|
|||
В.М. Бехтерев 51 страница440- нимая интроспективное определение сознания как единственно возможное, как «нечто непреложное, как нечто, что можно либо взять, либо отвергнуть, но не изменить» |4, он выбирает единственно в этих обстоятельствах возможное решение — отказ от изучения психики, сознания вообще и обращение к исследованию поведения. . ■;.!;;,. , J3 целом в творчестве В. М. Бехтерева четко отразилось то кризисное состояние, которое переживала психологическая наука (как отечественная, так. и девровдд в конце XIX — начале XX столетия). Оно выражалось в отсутствии з этот период разработанной научной методологии психология, которая бы позволила глубоко рассмотреть исходные гноееолодические и онтологические характеристики психической реальности и правильно, определить на этой основе предмет психологии. Создавая новую, объективную парадигму как альтернативу субъективно-идеалистическим течением психология, Бехтерев мог реально опереться лишь на стихийно-материалистические представления, вытекающие из всей логики развитая естественнонаучных взглядов . ученого. Они же, открывая возможности для материалистического объяснения психической, реальности, ее обусловленности природными основаниями, не обеспечивали понимания психики в ее собственном бытии, предметно-смысловом содержании как отраженной реальности, образа объективного мира. Поэтому человек оставался в понимании Бехтерева лишь природным существом; характер его Отношение е миром, с социальной действительностью сводился к нассив-ноц# .реагированию на воздействия, идущие извне. Его человек не рассматривался .лак субъект, созидающий и преобразующий мир* утверждающий в нем свое «Я* * * сознание не выступало в своей основной функции предметного отражения мира и регуляции жизнедеятельности общественного индивида в его взаимодействии с объективной действительностью. Утверждение идеи субъектности, внесение ее в методологию психологической науки как одного из центральных положений последней осуществилось позже в советской психологии на основе творческого освоения идей диалектики, ленинской теории отражения. 6 результате на первый план выдвигалось понимание человека как субъекта познания и деятельности,, что явилось основанием для вывода о единстве сознания, и деятельности как методологическом принципе. Однако ассимиляция этих положений происходила на.более поздних этапах развития советской психологии, и именно отсутствие разработанной общефилософской методологической базы развития психологии в начале XX в. (т. е. в то время, когда Бехтерев ставил и решал задачи, создания новой психологии) стало причиной тех исторически неизбежных в этих условиях ошибок, которые характеризовали все направления поведенческой психологии. ..,...- . ,.т ,; . / Но эти ошибочные подходы к исследованию психики пе означают огульного отрицания всего, что было получено в области рефлексологии и прежде всего глубоко обоснованной идеи объективного исследования психики, а также получивших дальнейшее развитие положений, касающихся комплексного системного изучения человека. . Бехтерев считал, что психология — это наука о психической жизни вообще в широком смысле этого слова, а пе только о ее сознательных проявлениях. Поэтому она должна, по его мнению, включать в свой состав такие области, кал общая психология, индивидуальная и национальная психология, зоопсихология, общественная психология, патопсихология, военная психология, генетическая психология, история психологии. Рефлексология в его понимании выступала именно как система научных дис- м Рубинштейн С, Лщ Проблемы общей психологии. М.> 1973. С. 88. циплин, тесно связанная с другими областями науки — естествознанием и обществознаиием. Бехтереву удалось не только очертить контуры науки о психической жизни, но и внести весомый вклад в развитие разных ее отделов* Он был первым отечественным психологом, поставившим вопрос о создании общественной психологии — науки, изучающей закономерности поведения «собирательной личности*, границы которой, по его мнению, могут расширяться «до целых городов и стран» и включать все цивилизованное человечество, «живущее общечеловеческими идеалами* JS, Впервые в отечественной науке им было дано определение предмета общественной психологии, очерчен круг