|
|||
ББК 32.973 23 страницаЧТО ТАКОЕ ПРОЕКТОНИКА? На протяжении всей книги мы подчеркивали, что научной основой Впрочем, дело даже не в эргономике или каких-то частных недостатках психологии и когнитивной науки. Причина гораздо глубже и состоит в том, что современное человекознание (включая когнитивную науку, биологию, нейробиологию, психологию, эргономику, философию, антропологию, социологию, культурологию и т. д.) не располагает удовлетворительной теорией человека, человеческого мозга и интеллекта. Кроме того, в литературе все чаще звучит критика “психологических концепций, сложившихся в докомпьютерную эпоху”. Учитывая эти и другие соображения, автор пришел к выводу о необходимости разработки нового направления междисциплинарных исследований — проектоники. Само собой разумеется, что проектоника как законченная система знания пока еще не существует. Речь идет всего лишь о проекте будущей науки, точнее, о едва намеченном замысле. С учетом этих оговорок проектонику можно определить как теорию интенсификации человеческого интеллекта. Вероятно, в ее состав должна также войти прикладная теория проектирования систем “человек—диоинформация” (человек—знание), примеры которых показаны на рис. 139. Предлагаемую книгу можно рассматривать как самое предварительное изложение идей проектоники. Тезисы, изложенные в данной главе (после уточнения, доработки, развития и детализации) могли бы послужить ориентировочной основой для построения теоретической части проектоники. Многочисленные примеры, разбросанные на страницах книги, призваны подтвердить правильность и перспективность выдвигаемых теоретических положений. ПРОЕКТОНИКА И ИСКУССТВЕННЫЙ Укажем различия между проектоникой и искусственным интеллектом. Как известно, “человеческий мозг является обязательным объектом исследования в искусственном интеллекте” [12]. С какой целью искусственный интеллект занимается изучением мозга? Ответ очевиден: узнав секреты естественного интеллекта и мозга, их можно использовать для создания искусственных умных машин, т. е. “автоматизированных систем, выполняющих те же функции, что и творческая личность, во всяком случае, в их простейших проявлениях” [13]. Легко заметить, что уже сама постановка вопроса о целях искусственного интеллекта как научной теории содержит пробел. В самом деле, изучая человеческий мозг, эта теория даже не пытается использовать с таким трудом полученные ценнейшие сведения о мозге для повышения интеллектуальной производительности... самого человеческого мозга. Справедливости ради следует сказать, что наиболее дальновидные специалисты по искусственному интеллекту хорошо понимают нелепость такого положения, признавая, что “в действительности именно человек является основным объектом изучения” [12]. В частности, Жан-Луи Лорьер полагает, что со временем “программы искусственного интеллекта будут иметь самостоятельную ценность независимо от современных компьютеров” [12]. Но что значит самостоятельную ценность? Для каких полезных целей могут быть использованы программы искусственного интеллекта, если брать их “независимо от современных компьютеров”? Лорьер, как впрочем и другие специалисты по искусственному интеллекту, даже не пытается ответить на вопрос. Этот недостаток устраняет проектоника, которая ставит во главу В некотором смысле можно сказать, что искусственный интеллект и проектоника (предметом которой являются естественный интеллект и методы повышения его эффективности) — это два ствола одного дерева, растущие из общего корня. Обе теории черпают исходные данные из одного и того же источника, тщательно анализируя добытые наукой факты о работе человеческого мозга и интеллекта. Однако используют эти факты существенно по-разному. Искусственный интеллект хочет, чтобы поумнели машины, а проектоника — чтобы поумнел человек. Искусственный интеллект стремится улучшить представление и обработку знаний в компьютере, проектоника пытается поставить и решить ту же проблему по отношению к человеческому мозгу. Искусственный интеллект уподобляет машину человеку, пытаясь наделить ее “интеллектом”. Проектоника, наоборот, ради исследовательских целей уподобляет человека машине, желая понять законы и алгоритмы функционирования мозга как биокомпьютера и, самое главное, сделать эти алгоритмы более продуктивными. Само собой разумеется, что две теории не противоречат друг другу и являются взаимодополняющими. