенности восприятия детьми Санкт-Петербурга показывают, что дошкольников привлекает архитектурно-скульптурное пространство города, которое они по-своему «обживают». Это выражается в стремлении наполнить образы города сюжетами и событиями, обыграть их.

Особенности восприятия города детьми позволяет сделать вывод о том, что ведущим направлением краеведческого образования может стать приобщение дошкольников к культурному наследию родного края, предметным воплощением которого является архитектурно-скульптурная среда городского пространства. Знакомство детей с архитектурно-скульптурным обликом города позволяет сформировать эмоционально насыщенный образно-ассоциативный ряд, связанный с достопримечательностями города.

Системообразующим компонентом педагогического процесса являются цели, именно они определяют отбор содержания и методы его реализации. Целью краеведческого образования должен выступать диагностируемый показатель эмоционально-ценностного отношения к городу, интегративное новообразование, которое фиксирует индивидуальные достижения детей в процессе краеведческого образования. Такой целью, по нашему мнению, выступает интерес к культурному наследию Санкт-Петербурга и процессу его познания. Интерес выступает как активное эмоционально-познавательное отношение детей, направленное на объекты культурного наследия Санкт-Петербурга (символы, памятники, архитектурные сооружения и традиции), их восприятие, познание и творческое отражение в деятельности.

В период дошкольного детства эмоциональный компонент интереса является доминирующим и обуславливает особенности представлений, поведения и деятельности ребенка. При выборе методов краеведческого образования необходимо учитывать, что эмоциональный компонент интереса проявляется в стремлении ребенка:

    • эмоционально откликаться на образы скульптуры и символы в архитектурном пространстве Санкт-Петербурга;
    • сопереживать и внутренне содействовать в процессе восприятия образов художественного пространства города.

Это становится основой действенного отношения к культурному наследию родного города:

    • обыгрывать образы архитектурно-скульптурного облика города и включать их в сюжетный контекст;
    • отражать результат познания в художественно-продуктивной деятельности, достигать творческого результата;
    • объяснять свои предпочтения, предположения, оценочные высказывания, эмоциональные состояния.

Методы краеведческого образования обеспечивают становление познавательного компонента интереса, который проявляется через стремление:

    • высказывать эстетические и этические оценки;
    • использовать перенос имеющихся знаний при восприятии новых объектов и самостоятельно интерпретировать их содержание;
    • использовать готовые и продуцировать новые ассоциации в процессе познания архитектурно-скульптурного облика города;
    • использовать поисковые действия при решении познавательных задач, содержанием которых является культурное наследие Санкт-Петербурга;
    • использовать словарь петербургской тематики в процессе коммуникативной деятельности.

Методы должны отвечать задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя и детей, соответствовать детской природе, стремлению ребенка к игре. Данные положения определяют выбор методов краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

В процессе ознакомления детей с родным городом важно создать визуальный ряд: архитектурное сооружение – люди, жизнь которых связана с данным сооружением, памятные события или яркие факты. Этому способствует просмотр компьютерной презентации (о подходах к её созданию мы рассказывали в журнале № 4, 2009 г.). В единстве с просмотром компьютерной презентации используются такие методы, как игровое моделирование, игра-путешествие, рассказывание дидактических сказок и историй, экспериментирование, пиктографический диктант и архитектурные загадки. Остановимся на некоторых методах краеведческого образования детей старшего дошкольного возраста.

Игровое моделированиенаправлено на решение какой-либо проблемы в воображаемой ситуации, моделирующий реальную. Игровое моделирование позволяет ребенку стать активным участником решения познавательной задачи, вызывая активность за счет проживания игровой ситуации.

Например, интересным фактом, связанным с одним из главных символов нашего города – корабликом Адмиралтейства – является его использование в качестве клейма на соснах, предназначенных для строительства кораблей. Для того чтобы познакомить детей с этим фактом, вызвать чувство удивления (а интерес, как известно, начинается с удивления!), используется игровое моделирование:

«Давайте закроем глаза и представим, что мы оказались в сосновом лесу. Вокруг нас высокие-высокие сосны. Откройте глаза (на экране слайд – «Корабельная роща», репродукция картины Ив. Шишкина).

