Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





В.М. Бехтерев 37 страница



Само исследование производилось так, что испытуемый помещался в темной комнате и смотрел через щель, причем в помещении соблюдалась при производстве опытов полная тишина. Приборы были скрыты от глаз испытуемого стеной, в которой имелось отверстие. Перед началом экспози­ции давался сигнал всегда за одинаковое время для каждого отдельного лица, но так как у различных лиц maximum, сосредоточения наступает

31 Wundt W. Grundiuge der phyaioLogischen Psychologic. S. 356.

не в одинаковые промежутки времени 32t то упомянутый промежуток для различных лиц соответственным образом изменялся.

При такого рода опытах нужно иметь в виду еще быстроту экспозиции или время, в течение которого испытуемый мог воспринимать таблицу с точками. Благодаря специально произведенным у нас ранее исследова­ниям над тахистоскопом можно было определить, что взятая для опытов ширина щели в 5 мм давала длительность экспозиции в 4,0 с. Само собой разумеется, что испытуемый предупреждался, чтобы он возможно точнее зарегистрировал виденные точки. Кроме этого, от испытуемого требовали указать: 1) какие точки зарисованы с полной уверенностью в их существовании и положении; 2) какие зарисованы с уверенностью в их существовании, но без уверенности в точном их положении; 3) какие точки занесены без уверенности в их осуществлении; 4) асе ли точки за­печатлевались с одинаковой интенсивностью; 5) как происходил порядок впечатления и каков был порядок зарисовывания; 6) не было ли условий, способствовавших сосредоточению на самих точках,

В каждый сеанс показывали серию из 12 карточек с точками, причем каждая серия показывалась при обыкновенных условиях и при отвлечении сосредоточения. Но в каждом опыте эти условия чередовались в обратном порядке (по 6 при обыкновенных условиях и по 6 с отвлечением сосредо­точения и наоборот). Промежутка же между сеансами для каждого лица во избежание влияния прежних следов производились не ранее как через сутки для опытов с одними и теми же карточками. Само собою разумеется, что и здесь обращалось внимание на физический it психический status испытуемого и на все внешние условия опытов.

Последние начинали с арифметических действий. Во избежание приспо­собления испытуемого к опытам и его невольных отклонений от требова­ний опыта число отдельных действий варьировалось до экспозиции от 1 до 5, после чего вскоре после произнесения второй цифры, данной для счета, но до его завершения, замыкался ток и пускался в действие тахистоскоп с экспозицией точек. Все исследование произведено над пятью интел­лигентными лицами, причем каждому было предъявлено по 5—6 серий с точками или в общем сделано 10 — 12 сеансов но 12 предъявлений в каж­дом сеансе.

При подсчете результатов принимались прежде всего во внимание точки, относительно которых испытуемыми не давалось никаких указаний. Точки, зарегистрированные под сомнением, под с читывал ись отдельно. Затем особо подсчитывались те опыты, где число точек не превышало 6 ввиду того, что широта впечатления у некоторых лиц превышала это число (7) или была близка к нему. Наконец, особо подсчитывались и опыты с правильным расположением точек в виде фигур.

Подводя итоги исследованию, выяснилось, что при отвлечении сосредо­точения количество уверенно зарегистрированных точек уменьшается, количество же точек, расположение которых представлялось для испыту­емых сомнительными, наоборот, у большинства лиц увеличивалось (из 5 в 4 случаях)*

Что же касается точек, само осуществление которых казалось сомни­тельным для испытуемых, то число их у одних увеличивалось, у других уменьшалось, у третьих оставалось без изменения.

При этом, в частности, можно было убедиться, что при болей резком отвлечении сосредоточения число точек оказалось наименьшим, при более

 Холчее И. И. Об индивидуальных колебаниях внимания-

 Никитин М+ Н. К вопросу об образовании зрительных восприятий: (Экспериментальное

исследование). С. 117,

значительном же отвлечении оказывалось зарегистрированным наибольшее число точек. При наиболее резком отвлечении иногда даже не происхо­дило вовсе или почти вовсе впечатления (испытуемые не видели ничего, кроме белого фона и серого облачка на нем).

При подсчете точек, правильно расположенных, оказалось, что отноше­ния в общем остаются теми же, но величина этих отношений представляет­ся несколько иною. Равным образом и в случаях с точками числом менее 6 отношения оказались теми же.