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТОНИКИ А теперь поднимем уровень обсуждения. Сверхзадача развиваемой теории состоит в том, чтобы прояснить вопрос: что нужно для эффективного и гармоничного управления деятельностью человека и жизнью общества? Ответ гласит: управление человеком и обществом всегда осуществляется через воздействие на мозг человека, поэтому для более эффективного управления нужны более эффективные знаки, знаковые системы и комплексы. На наш взгляд, почти все неприятности предыдущего этапа развития цивилизации объясняются тем, что процесс создания знаковой среды обитания (и, следовательно, процесс конструирования человеческого мозга) протекал стихийно, методом проб и ошибок, т. е. крайне неэффективно. Причина в том, что традиционная наука, являясь весьма удачным инструментом для проектирования предметной среды обитания людей, почти не имеет концептуальных средств для системного проектирования знаковой среды обитания. Теория проектирования высокоэффективных систем “человек—знание” представляет собой белое пятно на карте науки. Вследствие этого знаковое обеспечение современной цивилизации в значительной степени лишено научного обоснования. Отсюда вытекает, что традиционные методы управления развитием цивилизации следует признать устаревшими. Они не учитывают то фундаментальное влияние, которое знаки оказывают на человеческий мозг и человеческое поведение, что во многих случаях делает развитие событий непредсказуемым и опасным. Иными словами, традиционный путь не дает гарантий предсказуемого, гармоничного, успешного и В качестве первого шага можно взять уже имеющийся задел, созданный в рамках эргономики при проектировании средств отображения информации, т. е. перенести опыт, накопленный при создании систем “человек—техника”, применив его к проектированию систем “человек—знание”. Однако системы “человек—знание” отличаются качественным своеобразием, так что простой перенос идей невозможен. В особенности это касается знакового обеспечения сложных творческих задач, решаемых большими коллективами ученых, специалистов и программистов при разработке крупномасштабных технических и социальных проектов и технологий. В этом случае проблема приобретает качественно новый междисциплинарный характер, акцент переносится на проблему интенсификации интеллекта, которая требует принципиально новых подходов и методов. Таковы объективные предпосылки для выделения проектоники в самостоятельную область научных исследований. МИРОИНФОРМАЦИЯ И МИРОИНТЕЛЛЕКТ Каким образом можно повысить умственную продуктивность не только отдельного человека, но и всего человеческого общества? Тезис 42. Мироинформация (мировая диоинформация) — полный объем диоинформации, созданной всем человечеством, включая компьютерную диоинформацию, профессиональную и учебную литературу, книги и документацию. Суть в том, что мировая диоинформация Тезис 43. Мироинтеллект (мировой разум) — совокупный интеллект коллективного мозга всего человечества. Тезис 44. (Принцип детерминации мироинтеллекта). Среди многих факторов, влияющих на развитие и интенсификацию мироинтеллекта, мироинформация является главным, ключевым. Чтобы убедиться в этом, полезно задать вопрос: что произойдет, если диоинформация внезапно и навсегда исчезнет с лица нашей планеты? Ответ очевиден: погаснут экраны дисплеев, замрут принтеры и плоттеры, факсы, ксероксы и печатные станки. Исчезнет письменность, и люди навсегда разучатся читать и писать. Учреждения и банки, заводы и стройки — все остановится и канет в небытие. Цивилизация исчезнет. Это означает, что современная интеллектуальная жизнь и современный интеллект перестанут существовать. Из принципа детерминации мироинтеллекта вытекают важные следствия. Прежде всего отметим, что сегодня, как и тысячи лет назад, процесс когнитивного развития мироинформации не имеет научной основы и осуществляется стихийно, методом проб и ошибок, что серьезно тормозит развитие мироинтеллекта. Чтобы устранить недостаток и серьезно улучшить работу ума, необходимо рассматривать мироинформацию как: ! одно из важнейших понятий современной науки; ! самостоятельный объект научного исследования; ! объект управления, причем целью управления является улучшение (развитие и интенсификация) мироинтеллекта, достигаемое путем улучшения когнитивного качества (эргономизации) мироинформации. Решение этой проблемы является одной из перспективных задач проектоники. СТРАТЕГИЧЕСКАЯ Развитие идей проектоники создает условия и стимулы для осуществления крупномасштабной реформы интеллектуального труда “Стратегическая интеллектуальная инициатива”. Реформа должна быть комплексной и всеобщей, охватывая интеллектуальный труд в области науки, техники, образования, управления, экономики, политики, идеологии, Цель реформы — качественным образом улучшить мощь и могущество мироинтеллекта, резко увеличить его возможности, чтобы привести их в соответствие с принципиально новыми задачами немыслимой прежде сложности, которые встают сегодня перед мировой цивилизацией и требуют неотложного решения. Для предварительного обсуждения можно предложить программу реформы из 20 пунктов, имея в виду, что этот перечень заведомо не полон и должен быть скорректирован и расширен по результатам обсуждения и критики. 