Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





МИШЕЛЬ ДЕ МОНТЕНЬ 6 страница



смысле, что оно - единственное (Сократ не такой чудак), а лишь в том, что

ему отводится первое место.

По его мнению, воздержание не противостоит удовольствиям, а удерживает

их в известных границах.

Природа - руководитель кроткий, но в такой же мере разумный и

справедливый. Intrandum est in rerum naturam et penitus quid ea postulet

pervidendum {Все, что согласно с природой, заслуживает уважения [150]

(лат.).}. Я всячески стараюсь идти по ее следу, который мы запутали

всевозможными искусственно протоптанными тропинками. И вот высшее благо

академиков и перипатетиков, состоящее в том, чтобы жить согласно природе,

оказывается понятием, которое трудно определить и истолковать, равно как

родственное ему высшее благо стоиков, состоявшее в том, чтобы уступать

природе. Не ошибочно ли считать некоторые действия менее достойными лишь

потому, что они необходимы? У меня из головы не вышибить мысль, что весьма

подходящим делом является брак между наслаждением и необходимостью, с

помощью которой, как говорит один писатель древности, боги все доводят до

вожделенного конца. Для чего же нам разрушать и расчленять строение,

возникшее благодаря столь тесному, братскому соответствию частей? Напротив,

его следует общими усилиями укреплять. Qui velut summum bonum laudat animae

naturam, et tanquam malum naturam carnis accusat, profecto et animam

carnaliter appetit et carnem carnaliter, fugit, quoniam id vanitate sentit

humana non veritate divina {Кто восхваляет как высшее благо природу души и

осуждает природу плоти,  видя в ней зло, тот, конечно, и душу любит

по-плотски и по-плотски бежит от плоти, потому что он судит о них,

руководствуясь не божьей правдой, а человеческой суетностью [153] (лат.).}.

В этом божьем даре нет ничего, что не было бы достойно наших забот. Мы

должны отчитаться в нем до последнего волоска. И не по своей воле человек

возложил на себя обязанности вести человека по жизненному пути, согласно его

природе: сам создатель со всей строгостью предписал ее нам как

непосредственно важную, вполне ясную и существенную. А так как разуму

обыкновенного человека необходимо опереться на какое-либо авторитетное

мнение, особенно действенное, если оно высказано на непонятном языке,

приведем таковое: stultitiae proprium quis non dixerit, ignave et

contumaciter facere quae facienda sunt, et alio corpus impellere alio

animum, distrahique inter diversissimos motus {Кто не признает, что глупости

свойственно вяло и против воли делать то, что следует сделать, увлекать в

одну сторону тело, в другую душу, и отрывать их друг от друга, направляя в

противоположные стороны? [154] (лат.).}.

Так вот, попробуйте расспросить такого-то человека, ради каких мыслей и

фантазий, гнездящихся у него в голове, он не желает думать о хорошей трапезе

и сожалеет о времени, потраченном на еду: вы обнаружите, что за столом у вас

нет ни одного яства безвкуснее содержимого его души (в большинстве случаев

нам лучше крепко заснуть, чем бдеть, размышляя о том, о чем мы размышляем),

вы убедитесь, что все его речи и замыслы не стоят вашей говядины в соусе.

Будь это даже возвышенные построения Архимеда - что из того? Здесь мы отнюдь

не затрагиваем и не смешиваем с ребячливой толпой обыкновенных людей и с

развлекающими нас суетными желаниями и треволнениями высокочтимые души,

поднятые жаром своего благочестия и веры в области неизменного

глубокомысленного созерцания божественных вещей. Эти души, полные живого и

пламенного чаяния вкушать небесные яства, души, устремленные к главной

конечной цели всех желаний подлинного христианина, к единственному

непресыщенному, чистейшему наслаждению, не уделяя внимания мирским нуждам,

суетным и преходящим, равнодушно предоставляют телу заботу о потреблении

земной материальной пищи. Это духовные занятия избранных. Говоря между нами,

я всегда наблюдал удивительное совпадение двух вещей: помыслы превыше небес,

нравы - ниже уровня земли.

