Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Ступени в небо. Цена лауреатства



Ступени в небо

​В июле 1970 года Валерий Николаевич получил назначение – должность заместителя командира 1-й эскадрильи. Пора было передавать огромный опыт младшим товарищам. Наверно, это было верным решением: спокойный, выдержанный, доброжелательный, Валерий Поздеев терпеливо и настойчиво учил, натаскивал, обтёсывал молодых зелёных пилотяг. Много было инструкторской, бумажной работы.

Желторотые парнишки, пришедшие в отряд в 1970-е годы, ныне уже пенсионеры, до сих пор добрым словом поминают мудрого и спокойного наставника. Кто-то из них рассказывал, как стоя у поврежденной «аннушки» и ожидая неминуемого разноса, неожиданно услышал:

– А пойдем-ка, сынок, чайку попьем, а уж потом будем разбираться – кто прав, кто виноват...

Командование ОАО отметило заслуги пилота 2-го класса Валерия Поздеева высокой наградой – указом президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1976 года его удостоили Ордена «Знак Почёта» за успешное выполнение заданий девятого пятилетнего плана.

Цена лауреатства

​Тем более неожиданным, казалось, выглядел переход на вертолёты, оформленный заявлением в феврале 1979 года. За плечами – двадцать с хвостиком лет полётов на Ан-2, награды и поощрения, авторитет и руководящая работа, рекомендация на обучение в Академии гражданской авиации. Но, наверно, он налетался на «Аннушке» «до железки», хотелось новых впечатлений от лётной работы.

Долго и упорно переучивал его инструктор Владимир Иванович Журавлёв, но все равно взлетал и садился Поздеев привычно – по-самолетному, с разбега. Он успешно освоил «восьмёрку» и десять лет уверенно летал на этой прекрасной винтокрылой машине: в 1981 году – 649 часов, в 1982 году – 576 часов, в 1983 году – 667 часов.

​К 1986 году Валерий Николаевич являлся маститым асом – знак «За безаварийный налёт 15000 часов», наставник молодёжи, председатель Совета командиров, член бюро Ненецкого окружкома КПСС, ударник XI пятилетки. В 1985 году был даже выпущен листок «15000 часов в небе Заполярья» из опыта работы КВС Поздеева. Поэтому вполне логично, что именно этого знаменитого пилота выдвинули на награждение Государственной премией СССР. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 3 ноября 1986 года №1313 эта высокая награда присуждена В.Н. Поздееву «за выдающиеся достижения в труде, большой личный вклад в повышение эффективности работы воздушного транспорта».

Спустя годы Валерий Николаевич рассказывал:

– Диплом, удостоверение и нагрудный знак вручали в Кремле, где проходили партийные съезды. Всё было очень торжественно, почётно. Премия – пять тысяч рублей, выдавалась она на отрасль. Нас из воздушного транспорта со всего Союза было 11 лауреатов, и каждый получил 454 рубля 54 копейки».

​Лётная карьера подходила к завершению – в 1991 году ему исполнилось 52 года. На кителе блеснули последние награды: медаль «Ветеран труда» (30. 10. 1987 г.), знак «Отличник Аэрофлота» (приказ Министерства гражданской авиации №93-л от 3 марта 1989 г.), планка «За безаварийный налёт 18 000 часов» (приказ Архангельского управления ГА № 281-л от 14. 08. 1989 г.). В январе 1991-го врачи запретили ему летать, и командование отряда перевело заслуженного лётчика на наземную работу – ведущим инженером-инспектором по безопасности полетов.

С января 1994 года Валерий Николаевич вышел на заслуженный отдых.

Сердце старого летчика перестало биться 10 мая 2001 года...

Глубоко символично, что недавно, в ознаменование 70-летия авиапредприятия, городской Совет Нарьян-Мара утвердил решение о наименовании одной из новых улиц в честь Валерия Поздеева – одного из самых заслуженных нарьянмарских пилотов.

Юрий КАНЕВ, член окружного общества краеведов
Фото из фондов Ненецкого краеведческого музея
и семейного архива Валерия Поздеева

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.