|
|||
Дайте определение понятию «толкование права». Проанализируйте этапы толкования, укажите необходимость толкования норм права.38)Дайте определение понятию «акт применения права», укажите его признаки, проведите классификацию актов. Проведите анализ, в чем отличие акта применения права от иных правовых актов В теории права и государства сформулировано определение: Акт применения права – это резолюция (официальное решение) компетентного и уполномоченного государством органа по конкретному юридическому делу, которое содержит властное предписание от имени государства, выраженное в установленной законом форме и направленное на индивидуальное урегулирование общественных отношений. Признаками акта выступают следующие критерии: Поскольку в документе указывается, к кому применяется правовая норма (с учетом источников), то в целом акт приобретает индивидуальные и персонифицированные признаки. Здесь стоит акцентировать внимание на том, что речь идет не только о конкретном субъекте, но и о частных жизненных ситуациях, связях и отношениях.
Документ содержит признаки проявления власти, то есть в акте содержится предписание (обязательное требование) от уполномоченного государством органа и адресованное лицу конкретного рассматриваемого дела. Документ должен быть выражен в определенной законом форме (указывается название, наименование органа, место и время, подписи лиц и др). 1. В зависимости от юридической силы нормативно-правовые акты Российской Федерации подразделяются на: законы; подзаконные нормативные акты. Законы, в свою очередь, классифицируются (в порядке убывания юридической силы) на Основной (Конституцию), Федеральные Конституционные и Федеральные. Подзаконные нормативно-правовые акты включают в себя нормативные постановления Государственной Думы, Указы Президента, постановления Правительства, акты Федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств), нормативные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации (включая и законы Субъектов РФ), нормативные акты органов местного самоуправления, локальные нормативно-правовые акты (например, правила внутреннего трудового распорядка какого-либо предприятия или учреждения). Следует, правда, оговориться, что особенности российского законодательства относительно предмета исключительного ведения субъектов РФ предполагают верховенство актов субъекта Российской Федерации над законодательством Федерального центра. Однако это скорее исключение из общего правила. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами. 2. В зависимости от особенностей правового положения субъектов правотворчества нормативно-правовые акты подразделяются на: акты принятые в результате референдума; акты изданные государственными органами; акты органов местного самоуправления; акты локального действия организаций, учреждений.
3. В зависимости от срока действия различаются постоянные и временные акты. постоянные – не ограничены в своем действии временным промежутком, действуют до отмены (Конституция) временные (срочные) – ограничены конкретными сроками (календарной датой (годовой бюджет), либо конкретным обстоятельством (вводом и отменой чрезвычайного положения). 4. По сфере действия нормативно-правовые акты можно подразделить на: общегосударственные, действующие на всей территории страны. региональные, действующие на территории одной или нескольких ададминистративно-территориальных единиц. локальные, действующие в рамках одного предприятия, учреждения, организации. 5. По предмету правового регулирования (по содержанию): акты, регламентирующие отношения в государственно-правовой сфере; акты, регламентирующие отношения в уголовно-правовой сфере; акты, регламентирующие отношения в гражданско-правовой сфере и т.д. Акты применения права следует отличать от других правовых актов, в частности от нормативно-правовых. Это отличие состоит в следующем: 1. Нормативно-правовой акт носит общий характер, регулирует определенный вид общественных отношений, обращен ко многим лицам, действует до тех пор, пока его не отменят. Акт применения права носит индивидуальный характер, регулирует конкретное общественное отношение, обращен к конкретным лицам, его действие распространяется на конкретный случай. 2. Нормативно-правовой акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права, являясь общей нормативной основой правового регулирования. Акт применения права этого делать не может. Он претворяет, реализует общие предписания нормативного акта в жизнь, выступая необходимым средством перевода общеобязательных нормативных предписаний в сферу конкретных жизненных ситуаций и применительно к конкретным людям. 39)Дайте определение понятию «толкование права». Проанализируйте этапы толкования, укажите необходимость толкования норм права. Толкование права – это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования. Процесс толкования права включает в себя два этапа: Уяснение- обязательный этап толкования права, заключающийся в том, что лицо уясняет содержание норм права для себя.
Разъяснение- этап толкования, при котором лицо в той или иной форме раскрывает содержание норм права для других. Основные причины необходимости толкования правовых норм следующие: 1. сложность или нечеткость юридических формулировок: излишняя их краткость, абстрактность, либо, напротив, пространность; 2. несовершенство законодательной техники, поспешность в принятии тех или иных правовых актов, их слабая проработанность, декларативность, неконкретность; 3. несовпадение норм и статей правовых актов, наличие бланкетных и отсылочных норм, нетипичных предписаний; 4. специфика юридических терминов и понятий, интерпретация которых требует специальных познаний, высокой квалификации; 5. законодателю не всегда удается ясно и точно выразить свою волю в той или иной норме или акте, совместить «дух» и «букву» закона; 6. отдельная норма права действует не изолированно, а в системе других норм и только в этой взаимосвязи ее можно правильно истолковать.
|
|||
|