1. Развертывание фундаментальных и прикладных исследований для организации научного обеспечения реформы. Резкое расширение программы исследований человеческого интеллекта и мозга. Тщательно продуманная координация этих исследований с изучением системы “мозг—мироинтеллект—мироинформация”. 2. Формирование новой научной и учебной дисциплины, ориентированной на решение проблемы интенсификации интеллекта. 3. Формирование нового (когнитивного) мировоззрения в области интеллектуализации и информатизации общества. 4. Внесение соответствующих изменений в учебные программы системы образования, включая подготовку кадров государственной службы и международных организаций. 5. Подготовка специалистов и создание организационных структур, способных обеспечить практическую реализацию реформы интеллектуального труда и добиться существенного роста эффективности интеллекта на индивидуальном, локальном и глобальном уровнях. 6. Разработка нового поколения когнитивных информационных технологий, цель которых — максимизация продуктивности человеческого мозга. 7. Разработка когнитивных диоязыков, когнитивных компьютеров, программного обеспечения, сетей и средств телекоммуникации, обеспечивающих переход к массовому использованию когнитивной письменности в интересах улучшения интеллекта. 8. Создание нового полиграфического оборудования для выпуска когнитивных книг и периодических изданий, основанных на принципах когнитивной письменности для улучшения работы ума. 9. Разработка когнитивных компьютерных издательских систем, включая новое поколение когнитивных текстовых, графических и формульных редакторов для усиления социального интеллекта. 10. Переподготовка авторов книг и редакционно-издательских работников, обучение навыкам эргономизации и создания когнитивной научной, учебной и деловой литературы. 11. Использование когнитивных форм обучения в школах, лицеях, колледжах и университетах, выпуск когнитивных учебников и учебных пособий для интенсификации интеллекта. 12. Переподготовка персонала, в частности, специалистов по информатике, которые должны овладеть когнитивной культурой. 13. Эргономизация диодокументации на любые продукты и изделия, включая программное обеспечение. Создание новых (когнитивных) форм документации, обеспечивающих улучшение работы ума. 14. Изменение способов представления информации в науке, технике, образовании, управлении, на производстве и в других сферах профессиональной деятельности, использование когнитивных форм представления диоинформации для облегчения умственной работы. 15. Организация консультационных пунктов для ученых, специалистов, соискателей, работников образования, помогающих овладеть методами когнитивного представления научных проблем, научных работ, докладов, диссертаций, учебников и учебных пособий. 16. Внедрение когнитивной письменности в органах государственной власти: Администрации Президента, Правительстве, Государственной Думе, Совете Федерации, министерствах и ведомствах, региональных органах власти и управления. 17. Создание когнитивных зданий, кварталов, городов и территорий для интеллектуализации населения. 18. Переработка существующих национальных и международных стандартов, определяющих порядок производства и визуального представления любых форм научной, профессиональной, служебной и учебной диоинформации, включая компьютерную, книги и документацию; создание когнитивных стандартов. 19. Аттестация и сертификация когнитивного качества информационных товаров и услуг, в первую очередь диоязыков, информационных технологий, учебников, руководств и т. д. Организация международной системы когнитивной аттестации и сертификации. 20. Разработка и внедрение новых форм интеллектуальной деятельности в науке, технике, управлении, экономике, политике, экологии, других сферах деятельности, чтобы кардинально увеличить мощь и могущество человеческого интеллекта и тем самым обеспечить выживание человечества и устойчивое будущее цивилизации. * * * Интеллект, понимаемый как полная совокупность возможностей мозга, есть единственное средство, озаряющее человеческий путь во мраке мироздания. Это единственный инструмент, которым располагает человек, чтобы обезопасить себя от нежелательных последствий своей планетарной деятельности, единственное средство, способное спасти цивилизацию от нарастающего системного кризиса (экологического, демографического, энергетического и т. д.). Однако нынешний уровень мироинтеллекта слишком низок, слаб и недостаточен для решения задачи. Поэтому нужно кардинальным образом усилить его возможности. Другого пути просто нет. Отсюда вытекает лозунг стратегической интеллектуальной инициативы: “Устойчивое развитие и процветание цивилизации — через интенсификацию интеллекта!”