Эзоп, этот великий человек, увидел как-то, что господин его мочится на

ходу: "Неужели, - заметил он, - нам теперь придется испражняться на бегу?"

[155]. Как бы мы ни старались сберечь время, какая-то часть его всегда

растрачивается зря. Духу нашему не хватает часов для его занятий, и он не

может расставаться с телом на тот незначительный период времени, который

нужен для удовлетворения его потребностей. Есть люди, старающиеся выйти за

пределы своего существа и ускользнуть от своей человеческой природы. Какое

безумие: вместо того, чтобы обратиться в ангелов, они превращаются в зверей,

вместо того, чтобы возвыситься, они принижают себя. Все эти потусторонние

устремления внушают мне такой же страх, как недостижимые горные вершины. В

жизни Сократа мне более всего чужды его экстазы и божественные озарения. В

Платоне наиболее человечным было то, за что его прозвали божественным. Из

наших наук самыми земными и низменными кажутся мне те, что особенно высоко

метят. А в жизни Александра я нахожу самыми жалкими и свойственными его

смертной природе чертами как раз укоренившиеся в нем вздорные притязания на

бессмертие. Филота забавно уязвил его в своем поздравительном письме по

поводу того, что оракул Юпитера-Аммона объявил Александра богоравным: "За

тебя я весьма радуюсь, но мне жалко людей, которые должны будут жить под

властью человека, превосходящего меру человека и не желающего ею

довольствоваться" [156]. Diis te minorem quod geris imperas {Ты властвуешь,

потому что ведешь себя, как подвластный богам  [157](лат.).}. Мне очень

нравится приветственная надпись, которой афиняне почтили прибытие в их город

Помпея:

 

                  Себя считаешь человеком ты, -

                  И в этом - божества черты [158].

 

Действительно, уменье достойно проявить себя в своей природной сущности

есть признак совершенства и качество почти божественное. Мы стремимся быть

чем-то иным, не желая вникнуть в свое существо, и выходим за свои

естественные границы, не зная, к чему мы по-настоящему способны. Незачем нам

вставать на ходули, ибо и на ходулях надо передвигаться с помощью своих ног.

И даже на самом высоком из земных престолов сидим мы на своем заду.

Самой, на мой взгляд, прекрасной жизнью живут те люди, которые

равняются по общечеловеческой мерке, в духе разума, но без всяких чудес и

необычайностей. Старость же нуждается в более мягком обращении. Да будет к

ней милостив бог здоровья и мудрости, да поможет он ей проходить

жизнерадостно и в постоянном общении с людьми:

 

                   Frui paratis et valido mihi,

                   Latoe, dones, et, precor, integra

                        Cum mente, nec turpem senectam

                             Degere, nec cythara carentem.

 

{Дозволь, сын Латоны, мне, полному сил, наслаждаться тем, что я

приобрел, и молю тебя, оставь мне незатуманенный разум, чтобы я достойно

провел свою старость и не расставался с моею лирой [159] (лат.).}

 

1 ...опыт создал искусство... - Манилий. Астрономика, 61-62.

2 ...умел разбираться, какое яйцо снесено... - Об этом рассказывает

Цицерон: Академические вопросы, II, 18. Цицерон говорит, однако, не о некоем

человеке из Дельф, а о человеке с острова Делос.

о ...во всех мирах Эпикура... - По учению Эпикура, вселенная

бесконечна, и в ней существуют бесчисленные миры, сходные с нашим и

несходные.

4 ...мы... страдаем теперь от законов. - Тацит. Анналы, III, 25.

5 ...любая страна терпит от юристов и медиков. - Платон. Государство,

III, 405 а-с.

6 Все... перемешано. - Сенека. Письма, 89, 3. Монтень несколько изменил

текст Сенеки.

7 Ученость создает трудности. - Квинтилиан. Обучение оратора, X, 3.

8 Ульпиан Домиций - см. прим. 84, с. 454. Бартоло - см. прим. 612, гл.

XII, том II; Бальдо дельи Убальди - см. прим. 612, с. 444.

9 Мышь в смоле - латинская поговорка.

10 ...слова Кратеса о произведениях Гераклита... - Диоген Лаэрций, IX,

12.

