|
|||
Серен Кьеркегор (1812-1855)Серен Кьеркегор (1812-1855) Одним из первых представителей иррациональной философии был датский философ Серен Кьеркегор. Основные произведения " Или-или ", " Страх и трепет ", " Стадии на жизненном пути ". Центральной проблематикой философии Кьеркегора становится вопрос личности и человеческой судьбы, выяснения сущностного положения человека в мире. Кьеркегор вновь обращается к проблеме субъективной реальности. Его интересом был не отдельно взятый человек, но рассматриваемое в совокупности человеческое существование, его бытие, эмоции, чувства, переживания. Кьеркегор ставил грандиозные планы в своей философии и хотел понять, зачем человеку дано это существование, зачем он заброшен в этот мир. В своих философских трудах и литературных произведениях он ставит такие вопросы, как Кто я такой? Что такое мир? Почему я заброшен в этот мир? Что такое вина и есть ли вина вообще? Каковы правила этого мира? Для того, чтобы познать внутренний мир человек должен углубиться внутрь себя, познать свою субъективную реальность. Следовательно, главным предметом философии Кьеркегора является человеческое существование и субъективная реальность человека. Кьеркегор по-новому взглянул на сущность человека. Предыдущие философы относились к сущности человека, либо как к части природы, либо как к божественному творению. И соответственно постулировалось, что для того чтобы познать сущность человека надо исходить или из законов природы или из божественной субстанции. Однако Кьеркегор постулировал положение, что каждый человек является уникальным, а значит невозможно познать его неповторимую сущность на основе повторяющихся законов природы. Следовательно, рациональные методы не могут служить основой для понятия человеческой сущности. Кьеркегор в первую очередь критикует философию Гегеля. Он считает учение Гегеля эссенциализмом -т.е. учением об отвлеченных абстрактных сущностях. Такой подход к изучению всеобщего не может дать, по мнению Кьеркегора, истинное представление о сущности человека. Человек обладает неповторимой уникальной сущностью и ее нельзя познать с помощью отвлеченных абстрактных понятий. Кьеркегор исходит из того принципа, что наше существование дано нам в мыслях, ощущениях, чувствах, переживаниях. И не просто переживаниях, а в переломных моментах жизни, когда человек определяет свой жизненный путь. В этот момент приоткрывается истинный смысл нашего существования. Кьеркегор, воплощая принцип своей философии, придумал уникальную эпитафию для своего надгробья: "этот единичный". Так он хотел подчеркнуть, что такого, как он, больше никогда не будет. Кьеркегор, полемизируя с философией Гегеля, приходит к следующему выводу. Человеческое существование не выражается целиком в рациональной понятийной форме. Это связано с тем, что человеческую сущность ( Я ) нельзя объективизировать. Допустим, у нас есть некоторое Я. (рис.20.1а).
Чтобы добиться объективизации Я, в нем необходимо выделить некоторую часть (рис. 20.1б). Но для осуществления этой операции объективизирования и познания этой части необходимо само Я. Таким образом, необходимо выделить определенную часть Я, но для её познания необходимо также выделить определенную часть Я. Эту часть Я нельзя выбрать, т.к. она уже объективирована, и т.д. до бесконечности. Полностью объективизировать Я и познать его нельзя, т.к. для познания необходимо само Я для процедуры объективации и познания. Поэтому Кьеркегор и утверждает, что полностью объективированию Я не поддается, как и человеческое существование. Поэтому Кьеркегор приходит к выводу, что Я невыразимо целиком средствами рационального познания. Характерной чертой этики Кьеркегора является волюнтаризм и антропоцентризм. Основной этической "максимой" (пользуясь терминологией Канта) в философии Кьеркегора является выбор жизненного пути. Когда человек осуществляет выбор, то в этот момент проявляется его истинное существование. И в этом выборе заключена свобода человека, так как выбор всегда осуществляет сам человек. Такой выбор приводит человека к различным жизненным сценариям. Философия Кьеркегора носит религиозный христианский характер. Религиозная христианская философия предлагает человеку два пути - загробное спасение или загробное проклятие в аду. Кьеркегор считает, что человеческое спасение находится в компетенции его свободного выбора. Если бы не было выбора, то не было бы свободы и невозможно было спасение. В целом Кьеркегор выделял три жизненные стадии, которые он рассматривает в произведении "Страх и трепет": · эстетическая, · этическая · религиозная Эстетическая стадия. Основой этого пути были чувства и наслаждения, в т.ч. интеллектуальные наслаждения. Эта игра чувств и наслаждения обусловлена внешним миром. В распоряжении эстетика музыка, театры, женщины, кабаки, вино, путешествия. Но следуя по этому пути, человек неизбежно приходит к скуке и разочарованию. Но, по мнению Кьеркегора, большинство людей так и остается на этом уровне существования. Воплощением этой стадии является Дон-Жуан. Этическая стадия. Жизнь подчинена чувству долга и исходит из моральных принципов. Этическим идеалом этой стадии является Сократ. Воплощением этической стадии является законный брак. Основной недостаток этой стадии жизненного пути является стремление к утилитарному счастью, т.е. семейному в первую очередь, и отсутствие свободного выбора, так как человек исходит из закона морали в своих поступках. Религиозная стадия. На этой стадии человек может преодолеть всеобщий моральный закон. Человек находится в определенных взаимоотношениях с Богом внутри него. Человек на этой стадии обладает свободой, он делает выбор сам, исходя из себя самого и своей внутренней сущности. Воплощением этой стадии является Авраам. Согласно библейскому сюжету Авраам услышал голос Бога, который повелевал ему принести в жертву своего сына. Авраам оказался в ситуации выбора, так как должен был решить дилемму - подчиниться моральному закону и сберечь жизнь сыну, или послушаться своего внутреннего голоса (поскольку Авраам не знал наверняка, что это был именно голос Бога) и довериться велению Бога. Авраам по преданию решил послушаться Бога, а значит, своего внутреннего ощущения и принести в жертву сына. Но это было лишь испытания Господа, он сохранил жизнь сына, а в честь величия Господа принес животную жертву. Этим сказанием Кьеркегор подчеркивает приоритет личного над всеобщим. Кьеркегор элиминирует представление об истине как объективной истине. Он сводит истину к субъективной уверенности, убежденности. Таким образом, философия Кьеркегора является религиозным иррационалиcтом. Главным предметом его философского учения является человеческое существование. Кьеркегор исходил из принципа познания субъективной реальности, которое невозможно осуществить рациональным способом. Основной этической характеристикой его философии является волюнтаризм и субъективная диалектика. Кьеркегор не просто постулирует приоритет внутреннего Я, но показывает стадии его развития от эстетической до религиозной. Следовательно, высший этический образ жизни, который постулирует философ - это вера, поскольку смысловые догматы веры могут помочь человеку осознать внутреннее Я. Кьеркегор ставит приоритет индивидуального над общим.
|
|||
|