ДОРОГА В БУДУЩЕЕ (Вместо заключения) ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ТРУДНОСТИ Подведем окончательные итоги. В этой книге автор попытался показать, что нынешние методы интеллектуальной работы, используемые во всем мире, устарели и нуждаются в радикальном обновлении. Есть множество препятствий, тормозящих работу мозга. Если их убрать, скорость мышления значительно возрастет. Исходя из этого, поставлена амбициозная задача: улучшить человеческий интеллект, т. е. усовершенствовать интеллектуальную деятельность в науке, технике, бизнесе, образовании и т. д. Предлагаемая идея опирается на критерий Декарта, из которого вытекает важное следствие: чтобы улучшить работу ума, надо минимизировать интеллектуальные усилия, затрачиваемые на получение нужного результата. Человек прилагает интеллектуальные усилия, чтобы преодолеть интеллектуальные трудности. Отсюда вывод: чтобы минимизировать усилия, надо выявить трудности и по возможности их устранить. Говоря о трудностях, автор имеет в виду микроскопические интеллектуальные затруднения, такие, например, как нарушение правила главного маршрута (см. гл. 6). Каждая отдельная трудность сама по себе ничтожна и не приносит заметного вреда. Проблема в том, что их очень много. Суммируясь, они превращаются в бедствие. На нашей планете миллионы интеллектуальных работников и миллиарды учащихся. Все они испытывают множество интеллектуальных трудностей, часто неосознанных. Таким образом, трудности воздействуют на огромное число людей, затрагивая почти все человечество. В связи с этим мы рассматриваем интеллектуальные трудности как глобальную проблему, которая наносит людям громадный ущерб. Этот ущерб можно и нужно исключить или уменьшить. Но как это сделать? Общий ответ таков: необходимо тщательно и скрупулезно выявлять мельчайшие неудобства и препятствия, мешающие людям думать, и последовательно, шаг за шагом, их устранять. Это большая, кропотливая работа. Дело усугубляется тем, что существует вредная привычка игнорировать проблему интеллектуальных трудностей, рассматривать ее как недостойную внимания мелочь. Вот пример. Авторы трудных, “уму непостижимых” учебников не задумываются о том, сколько слез прольют читатели. Печальная правда такова: по отношению к читателям авторы учебной, научной и профессиональной литературы часто ведут себя как интеллектуальные террористы. Чтобы поправить дело, нужно в корне изменить принципы создания подобных книг. Нужно помочь авторам, вооружить их хорошим методом, позволяющим улучшить когнитивно-эргономические характеристики книг, чтобы они стали удобными для быстрого понимания, помогали читателю не разбазаривать, а экономить драгоценное время. ВЫЗОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ТЕРРОРИЗМА Термин интеллектуальные трудности плохо запоминается и производит впечатление чего-то мелкого. Он не способен зажечь сердца, вызвать эмоции и показать планетарный масштаб проблемы. Поэтому мы заменили его на яркое и броское название “интеллектуальный терроризм”. Интеллектуальный терроризм ослабляет умственный потенциал человечества, серьезно тормозит развитие цивилизации. Он уменьшает творческую продуктивность мозга, мешает использовать богатейшие ресурсы симультанного восприятия, обрекая интеллектуальных работников и учащихся на “частичную слепоту” (см. гл. 5). Он многократно увеличивает сложность интеллектуальных задач и резко замедляет их решение. В результате умственная работа, которую можно выполнить за месяцы, нередко затягивается на годы. Это прискорбное замедление касается почти всех видов интеллектуальной работы в науке, технике, образовании, управлении, государственной службе и т. д. БЕССИЛИЕ ИНТЕЛЛЕКТА У медали есть и другая сторона. В последнее время развитие цивилизации сталкивается с серьезными трудностями, глобальные проблемы обостряются. Попытки их решения не приводят к ощутимому успеху. Все отчетливее проявляет себя неспособность человеческого разума найти решение многих жгучих проблем современности. К числу последних относятся: непрерывные военные конфликты, огромные военные расходы, расползание ядерного оружия, преступность, перенаселенность, нищета, социальные