ее задач, разработаны оригинальные методы изучения социально-психологических процессов (в частности, группового взаимодействия). Бехтеров сам непосредственно провел серию экспериментов по изучению особенностей динамики разных психических процессов в условиях индивидуальной и групповой деятельности. Представляют интерес предложенные ученым подходы к анализу коллектива, механизмов группового влияния, специфики неорганизованных групп и массовидных явлений и ряд других его положений, не только не утративших своей актуальности и фактологической ценности, но и остающихся поныне едва ли не единственными попытками решения практически значимых проблем. С именем Бехтерева связано становление отечественной психологии труда. Ему принадлежат конструктивные идеи в этой области, в частности критика положения о приспособлении человека к машине, утверждение необходимости комплексного изучения человека в труде с учетом всех компонентов трудовой деятельности. Под непосредственным руководством Бехтерева развивается генетическая психология, центром которой становится Педологический институт, созданный в 1922 г. и ставящий задачу всестороннего систематического изучения ребенка посредством регистрации всех его реакций, возникающих под влиянием внешних и внутренних стимулов, В институте был собран богатый материал об особенностях психического развития ребенка, разработаны и использовались разнообразные методы его объективного изучения. Здесь, в частности, были сделаны первые в нашей стране попытки проведения многолетнего (планировалось от полумесячного и до 21-летнего возраста) лонгнтюдного исследования. Ученик Бехтерева А. Ф, Л азу рек ий заложил основы отечественной психологии индивидуальных различий, начав экспериментальное изучение личности на основе разработанного им метода естественного психологического эксперимента. Им была разработана теория классификации характеров, впервые личность исследована в условиях ее реальной деятельности и тем самым заложены основы, еще одного важного принципа советской психологии, В организационном плане рефлексологический период характеризуется попыткой Бехтерева реально организационно воплотить идею комплексности в форме создания Психоневрологического института, а затем — Института мозга и психической деятельности. В этих научных центрах были представлены практически все направления, исследующие психическую жизнь на разных уровнях ее организации. Так, в составе Института мозга работали следующие лаборатории: нормальной и патологической анатомии и гистологии мозга; биохимии и химии мозга; биолого-бактериологических исследований нервной системы; индивидуальной 16 Бехтерев В. М. Предмет н задачи общественной психологии // Вестн. знания. 1911. •№ 2. С, & рефлексологии; коллективной рефлексологии и характерологии социальных групп; экспериментальной психологии; экспериментальной педагогики; школьной и умственной гигиены; детской психологии; психотерапии; внутренней секреции, евгеники и вырождения. Являясь мозговым центром, институт был связан с другими учреждениями, входящими в Психоневрологическую академию и возглавляемыми В. М. Бехтеревым: Па-тол ого-рефлексологический институт с психоневрологическим и наркологическим отделениями и детской психиатрической клиникой при нем; Детский обследовательский институт по изучению трудных и одаренных детей; Центральная вспомогательная школа для дефективных детей; Институт морального воспитания для изучения форм моральной дефективности и антисоциальных проявлений в детском возрасте; Отофонетический институт, разрабатывающий методы развития и исправления недостатков слуха, голоса, речи; Центральный институт для глухонемых; Педологический институт. Уже этого перечня достаточно, чтобы с полным основанием утверждать, что Институт человека у нас реально существовал, и что накопленный в его стенах опыт организации комплексных системных исследований личности требует самого серьезного осмысления. Научная многогранность н разносторонность сочетались у Бехтерева с высочайшей научно-организационной и общественной активностью. Бехтерев был организатором ряда крупных научных учреждений и обществ, ответственным редактором многих журналов: «Неврологический вестник*, «Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии* Ф кВестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» и др. Последовательный борец за интересы людей, совершенствование человека и общества, вобраплий в себя лучшие черты передовой русской интеллигенции, Бехтерев решительно принял идеи революцииt отдал все свои силы созданию молодой советской науки, обеспечению ее успешного развития и международного признания. Широко известны его призывы к русским ученым поддержать народную власть, его деятельность на посту депутата Ленсовета, его титаническая работа по оздоровлению и духовному совершенствованию русского общества. Отвергая понятие души в своей концепции, Бехтерев всегда апеллировал к ней на практике, сам являлся образцом высочайшей духовности. В статье Бессмертие с точки зрения науки* В, М. Бехтерев писал, что личности, которые «борются за общее благо человечества, которые руководствуются идеями права и гуманности, должны быть признаны настоящими творцами духовной общечеловеческой культуры и... имеют права и на вечное признание человечества, „ в смысле тех посевов, которые взрастут и останутся навсегда регулятором их творческой деятельности в духовной общечеловеческой культуре..,» !6. Эти слова ученого имеют самое непосредственное отношение к нему самому, его вкладу в развитие нашей науки и духовной культуры. р р г При подготовке книги для облегчения понимания современным читателем текста оригинала проведена необходимая орфографическая, а в отдельных случаях — стилистическая иранка в соответствии с нормами современного литературного языка, не изменяющая смысла идей и положений авторского текста. В переиздание не включено шесть рисунков из первого издания книги В. М> Бехтерева, которые имеют исключительно иллюстративный характер и не несут самостоятельной смысловой нагрузки. При подготовке к переизданию проведена значительная работа по уточнению библиог- Бехтерев В. М. Бессмертие с точки зрения науки// Вести, знания. 1896. С. 24. рафическогб аппарата книги; все дополнения и изменении в; описании библиографических ссылок в соответствии с существующими требованиями внесены в подстрочник оригинала, В ряде случаев, когда дополнительная проверка библиографии не могла быть проведена (в силу отсутствия источников, их недоступности)т ссылки даны в том виде, в котором они приведены автором, что специально не оговаривается в тексте. По тексту работы сделаны также необходимые объяснительные примечания» Ответственные редакторы книги выражают благодарность за помощь в проведении библиографической, научно-технической работы по книге сотрудникам группы истории психологии Института психологии АН СССР М, А. Маныкнной, М. В. Муленковой, И. В» Павленко- | Б. Ф. Ломов! В. А. Кольцова, Е. И. Степанова КОММЕНТАРИИ И ПРИМЕЧАНИЯ Труд В. М. Бехтерева «Объективная психология» впервые вышел тремя выпусками в 1907—1912 п\ отдельным изданием, одновременно он был опубликован в журнале «Вести, психологии, кримин. антропологии и гипнотизма* в 1907—1910 гг. Переиздается впервые по тексту отдельного издания. Работа отражает важный переломный этап в развитии творческой деятельности В. М. Бехтерева. К этому времени уже окончательно определились новые научные ориентации ученого. Начинается его переход от экспериментального изучения психических явлений к построению нового учения — рефлексологии. В книге обосновывается объективный подход к изучению психики через анализ ее внешних проявлений в связи с обусловливающими ее раздражителями и деятельностью высших центров мозга, представлена широкая панорама развития психофизиологических знаний в русской и зарубежной психологии. ОБОСНОВАНИЕ ОБЪЕКТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ '• В, М. Бехтерев внес большой вклад в критику субъективно-идеалистических воззрений, господствовавших в мировой психологической науке в конце XIX — начале XX в„ в обоснован не н утверждение объективного подхода к исследованию психической деятельности. Само название создаваемого им нового направления психологии, первоначально определяемого как «объективная психология» (в более поздних работах — «рефлексология»), рассматривалось в качестве альтернативы субъективной психологии, а* Взгляды В. М, Бехтерева на сознание характеризовались определенной динамикой* проявляющейся в переходе