|
|||
Фридрих Ницше (1844 - 1900) ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Фридрих Ницше (1844 - 1900) Ницше - один из наиболее известных представителей немецкой философии, наряду с таким мыслителями как Кант, Гегель, Фейербах или Фихте. Его философские идеи до сих пор имеют огромную популярность и в свое время принесли большой социальный резонанс в общество. Основные произведения Основные произведения "Рождение трагедии" и "Несвоевременные размышления", "Человеческая - слишком человеческая", "Утренняя заря", "Весёлая наука", "Воля к власти","Так говорил Заратурстра", "Сумраки кумиров", "Антихристианин" и "Сечеловек". В творчестве Ф.Ницше обычно выделяют два период: · Ранний период (1871 - 1876 гг.), где во многом он продолжает философские идеи Шопенгауэра · Период переоценки ценностей (сокрушительный период) (1871 - 1876 гг.). Здесь были написаны основные философские произведения Ф.Ницше. · Завершающий период (после 1878г.). Основное произведение "Воля к власти", которое уже было опубликовано после его смерти Анализ философии Ницше. Ницше считал, что для переоценки ценностей, так и для создания новых ценностей человеческий дух должен пройти 3 превращения. Первое превращение, когда дух становится верблюдом; второе превращение, когда верблюд становится львом; третье превращение: лев становится ребёнком. Самое тяжелое превращение - это превращения верблюда, навьюченного духа. Он идет по пустыне. Такой дух характеризуется воздержанными, почтительными к созданным на данный момент ценностям. Однако в самой отдалённой пустыне происходит второе превращение. Дух становится львом. Действия льва ориентированы на свободу. Лев жаждет свободы. Для этого он должен сразиться со своим врагом и добиться победы в сражении - с великим дракон. "Ты должен" - имя этому великому дракону. Но лев возражает: "Я хочу!". В свою очередь дракон ему отвечает: "Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность - это реальность, поэтому поистине "я хочу" не должно больше существовать". Встает вопрос о необходимости такого превращения. Зачем же верблюду быть львом. По мнению Ницше, лев не может создавать новые ценности еще на этой стадии превращения, но он может бороться за свободу, чего не может верблюд. Так, Ницше полагал, что человеческий дух должен стать львом для того, чтобы с одной стороны добыть себе свободу, с другой стороны, чтобы он всегда мог сказать нет даже перед долгом. Однако следующее воплощение льва - это ребёнок. Именно ребёнок способен творить, созидать, создавать новые ценности, чего не может лев. Эта игра нужна для созидания, творчества, творения всего из ничего. Так дух обретает новые ценности. Философия позднего периода. У Ницше нет в строгом смысле онтологии как учении о мире в самом себе, или как учение о мире самом по себе. Ницше считал, что мир вне нашего существования не существует. Следовательно, здесь мы видим идеалистический принцип философии Ницше. Вплоть до философии Канта считалось, что существует два мира: мир в себе, который недоступен нашему восприятию и окружающий нас мир. С точки зрения Ницше, такое деление не правильно. Подлинный мир является единым целым, которое представляет саму жизнь. В подлинном мире нет дихотомии - разделения на дух и материю, субъективное и объективное. Центральным понятием окружающего мира является жизнь. Характеристикой жизни в свою очередь является воля к власти и становление. Все, что есть в человеческой жизни - искусство, наука, религия - все это является проявлением воли к власти. Мир Ницше разделяет на органический и неорганический, и приоритет отдает неорганическому миру, поскольку в нем нет заблуждения или противоречия. При этом интересной идеей Ницше являлось то, что он трактовал биологическую эволюцию видов, не как прогресс, но как регресс, поскольку вершиной всей этой эволюции стал человек, а человек - самое страдающее существо в природе. Поэтому вместо идеи эволюции и развития в философии Ницше появляется идея возвращения. Ницше считал, что всё возвращается. И паук возвращается, и положение планет возвращается, и наши мысли возвращаются, и даже сама мысль возвращения - всё возвращается! Ницше это объяснял следующим образом. Для того, чтобы не было вечного возвращения, должно быть вечное становление, но для вечного становления должна быть вечно возрастающая сила во вселенной. Однако Ницше пришел к выводу, что такой силы нет. Таким образом, в качестве аргумента у Ницше выступает конечность пространства, конечность времени, конечность силы во вселенной и законы сохранения, которые неизбежно приводят к вечному возвращению. В отношении познания Ницше придерживался радикальной точки зрения. Сам процесс познания Ницше связывал с интерпретацией. Ницше считал, что познание подвержено индивидуальному восприятию реальности. Поэтому каждый субъект в процессе познания пропускает реальность через свое восприятие и через призму своего "мирка" выдает знание. Такое знание Ницше называл интерпретацией. Особенно сильна такая интерпретация в исторических науках. При этом эту интерпретацию Ницше распространял не только на тексты, но и законы природы. Такая позиция получила название "герменевтики" и видимо было связана с филологическим образованием Ф.