|
|||
В.М. Бехтерев 52 страницачеловека, присущую ему функцию обобщенного отражения. 41 * Работа И. NL Сеченова «Рефлексы головного мозга* вышла впервые в приложении к журналу «Медицинский вестник» (1364, № 47, 48)t а затем отдельным изданием {СПб., 1366>* Впоследствии вошла вместе со статьей «Кому и как разрабатывать психологию* в книгу «Психологические этюды» (СПб., 1873), неоднократно переиздавалась в нашей стране. По словам Сеченова, целью его работы является попытка раскрыть физиологические основания психической деятельности. В книге последовательно разви- вается материалистическое учение о рефлекторном происхождении и сущности психики, ее обусловленности внешним миром» утверждаются идеи детерминизма, материалистического монизма, объективного подхода к психике. Указанные положения легли в основу развития отечественной психологической науки и способствовали распространению в этой области материалистических традиций. *** Цигеп Т. Указ. соч: С. 17й. 43* Так же. "• Так же. С, 176-177. AS>* Книга Габриэллн Тарда {Tarde G. Les lois de limitation: Etude sociologique. P., 1890) издана в русском переводе в 1892 г. (СПб., пер. с франц. Ф, Павленко), Б ней делается акцент на иррациональных компонентах взаимоотношений люден, Основой социального поведения определяется подражание, осуществляющееся в форме усвоения человеком чувств и мыслей других люден, *** В своей книге «Общие основы рефлексологии человека; Руководство к объективному изучению личности» (1-е изд. Пг., 1918; 2-е над. М,; Пг.т 1923; 3-е изд. Л.т 1926; 4-е изд. Л., 1928) В. М. Бехтерев указывает, что роль процесса сосредоточения состоит в направлении я согласовании работы всех органов организма, в его центрированности на раздражителе. А7* Соглашаясь с подчеркнутой в данном положении мыслью о важности моторного компонента в речеобразованнн, в то же время следует иметь в виду, что слово представляет собой сигнал особого рода, сигнал сигналов. Это есть всегда известное обобщение. Исходя из этого, оно не может быть рассмотрено рядололО/Кно с прочими двигательными реакциями человека- *** Плетизмограф — прибор, предложенный физиологом Фи к ом (Fick) для изучения сосудистых реакций организма. Прибор состоит из сосуда, наполненного жидкостью, соединенного с монометром и записывающим устройством, внутрь сосуда помещается конечность животного или человека в изолирующей перчатке. Изменения давления крови и лимфы в конечности отражаются в плетиамогрвмке. Различают механические, меха но-электрические, электрические и фотоэлектрические плетизмографы. А*+ Физиологические весы, или гндросфигиограф — прибор, изобретенный итальянским физиологом А. Моеео (Mosso), представляющий разновидность плетизмографа. Позволяет изучать процессы перемещения н скоплении крови в организме человека. 50* Мультипликатор — прибор* предназначенный для изучения кожно-гальванической реакции, регистрируемой с поверхности кожин Ь|* Труд Бехтерева «Основы учение о функциях мозга * вышел семью выпусками в 1903— 1907 гг. {вып, 1. СПб., 1903; лып. II. СПб., 1904; вып. [llt IV, V. СПб., 1906; вып. VI, VII. СПб., 1907). В йен Бехтерев на основе принципа единства строения и функций мозга всесторонне исследует роль коры головного мозга как материального субстрата психической деятельности человека и животного, развивает учение о локализации психических функций в определенных центрах мозга. В книге Н* Е- Введенского «Возбуждение, торможение и наркоа» разрабатывается учение о парабиозе, определяемом как общая реакция живой материи, Введенским впервые установлены н исследованы явления местного воабуждепия, прослежена нх эволюция в связи с динамикой процессов возбуждения и торможения. ■ Плодотворной нам представляется сама идея об интегрирующей и направляющей роли личностного Я в организации жизнедеятельности человеку В то же время следует иметь в виду, что использование и интерпретация Бехтеревым понятия «личность» не соответствует его современному смысловому содержанию. У Бехтерева, несмотря на то что он определял личность как биосоциальное образование, по сути, она сводится к изучению «индивидуального ядра невропсихикич, характерных для данного человека форм его реагирования на внешние раздражители, к * комплексу следов от внутренних раздражений *, В зтон проявляется бнологнзаторскии подход к пониманию сущности личности, недооценка ее социальной природы. В настоящее время в советской психологии понятия #ин-днвнд», «человек», * индивиду алыдость», «личность* дифференцируются. Подлинностью большинство ученых понимают социальную определенность человека как субъекта деятельности н общения + представите л л социальной общности, носителя сознания и самосознания, социальных свойств и характеристик. ОБЩАЯ ЧАСТЬ 14 Здесь и далее в данном контексте речь идет о раздражителях, под которыми понимаются стимулы, изменения в окружающем субъекта внешней мире или внутренней" среде организма» Воздействие их на воспринимающие органы — рецепторы, приводящее к возбуждению в последних нервного процесса, является основой возникновения ощущений s образов действительности. 2* Специализация .органов чувств, их приспособленность к рецепции особого вида раздражителей, а такзне способность к порождению специфических для них ощущений при ооэ- В. М, Бехтерев */д действии неадекватных раэдражителей — итог длительной эволюции, в ходе которой происходит их адаптация к воздействиям среды. а* Порог рвадражения, или порог возбудимости, представляет ту наименьшую интенсивность воздействующего и а орган чувств раздражителя, которая обусловливает возникновение ощущений. Минимальной интенсивностью раздражения определяется его низший абсолютный порог. Высший порог — максимальная интенсивность раздражения, порождающая ощущения данного качества. Пороги чувствительности — одно из наиболее давно возникших объективных понятий психологии, открывающих возможности для количественного измерения психических явлений. Вопрос о порогах, вскрывающий зависимость ощущений от силы и качества раздражителя, длительности его воздействия, а также физиологических свойств и состояния органов чувств,— основной вопрос психофизики, научные основы которой впервые были сформулированы в трудах Э* Г, Вебера (Weber) и 1\ Т* Фехнера (Fechner). ** Философско-психологическне нагляди Э. Маха <Mach), его субъективно-идеалистическое учение, сводящее мир к * опыту* субъект &t «комплексу ощущений*, стали предметом острой критики в философском труде В- И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм*. ** Тахистоскоп — прибор, изобретенный В. Вундтом (Wundt) для предъявлении испытуемым изображения воспринимаемого объекта, варьируемого по скорости следовании сигналов, их величине, четкости изображения и т. д., и применяемый в опытах по изучению зрительного восприятия. ** Этот вывод автора представляется заслуживающим внимания, ибо здесь ставится вопрос о механизмах настройки анализатора на воспринимающий стимул путей определен! ого расположения его относительно объекта восприятия и повышения чувствительности, осуществляющегося за счет механизма обратной связи. 7* Речь идет об изучении объема памяти, а* Об этом см. подробнее: Бехтерев В. М. Сознание и его границы, Казань, 1588, 9* Относительно проблемы психопатологических иллюзий и галлюцинаций, возникающих при поражении органов чувств, см.; Бехтерев В. М. О своеобразном психозе, развивающемся на почве хронического поражения обонятельного органа (парсмофрения) // Обозр. психиатр., неврол, и экспер. психол, 1900. *№ 2Ч С* 102—113; Он же. О галлюцинаторном психозе, развивающейся при поражении органа ел у* а //Там же* 1903, JV? 2. С+ 94 — 10G; Он же. Случай полной слепоты, сопровождаемый галлюцинациями зрения // Протоколы заседания Общества психиатров в СПб. СПб., 1885. С* 54—57 и др, |0* Эргограф А. Мое со (Mosso) — прибор для измерения и графической регистрации в экспериментальных условиях величины и мощности мускульной силы на основе завис и движений пальца руки, и* Учитывая полученные данные о влиянии музыки на психику, Бехтерев предлагал широко использовать позитивные возможности музы коте рал и и в воспитании, а также в лечении и профилактике нервных и психических расстройств. Об этом см.: Бехтерев В. М. Вопросы, связанные с лечебным и гигиеническим значением музыки // Обозр. психиатр., кеврол. и экспер. психол. 1916. № 1-3. С. 105—124; Он же. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства* М„ 1916* Речь идет о раздражительности как общем свойстве живых организмов отвечать теми или иными изменениями в своей структуре и функциях на внутренние и внешние воздействия. Идея о культурно-исторической детерминации развития психики человека в процессе его исторической жизнедеятельности в советской психологии получила всестороннее развитие, теоретическое и экспериментальное обоснование в цикле трудов Л* С, Выготского, его учеников и последователей. н* Об исследовании рефлексов сосредоточения, как рефлекторно-приспособнтельных актов, их роли в сочетательно-рефлекторной деятельности си.: Бехтерев В. М, О рефлексах сосредоточения // Вести, психологии , крнмин. антропологии и гипнотизма. 1911. Вып+ 3. , С- 1—44\ Он же. Роль сосредоточении как доминанты в процессах сочетательно-рефлекторной деятельности // Вопр, изучен, и воспнт. личности. 1927, Яг 1-2, G. 3—18 и др> |5* Речь идет об обонятельных ощущениях. '*• Имеются в виду вкусовые ощущения. |7* Речь идет о кинестетических ощущениях, или ощущениях движения тех или иных частей тела, возникающих на основе возбуждений» идущих от проприоцеиторов, расположенных в мышцах, связках, суставах, они играют важную роль в координации движений, выработке навыков. '** Закон специфических энергий впервые был сформулирован И. Мюллером (МгШег), немецким физиологом, выдвинувшим субъективно-идеалистическую концепцию, согласно которой ощущение определяется не природой раздражителя, л особенностями воспринимающего органа. Стимул рассматривается у него не как объектт отражающийся в ощущениях, обусловливающие ях предметно, а как чисто внешний толчок, приводящий к освобождению специфической энергии органов чувств. Таким образом, ощущение трактовал с ь как исключительно субъективное состояние сознания. Подобные же идеи об обусловленности психического образа специфической нервно-мышечной энергией развивал Ч. Белл, шотландский анатом и физиолог. "• В работах В. М+ Бехтерева экспериментально исследуется вопрос о локализации мышечных ощущения (см.: Бехтерев В- М. О локализации кожных {осязательных и болевых) ощущений и мышечного сознан в я на поверхности мозговых полушарий//Врач. 1883. JN- 30, С* 465—467), рассматривается природа мышечного чувства, «го роль й организации психических процессов. го* В указанном Бехтеревым журнале «Русская школа» за 1398 г, статья А. В. Владимирского отсутствует, ai* См.: Тард Г. Законы подражания. С, 121* зг* Там же. С. 143. **• Педологический институт был создан при Психоневрологическом институте для разработки проблей генетнческой рефлексологии, изучения развития рефлекторной деятельности ребенка. Была поставлена задача проведения длительного лонгитюдвого исследования человека начиная с младенческого и до 21-летнего возраста па основе методов объективной психологии (объективное наблюдение, эксперимент). В. М. Бехтерев непосредственно руководил институтом* являлся одним из вдохновителен проводившихся в нем исследований. Главной теоретической платформой института являлось утверждение, что воспитание сочетательных рефлексов — основа роста и развития личности. Сотрудниками института являлись С Д+ Владычко, И. В. Козлов, В, FL Оси нова, К, И+ Поварни и, Г. Б. Шумков и др+ 24* И. А. Сикорскнй — один из первых русских психологов, поставивший проблему психического развития ребенка и начавший экспериментальное психологическое научение детва. Им предложена оригинальная периодизация первых лет жизни ребенка» вскрыты особенности психического развития на разных возрастных этапах. См.: Сикорсхий И. Л, Душа ребенка с кратким очерком дальнейшей психической эволюции, Киев, 1889; Он же. Воспитание в возрасте первого детства, СПб+11884; Он же. Душа ребенка с краткий описанием души животных и души взрослого человека. Киев, 1909; Он же* Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном наложении. Киев, 1905. В книге Л. Бнне (Binet) «Умственное утомление* прослеживаются физиологические {сердечная деятельность* капиллярное кровообращение, давление кровит дыхание и т. д.) и психические влияния на умственную работу, расснатриЁйются методы ее изучения, ставится задача создания новой экспериментальной педагогики, 2fi* Сфигноиаиометр А, Моссо (Модоо) — прибор! предназначенный для регистрации давления крови в капиллярах пальцев и являющийся усовершенствованным вариантом прибора Марейя (Магеу). 