11 Так видим мы, склонившись у ручья... - Это стихи Ла Боэси,

обращенные им к Маргарите де Карль, его будущей жене.

12 ...порождены одною и тою же гордыней. - Аристотель. Никомахова

этика, IV, 7.

13 Лернейская гидра - девятиглавое чудовище, у которого на месте каждой

отрубленной головы вырастали две новые; чтобы убить чудовище, надо было

отрубить все головы сразу, что и сделал Геракл.

14 Сократ спросил у Мемнона... - Источник Монтеня: Плутарх. О

многочисленности друзей, I.

15 Филипп... разрешил подобную... задачу... - Источник Монтеня:

Плутарх. Изречения древних царей.

16 ...вызывает... в памяти мнение древних... - Источник Монтеня:

Плутарх. Наставление занимающимся государственными делами, 21.

17 ...правосудие... действует на манер медицины... - Источник Монтеня:

Плутарх. Почему божественное правосудие не сразу наказывает виновных, 16.

18 ...правосудие создают обычаи и законы... - См. Диоген Лаэрций, II,

93.

19 ...для мудрого воровство... и всякого рода разврат... допустимы... -

См.: Диоген Лаэрций, II, 99.

20 Я, подобно Алкивиаду... - Плутарх. Жизнеописание Алкивиада, 22.

21 Люди являются к этим посланцам... за подарком. - Источник Монтеня:

Гонсалес де Мендоса. История Китая. Франц. перевод. Париж, 1588.

22 Каким образом бог управляет мирозданием... - Пропорций, III, 5,

26-31. Эвр - юго-восточный ветер.

23 ...вы, кого занимает устройство мира. - Лукан, I, 417.

24 море постепенно вздувается и вздымает все выше волны... Вергилий.

Энеида, VII, 528-530.

25 "Познай самого себя" - эти слова были начертаны на фронтоне храма

Аполлона в Дельфах.

26 Платон говорит... - Хармид.

27 ...Сократ... подтверждает это... примерами. - Ксенофонт.

Воспоминания о Сократе, IV, 2.

28 ...хитроумное платоновское положение... - Платон. Менон, 89 b-d.

29 ...как показал Сократ Эвтидему... - Ксенофонт. Воспоминания о

Сократе, IV, 2.

30 Нет ничего постыднее, чем предварять утверждением... познание... -

Цицерон. Академические вопросы, I, 12.

31 Аристарх сказал... - Об этом передает Плутарх: О братской дружбе, I.

32 ...то же, что с древним сыном земли... - т. е. Антеем, сыном

Посейдона и Геи (богини земли), которого задушил Геракл. Увидев, что Антей

набирается сил, прикоснувшись к земле, Геракл поднял его на воздух и

благодаря этому одолел его.

33 ...у которого... исполнялись новою силою... мышцы. - Лукан, IV,

599-600.

34 ..Антисфен сказал своим ученикам... - Диоген Лаэрций, VI, 2.

35 ...одной добродетели достаточно, чтобы сделать жизнь счастливой... -

Диоген Лаэрций, VI, 11.

36 Но невозможно исчислить... - Вергилий. Георгики, II, 103-104.

37 Лишь одна мудрость полностью обращена на себя. - Цицерон. О высшем

благе и высшем зле, III, 7.

38 Персей (178-167 гг. до н. э.) - царь македонский, разгромленный под

Пидной римским полководцем Эмилием Павлом, взятый им в плен и умерший в

заключении. Передаваемое Монтенем см.: Тит Ливий, XLI, 20.

39 Платон говорит... - Горгий, 487 а.

40 Пока... быстрая кровь давала мне силы... - Вергилий. Энеида, V,

415-416.

41 ...который... не хочет ничего другого. - Марциал, X, 47, 12. Этот

стих процитирован Монтенем не вполне точно.

42 ...каждый... должен... уметь обходиться без врачей. - Тацит. Анналы,

VI, 46; Светоний. Жизнеописание Тиберия, 68; Плутарх. Как сохранять

здоровье, 23.

43 Эту мысль он мог позаимствовать у Сократа... - Источник Монтеня:

Ксенофонт. Воспоминания о Сократе, IV, 7.