взрывы, религиозный экстремизм, загрязнение среды, утоньшение озонового слоя, опасные процессы в биосфере, рост концентрации парниковых газов, глобальное потепление и возможное повышение уровня океана, исчерпание невозобновимых ресурсов, астероидная опасность и пр. Для решения названных проблем необходимы беспрецедентные усилия. Роль интеллекта в судьбах мира становится решающей — без целенаправленного вмешательства разума, разума всего человечества, решить этот клубок проблем за приемлемое время вряд ли удастся. Вместе с тем приходится констатировать, что нынешний интеллект человечества слишком слаб и явно недостаточен для решения столь сложных задач. В результате ситуация нередко выходит из-под контроля, вызывая серьезные негативные последствия локального или глобального характера. Цена ошибок, бездействия и слабости интеллекта стала недопустимо высокой. цЕЛЬ — ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ УЛУЧШЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА Можно предположить, что улучшение интеллекта может внести весомый вклад в решение глобальных проблем, преодоление системного кризиса цивилизации. С учетом этих и других соображений в книге выдвинута “Стратегическая интеллектуальная инициатива”, цель которой — существенное усиление человеческого интеллекта. Она позволит кардинально увеличить интеллектуальную мощь общества, ускорить решение многих жизненно важных проблем, которые сегодня не поддаются решению. Материалы и предложения, изложенные в книге, — результат 40-летних интенсивных исследований, которые показали, что человеческий интеллект действительно можно улучшить. Применяя описанные в книге и другие аналогичные методы на практике, автор многократно убеждался, что они работают, причем работают эффективно. Размышления об этом и привели к выводу о необходимости крупномасштабной реформы интеллектуального труда. К сожалению, сегодня проблема улучшения интеллекта находится в тени. Современное общество фактически игнорирует ее, не рассматривая вопрос об улучшении интеллекта в числе приоритетных. Еще вчера такое положение, вероятно, было оправданно, так как надежного метода улучшения интеллекта просто не было. Но ситуация изменилась — в этой книге удалось сделать важный шаг к его созданию. Опираясь на достижения многих ученых, автор разработал теорию эргономичных алгоритмов и на конкретных примерах показал, что такие алгоритмы действительно позволяют улучшить работу ума (см. гл. 6—18). Конечно, это всего лишь частный случай. Однако есть уверенность, что предлагаемый подход окажется эффективным и в других случаях. Например, в гл. 19 автор подверг критике когнитивно-эргономические основания математики и показал возможность ее эргономизации, т. е. улучшения работы ума при решении математических проблем и задач. Проблема улучшения интеллекта созрела для практического решения. Пришла пора поместить ее в центр внимания, привлечь к обсуждению не только ученых, но и общественность, а также политиков, так как успех крупномасштабных преобразований во многом зависит от общественного одобрения и политической воли. И последнее. Вести работу по улучшению интеллекта чрезвычайно трудно. Но трудность эта особого рода. Она связана с необходимостью болезненной ломки устаревших представлений, которые до сих пор владеют умами многих уважаемых ученых. Речь идет о серьезной переоценке ценностей, так как предлагаемый принцип эргономизации науки требует изменения взглядов на саму сущность науки, пересмотра критериев научности. Повторим сказанное в гл. 20: данная работа представляет собой осторожную и вместе с тем решительную попытку поставить под сомнение господствующие, повсеместно распространенные, но устаревшие стереотипы научного мышления и предложить альтернативный подход под названием “проектоника” (теория интенсификации интеллекта). Но главная цель книги лежит не в области теории, а в области практики. Нужно во много раз увеличить продуктивность человеческого ума в реальной жизни — в условиях каждодневной умственной работы в организациях, фирмах, офисах, научных центрах, учебных заведениях и т. д. Это можно и обязательно нужно сделать. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ТЕРРОРИЗМ: 1. Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта. М.: Мир, 1991. С. 6, 7. 2. Интеллектуальная культура специалиста. Новосибирск: Наука, 1988. 3. Междисциплинарный подход к исследованию научного творчества. М.: Наука, 1990. 4. Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека. М.: Мысль, 1989. 5. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Ж. Пиаже. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. 6. Венда В. Ф. Системы гибридного интеллекта: эволюция, психология, информатика. М.: Машиностроение, 1990. 7. Альтшулер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. 8. Скотт Д. Г. Сила ума. Описание пути к успеху в бизнесе. Киев: Век, 1991. 9. Клейн Ф. Лекции о развитии математики в XIX столетии: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1989. С. 424. 10. Психологические проблемы автоматизации научно-исследовательских работ. М.: Наука, 1987. С. 10. 11. Трофимов Ю. Л. Техническое творчество в САПР. (Психологические аспекты). Киев: Вища школа, 1989. С. 6. 12. Декарт Р. Избр. произв. М.: Госполитиздат, 1950. С. 80, 89. 13. Катасонов В. Н. Метафизическая математика XVII в. М.: Наука, 1993. С. 32. ГЛАВА 1 1. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. P. 81–120, 208–350. 2. Martin J. Recommended Diagrammed Standards for Analysts and Programmers. N. J.: Prentice Hall, Inc., 1985. 3. Martin J., McClure C. Action Diagramms: Clearly Structured Specifications, Programs and Procedures. Second Edition. N. J.: Prentice Hall, 1989. 4. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 399–439, 611–640. 5. Фаулер М., Скотт К. UML в кратком изложении. Применение стандартного языка объектного моделирования. М.: Мир, 1999. С. 146–158. 6. Nassi I., Schneiderman B. Flowchart Techniques for Structured Programming // ACM SIGPLAN Notices. 1973. Vol. 8. No 8. P. 12–26. 7. Belady L. A., Evangelisti C. J., Power L. R. GREENPRINT: a Graphic Representation of Structured Programs // IBM Syst. J. 1980. Vol. 19. No 4. P. 542–553. 8. Modern Software Engineering. Foundations and Current Perspectives. Edited by A. Ng. Peter, T. Yeh Raymond. N.-Y.: Van Nostrand Reinhold, 1990. 9. Паронджанов В. Д. Перспективы информационных технологий и повышение продуктивности интеллектуального труда // НТИ. Сер. 1. 1993. № 5. 10. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 11. Симонов П. В. Предисловие // Д. Норман. Память и научение. М.: Мир, 1985. С. 5. Глава 3 1. Сергеев Б. Ф. Ступени эволюции интеллекта. Л.: Наука, 1986. С. 189. 2. Зенкин А. А. Когнитивная компьютерная графика и научное творчество // Будущее искусственного интеллекта. М.: Наука, 1991. С. 274. 3. Кукушкин В. Д., Неволин И. Ф., Бушуев В. С. Организация умственного труда. Ч. 1. М.: МИСИС, 1976. С. 60. 4. Кибернетика и логика. Математико-логические аспекты становления идей кибернетики и развития вычислительной техники. М.: Наука, 1978. С. 192, 207, 208. 5. Martin J., McClure C. Diagramming Technique for Analysts and Programmers. Prentice Hall, 1985. P. 1–3. 6. Паронджанов В. Д. Знаковая революция как движущая сила НТР // Теоретические вопросы истории техники и научно-технического прогресса. М.: Наука, 1994. 7. Кибернетика и вычислительная техника. Вып. 1. М.: Наука, 1985. С. 207. 8. Громов Г. Р. Очерки информационной технологии. М.: Инфоарт, 1993. С. 143–158, 265–299. 9. Программные средства вычислительной техники. Толковый терминологический словарь-справочник. М.: Изд-во стандартов, 1990. С. 21. 10. Краткий экономический словарь. М.: Политиздат, 1987. С. 331. 11. Научно-технический прогресс. Словарь. М.: Политиздат, 1987. С. 293, 349. 12. Толковый словарь по искусственному интеллекту. М.: Радио и связь, 1992. С. 36. 13. Джорджеф М. П., Лэнски Э. Л. Процедурные знания // ТИИЭР. 1986. Т. 74. № 10. С. 101. 14. Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. Москва—Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии госслужбы, 1996. 15. Социальные технологии: Толковый словарь: Центр социальных технологий. Москва—Белгород: Луч, 1995. 16. Martin J. Rapid Application Development. N.-Y.: Macmillan Publishing Co., 1991. P. 2–6, 36–40.
|
|||
|