|
|||
Купол Исаакиевского собора».«Купол Исаакиевского собора». Говорят, в старину жил на Руси богатырь. Он был настолько огромным, что враги, лишь заметив его, разбегались. Носил богатырь золотой шлем, сверкающий на солнце. Никто не мог противостоять ему. Он защищал добро, и зло боялось подойти к границам Руси. Прошло много лет и не видели больше богатыря на Руси, но в тумане иногда, то там, то здесь блеснет его шлем. Сегодня мы с вами будем искать шлем богатыря в Петербурге. Гуляя по Санкт-Петербургу, в узких переулках можно увидеть гигантский шлем. Если подойти поближе, становится видно, что шлем растет, растет, и вдруг превращается в огромное здание. Здание Исаакиевского собора. Купол Исаакиевского собора напоминает… (шлем). Такую форму купола часто можно встретить в нашем городе. Ведь многие соборы в нашем городе, построены в честь военных побед, и их купола-шлемы напоминают об этом... Дидактическая сказка может повествовать о мифологических образах, которые являются неотъемлемой частью декоративного убранства зданий исторического центра Санкт-Петербурга. Например, город украшен образами ангелов, многие ангелы изображены со светильниками. В том числе, и знаменитые «Ангелы со светильниками» Исаакиевского собора. Объяснить их символическое значение помогает дидактическая сказка «Ангелы Исаакиевского собора». Жила-была в Санкт-Петербурге девочка, которая очень любила Новый год. Но больше всего ей нравилось украшать елку, доставать упакованные в мягкую вату игрушки и развешивать их на пушистые лапы зеленой красавицы. Однажды с самого дна коробочки с игрушками она вытащила незнакомую ей игрушку – маленького золотого человечка с крылышками. «Кто ты?» - спросила девочка. «Я - … (ангел)». « А что это у тебя в руках? (фонарик)». «Фонарик? – удивилась девочка. – Зачем же ангелу фонарик? Разве ты боишься темноты?». «Нет, не боюсь. Ведь у ангелов есть своя рождественская история про светильник». Когда наступает зима, все ангелы готовятся к Новому году и Рождеству. Самые маленькие ангелы должны придумать свое первое рождественское дело, с которым они отправятся на землю. И вот однажды маленький ангел сидел у небесного окна и смотрел, как старшие ангелы готовятся к праздникам. Один ангел собрал к себе белых… (птиц, голубей), чтобы они разнесли по всему свету весть о наступлении Нового года, а другой ангел нес… (новогоднюю елку) в дом к бедным людям, которые сами не могли достать себе пушистую красавицу. А третий ангел развешивал на небе новые… (звезды), чтобы они ярко освещали новогоднее небо. «Вот бы и мне придумать какое-нибудь новогоднее дело и полететь на Землю», - подумал ангел и посмотрел вниз. Внизу темнели ветки деревьев, и тусклые фонари освещали черную землю». - Кажется, я знаю, зачем мне нужно лететь на Землю», - сказал ангел и стал собираться в дорогу. Он набрал целый мешок белого, пушистого… (снега). «Я буду собирать снеговые тучи, разбрасывать снежинки и украшу город к новому году», - решил ангел. – «А еще я устрою каток, и буду кататься на коньках». Ангел со снежным мешочком произнес волшебное заклинание и тут же превратился в нежное облако и полетел по небу собирать снежные тучки. Ангел летал над городом и разбрасывал снег, и вдруг он увидел прекрасное здание. «Что же это такое?» - подумал ангел. (Слайд «Исаакиевский собор». Ответы детей). Да это был прекрасный собор, самый большой собор нашего города, Исаакиевский собор. Ангел пригляделся и увидел на соборе множество ангелов. «Подлечу к ним поближе и посмотрю, как они готовятся к праздникам», - подумал ангел и спустился вниз». - Давайте посмотрим, что делали ангелы на Исаакиевском соборе. Действительно, ангелы собирали гирлянды из вкуснейших плодов. Это были взрослые ангелы, маленькие ангелочки не смогли бы удержать столько тяжелых фруктов. - Где же вы собрали столько фруктов? - спросил маленький ангел. «Мы собираем их в райском саду. Полетишь с нами?» - спросили ангелы Исаакиевского собора. «Конечно», - ответил маленький ангел, и они полетели в райский сад. Там росло множество деревьев, но больше всего было… (апельсинов, мандаринов). «Какие красивые золотые плоды», - сказал маленький ангел. «Людям они тоже очень нравятся», - отвели взрослые ангелы. – «Поэтому они украшают ими елку. Ведь плод мандарина или апельсина напоминает маленькое солнышко посреди зимы. И еще апельсины напоминают плоды райского дерева, их привозят из мест, где всегда светит солнце». «Настоящий рай», - сказал маленький ангел. «А для кого же вы собираете эти прекрасные плоды?», - спросил маленький ангел. «Для голодающих и бездомных, для тех, кто не может себе позволить даже в Новый год быть веселым и радоваться жизни». - Вот бы и мне летать по свету и раздавать плоды, всем кому они нужны. Но я еще совсем маленький ангел. Он заметил, что ангелы привязывали свои гирлянды к огромному светильнику. «Нужно зажечь его», - подумал маленький ангел. Тут с неба спустился златокудрый ангел и принес небесный свет. И по небу стали летать ангелы с фонарями, чтобы освещать дорогу заблудившимся путникам. Тогда служители Исаакиевского собора забрались по лестнице к светильнику и зажгли в нем свет. И весь собор осветился. «Как красиво», - сказал маленький ангел».