44 ...Платон был прав... - Государство, III, 408 d-е.

45 Наконец-то я подаю руку этой могущественной науке. - Гораций. Эподы,

4*6 Цирцея (Кирка) - волшебница, властительница острова, на который

попал Одиссей со своими спутниками (Гомер. Одиссея, X); дав им волшебный

напиток, Цирцея превратила их в свиней. Позднее, по настоянию Одиссея, она

их расколдовала.

47 ...об этом... говорится где-то у Сенеки. - Сенека. Письма, 90, 25.

48 ...лучшая утеха жизни - огонь... - Плутарх. Проблемы платоновской

философии, 10.

49 Васкосан, Мишель (ок. 1500-1576) и Плантен, Кристоф (1514-1589) -

известные французские печатники, современники Монтеня.

50 ...Аристотель говорит об Андроне аргийце... - Диоген Лаэрций, IX,

81.

51 ...хочу упомянуть об одном дворянине... - Известно, что Монтень

имеет в виду Жана де Вивонна, французского посла в Испании с 1572 по 1583 г.

52 ...это говорил и Сенека... - Письма, 56, 5.

53 Когда Алкивиад спрашивал Сократа... - Этот ответ Сократа приводит

Диоген Лаэрций, II, 36.

54 Секстий - см. прим. 224, с. 428. О том, что Секстий не употреблял в

пищу мяса, Сенека сообщает в письме 108.

55 Аттал - философ-стоик, у которого обучался Сенека, часто

вспоминающий его в своих письмах. О том, что Аттал советовал спать на

жестком ложе, Сенека сообщает в письме 108.

56 ...она не приложит примочки, пока не заглянет в... гороскоп. -

Ювенал, VI, 577-579.

57 ...по словам Филопемена... - Плутарх. Жизнеописание Филопемена, 3.

Филопемен (ок. 252-183 гг. до н. э.) - греческий полководец.

58 ...так исцелился Цезарь от падучей... и не поддавался ей. - Плутарх.

Жизнеописание Цезаря, 17.

59 Человек... животное чистое... - Сенека. Письма, 92, 12.

60 Стоит ли жизнь такой цены? - Чьи это слова, не установлено.

61 Нас заставляют отучить душу от привычных вещей... - Максимиан, или

Псевдо-Галл, I, 155-156 и I, 247-248.

62 Когда порхающий... Купидон блистал возле меня... - Катулл, XVIII,

133-134.

63 И сражался не бесславно. - Гораций. Оды, III, 26, 2.

64 Помню, что счет у меня едва доходил до шести. - Овидий. Любовные

песни, III, 7, 26. Монтень несколько изменил слова Овидия.

65 Квартилла - персонаж из "Сатирикона" Петрония.

66 Вот почему я стал похотлив... - Марциал, XI, 27, 7.

67 Защити меня, господи... - Монтень приводит здесь испанскую

поговорку, встречающуюся в различных вариантах у многих народов Европы.

68 Фернель, Жан (1497-1558) - знаменитый французский врач, автор

большого количества трудов, прозванный современниками "Галеном нового

времени"; Скалигер, Юлий Цезарь (1484-1558) - прославленный французский

эрудит, автор трудов по филологии и медицине.

67 в одной греческой школе кто-то говорил очень громко... - Об этом

рассказывает Плутарх: О велеречивости, 21.

70 Есть некий голос, который хорошо доходит до слушателей... -

Квинтилиан. Обучение оратора, XI, 3.

71 Я согласен с Крантором... - Платон. Тимей, 89 b-c. Крантор - см.

прим. 200, гл. XII, том II.

72 Возмущайся, если несправедливость совершена только по отношению к

тебе одному. - Сенека. Письма, 91, 15.

73 ...Что ты тщетно предаешься ребяческим мечтам? - Овидий.  Скорбные

песни, III, 8, 11.

74 Платон не считает... - Государство, III, 406 с.

75 ...в один прекрасный день... сооружение... развалится и... рухнет...

- Максимиан, или Псевдо-Галл, I, 171-174.