от понимания сознания в качестве предмета психологического изучения в дорефлексологическдй период его творчества до полного его исключения иа сферы научного исследования в рефлексологическом учении. На ранних этапах научной деятельности, характеризуя сознание» Бехтерев, во-первыхt вводит его в класс психических явлений; во-вторых, определяет соанание как «субъективную окраску» или «субъен-тивное состояние», сопровождающее течение многих психических процессов» т. е- подчеркивает его принадлежность субъекту; в-третьих, в отличие от субъектнвно-ндеалнстнче-скнд направлений, исходящих иэ фее ом биологических представлений о сознании как о совокупности внутренних субъективных явлений, безотносительных к объекту! выводит сознание иа реальных актов жизнедеятельности человека, его взаимодействия с миром, вскрывает обусловленность сознания как характером воздействующих на человека раздражителей, так 9 физиологическими процессами в нервной системе, В советское психологии соанание понимается как высшая форма психического отражения, свойственная человеку, подчеркивается его общественно-исторический характер, а* В книге В* Джемса, на которую ссылается В* М< Бехтерев, автором криволапых слов является не Годл, в Георг Трумбул Ладд, психолог, философ, теолог. '♦Книга В. Джемса (lames, Psychology: The textbook of psychology, N, Y., 1900) была задана в русском переводе — восемью изданиями (в 1896, 1898, 1901 т 1902, 1905, 1911, 1916, 1922 п\). См.: Джемс В* Психология; Учебник психологии, 1-й над. СПб., 1896, С, 5. ** Бехтерев имеет в виду трактовку предмета психолога и в субъективно-идеалистических течениях, считавших своей главной задачей научение * непосредственного опша», внутреннего мира» субъекта вне его связи с материальной действительностью, 6* Согласно представлениям В, Вундта н его последователей, специально самонаблюдение («аналитическая интроспекция*) рассматривалось в качестве основного и единственного научного метода в психологии, направленного еа непосредственное познан не субъектом своего внутреннего мира* Советская психология, отвергая трактовку самонаблюдения как основного и самостоятельного метода исследования психики, в то же время оценивает его как способ сбора эмпирических данных, касающихся пережевавши исследуемого субъекта, которые могут быть использованы ара соответствующей научной обработке а интерпретации при изучения и объяснении психических феноменов в совокупности с другими методами. т* С именем В. М. Бехтерева связано материалистическое понимание бессознательных явлений психики. Бессознательное, по Бехтереву, это те впечатления, которые либо не достигли «сознательной сферы*т оставаясь за порогом сознания, либо находятся в его «темном поле», т, е. являются не осознаваемыми субъектом. Бехтерев отводил бессознательной сфере большую роль, связывай с нею процессы творчества, хранения в памяти значительных запасов информации., узн&ванпя и т. д.; подчеркивал связь и взаимовлияние сознания и бессознательной сферы психики; рассматривал бессознательное в ковтексте разработки проблем внушения, гипноза. 8* Книга Т. Цигена (Ziehen Т. Leitfaden der physiologischen Psychologic) вышла в русском переводе под нааааинен «Физиологическая психология» тремя изданиями. Бехтерев ссылается на 2-е издание книги (Перевод с нем. Mh Милославского* СПб., 1896). В предисловии к этому изданию книги Цнген указывает* что она явилась результатом чтения лекций по физиологической психологии в Йенскон университете. Т. Цнген подчеркивает, что его. научная традиция отличается от «преобладающей в Германии» доктрины В, Вундта, согласно которой любой «труднообъяснимый психический процесс» обусловливается апперцепцией. В качестве основной своей задачи автор стремился показать, что все психические явления имеют психофизиологическое объяснение, т. е+ связаны с параллельно существующими с ними материальными физиологическими процессами. 4* Там же* С* 5* {В цитате у Цигеиа выделены слова «все», «сознание», «только*, «постольку* , «поскольку*.) 10* Там же. С 6+ 11 * Книга А. П. Нечаева «Очерк психологии для воспитателей я учителей» вышла в 2 частях (Ч- I. Процессы умствен ной жизни; Ч+ IL Процессы чувства и волн) в пяти изданиях. В. М, Бехтерев ссылается на второе издание ч. I книги (СПб., 1504), В цитате у Нечаева выделены слова «бессознательной душевной» и «бессознательной». 