Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Не верю!. Десятый – названый



Не верю!

Бежали годы. Епистиния Федоровна по-прежнему жила на окраине хутора. Ей выплачивали небольшую пенсию за потерю одного кормильца, Героя Советского Союза Александра. Она никогда не ходила по высоким кабинетам, ничего не просила для себя.

Николай с семьей перебрался в Тимашевск. Дочь Варя переехала в Ростов. Переселиться к детям Епистиния не решалась. Боялась, вдруг вернутся сыны, а дома никого нет. «Не верю, что все пропали, – упрямо твердила она. – Я уже старая, силы покидают, неужели умру и не увижу сыночков своих? Мне бы только посмотреть на них».

 

Экспозиция Жизнь и быт семьи Степановых

1 из 2

Николай решил, что каждый день рядом с бабушкой должны быть внуки. Ребятни в семье Степановых было много – из всех сыновей не были женаты только Александр-Мизинчик и Павел. Внуки и дали силы жить дальше.
Епистиния Федоровна умела находить общий язык с детьми, сама воспитала десятерых. Вместе сажали огород, собирали фрукты. Но в саду она не дала вырубить ни одного деревца – их сажали сыновья.

Во дворе под орехом стоял большой стол, под ним завтракали, обедали и ужинали. Часто приходили гости, соседи. Она одаривала каждого печенькой, или конфеткой: поминайте моих сыночков.

А осенью 1963 года ушел из жизни последний из них – так и не сумев оправиться от ран, скончался сын Николай.

Десятый – названый

Епистиния Федоровна была неграмотной – не умела ни читать, ни писать. Но мудрости этой деревенской женщины поражались многие. Когда к ней приходили люди, чтобы пожаловаться на свое горе, она всегда говорила: «Когда тебе тяжело, ты вспомни про мою судьбу, и тебе станет легче...»

Ей самой уйти от горьких мыслей помогали письма от совершенно незнакомых людей. А дело было так. О трагической судьбе Степановой рассказал один из журналистов. Заметка разлетелась по стране. Отклики пошли сотнями, тысячами.

 

16.09.2019 11:58

В Новороссийске на «Малой Земле» пройдет историческая реконструкция

 

Писали матери, солдаты, дети. Простые люди и большие военачальники. Все благодарили Епистинию Федоровну за то, что воспитала таких прекрасных сыновей. Маршал Советского Союза Гречко и генерал армии Епишев писали ей: «Девять сыновей вырастили и воспитали Вы, девять самых дорогих для Вас людей благословили на ратные подвиги во имя Советской Отчизны. Своими боевыми делами они приблизили день нашей Великой Победы над врагами, прославили свои имена. …Вас, мать солдатскую, называют воины своей матерью. Вам шлют они сыновнее тепло своих сердец, пред Вами, простой русской женщиной, преклоняют колени».

Но одно из писем особо тронуло сердце матери: «Дорогая Епистиния Федоровна, разрешите мне Ваших сыновей считать братьями, а Вас –мамой... Было у Вас девять сыновей, а теперь их станет еще больше. Владимир Лебеденко, солдат».

Молодого солдата Владимира Лебеденко она пригласила к себе. Он стал десятым, названым сыном Епистинии Федоровны. И до сих пор Владимир Лебеденко роднится с семьей Степановых, ее внуками и правнуками.

Однажды к Епистинии Степановой приехал режиссер из Москвы – снимать фильм о трагической судьбе казачки. Нужен был трогательный сюжет. Вместе поехали на могилу к Саше-Мизинчику. Это было единственное захоронение из всех восьми, которое смогла посетить мать. Она упала на колени перед памятником советскому солдату и закричала: «Сынок, Сашенька, дети мои, сыночки мои! Илюша, Вася, Коля, Федя, Павлуша, Филя, Ваня, Верочка, Саша-старшенький! Неужели нет вас больше, а я еще жива? Сколько еще нести мне это горе? Почему выпало мне такое?»

На 5-м Международном кинофестивале в Москве фильм получил серебряный приз. На фестивале в Монте-Карло завоевал главную награду – «Золотую нимфу».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.