76 ...Ктесифонт... бил своего мула ногами... - Об этом рассказывает

Плутарх: Как надлежит сдерживать гнев, 8.

77 Незаслуженное страдание - особенно мучительно. - Овидий. Героиды. V,

8.

78 Когда с Сократа сняли оковы... - Об этом передает Платон в "Федоне",

60 b-c.

79 ...Цицерон, говоря о болезни старости... - Цицерон. О старости.

80 Злоупотребление сном Платон считает более пагубным, чем

злоупотребление вином. - Платон. Законы, VII, 807 e, 808 a-b.

81 Прекрасно, по-моему, умереть сражаясь. - Вергилий. Энеида, II, 317.

82 Жить... значит бороться. - Сенека. Письма, 96, 5.

83 Это тело больше не в силах... терпеть ливни. - Гораций. Оды, III,

10, 19-20.

84 Тревоги моей... души не подтачивают... моего тела. - Овидий.

Скорбные песни, III, 8, 25.

85 Кто удивится, увидев в Альпах зобатого. - Ювенал, XIII, 162.

Альпийские жители часто страдают так называемым эндемическим зобом; считают,

что это заболевание вызывается недостаточным количеством йода в питьевой

воде.

86 ...в сновидениях перед людьми проходит все то, чем они занимаются в

жизни... - Стихи из трагедии Аттика, процитированные Цицероном в его

трактате "О гадании": I, 22.

87 ...разум... должен извлекать из снов предвещание будущего. - Платон.

Тимей, 71 e.

88 ...примеры, приводимые Сократом, Ксенофонтом, Аристотелем... - Эти

свидетельства приводятся Цицероном: О гадании, I, 25.

89 ...атланты никогда не видят снов... - Источник Мои теня: Геродот,

IV, 184. Атланты - легендарный народ, живший, по мнению античных историков,

на севере Африки, в горах Атласа. По Диодору Сицилийскому, атланты достигли

высокого уровня цивилизации, но были побеждены и истреблены другим

легендарным народом - троглодитами.

90 ...Пифагор советовал принимать определенную пищу... - О советах

Пифагора по этому Поводу см.: Цицерон. О гадании, II, 58.

91 ...слуга Перикла ходил по... гребню крыши. - Об этом рассказывает

Диоген Лаэрций, IX, 82.

92 ...не согласен с мнением Фаворина... - Авл Геллий, XV, 8. Авл Геллий

говорит не о Фаворине, а о Фавонии. Монтень ошибочно приписывает Фаворину те

суждения, которые Фавонии, по Авлу Геллию, подвергал критике.

93 Это забавы пресытившейся богатством роскоши. - Сенека. Письма, 18,

7.

94 Если ты боишься отведать овощи, поданные в простой миске. - Гораций.

Послания, I, 5, 2. Монтень приспособил стих Горация к своему контексту.

95 Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого. -

Сенека. Письма, 123, 3.

96 Как по сердцу мне душевное благородство Хелониды... - См.: Плутарх.

Жизнеописание Агнса и Клеомена, 17.

97 Натуре моей более свойственно следовать примеру Фламинина... - См.:

Плутарх. Жизнеописание Фламинина, I.

98 ...примеру Пирра, унижавшегося перед сильными... - См.: Плутарх.

Жизнеописание Пирра, 3.

99 ...приходить к столу... позже других, как это делал Август... - Об

этом сообщает Светоний: Жизнеописание Августа, 74.

100 ...Солон... считает крайним пределом... семьдесят лет. - Об этом

сообщает Геродот: I. 32.

101 ??????? ?????? (Благодетельную умеренность). - Здесь Монтень, как

обычно, выражает свою приверженность к известному латинскому изречению

Sapienti sat... (мудрому довольно).

102 Все, что делается согласно природе, должно считать хорошим. -

Цицерон. О старости, 19.

103 ...смерть... к которой нас приводит старость, - наиболее легкая...

- Платон говорит об этом в "Тимее", 81 е.

104 Молодых лишает жизни насилие... - Цицерон. О старости, 19.

105 ...постничал, чтобы отучить свой вкус от изобилия яств... - Об этом

передает Сенека: Письма, 18, 9.