1Й* В советской психологии метод аналогии рассматривается как одни из приемов изучения развития психики в фнло- и онтогенезе. Он позволяет осуществлять перенос знаний об одном объекте на другой. Полученные на основе метода аналогий данные носят вероятностный характер и используются для построения гипотез, требующих дальнейшего уточнения и проверки. Принцип построения исследований по аналогии лежит в основе методов моделирования, широко используемых в настоящее время в современной психологии. 13* Книга IIL Рише (Richet) «Esaai de psychologic general» вышла в русском переводе («Опыт общей психологии») в трех изданиях в 1889, 1895 и 1903 гг. "Бехтерев ссылается на 1-е издание книги (М.т 1889 г., перевод с французского, редакция, примечания и предисловие П. Е. Астафьева). и* Там же+ С, 8. IS* У 8, Джемса {5-е изд. СПб.т 1905. С. 1) данная цитата дается в следующем виде: «В предлагаемом сочинении психологию должно налагать как естественную науку».» (далее по тексту), |6* Под организмом Бехтерев понимал природное начало, целостное биологическое освова-ние жизнедеятельности человекат рассматривал его как один из основных факторов и условий психической деятельности. Тем самым он развивал антропологический подход в психологии. При изучении физической природы человека Бехтерев, являясь последовательным сторонником эволюционной теории, использовал методы сравнительного анализа разных уровней в биологическом развитии живой материи, |7* Включение внешних реакций на те или иные воздействия и физиологических проявлений в сферу психологического исследования целесообразно постольку, поскольку это позволяет раскрыть материальные основы психических явлении и служит средством их объективного изучения. Вместе с теы отрыв внешних форн проявления психики от ее собственно субъективного содержания, превращен не их изучения в самоцель, по сути, означает подмену самого предмета психологин и переход на физиологическую точку зрения. Указанная трансформация научных взглядов была характерна для творчества Бехтерева. '** Введение понятий «описательная» и «объяснительная психология* связано с именем В. Дильтея (Dilthey)t выступившего с проектом создания наряду с психологией, ориентированной на науки о природе («объяснительной») другого направления — «описательной психологии*. Новое направление, цо его мнению, должно изучать нераздельные, внутренне связанные психические структуры, положив в основу своего развития в отлил не от эле иен тар истек иго подхода ндею целостности. Сознание рассматривалось Днльтеем как результат культурно-исторического развития, внутреннего духовного начала, которое по Сути Своей не изучаемо* а постигаемо. «Природу ми объясняем, душевную жизнь мы постигаем*,— писал он в 4 Описательной психологии а (М>, 1924. С+ SO). '** В докладе Т. Лнппса (Lipps) подчерк и вается, что психофизиолог должен как наблюдать и описывать душевные явл&ння, так и вскрывать их причинные связиt т. е. использовать методы как описательной, так и объяснительной психологии. Именно это положение доклада Липпса, отражающее роль психофизиологии в познании закономерностей психической деятельности, специально выделяется В. М. Бехтеревым. 20* В настоящее время общая психология, изучающая единые; закономерности психических явлений, рассматривается как сердцевина системы психологических дисциплин. Психика человеке детерминирована как социально, так и биологически. Поэтому определение общей психологии как *биопсихологии+ отражает биологнэаторскую ориентацию Бехтерева в понимании природы психического. 