37* В книге И. А. Сикорского «Опыт объектив ног обследования состояний чувст па {с кратким указанием на объективные признаки мысли и воли)» представлены результаты объективного изучения психических состояний. В качестве важного объективного показателя выделяется дыхание. Установлено, что существуют изменения дыхания* не зависящие от эмоциональных состоянии, отражающие состояние центров, влияющих на дыхание. Для каждой из изучаемых эмоций выявлена определенная характерная динамика дыхательных движение. Наблюдается их зависимость от психического здоровья человека. яв* В работе В. М. Бехтерева и В+ М+ Нарбута «Объективные признаки внушенных изменений чувствительности в гипнозе» (Обоар, психиатр.* неврол. и эдепер. пси юл, 1902. JSft 1* С. 12 —17; №2. С. 96—103) ставится задача поиска объективных проявлении гипнотического состояния. Исследуется влияние внушенной анестезии и гиперестезии на дыхание и пульс при раздражении током, причем указанные влияния прослеживаются до гипноза, в состоянии гипноза и после пего. Установлено, что в большинстве случаев глубокого гипноза дыхание замедляется, амплитуда дыхательных волн уменьшается, По поводу пульса определенных данных не установлено. В гипнозе под влиянием внушений чувствительность изменяется: при внушенной анестезии раздражение тойон почти не влияет на ритм дыхания и пульса, тогда как в нормальном состоянии в этой случае наблюдаются резкие колебания. Использование объективных проявлении состояния человека в условиях гипноза позволяет, по мнению авторов, различать подлинное гипнотическое состояние и его симуляцию. 2Э* Плетизмограф Л. Галлиона (Halion) н III ♦ Копте (Comte) представляет собой разновидность плетизмографа, прибора для изучения объема конечности — воздушный плетизмограф. Пневмограф — прибор для измерения глубины а частоты дыхательных движений, длительности отдельных его фаз. В казанской психофизиологической лаборатории был пневмограф, сконструированный В. М. Бехтеревым и позволяющий осуществлять запись дыхательных движений в течение значительного промежутка времени. 3l* Выступая на международном Зоологическом и Антропологическом конгрессе в Москве в 1892 г\т Бехтерев подробно описывает результаты первых экспериментальных исследований, выполненных сотрудниками лаборатория, н экспериментальное оборудование, которым располагала лаборатория. Данное выступление ученого1 не переведено на русский язык. Сфигмограф — прибор для регистрации пульсовых колебаний. 451 за* Хроноскоп Гиппй — прибор для лабораторного определения абсолюте он продолжительности времени реакции на те пли иные сигналы. Служит для измерен ни очень коротких промежутков времен и. 3** В работе Б, М. Бехтерева «О репродуктивной и сочетательной реакции в движениях* вскрываются особен я ости репродуктивных реакций, их механизм. Подчеркивается, что ритм работы какого-либо центра может сыграть роль условного стянула по отношению к другому центру, вовлёкйя его в деятельность в том нее ритме. Это является основой возникновения репродуктивной реакции. l15* Книга Т\ Рибо «Память в ее нормальном и болезненном состояниях» вышла в России, несколькими издан и Айв (1894,1900 гг. в т. д.). Рибо рассматривает память как биологическое явление* общую функцию нервной системы. Считает, что корни ее лежат в предшествовавших: процессах органической жизни. Психическая память согласно Рибо — высшая, наиболее сложная, но не единствен на я форма, памяти. Деется описание болезнен памяти, их классификация. Обосновывается закон обратного развития памяти при ее утрате; «Дегенерация прежде всего поражает то, что развилось позже всего» (С- 150). 36* Там же. Э7* Имеется в виду «автоматическим». 