|
|||
Изучение нового материалаИзучение нового материала | |||
Работа с учебником § 38 стр.201-203 В десятом классе мы изучали логарифмическую функцию, ей обратную показательную функцию, степенную функцию и перешли к изучению важного раздела алгебры – тригонометрии. В этом разделе рассмотрели понятия синуса, косинуса, тангенса, основные тригонометрические тождества, тригонометрические уравнения и неравенства. Как вы думаете, что еще важно рассмотреть и изучить? Какова цель сегодняшнего урока? | Мы должны изучить тригонометрические функции. Цель: ввести понятие тригонометрических функций. |
| |
А как ввести понятие тригонометрических функций? | Установить взаимно-однозначное соответствие между действительными числами и значениями их синусов, косинусов, тангенсов. | ||
Вспомним, как устанавливается соответствие между действительными числами и точками окружности с помощью поворота точки окружности Вопрос: Расскажите, как получена точка М? Какая точка получится при повороте точки Р(1; 0) на угол ; ; ; ? | 1. Рассмотрим окружность слева. Пусть х>0. Предположим, что точка, двигаясь по единичной окружности от точки Р против часовой стрелки, прошла путь длиной х (рис. 1). Конечную точку пути обозначим М. В этом случае говорим, что точка М получена из точки Р поворотом вокруг начала координат на угол х радиан. 2. Рассмотрим окружность справа. Пусть х<0. В этом случае поворот на угол х радиан означает, что движение совершалось по часовой стрелке и точка прошла путь длиной . 3. Поворот на 0 радиан означает, что точка остается на месте. 4. При повороте точки Р на угол получается (0; 1). 5. При повороте точки Р на угол получается точка (0; -1). 6. При повороте точки Р на угол получается точка (0; -1). 7. При повороте точки Р на угол получается точка (-1; 0). | ||
Задание 3. (по шаблонам тригонометрической окружности). 1. Выяснить, в какой четверти расположена точка, полученная поворотом точки Р(1; 0) вокруг начала координат на угол, равный х радиан, если: 1) х = 1,09; 2) х = - 2,9;3) х = 4,1; 4) х = - 6. | 1) Точка, полученная поворотом точки Р вокруг начала координат на угол, равный х = 1,09 радиан расположена в I четверти; 2) х = - 2,9, точка в III четверти; 3) х = 4,1, точка в III четверти 4) х = - 6, точка в I четверти. | ||
2. Изобразить на единичной окружности точки, полученные поворотом точки Р (1; 0) на угол х: 1) 2) 3) 4) Примерный ответ ученика: 1) . При , этому числу соответствует точка М, при , этому числу соответствует точка М1, при , этому числу также соответствует точка М и т. д. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что каждому числу соответствует единственная точка на числовой окружности, но каждой точке на числовой окружности соответствует бесконечно много чисел. | |||
Сформулируйте определения синуса, косинуса, тангенса и котангенса. На каждой единичной окружности подпишите значения синуса и косинуса точек, отмеченных в предыдущем задании. | Формулируют определения. | ||
Функции синус, косинус, тангенс и котангенс называют основными тригонометрическими функциями. Какие задачи вы сегодня поставите перед собой? | Изучить свойства тригонометрических функций. Научиться решать задачи, где требуется знать свойства тригонометрических функций. |
| |
Сегодня мы научимся находить область определения и множество значений тригонометрических функций в случае их аналитического задания. На следующих уроках изучим другие свойства по общей схеме исследования и построим графики функций. | |||
С помощью единичной окружности сделайте выводы об области определения и множестве значений тригонометрических функций. Заполните таблицу. | Делают выводы, заполняют таблицу. | ||
Проанализируйте решение задач №1 -4 учебника стр. 201-203 Оформите решения в тетради. Попробуйте сформулировать приемы решения типичных задач. Какие необходимы умения и навыки при решении задач данного типа? Какие способы нахождения множества значений функции? | Чтобы найти область определения функции, заданной формулой, нужно установить, при каких значениях х выражение в правой части формулы имеет смысл. При этом необходимо уметь решать уравнения известных нам видов. Чтобы найти множество значений нужно выяснить, какие значения может принимать y при различных значениях х, т. е. установить при каких значениях параметра а уравнение имеет корни. А можно использовать метод оценки, основанный на применении свойств числовых неравенств. | ||
|
|||
|