106 ...с... божком... раздувшимся от винных паров... - т. е. богини

разума Афины и Диониса - бога вина.

107 ...согласен с... Эпикуром... - Источник Монтеня: Сенека. Письма,

19, 10.

108 ...одобряю Хнлона... - См.: Плутарх. Пир семи мудрецов, 2.

109 ...пил всего три раза в день. - Об этом рассказывает Светоний:

Жизнеописание Августа, 77.

110 ...не желая нарушать правило Демокрита... - Это передает Плиний

Старший: Естественная история, XXVIII, 17. Впрочем, Плиний Страший говорит о

Деметрии, а не о Демокрите. Монтень позаимствовал свой пример у Эразма

Роттердамского (Афоризмы, II, 3, 1), который и допустил эту ошибку.

111 ...обычай разбавлять вино водой введен был Кранаем... - Об этом

рассказывает Атеней: II, 2. Кранай - легендарный афинский царь.

112 Прислужница... Хрисиппа говорила... что у него только ноги

хмелеют... - Об этом рассказано у Диогена Лаэрция: VII, 183.

113 из Диоген... дал... оплеуху... воспитателю. - См.: Плутарх. О том,

что добродетель можно преподать и ей можно научиться, 2.

114 В Риме были люди, обучавшие пристойно жевать... - Источник Монтеня:

Сенека. Письма, 15, 7.

115 Алкивиад... не допускал за столом даже музыки... - Источник

Монтеня: Платон. Протагор, 347 с-е.

116 Варрон считал... - Об этом рассказывает Авл Геллий: XIII, 11.

117 Ксеркс... был просто самодовольным хлыщом... - См.: Цицерон.

Тускуланские беседы, V, 7.

118 Если сосуд недостаточно чист, скиснет все, что бы ты в него ни

влил. - Гораций. Послания, I, 2, 54.

119 ...как показали весы Критолая. - О весах Критолая сообщает Цицерон:

Тускуланские беседы, V, 17. Критолай - греческий философ-перипатетик (II в.

до н. э.), считавший, что если положить на чаши весов духовные и телесные

радости, то духовные радости перевесят.

120 Философы киренской школы считают... - Источник Монтеня: Диоген

Лаэрций, И, 90.

121 ...как говорит Аристотель... - Никомахова этика, II, 7 и III, 11.

122 ...как бы их поддержали... только Марс, Паллада или Меркурий -

вместо Венеры, Цереры и Вакха. - Т. е. бог войны, богиня мудрости и бог

торговли, с одной стороны, и с другой - богиня любви, богиня плодородия и

бог вина и веселья.

123 Аристипп выступал лишь в защиту плоти... - Источник Монтеня:

Цицерон. Академические вопросы, II, 45.

124 ...Зенон считался только с душой... - Источник Монтеня: Цицерон.

Академические вопросы, II, 45.

125 ...Платон нашел некий средний путь... - Источник Монтеня: Августин.

О граде божием, VIII, 4.

126 ...предается трапезе и беседе... как Брут... - Об этом передает

Плутарх: Жизнеописание Брута, 14. Полибий (около 210-215 гг. до н. э.) -

греческий историк.

127 О храбрые мужи... отгоните заботы... - Гораций. Оды, I, 7, 30-33.

128 ...богословское и сорбоннское вино... превратились в пословицу... -

Эразм Роттердамский отмечает в своих "Афоризмах", что в Париже "богословским

вином" называли вино, отличавшееся своей крепостью.

129 у кого ученое сердце, у того и небо ученое. - Цицерон. О высшем

благе и высшем зле, II, 8. Монтень изменил текст Цицерона.

130 Эпаминонд не считал... -  Об этом сообщает Корнелий Непот:

Жизнеописание Эпаминонда, 2.

131 Среди стольких... деяний Сципиона Старшего. - Об этом говорят: Тит

Ливий, XXVI, 19; Авл Геллий, VI, 1; Валерий Максим, III, 7, 3.