Далее, прямыми опытами в нашей и в других лабораториях доказано* что отвлечение сосредоточения ослабляет оживление следов34, С другой стороны, неоспоримо положительное влияние сосредоточения на оживле­ние следов.

По исследованиям Smith'a отвлечение сосредоточения (внимания) ослабляет определенность и прочность возникших ассоциаций.

Равным образом исследования, производившиеся у нас (К. И, Повар-нин), не оставляют сомнения в том, что отвлечение сосредоточения затруд­няет процесс отождествления (узнавания).

Daniels произвел исследование влияния сосредоточения на оживление последовательного ряда внешних раздражений, которые раньше протекли без достаточного сосредоточения. Опыты его показывают что отвлечение сосредоточения обусловливает сокращение последовательного впечатле­ния. В конце концов автор приходит к выводу, что для такого оживления необходимо, чтобы был известный минимум сосредоточения м.

В нашей лаборатории были произведены специальные исследования (д-р Поварнин) влияния отвлечения сосредоточения на количество вос­производимых следов. При этом применялся метод сравнения испытуемы­ми двух рядов звуков метронома, одинаковых или различающихся между собой на один удар. Эти исследования показали, что число ошибок при определении различия обоих рядов увеличивается с отвлечением сосредо­точения. При этом число ошибок представляется большим в том случае, когда первый ряд представляется более длинным по сравнении со вторым, нежели в обратном случае (согласно с данными В. Ф. Чижа),

При более или менее полном отвлечении сосредоточения и самые звуки уже не слышались ясно, а потому и сосредоточение оказывалось невоз­можным.

Таким образом, исследования в нашей лаборатории не оставляют сом­нения в том, что это устранение оказывает влияние на сокращение числа последовательных впечатлений.

Как показывает подробный анализ, отвлечение сосредоточения здесь влияет как на само впечатление, так и на объем впечатления и, наконец, на его воспроизведение.

Сосредоточение не влияет даже и на скорость нервно-психических процессов. Наблюдение и опыт показывают, что все процессы, протекающие без участия сосредоточения, протекают со значительно большей скоростью, чем с участием сосредоточения. Равным образом движения, требовавшие первоначально напряжения сосредоточения, при частом повторении стано­вятся уже привычными и вместе с тем протекают со значительно большей скоростью.

С другой стороны, из работы Н. И. Добротворской, произведенной в нашей лаборатории, можно убедиться, что отвлечение сосредоточения

 См.; Повпркин К< И. Внимание а его роль в простейших психических процессах: Дис, ,„ д-ра медицины. СПб., 1906; Vogt E. Ueber Ableakbarkeit und Gewohnunsfahigkeit; Finzi I. Zur Unter&uchutig der Auffassungsf&higkeit und Merkf&higkeit // Psychologishe Arbeiten, Leipzig, 1901. Bd. 3; Smith W. The relation of attention to memory.  Daniels* The memory after image and attention // American Journal of psychology, Vol, VI,

благоприятствует образованию сочетательных реакций. Так, если мы будем комбинировать свет со звуковым раздражителем, на который от испытуе­мого требуется реакция движением пальца, то оказывается, что если мы потребуем от испытуемого, чтобы он распознавал фигуры, рисуемые на его предплечье, или был занят расшифрованием на вращающемся валу знач­ков в виде металлических шпеньков или скобок, проходящих под его паль­цем аб, то сочетательная реакция движением пальца на один свет получает­ся с большей легкостью» нежели в том случае, если такого приема не приме­нялось и сосредоточение направлялось на свет и па звук.

Не подлежит сомнению, что и в том процессе, который принято назы­вать умственной работой, процессы сосредоточения, и именно внутреннего сосредоточения, играют особо важную роль. Мы приведем здесь некоторые из экспериментальных данных, относящихся к умственной работе.

В отношении сосредоточения, как и в отношении других проявлений нервно-психической деятельности, мы имеем, конечно, немаловажные ин­дивидуальные различия, которые касаются как количества, так и качества работы. Так, из сделанных у нас исследований д-ра Владимирского37 мы убеждаемся, что в возрасте 17 — 18 лет при работе со значками Vaschi-de'a в 48 мин 12 с количество ошибок колебалось в отдельных случаях от 21 до 69, а количество просмотренных строк, выражающее количество работы, колебалось от 270 до 386,

На процессе сосредоточения, между прочим, основана и способность примечать, которую можно исследовать различными способами. В числе этих способов мы укажем: на метод специально изготовленных загадочных картинок, где испытуемый должен отыскать фигуру, замаскированную другими аксессуарами, затем метод сравнивания двух картинок, различаю­щихся между собою незначительными мелочами, далее, метод неправиль­ных умозаключений, сделанных из двух посылок (например, птицы ле­тают, муха летает, следовательно, муха — птица) и, наконец, метод нагляд­ных несообразностей, которые даны в специально изготовленных рисунках. В обоих последних случаях от испытуемых требуется, чтобы они распозна­вали неправильность силлогизмов или несообразность картинок.