38* В работе Бехтерева «Физиология двигательной области мозговой кори» обобщаются результаты комплексного аьатоно-фнэнологического исследования двигательных областей мозговой коры, В ней на основе методов развития и раздражения коры определяется граница двигательной области кори н рассматривается ее физиологическое значение. Экспериментально обосновывается вывод о том, что чей выше тип животного и чеы сильнее раавиты у него двигательные центры коры, тем болей подчинены этим центрам и локомоторные движения. Вскрываются внутренние н внешние условия произвольных движений. Важным является вывод автора о том, что каждая область коры головного мозга несет одновременно и рецептивные и эффекторные функции. Объективное научение Бехтеревым нервно психической деятельности начиняется в 90-е годы. Важный шагом в развитии исследований в этом направленин явилась разработка в школе Бехтерева метода двигательных сочетательных рефлексов, В работе В. М. Бехтерева «Значение исследования двигательной сферы для объективного изучения нервно-психической сферы человека» дается оценка указанного метода в его сои оставлении с аналогичным методом слюнных условных рефлексов, используемым а исследованиях, выполняемых ъ шкоде Ц+ Л, Павлова, Обосновываются преимущества метода сочетательного двигательного рефлекса (отсутствие необходимости в оперативном вмешательстве в организм н патологических раздражений тканей, открывающиеся возможности для неоднократного возобновления раздражителя с необходимой экспериментатору частотой:; точность фиксации всех этапов развития наблюдаемого явления; устранение посторонних раздражителен н неучтенных влиянии, его а р иг од н ость для изучения мозговых центров, исследования нервно-психической деятельности человека). Бехтерев отмечает, что в вопросах, связанных с объективным изучением нервно-психической деятельности человека, двигательная сфера занимает, безусловно, первенствующее значение, твк как двигательные функции организма играют главную роль в установлении его отношений с миром. Рассматриваются ндоможностн сочетательно-двигательных рефлексов как в норме, так и в клинике при выяснении вопросов о симуляции слепоты л глухоты, анестезин, паралича* н т. д. Работа. В, М» Бехтерева «Задачи и метод объективен психологии» вышла отдельный изданием в 1909 г. (СПб.). В ней определяется предмет объективов психологии, Бехтерев указывает, что, признавав действительность психических процессов, новая научная дисциплина, отвлекаясь от субъективной стороны этих процессов, концентрирует свое внимание на изучении «внешних проявлений нервно-психической деятельности в соотношении с теми воздев став ям и, которые служат причиной их обнаружения. С этой целью она пользуется определенным объектывним методом исследования...» (G. 1—2), Полемизируя с противниками сохранения за данной дисциплиной названия «психология», Бехтерев отмечает, что наука, научающая «нервно-психические процессы с их объективной стороны, может по праву называться „объективной психологией11* (С. 10), "* Журнал «Природа и хозяйство» начал выходить в Петербурге только с 1903 г. СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ '* Имеется в виду работа: Циген Т. Физическая психология. СПб., 1896, С. 172. а* Там же, ** Там же, 4* В статье «Биологическое значение психики» (Вести, психологии, кримин, антропологии н гипнотизма. 1904+ Выд. 1. С. 1—12* Вып. 2. С. 33—39; Вып. 3. С. 114—124) В. М. Бехтерев отмечает, что по мере восхождения от низших типов животных к высшим усложняются формы активного проявления организма, психика получает все большее раавн- тие. а, соответственно, совершенствуется приспособительная деятельность живых существ. Высокой оценка роли психического компонента во вэаимодействии со средой на всех ступенях биологической эволюция побудила Бехтерева специально выдвинуть понятие «психический отбор*. В ходе естественного отбора, по его мнению, «происходит переживание особей психически более совершенных, что и должно быть понимаемо под названием психического отбора» (С. 37), Психическое приспособление включает не только адаптацию к окружающий условиям, но и их активное изменение, ** Труд Ч. Дарвина. (Ch. Darwin) + Происхождение видов* (1859) неоднократно издавался ив русском языке в разных переводах, Бехтерев, по-видимому, имеет в виду издание 1867—1868 гг. (пер. с англ. В. Ковалевского; под ред. И. М. Сеченова и А. Герда). В работе Дарвина обосновывается принцип биологического детерминизма в развитии живых организмов, единства организма и условий его существования. В. М, Бехтерев являлся горячим сторонником н последователей эволюционного учения Дарвина, его идеи приспособительных взаимоотношении организмов со средой как основы их эволюция* При этой он подчеркивал активную роль психики в биологической адаптации, в организации жизнедеятельности организмов, их связей с внешним миром, ** Работа Э* Брей а * Жизнь животных» {Brekm E. TierLeben) вышла на русском языке в нескольких изданиях. Наиболее известные из них перевод М. Че пи некой со 2-го немецкого издания и перевод под ред* С* М. Шреяславцевон (Одесса, 18Й4—1896). 