2|* В. М. Бехтерев стоял у истоков отечественной патопсихологии. Ему принадлежало определение предмета и задач патопсихологии как одной из отраслей объективной психологии, направленное на научение «ненормальных проявлений в, «отклонений и видоизменений* психической сферы, Патопсихнческие явления развиваются, по мнению Бехтерева, по тем же законам и на основе тех же механизмов, которыми определяется нормальное течение психических процессов, поэтому их изучение призвано полнее к глубже понять общие закономерности психической деятельности. В предисловии к книге Г. Штер-рннга «Патопсихология в применении к психологии* (СПб., 1003. С, 1) он писал: «... благодаря более выпуклой картине патологических проявлений душевной деятельности, нередко соотношения между отдельными составными элементами сложных психических процессов выступаеот много ярче и рельефнее„ нежели в нормальном состоянии», *2* Подтверждением внимания, которое В. М. Бехтерев уделял изучению отклоняющегося поведения личности правонарушителя на основе методов объективной психологии, служит тот факт, что в созданном им Психоневрологическом институте был организован специальный криминологический отдел, Бехтерев подчеркивал необходимость всестороннего научения личности преступника — его геЕЕеалогнн, воспитания, а также той среды, в которой он жил и развивался. Для него характерно преувеличение роли соматнкн и наследственности в объяснении причин противоправного поведения. Подробно об этом см,: Бехтерев В. М. О& экспериментальном психологическом исследовании преступников // Обозр. психиатр,, неврол. и экслер. психол. 1902. ,№ 8. С. 568—670; Он э*е. Объектив но-психологический метод в применении к изучению преступности. СПб,. 1912* и др. аз* Согласно сов ремегшому пониманию данной Бехтеревым характеристик и предметной области научной дисциплины речь идет не об исторической психологии, а об истории психологии, т, е. науке* изучающей становление и развитие психологического знания. В отличие от этого историческая психология — дисциплина, выделяющаяся fin стыке психологии и истории; ее задача — изучение обществен ио-исторн чес кой обусловленности развития психики и Сознаний, 24* Эксперимент в психологии — один из основных методов объективного исследования психики. Он предполагает моделирование изучаемых психических явлений, их целенаправленное воспроизведение в специально созданных для этого условиях и позволяет посредством многократного варьирования независимых переменных точно измерять зависимые экспериментальные переменные. Эксперимент может проводиться как в лабораторных, так и в естественных условиях, as* Данное утверждение В. М- Бехтерева является чрезвычайно важным, так как оно подчеркивает место эксперимента в структуре психологической науки, неоправ данность выделения экспериментальной психологии в качестве отдельной научной дисциплины, определяет критерии процесса внутрннаучной дифференциации. Актуальность данного положения подтверждается тем* что и в настоящее время в некоторых случаях экспериментальная психология понимается как отдельна» психологическая дисциплина. 26* Эмпирическая, или наблюдательная, психология — понятие, возникшее в XVIII в. (введено X. Вольфом). Целью ее считалось наблюдение за конкретными психическими проявлениями, фактами душевной жизни, их описание и систематизация. В качестве главного метода психологического познания определялся индивидуальный опыт {внутренний и внешний). На основе эмпирической психологии происходило формирование как естественнонаучного, материалистического, так и идеалистического направлений психологии. 27• Согласно И. М. Сеченову психически* явления имеют начало и конец. «Начало их состоит для огромного большинства случаев всегда в более или менее легко определяемом влиянии и и вне ira так называемые чувствующие поверхности тела...» Конечным звеном полного психического (рефлекторного по своей природе) акта является движение: Сеченов И. М. Физиология нервной системы. СПб-, 1866. С. 3. Циген 1\ Укаа. соч+ С 17+ Там же, эо* Там же. 3t* В данном положении, во-первых, утверждается идея детерминированности психики внешним миром; во-вторых, пси кика определяется как реальный, объективный процесс; в-третьих, подчеркивается ее активная роль в жизнедеятельности организма. 3S* Теория психофизического параллелизма предателяет собой одну из попыток решения коренного гносеологического вопроса о связи психического и физического, психики и материи. Согласно ее положению психическое и физическое рассматриваются как два соответствующих, но не взаимодействующих друг с другом класса явлений* Дуалистнч-кая по своей природе данная теория не давала конструктивного понимания поставленного ею вопроса и порождала кнк механисткческо-материалнстнческке его решения, Отвергающие самостоятельность психик и * так и различного рода крайние идеалистические течения, утверждающие доминирование н преобладание психического компонента-Своеобразной попыткой ответить на этот вопрос и преодолеть указанную дуалистичность идей психофизического параллелизма явилось содержащееся в работах В. М. Бехтерева утверждение о существовании единого нервно-психического механизма. Подтверждением правильности высказанной Бехтеревым мысли является сравнение взглядов на эксперимент, его роль и функции в психологическом исследовании сторонников объективного подхода к изучению психики в русской психологии (И. М. Сеченой, В, Мч Бехтерев, Н. Н. Ланге н др.)