Из всех этих методов последний представляется наиболее практичным и подходящим для указанной цели, но лишь при том условии, если рисунки с наглядными несообразностями (труба на боку дома, хвост у животного на спине и т, д.) будут подобраны соответствующим образом.

Значение упражнения в отношении

сосредоточения

Необходимо иметь в виду, что как и на всякой другой нервно-психической работе, так и на сосредоточении сказывается влияние упражнении или приспособления что, впрочем, представляет известные индивидуальные различия. В этом отношении заслуживает внимания работа Binet , кото-

зв Этот специальный метод отвлечения сосредоточения был предложен мною ввиду того, что в этих опытах нельэн было пользоваться отвлечением сосредоточения с помощью наблюдения происходящих перед глазами цифр и лх умственного счета. Бы [неуказан­ный тактильный метод отвлечения требует предварительного усвоения значков, напоми­нающих телеграфную азбуку, как бы изготовлен ную для слепых. Для производства опытов можно довольствоваться небольшим числом букв, например четырьмя или пятью.

37 Владимирский А. В. Характерные особенности реакции сосредоточения в умственной работе у глухоиемылс: Доклад в Русском обществе нормальной к патологической психо­логия // Вестк. психологии, краиин. антропологии и гипнотизма. 1907. Вып. 5* С 254-299,

м Binet A. Attention et adaptation,

рый нашел, что в работе двух партий учеников, из которых одна оказывает­ся более успевающей, чем другая, первоначально обнаруживается большое различие, которое затем постепенно сглаживается. Это объясняется тем, что для второй группы необходимо упражнение и приспособление для раз­вития своих способностей, тогда как первая группа схватывает суть значи­тельно быстрее.

Значение приспособления в отношении сосредоточения, как и в отноше­нии умственной работоспособности вообще, отмечается очень многими авто­рами, В нашей лаборатории этот факт был предметом исследования д-ра Щеглова м, который находил, что его испытуемые подростки с каждым новым сеансом работы проявляли все более и более значительную успеш­ность в работе, которую в виду относительной простоты он относил к посте­пенному развитию сосредоточения.

Исследования д-ра Ильина 40 из нашей лаборатории, произведенные над 5 здоровыми лицами по методу зачеркивания букв в таблице латинского алфавита, состоящей всего из 6 букв и по методу Vaschide'a с зачерки­ванием в таблице определенных значков, показали, что пропуски и ошибки встречаются в количестве 4—7 на каждую тысячу просмотренных букв (значков); в среднем же приходится 5 promille. Количество же выполнен­ной работы на каждый опыт в 5 мин колебалось от 757 до 1105, в среднем же — 996 (стало быть около 1000) просмотренных знаков (букв и значков).

Таким образом, пропуски и ошибки в указанном количестве составляют нормальное явление. При этом пропусков букв и значков вообще больше» чем ошибок, составляющих в общей сложности 6,2% общего количества первых, взятых вместе.

Вышеуказанные цифры, однако, допускают довольно значительные от­ступления в зависимости от индивидуальности условий, от времени самого опыта, от навыка и т. л. Они не вполне совпадают даже с цифрами, полу­ченными у нас же другими лицами лг при других условиях опыта. Поэтому они должны быть рассматриваемы как приблизительные, причем каждый экспериментатор должен пользоваться для сравнения теми цифрами, кото­рые получаются при его исследованиях над здоровыми лицами.

В исследованиях подобного рода, между прочим, следует иметь в виду, что в начале опытов почти всегда наблюдается начальное оживление (нередко с последующим падением), которое отмечалось уже в большин­стве экспериментов КгаереНп'а и его учеников.

Затем должно иметь в виду, что обычно у здоровых лиц, если сравнить вышеуказанную работу в различные последовательные сеансы, наблю­дается с большим или меньшим постоянством прогрессивное нарастание работы как в количественном, так и в качественном отношении, что должно быть поставлено в зависимость от упражнения и приобретения более или менее прочного навыка или приспособления к работе.