7* В книге 6. Вагнера * Биологические основания сравни тельной психологии: (Бнопсихо-л огня)» обосновывается предметная область н задачи сравнительных исследований в психологии, определяется их значение в изучении психики человека: *♦« без полного звания биопсихологни — полное знание психологии человека невозможно* (Введение, С. VII), Второй том включает исследования инстинктов (питания, размножения, самосохранения), ил генезиса и эволюции в животном мире, психологической природы и связи с другими, высшими уровнями психической деятельности. ** Книга Г. Спенсера (G. Spenser) сОснования психологии» была переведена на русский язык со 2-го английского издания Н. И. Бплнбииым (СПб., 1876. Т. 1—4), позднее выходила в составе собраний сочинений Спенсера, издававшихся в нашей стране в 1866-1869 и в 1897-1904 гг. (Т. 3). 9* См,: Вагнер В. Биологические основания сравнительной психологии. СПб., 1910. Т. 1. Jft* В 1897 г, на торжественном годичном собрании Петербургской В оенно- медицине кой академии Бехтерев произнес речь «Роль внушеляя в общественной жизни*, ято ознаменовало* ао сути+ обращение ученого к разработке проблем социальной психологии (См.: Обоар. пенхол*, неврол* н экспер* пен ход, 189Й* .№ 1. С. 1—19; № 2. Q. 81—99: .Na 3. С. 161—177, а также отдельный оттиск. СПб., 1896.), Второе, значительно дополненное издание этон работы вышло в 1903 г. {па обложке стоит 1904 г.) под названием «Внушение и его роль в общественной жизни», которое затем было переиздано (3-е изд. СПб., 1908), Бехтерев подчерка влет роль внушения как социального фактора жизнедеятельности отдельного индивида и социальных общностей, специфического вида об щади я, формы психического влияния людей друг на друга. Внушение относится им к бессознательной сфере психической деятельности и характеризуется как непосредственная передача психических состояния от одного человека к другому, их некритическое восприятие- См. также работы: Бехтерев В. М* Что такое внушение // Вестн, психологии, кринив, антропологии и гипнотизма. 1904* Выл. i. С, 36—49; Он же. Внушение и воспитание* Ш\, 1923; и др. "* Прибор Зоммера (Sommer) предназначен для графического изображения движения двух пальцев в разных направлениях. '*• Указанное исследование Н. Ланге, посвященное проблеме внииаиня и опубликованное в журнале В* Вундца, по своим концептуальным основам существенно отличалось от вундтовского пониманий внимания и опровергало постулированное Вундтон тождество апперцепции, внимания и воли, Ланге разработал двигательную теорию внимания, согласно которой внимание — двигательная приспособительная реакция организма, направленная на улучшение условий восприятия. Соответственно+ колебания внимания объясняются дискретностью мускульных движений. Публикация статьи послужила началом серьезной полемики относительно природы внимания! его оснований. В ней участвовали известные психологи; В, Вундт (W. Wuudt), Х- Мюнстерберг (Н. Munster-berg), К- Марбе (К, Маг be) и др. 13* Деление людей на представителей низшей и высшей расы является в в научной, и в идеологическом'плане абсолютно не оправданным. Учитывая общую мировоззренческую ориентацию Бехтерева, его гуманистические, интернационалистские взгляды, есть основание квалифицировать данное положение как неудачную* некорректную форму выражения. '*• Аппарат Арршш'а (тонмессер) — прибор для предъявления звуковых раздражителен, тоны которых расположены в низких октавах с разницей в 2, а в высоких — 4 колебания. Интенсивность звуков, а также их продолжительность при этом являются постоян-ниыи, '*• Иллюзия Мюллера—Лейера {Muller—Leyer) относится к числу оптико-геометрических иллюзий и отражает зависимость восприятия фигур (их величины), от их окружения. Так, восприятие размеров ли вин определяется общей структурой и размеров фигур, в которые этн- линии вписаны. В основе данной иллюзии лежит доминирование оценки размеров реального объекта сравнительно с оценками отдельных его частей. Вероятно, этот тип описания можно назвать в итёллек-гуально-смы еловым. 