- Как вы думаете, сосны, изображенные на этой картине – молодые или старые? Как можно об этом узнать?

Давайте представим, что мы идем между соснами. Какие звуки мы слышим под ногами? Какой запах мы ощущаем?

- Мы идем и смотрим на стволы деревьев. И вдруг…, на стволе одной из сосен мы с вами увидели изображение маленького кораблика. Мы внимательно посмотрели на изображение кораблика и поняли, что оно нам очень знакомо (на экране слайд – изображение адмиралтейского кораблика на стволе сосны, выполненное при помощи графического редактора AdobePhotoshopCS3).

- На каком из зданий нашего города мы видели такой же кораблик? Интересно, почему изображение кораблика оказалось на сосне, кто его там оставил?».

Выстраивание материала вокруг приключенческого сюжета игры-путешествия предполагает наличие единого сюжета, в основе которого лежит воображаемое путешествие детей, преодоление трудностей, встречи с разными персонажами. Например, игра «Морское путешествие» позволяет познакомить детей с силами природы и временами года, которые в образах людей (аллегорий), представлены в скульптурном убранстве Адмиралтейства (Зима, Вода, Воздух и др.). По ходу игры-путешествия дети разгадывают по атрибутам скульптур, с кем они встретились, кто из героев может помочь морским путешественникам, каким образом.

Приведем фрагмент игры «Морское путешествие»:

  • Наш путь продолжается, и нам, как морским путешественникам, помогают слуги богини Изиды – Вода и Воздух.
  • А сейчас давайте посмотрим, как выглядели аллегории Воды и Воздуха. Что нам подсказывает, что перед нами аллегория Воды? Какой у нее атрибут? (ответы детей).
  • А это аллегория Воздуха. Ее тоже изображает девушка. А что вы видите, в ее одежде такого, что подсказывает вам, что статуя изображает воздух? (ответы детей). Верно, ветер раздувает полы ее легкого, как будто воздушного платья, а у аллегории Воды складки одежды, напротив, мягко спускаются вниз, как струящиеся ручьи.
  • Парусник плывет по… (воде). Как нам помогает воздух? Наши паруса надуты … (ветром – стихия воздуха), мы плывем к… (земле).
  • Значит, у воздуха тоже есть свои слуги, это аллегории направлений ветра.
  • На башне Адмиралтейства раньше стояли 4 аллегории ветра: северный, южный, восточный и западный.
  • Где мы с вами уже видели 4 ветра? (на флюгере).
  • Парусному судну в разное время может потребоваться ветер разного направления, поэтому на Адмиралтействе можно было сразу увидеть все 4 ветра.

Динамическая пауза: игра-имитация «Парусник и четыре ветра».

  • А сейчас давайте поиграем. У меня есть платочки разных цветов. Каждому направлению ветра нужно подобрать свой цвет. Например, Северный ветер, он дует с холодных берегов Северного Ледовитого океана. Какие цвета ему подойдут? (дети, которые выбрали платки подходящего цвета, берут их в руки и становятся со стороны севера – ориентация на флюгер).

Также выбираются дети, изображающие разные стороны ветра.