Само собою разумеется, что с течением времени на работе должно ска­зываться и утомление, для устранения которого, согласно практике, уста­новленной в лаборатории Kraepelin'a можно пользоваться небольшими па-

Щеглов Л, Л. Об умственной работоспособности малолетних преступников: (Экспераы,-п с их ел. исслед.).

40 Ильин А. В. Опыт экспериментального исследования процесса сосредоточения у сла­боумных,

*1 Таблица эта была выработана в нашей лаборатории д-ром А. В, Ильиным. Затем она подверглась переработке у нас В. Я. Анфиновым.

42 Владычко С. Д. Ынимание> умственная работоспособность и свободно возникающие ас­социации у больных с ранним слабоумием; Анфимоъ В, Я. Сосредоточен не, гввр. вни­мание и психическая работоспособность при эпилапенн // Обозрение психиатрии, нев­рологии и экспериментальной психологии. 1908. J4 И. С. 668—639; № 12. С. 705—727,

узами или перерывами в работе, которые, устраняя утомление* не отража­ются существенным образом на результатах приспособления или навыка.

Исследования А. В. Владимирского из нашей лаборатории, произведен­ные над подростками 13—18 лет, показали» что если сравнить работу с вычеркиванием значков и букв за первые 5 сеансов с последующими 5 сеансами работы, то оказывается, что количество работы и там и здесь со­вершенно почти одинаковое: в первом случае просмотрено 8520, во втором 3528 строк, но первая часть работы сделана в 130 мин, вторая — в 161,34 мин, т е, на 10% меньше, стало быть, во второй половине обнару­живался уже ясный выигрыш в скорости работы.

При этом в работе со значками, как в более кропотливой, этот процесс выразился в большей мере, нежели в работе с буквами. В первом случае разница во времени между двумя половинами работ выразилась 10,3 мин, а с буквами — 8,3 мин. Что касается качества работы в смысле ее точности, то оказалось, что в первую половину работы на 8546 строк 1960 ошибок; мы имеем во вторую половину работы 8528 строк и 1628 ошибок, иначе говоря, количество ошибок во вторую половину работы понизилось на 322, или 16,9%. При этом в работе со значками на 1189 ошибок первых сеансов при­ходится 1005 ошибок последних, иначе говоря* количество ошибок умень­шилось на 184, или на 15,6%, в работе же с буквами в первые сеансы сде­лана 771 ошибка, в последние же сеансы оказалось на 148 ошибок меньше, что составляет уменьшение числа ошибок на 19,2%,

Влияние сосредоточения на мышечную работу

и движения

Заслуживает также внимания влияние сосредоточения на мышечную работу. Уже в начале настоящей главы мы говорили q влиянии сосредото­чения на дыхание, ширину зрачков, аккомодацию и другие мышечные аппараты. По Ribott сосредоточение не только оказывает воздействие на мышечную систему, но оно само является моторным актом, состоящим в координации мышц.

Для выяснения вопроса о влиянии сосредоточения на мышечную работу в нашей лаборатории были поставлены специальные опыты д-ром С. И. Топаловым 43. В своих опытах он пользовался эргографом Mosso— Kraepelin'a, отвлечение же сосредоточения достигалось при работе правой руки с помощью умственного счета (сложение и вычитание) в тех же слу­чаях, где работа производилась левой рукой, для отвлечения сосредоточе­ния автор пользовался таблицами Vaschwie'a с зачеркиванием определен­ного значка.

Результаты получились следующие:

1) мышечная работа в большинстве случаев повышается в своем коли­честве при отвлечении сосредоточения посторонним делом и понижается при сосредоточении на самой работе;

2) повышение количества работы при отвлечении сосредоточения от работы зависит от увеличения значительного числа подъемов кривых мы­шечной работы;

3) средняя высота кривых мышечной работы мало изменяется под влиянием сосредоточения или отвлечения последнего; но если эти изме­нения наблюдаются, то обыкновенно обнаруживается наклонность к пони­жению под влиянием отвлечения сосредоточения;

43 Топалов С. И. О влиянии процесса сосредоточения (reap, внимания) на мышечную ра­боту: Дне, ... д-ра медицины. СПб.* 1909ч

32D

4) кривые мышечной работы на эргографе в общем при сосредоточении на работе оказываются выше и короче, при отвлечении же сосредоточения от работы становятся длиннее и ниже;