Взрослым ангелам очень понравилась идея маленького ангела, и они стали переносить свет от одного собора к другому. И вот уже на Казанском соборе два ангелочка стали приветствовать всех входящих в собор людей зажженным светильником. С помощью дидактической сказки можно объяснить детям происхождение традиций, которые образно воплощены в художественной среде города. Одна из таких традиций - прохождение воинов-победителей через триумфальные ворота, над которыми Гении славы скрещивают знамена. Ворот, украшенных летящими Славами много в Санкт-Петербурге, они встречаются и в других городах нашей страны. О традиции изображения знамен рассказывает «Сказка о захваченном знамени». «Жил-был на свете один добрый, но недоверчивый король. У него был прекрасный замок. Однажды его сосед, злой король решил захватить себе его страну, очень ему понравился замок доброго короля. И вот войска доброго короля выехали на поле битвы к войскам злого короля, чтобы сражаться с ними. А добрый король заболел, и поэтому должен был остаться в своем замке. Несколько дней шла битва, войска доброго короля с трудом победили злого, но когда они вернулись к королю, он никак не мог поверить, что победа на его стороне. Тогда один из его солдат догадался, что нужно привезти королю доказательство победы и схватил флаг (знамя) злого короля и склонил его к ногам доброго короля. С тех пор есть такой обычай у всех военных: победитель захватывает знамя противника. Гении Славы старались первыми принести знамя в город, чтобы показать горожанам, кто одержал победу». В отличие от дидактической сказки, дидактическая историязадает событийный контекст при ознакомлении детей архитектурными объектами города, реальными персонажами, связанными с его историей. Часто дидактическая история содержит задание учебного характера, которое выполняется детьми по ходу слушания. Приведем примердидактической истории «Колоннада Казанского собора»: «Колонны Казанского собора выстроились в два ряда. Такое построение колонн называется «колоннада». Колоннада построена дугой и похожа на руки, которые раскрыты для того, чтобы обнять того, кого любишь (картинка). Сделайте руки дугой, разведите их для объятия. Когда вы так держите руки, можно обнять сразу многих людей, которых вы любите… Колоннада Казанского собора показывает, что собор с любовью встречает всех, кто туда приходит. Это не простая колоннада. Если не спеша идти между четырьмя рядами колонн, будет казаться, что и колонны тоже идут с тобой, наплывают одна на другую…» Следующая >1 2 Дидактическая история позволяет «оживить» образы реальных исторических лиц, придать им определенные мысли и чувства, обусловленные логикой познания того или иного события или объекта. Например, дидактическая история «Святой Александр Невский» (рассказывает о скульптуре в нише Казанского собора). «Князь Александр Невский – небесный покровитель нашего города. Он святой. Святой человек – тот, кто сделал очень много хороших, но трудных дел для всех людей. Давным-давно, когда Санкт-Петербурга еще не было, грозные и сильные шведы хотели захватить наши земли. Князь Александр Невский со своим войском победил врагов в битве на реке Неве. Посмотри на картинку. Александр Невский только что завершил трудную битву. Он еще не снял военные доспехи. На земле лежит тяжелый военный шлем и стоит его щит. Правую руку Александр Невский положил на сердце. Лицо его поднято вверх, к небу. Он благодарит небесные силы за помощь в битве и за спасение любимой Родины – Руси». Дидактические сказки и истории содержат элементы проблемного изложения– воспитатель ставит проблемный вопрос и показывает способ его разрешения. Новые для ребенка слова в дидактической сказке иллюстрируются зрительными образами презентации и сопровождают рассказ педагога. Детское экспериментированиекак метод краеведческого образования помогает детям практически осуществить действия, связанные с образами персонажей скульптуры, понять их смысл, разобраться с происхождением тех или иных символов, атрибутов античных героев в художественной среде города. Детское экспериментирование — это активно-преобразующая деятельность детей, обеспечивающая приобретение новых знаний. Экспериментирование с зеркалом, с песком, пластилином развивает у детей интерес, внимание, любознательность, формирует умение устанавливать причинно–следственные связи. Детское экспериментирование характеризуется насыщенностью эмоций, затрагивающих глубинные личностные структуры ребенка. Процесс самостоятельного исследования новых объектов захватывает дошкольников особенно сильно, когда они могут не только осмотреть и ощупать эти объекты, но и преобразовать, изменить их с целью познания внутренних связей и отношений. Пробы и ошибки являются обязательным и важным компонентом детского экспериментирования. Организуя детское экспериментирование, педагог предлагает детям проблемную ситуацию, ставит цель, совместно с детьми определяет этапы исследования. Дети выдвигают предположения о результатах эксперимента, обосновывают их. Затем проводится сам эксперимент. Дети с помощью педагога фиксируют результаты эксперимента. Педагог обсуждает с детьми его результаты, причины их возникновения. Общий вывод формулирует педагог на основе высказываний детей. Приведем примеры организации детского экспериментирования.
|
|||
|