* представителей эмпирического направления (Г. И. Челпанов и др.) и учены х-идеа л истов (М, М. Троицкий, А, И, Введенский, М. И. Владислав лев н др+)< Если в конце XIX в. вопрос стоял о том, быть или не быть эксперименту в психологии, то в начале XX в. он приобретает новое звучание — каким должен быть экспериментальный психологический метод. Поэтому постановка этого вопроса В. М. Бехтеревым имела принципиальный характер. Не соглашаясь с категоричным утверждением В* М. Бехтерева о недопустимости использования самонаблюдения и самоотчета испытуемых в психологической эксперименте, сошлемся на И. Н. Ланге (Психология экспериментальная // Энциклопедический словарь Бр* Гранат. С. 65i)t где психологический эксперимент определяется как «субъективно-объективный» по своему характеру* Оставаясь объективным в своих главных характеристиках (формы предъявлении воздействия, показатели и способы регистрации внешних проявлений психики), он включает субъективный компонент, Б нем* по словам Н. Н. Ланге, «личность исследуемая всегда должна давать (себе или нам) отчет о своих переживаниях, и лишь соотношение между этими субъективными переживаниями и объективними причинами и следствиями их составляет предмет исследования. Если же мы ограничимся только внешними проявлениями психических процессов или научением внешних воздействий над исследуемой личностью, то психологический эксперимент утрачивает свои смысл и обращается в простое физическое или физиологическое исследование. Таким образом, вполне объективной психологии, т\ е. такой, в которой игнорируются переживания исследуемого субъекта и показания его самонаблюдения, быть не может. Она обращается в таком случае в чисто объективную физиологию...» 35* Подробное описание этого опыта Л. Ауэрбаха см.: Циген 7\ Указ. соч. С. 11. 36* Там же+ 37* Т. Циген пишет: «...автоматические акты или реакции приближаются к сознательный или произвольным поступкам. Сходны эти автоматические движения с рефлексами в том, что они также лишены параллельных психических процессов*. И далее: «Рефлексы и автоматические движения, следовательно, не относятся к физиологической психологии. Они предстанлиют собою физиологические, а не психологические прототипы волевых поступков» (Там же, С. 15), 33* Эпнфеноменалнэм — отрицание реальности психики и ее влияния на материальные процессы, рассмотрение ее как простого их придатка, Эта идея присуща вульгарно-материалистический, механистический течениям психологии. На ранних этапах своей научной деятельности В. М. Бехтерев подчеркивал рольЪсихики в фило- и онтогенезе в развитии видов, в организации поведения человека. В рефлексологических его исследованиях все более укрепляется тенденция отрицания объективности психики и окончательного ее упразднения в сфере психологического анализа* *9* Книга В. М. Бехтерева «Психика и жизнь* выходила двумя изданиями (в 1902 и 1904 гг.) в России, была переведена на немецкий и французский языки. Бехтерев ссылается на 2-е издание книги, В работе развивается энергетический подход в психологии, обосновывается вывод о том, что энергия выступает конечной причиной, первоосновой как психических явлений, так и материальных процессов, С позиций философской теории энергетизма утверждается целесообразность замены понятия материи понятием энергии как более широким и поглощающим его» энергия рассматривается как «дематериализация* физических тел. На основе закона сохранения энергии прослеживается процесс перехода физической энергии & психическую, с этих позиции делается попытка определить место психики как эвена в едином потоке мировой энергии. 4{i* В образной форме Бехтерев подчеркивает особое место слова в общей знаковой системе
|
|||
|