  • У меня в руках будет кораблик-парусник. Когда я называю ваш ветер, вы сильно машете от себя платками. Посмотрим, куда поплывет кораблик. Подул сильный северный ветер. Дети изображают ветер, кораблик плывет на юг. 4 ветра сменяют друг друга. А затем педагог спрашивает: «Как вы думаете, а что случится, если ветры будут дуть все одновременно?» А давайте проверим. Кораблик кружится на месте и начинает тонуть. Вот, поэтому ветрам нельзя ссориться, а нужно договариваться кто, когда дует.
  • Мы плавали с вами по огромному океану, и вот наступила ночь. Куда нам плыть? Как определить направление? (версии детей). Нам помогут звезды и муза Урания – покровительница звездного неба. На башне Адмиралтейства была её статуя. Давайте рассмотрим изображения музы Урании, и найдем ее атрибуты.
  • Муза Урания носила на голове венок из… (звезд). А еще она любила носить темно-синий плащ, ведь именно такого цвета бывает… (ночное небо). Иногда ее изображали с шаром в руке, шар украшали звездами.
  • Что обозначал такой шар? (звездное небо) Где мы уже встречали шар, изображающий небесную сферу?(такой шар держат Нимфы Адмиралтейства).
  • А в другой руке у музы Урании была специальная трубка, для наблюдения за звездами. Если бы музу Уранию решил нарисовать современный художник, то вместо такой трубки, он, наверное, изобразил бы… (телескоп).
  • А еще на башне Адмиралтейства были аллегории стихий: огня и земли. Давайте подумаем, как эти стихии помогают нашему паруснику.
  • Куда плывет наш корабль (домой, к земле).
  • А где же спрятан огонь? Наш парусник - военный корабль, а значит, на нем есть пушки. Пушечный выстрел – это огонь корабля.
  • Нам пора возвращаться в наш город. Мы возвращаемся, и на зданиях павильонов Адмиралтейства нас встречают… (Гении Славы). Они чествуют нас, как храбрых путешественников, которые преодолели все опасности.
  • Раньше на башне Адмиралтейства над колоннадой можно было увидеть 28 скульптур. 4 времени года, какие? (дети перечисляют), 4 стихии, какие? (дети перечисляют), 4 ветра, богиня Изида и муза Урания. Чтобы скульптуры можно было увидеть с разных сторон Адмиралтейской башни, каждую из них повторили два раза.
  • Сейчас скульптура с башни Адмиралтейства помещена на реставрацию. Но погода в нашем городе такая плохая, что скульптуре не удалось быстро вернуться на башню Адмиралтейства, и ее теперь можно увидеть только в музее.

Рассказывание дидактических сказок и историй позволяет познакомить детей с событиями, которые происходили в городе, объяснить значение символов. Восприятие ребенком дидактической сказки близко по своей природе к игре, так как активизирует процессы эмоционального вхождения детей в воображаемую ситуацию, процессы внутреннего сопереживания и сочувствия героям сказки.

Рассказывание дидактической сказки и истории сопровождается показом слайдов электронной презентации. Процесс изложения связан с демонстрацией личностного отношения педагога к материалу, что необходимо для активизации эмоционально-чувственного опыта, эмоционального заражения детей отношением педагога к фактам, о которых идет речь.

Определение «дидактическая» отражает направленность сказки на решение образовательных задач, термины «сказка» и «история» свидетельствует о занимательности процесса решения образовательной задачи, о скрытом для ребенка характере учебных задач, погружении в фантастический, волшебный мир.

В дидактической сказкеобъект внешнего мира предстает в эмоционально-образной форме, персонифицируется, создается сказочный мир, в котором он «живет».Персонификация— выражение, дающее представление о каком-либо понятии или явлении путем изображения его в виде живого лица, наделенного свойствами данного понятия. Часто персонификация применяется при изображении явлений природы. Прием персонификации соответствует особенностям художественной среды Санкт-Петербурга, которая насыщена образами богов и богинь, нимф, муз, олицетворяющих разные силы природы или абстрактные понятия. Необходимость использования дидактической сказки обусловлена тем, что облик родного города неотделим для ребенка от человека, который создавал город или живет в нем. Нужно учитывать и то, что у дошкольников наблюдается тенденция включать символы города в сюжетный контекст, обыгрывать их.

Дидактическая сказка может иметь разное содержание. Приведем пример дидактической сказки, посвященной элементу архитектурного сооружения.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.