Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Артур Шопенгауэр (1788-1860)



Артур Шопенгауэр (1788-1860)

Основные произведение Артура Шопенгауэра - " Мир как воля и представление " (это его главный философский труд), " О четверояком законе достаточного основания ", " Об основе морали ". Центральной онтологической категорией философии Шопенгауэра является слепой порыв, воля. Шопенгауэр так же , как Кант, считал, что мир дается нам в ощущениях и представлениях. Все существует для субъекта и воспринимается через призму субъективного восприятия. В этом философия Шопенгауэра близка позициям субъективного идеализма. Философ не признает познание объекта вне субъекта. Более того, Шопенгауэр отказывается и от понятия материи как основной онтологической категории. Шопенгауэр считал, что материя - это объективизированная причинность, а между субъектом и объектом нет никаких причинно- следственных связей. Этот субъект, с одной стороны окончательно не познаваем, а с другой - находится вне времени и пространства. Наличие субъекта, как считал Шопенгауэр, предполагает наличие объекта. Между субъектом и объектом нет никаких причинно- следственных связей. Так как мир - это представление, а значит, нет четкой границы между явью и сном. Шопенгауэр использует идею из индийских вед о покрывале Майя. Мир как представление - это покрывало Майи. В этом, как мы видим, проявляется склонность философии Шопенгауэра к солипсизму, от чего всегда страдают философские учения субъективного идеализма. Представления Шопенгауэр делит на чувственные и абстрактные (такие как понятия, категории). Понятия - это представление представлений, или представление о представлениях.

Шопенгауэр не отвергает функции разума, которых он выделил целых три

· Выработка абстрактных понятий

· Возможность осмысления действий человека

· Продвижение науки

Главной характеристикой научного знания А.Шопенгауэр считает субординацию, т.е. системность. Но А.Шопенгауэр считал, что достигнуть абсолютного знания невозможно, так как любая абсолютная истина держится на основе интуитивных воззрений.

Шопенгауэр в качестве основы и начала мира берет внеразумное начало - волю. Поэтому философию Шопенгауэр считают иррационалистической. Воля вообще, как таковая, рассматривается им как слепая воля, бессознательный порыв. Он называет её кантовским термином вещь в себе, т.е. признает ее непознаваемой и недоступной человеческому восприятию.

Волей наделен сам субъект, который с одной стороной обладает свободой воли, а с другой представлениями. Само тело субъекта, по мнению А.Шопенгауэра, это объективизированная воля. Следовательно, характеристикой субъекта в философии А.Шопенгауэра является дихотомичность.

Шопенгауэр распространяет понятие воля на окружающий мир. Воля становится сущностной характеристикой мира. Эта воля деиндивидуализируется и гипостазируется Шопенгауэром. Из человеческой, индивидуальной, она модифицируется во всеобщую, слепую волю, которая характеризуется бессознательным порывом, жизненной силы. Все объекты мира становятся различного рода объективации воли.

А.Шопенгауэр считал, что все явления мира - это объективизация мировой воли. Шопенгауэр рассматривает определенные ступени, иерархии объективации воли.

· Низшие ступени объективации воли - это неорганический мир, в котором преобладают такие силы как твердость, тягучесть, тяжесть, непроницаемость, электричество, магнетизм, неорганический химизм. На стадии неорганического мира никаких индивидуумов, нет ничего живого.

· Следующая ступень объективации воли - это органический мир. На этой стадии объективации воли она перестаёт быть слепой и бессознательной. Эта воля становится волей к жизни, ибо всякий живой организм стремится удовлетворить свои жизненные потребности.

· Высшей ступенью объективации воли является человечек.

Шопенгауэр не дает строго определения понятия воли, но приводит характеристики этого понятия. По мнению А.Шопенгауэра мировая воля как онтологическая характеристика обладает следующими чертами:

1. Ненасытность. Это связано с тем, что воле противостоит понятие пресыщения, так как если есть пресыщение, то воля уже не нужна. Но в мире все устроено так, что происходит постоянная динамика процессов, благодаря как раз ненасытности мировой воли.

2. Неудовлетворенность достигнутым, которая также является основой всякой динамике в мире. После какого-либо достижение опять наступает состояние неудовлетворенности, что приводит все процессы в движение

3. Вечное и бесконечное стремление к новому. Если объект, к обладанию которого стремится человек, не удовлетворяет его, то этот человек отходит от объекта и стремится к новому объекту.

Этика. В этике Шопенгауэр также исходит из понятия воля. Только у человека эта воля проявляется в воле к жизни, который носит перманентный сиюминутный характер. Эта воля проявляется в желаниях стремлениях. Однако большинство из этих желаний невозможно достичь. Если даже человек и достигает какое-то желание, то он хочет нового, следовательно, процесс удовлетворения носит бесконечный характер. А значит, Шопенгауэр приходит к выводу, что человек постоянно не удовлетворен. Шопенгауэр выделяет три мотива человеческого поведения

· Злоба

· Эгоизм

· Милосердие

Человек, как считает Шопенгауэр, обречен на страдание, ослабить которые можно аскетизмом, которые подавляют волю, как стремление к жизни. Поскольку человеческое существование - это скука и страдание, то Шопенгауэр в противовес к тезису Лейбница делает следующий вывод: " Всё к худшему в этом наихудшем из миров ". Наш мир - это наихудший мир.

Следовательно, этика Шопенгауэра носит пессимистический характер и постулирует принцип аскетизма.

Вслед за Шопенгауэром Ницше стал в оппозицию к классическому рационализму. Для него основа мира- не "бытие", изучавшееся предшествующей философией, а жизнь. Жизнь- это первичная реальность, целостный органический процесс, предшествующий разделению материи и духа, бытия и сознания. Она является вечным движением, становлением, постоянным течением.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.