Ницше. Исходя из принципа интерпретации, Ницше считал, что любая истина - это заблуждение нашего собственного мирка. Истина сугубо индивидуальна и лишь позволяет создавать эти мирки. Таким же инструментом Ницше считал и науку, так как наука тоже ориентирована на покорение и познание природы. Учёны, по мнению Ницше, живёт в собственном мире, в мире познания, и учёный - это стадное животное с рабской душой, поскольку учёный стремится достичь безусловное, что присуще рабской душе. Этика. Этика Ницше во определенных аспектах пессимистична. В частности, он считал, что современный человек сродни ошибке природы, а точнее болезнь на лице планеты, высокомерное насекомое. А значит, Ницше считал, что между животным и современным человеком нет непреодолимой пропасти. Он считал, что нет ничего более отвратительного, чем человеческое лицо. Все люди в этике Ницше были от природы не равны и то, что справедливо для одного, не должно быть обязательно справедливо для другого. Этическим идеалом Ницше становится сверхчеловек, которого он первоначально назвал белокурым животным. Ницше отрицательно относился как к всеобщей морали, так и христианской религии. Он считал, что христианство - это религия рабов, а мораль такое же заблуждение, как и религия. Христианство было создано слабыми личностями с целью самозащиты. В этом проявился инстинкт посредственных, низших людей против непосредственных, незаурядных, исключительных людей. Если человек принимает такую религию, то он становится слабым и посредственным. Ницше также опровергает традиционные христианские представления о человеколюбии, ибо в рамках христианства утверждается, что цель человеколюбия заключается в помощи слабым, во взаимопомощи людей. Ницше считал, что религиозная мораль приводит к деградации человека, его слабости. Ницше в противовес этому выдвинул свой принцип человеколюбия, согласно которому слабые и неудавшиеся должны погибнуть и мы им в этом еще должны помочь. Ницше надеялся, что будущее человечества связано с сверхчеловеком. Ницше писал: "Бог умер, и мы хотим, пусть живёт сверхчеловек". Основные черты сверх человека, которые выделял Ницше 1. Он не страдает 2. Он честный 3. Его поведение выше всеобщей морали. Однако, систематической проработки образа сверхчеловека в его философии нет. Это скорее отдельные черты, наброски такого образа. В результате сформировались две возможные интерпретации концепции сверхчеловека. Первая интерпретация - это нацистская, когда рассматривается сверхчеловек по отношению к другим людям. Вторая возможная интерпретация концепции сверхчеловека - это гуманистическая интерпретация, в которой речь идёт о сверхчеловеке по сравнению с самим собой. Это позволяет изживать свои слабости, свою заурядность и стремиться к высшим идеалам. В социальной философии Ницше резко критиковал идеи христианской теократии, а также демократии и социализма. Собственно, все эти формы государственного устройства для него были неприемлемы, и в первую очередь это было связано с тем, что все они нацелены на нивелировку человеческой личности, превращения индивидов "в песок", как писал Ницше. Чтобы разрешить это противоречие он обращается к идеям государственности Платона и милитаризации государства. Идеальное государство Ницше построено по казарменному принципу. Однако социальная философия Ницше так же не была систематически разработана и потом была по-разному интерпретирована, в частности в концепциях фашистской Германии. Вывод: Таким образом, в конце 20в в философии наступает резкий перелом от рационализма, присущего классической немецкой философии к иррационализму. В философии иррационализма разум больше не признается ни источником абсолютного знания, ни способом познания окружающего мира. Основной онтологической категорией становится не объективная реальность, а субъективное переживание человеческого существования. Человек сталкивается не с огромным непознанным миром, но с самим собой, своими чувствами и переживаниями; и именно они выходят на первый план в философии жизни.
|
|||
|