132 ...он... собирает ракушки и играет в ромки... - Источник Монтеня:

Цицерон. Об ораторе, II, 6. Впрочем, Цицерон гороиит о Сципионе Эмилиане, а

не о Сципионе Старшем, так что тут ошибка Монтеня

133 ...посещает... школы Сицилии и просиживает на уроках философии. -

Источник Монтеня: Тит Ливии, XIX, 19. Тит Ливии, однако, говорит о Сципионе

Африканском, так что и здесь, как и в предыдущая случае, Монтень допустил

ошибку.

134 ...в старости находит время обучаться танцам... - Об этом передает

Ксенофонт: Пир, 2.

13& ...Сократ... простоял в экстазе целый день и целую ночь... - Об

этом рассказывает Платон: Пир, 220 d-е.

136 Первый... устремился... на помощь... Алквиаду... - Об этом

рассказывает Платон: Пир, 220 d. Это случилось в битве при Потидее (429 г.

до н. э,).

137 Первым... попытался он спасти Ферамена .. - Источник Монтеня:

Диодор Сицилийский, XIV, 5.

138 ...он поднял и спас Ксенофонта, сброшенною с коня... - Об этом

передает Диоген Лаэрций, II, 22.

139 ...превосходил всех своих товарищей терпением... - См.: Платон,

Пир, 220 Ь.

140 Евдокс, почитавший наслаждение высшим жизненным благом... -

Источник Монтеня: Диоген Лаэрций, VIII, 87; Евдокс (ок. 409-ок. 356 гг. до

н. э.) - греческий математик, астроном и географ, ученик Платона.

141 Как безмерная радость, так и безмерная скорбь в одинаковой мэре

заслуживают порицания. - Цицерон. Тускуланские беседы, IV, 31.

142 ...сила духа должна противостоять как страданию, так и.., прелести

наслаждения. - Платон. Федон, 64 d-65 d.

143 Это два источника... - Платон. Законы, I, 636 d-е.

144 Жизнь глупца неблагодарна, трепетна, целиком обращена в будущее. -

Сенека. Письма, 15, 9. Монтень незначительно изменил слова Сенеки.

145 Похожие на призраков, которые... витают после смерти людей... -

Вергилий. Энеида. X, 641-642.

146 ...Александр говорил, что цель трудов в том, чтобы трудиться... -

Об этом передает Ариан: Анабасис, V, 26.

147 ...ничего не сделано, если нужно... еще что-нибудь  сделать. -

Лукан, II, 657.

148 Мудрый усердно ищет естественного богатства. - Сенека. Письма, 119,

5.

149 Эпименид отбивал у себя охоту к еде... - Об этом сообщают: Плутарх.

Пир семи мудрецов, 14; Диоген Лаорций, I, 114. Эпименид - см. прим. 6, гл.

XLIV, том I.

15и Все, что согласно с природой, заслуживает уважения. - Цицерон. О

высшем благе и высшем зле, III, 6. Монтень скорее излагает, чем цитирует

Цицерона.

151 ...Сократ... ценит... плотское наслаждение, но предпочитает

духовное... - См. Платон. Государство, IX, 586 d-587 а.

152 Нужно проникнуть в природу вещей... - Цицерон. О высшем благе и

высшем зле, V, 16.

153 Кто... осуждает природу плоти... тот... и душу любит по-плотски...

- Августин. О граде божием, XIV, 5.

154 ...глупости свойственно вяло и против воли делать то, что следует

сделать... - Сенека. Письма, 74, 32. Монтень не вполне точно цитирует

Сенеку, приспособляя его слова к своему контексту.

155 Эзоп... увидел как-то.... - Плануд. Жизнеописание Эзопа.

156 Филота забавно уязвил его... - Источник Монтеня: Квинт Курций, VI,

9, 18. Филота - см. прим. 16, гл. V, том II.

157 Ты властвуешь, потому что ведешь себя, как подвластный богам. -

Гораций. Оды, III, 6, 5.

  158 Себя считаешь человеком ты... - Плутарх. Жизнеописание Помпея, 27.

Монтень приводит эти слова в стихотворном переводе Амио.

159 Дозволь, сын Латоны, мне... наслаждаться тем, что я приобрел... -

Гораций. Оды, I, 31, 17-20. Сын Латоны - т. е. Аполлон, бог солнца и

искусств.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.