17 • В работе 0. М. Бехтерева, G. Д. Владычцо * Материалы к методике объективного исследовании душевнобольных» (Вестн. психологии, криннн. антропологии ж гипнотизма. 1900. Т. VIt вып. 5. С. 386—412) доказывается продуктивность объективных методов в диагностике нервно-психических нарушений: #...душевнобольные часто не могут дать описания своего субъективного состояния или дают его в далеко не точной, чаще же всего в искаженном виде...» и далее: «...для клинических целей точным должен быть признан лишь один метод — метод объективного исследования...* (С. 3&S), Материалом для объективного исследования выступают мимика, речь, действия и поступки человека в связи с внешни ни раздражителями, оценка больным ситуации: и его самооценка, физиологические показатели, В работе проводится описание различных методик» которые могут быть использованы в клинических целях. 1В* Zieken Г, Die Ideenassodation des Kindes: Richter und Reichard. Berlin, 1898. ST 110. "• Работа Ч+ Дарвина «О выражения ощущении у человека н животных* в русском переводе вышла в 1872 г. под редакцией профессора А* О, Ковалевского и переиздана вм же в 1896 г. в С-Петербурге. В 1896 г. она была издана в перевод* доктора философии М. Филиппова под названием «Выражение душевных волнении» {что, по мнению издателя, более соответствует используемому Дарвиным понятию «эмоция»). В работе на основе эволюционных представлении: о развитии выражений чувств и эмоции Дарвин ставит задачу дать рациональное объяснение возникновению и причинам закрепления типичных форм проявления душевных волнений. При атом он выделяет три принципа, лежащих в основе механизма выражений эмоции пак у человека, так и у животных: 1) принцип полезных ассоциированных привычек; 2) принцип антитезиса (противопоставления) f а также 3) действий, зависящих от конструкции нервной системы и не-завнсвмых от волн и до известной степени и от привычек. 20* Основная идея книги И. А. Си коре кого «Всеобщая психология с физиогномикой в иллюстрированном изложении* (Киев, 1904; на обложке 1905 год) состоит в утверждении самостоятельности физиогномики как отрасли науки, необходимости антропологического подхода в психологии, В работе дается аиагомо-фианологическое описание лицевых ыытц, мимики при разных состояниях сознания, освещается физиогномика возраста, пода» *адоровья—болезненности», красоты, темперамента и т. д., раскрывается связь мимики с душевными состояниями человека. 21 * Мантегащш Л» (Mantegazza P.) Физиономия и выражение чувства. Киев, 1386. С. Л36, •* Там яюХ 143. лз* Об втом ем,: Бехтерев В. М. Красненне лица как особый вид болезненного расстройства // Обоз р. рейх натр., невролог, и экс пер. психол. 18%. Jfs 12, С. 899—903; Он же. Боязнь покраснеть//Там же+ 1897* № 1. С. 23—24; ,Он же. Новые наблюдения чад боязнью покраснеть // Там же. 1897. № & Q> &61— 566; Он же. Дальнейшие наблюдения над «боязнью покраснеть» // Там ж*, 189&. J4* 5, С. 323—329; Он же. Неперенос л ивость или боязнь чужого взгляда //Там же* 1900. № 7* С. 491—497 и т+ д. и* Работа Рш&о {Ribot Т. La psychologic des sentiments. Paris, 1396) вышла на русском языке под названием «Психология чувств» несколькими паданиями (Киев; Харьков, 1397. Ч. 1—2; Пер. с фр* М. Гольдсмнта* СПб., 1898 и др>)~ Согласно Рибот основой чувств являются стремления (потребности, инстинкты, желания, наклонности). Эмоции определяются как сложные состояния, комплексы психофизиологических, психических, двигательных проявлений. Физиологическим субстратом их являются органические намвнеякя во внутренних органах, мышцах, сосудах, 2S* В теории Л. Ланге—В. Джемса (Lauge— James) подчеркивается определяющая роль периферических изменении в организме (вегетативных, висцеральных реакции) в воаннкновввни эмоций. Органические процессы, сопутствующие эмоциональным состоя и или, возникай под влиянием тех или иных воздействии, предшествуют, согласно данной теории, вх центральной переработке и осознанию, Соответственно, эмоция определяется как происходящее постфактум осоававне органических изменений. Таким образом, недооценивается роль высших центров в регуляции эмоционального состояния. Дан вые положения были разработаны автораин практически одновременно П8&4 в 1895 гг.).
|
|||
|