Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Особенности планирования образовательного процесса в детском саду.



6.Особенности планирования образовательного процесса в детском саду.

Особенности планирования образовательного процесса в детском саду

u Направлено на целостное развитие ребенка как субъекта детской деятельности и поведения, что предполагает:

Ø Учет интересов детей и их планомерное развитие;

Ø Поддержание детской активности и самостоятельности;

Ø Ориентация на проявление и развитие творческих способностей детей;

Ø Предоставление ребенку возможности выбирать виды и способы деятельности, решать задачи детской деятельности в сотрудничестве с взрослыми и сверстниками.

Ø Строится с учетом закономерностей психического развития ребенка дошкольного возраста и концепции амплификации детского развития (А.В. Запорожец), ориентированной на максимальное использование детских видов деятельности для развития творческого воображения, наглядно-образного мышления и социальных чувств детей.

u Использование в планировании проектного подхода, соответствующего основным принципам построения образовательного процесса в детском саду:

ü целостности,

ü системности,

ü гуманизации,

ü учета ведущих социальных и витальных потребностей ребенка,

ü личностной ориентации образовательного процесса,

ü свободы выбора,

ü индивидуально-дифференцированной направленности разнотемпового продвижения дошкольников …

u Разумный минимум в выборе тематики, определении количества тем в течение месяца и сроков их реализации в образовательном процессе.

Например:

§ младшая группа – планируется примерно 8-10 небольших тем в месяц, продолжительность каждой из которых – от 1 до 3 дней;

§ средняя группа – изучается 7-8 тем в течение месяца продолжительностью от 2 до 4 дней;

§ старшая и подготовительная группы – 4-5 тем, одна из которых краткосрочная и изучается в течение 1-2 дней, остальные же изучеются в течение 4-12 дней.

§ Планирование должно быть направлено на объединение воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования детей дошкольного возраста, что и обеспечивается использованием проектного подхода к планированию.

u Планирование основано на комплексном подходе к реализации образовательных областей ФГОС ДОв соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей с учетом следующих принципов:

Ø комплементарности, т.е. взаимной дополняемости и соответствия элементов (например, экологического и художественного содержания);

Ø многоуровневости, т.е. учет разных уровней освоения детьми различного содержания в форме осуществления индивидуально-дифференцированного подхода;

Ø вариативности, т.е. создания гибкой методической модели, позволяющей комбинировать методы, формы, средства с учетом возникающих обстоятельств, событий, потребностей и т.п.

Комплексный подход к реализации образовательных областей ФГОС ДО раскрывается через комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса и соответствующее ему планирование (следующая тема).

Реализация комплексного подхода (интеграции) возможна на целевом и содержательном уровнях. Она закладывается в выборе календарно-тематических направлений, формулировке тематики конкретных образовательных ситуаций.

Проекты и образовательные ситуации могут быть направлены:

ü на целостное освоение явления, категории или объекта (например, «Что такое время?», «Соленое море», «История костюма»);

ü На изучение определенного ракурса указанного целого: его свойства или характеристики («Настроение природы», «Красота зимней природы»); функции или функционирования («Как приходит зима?», «Как это работает?»); способа действия («Как приготовить?, «Как построить?»).

u Выбор тем для планирования обусловлен рядом факторов:

Ø сезон и сезонные изменения в природе, которые влияют на выбор тем, связанных с жизнью и деятельностью людей, подбор произведений детской художественной и научно-познавательной литературы, произведений изобразительного и музыкального искусства;

Ø в соответствии с календарем праздничных и памятных дат текущего года и включает ежегодно отмечаемые праздники (Новый год…), а также юбилейные и памятные даты, характерные для этого года (например, юбилеи событий, рождения выдающихся людей…);

Ø необходимость ориентации дошкольников в окружающей действительности (знакомство с профессиями взрослых, родным городом, традициями людей и т.д.).

Ø Могут быть реализованы интересы детей конкретной группы, а в формулировку темы заложены познавательные и практические интересы (например, «В какие игрушки дети играли раньше?, «На чем люди раньше ездили?»…).

Вопросы для самопроверки:

1. Выпишите со словарей понятие «планирование»

2. Перечислите основные  функции планирования.

3. Перечислите принципы планирования образовательного процесса.

4. В чем состоит логика планирования? Для чего она нужна?

5. В чем состоит усложнение планирования?

6. Раскройте этапы освоения ребенком образовательного содержания в соответствии с квартальным планированием.

7. В чем состоят особенности планирования образовательного процесса в детском саду?

 

 

Список рекомендованной литературы:

1. Багаутдинова, С. Ф. Профиль Управление дошкольным образованием: учеб.-метод. комплекс : учебно-методическое пособие / С. Ф. Багаутдинова, Л. Н. Санникова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 138 с. — ISBN 978-5-9765-2211-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70313 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Корнилова, К. В. Основы прогностической деятельности в ДОУ : учебно-методическое пособие / К. В. Корнилова. — 2-е изд. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 50 с. — ISBN 978-5-9765-2274-9. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/72659 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Профессионально-педагогические основы подготовки студентов к решению актуальных задач управления дошкольным образование : монография / С. Ф. Багаутдинова, М. А. Волченко, К. В. Корнилова, Л. Н. Санникова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 198 с. — ISBN 978-5-9765-2209-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70310 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

Дополнительная литература:

1. Багаутдинова, С. Ф. Организация методической работы в дошкольном образовательном учреждении: учеб.-метод. комплекс : учебно-методическое пособие / С. Ф. Багаутдинова, К. В. Корнилова. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2015. — 74 с. — ISBN 978-5-9765-2210-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/70312 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Мильситова, С. В. Методика воспитания и обучения детей дошкольного возраста: : учебное пособие / С. В. Мильситова. — Кемерово : КемГУ, 2016. — 132 с. — ISBN 978-5-8353-2103-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99425 (дата обращения: 04.04.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.