5) если производить работу через определенные и равные промежутки времени в течение одного и того же опыта, то при сосредоточении на рабо­те обыкновенно наблюдается правильное падение количества мышечной работы (т. е. высоты кривых и числа их подъемов) в отдельных крлвых по мере приближения к концу опыта; при отсутствии же сосредоточения не наблюдается такого правильного понижения мышечной работы или даже его вовсе не обнаруживается;

6) умственная работа далеко не всегда действует подавляющим образом на мышечную работу; наоборот, в большинстве случаев она действует стимулирующим образом на мышечную работу;

7) умственная работа и утомление связанное с нею, не понижает мы­шечной работы, а потому эргограф и чес к а я криная не может служить пока­зателем умственного утомления* а тем более мерилом этого утомления*

Точно так же и исследования, производившиеся у нас д-ром Спиртовым, показали, что если испытуемого заставить смотреть на движущиеся пред­меты, то всякий раз, когда он особенно сосредоточивает свое внимание, наблюдая, например, с интересом за игрой попадания палочки в висящее кольцо или сбивания шариком небольших кегель, у него развиваются невольные движения руки, легко записываемые на двужущемся барабане.

Далее, необходимо иметь в виду, что и вместе с оживлением следов раз­виваются в большей или меньшей мере те двигательные импульсы, кото­рые обусловливаются действительными впечатлениями. Эти объясняется, что если, как делалось у нас, заставить человека напряженно думать о движении предмета в правую сторону при закрытых глазах, то его палец, заключенный в прибор Sommer'a, как мы уже говорили в другом месте, смещается вправо, и наоборот, при напряженном сосредоточении на движе­нии предмета влево палец смещается влево (Спиртов)*

Влияние сосредоточения на внутренние процессы

Естественно также, что когда объектом сосредоточения являются не внеш­ние впечатления, но следы, возбуждающие внутренние реакции, то Ери этом всегда более или менее резко выступают изменения со стороны дыха­ния, а равно и изменения в отношении других внутренних движений, например, сердцебиения и сосудистой системы.

Так, известно, что достаточно бывает сосредоточиться на следах впе­чатлений, вызывавших когда-либо сильную эмоцию с развитием сердце­биения, чтобы последнее тотчас же возобновилось.

Далее, сосредоточение на каком-либо мотиве неизбежно приводит к развитию резких изменений со стороны дыхания, соответственно темпу и мелодии мотива.

Zoneff и Meumann 44 нашли, что колебаниям внимания соответствуют сопутствующие им колебания в дыхании и пульсе. При напряжении внима­ния пульс и дыхание понижаются и замедляются, при ослаблении внима­ния, наоборот, и то и другое повышается и учащается.

По Gley и Mentz'y, сосредоточение отражается резким образом на со­стоянии кровообращения, хотя Kiesow и оспаривает это влияние.

С другой стороны, одного сосредоточения на деятельности дыхания

*4 Zoneff P., Meumann E. Veber Begleiterecheinuug die psychischen Vorffaage im Atbem uod PuU // Philosophise Studien. 1901. Bd. XVIII. S. J-113.

it В. М. Бехтерев                                                                                                               321

и сердца бывает иногда достаточно, чтобы вызвать изменение в деятель­ности дыхания, развитие сердцебиения и перебои.

Далее, сосредоточение, особенно у нервных лиц, на предметах, возбуж­дающих отвращение, может вызвать приступ рвоты; достаточно иногда сосредоточиться на свое» лице, чтобы покраснеть и т# д.

В литературе мы встречаемся даже с развитием трофических явлений под влиянием сосредоточения в виде, например, нервных сыпей и т. д.

По Roubinowitch' 45, даже всякое умственное усилие выражается расши­рением зрачка*

Это наблюдение может быть поставлено в полное соответствие с тем, что и всякое физическое усилие также сопровождается расширением зрач­ков. С другой стороны, одно представление страха или отвращения может вызвать расширение зрачка (Haab, Fuchs) 46>

При напряжении сосредоточения Lehmatm наблюдал уменьшение объе­ма конечности с одновременным уменьшением высоты пульса.

В какой мере сосредоточение находится в зависимости от воараста, показывают исследования, которые произведены у нас д-ром Владимир­ский 47 над 36 здоровыми лицами, разделенными на 3 группы по возрасту.

При этом оказалось, что рассчитывая на 100 строк при работе со значками:

1-я группа, 17—13 лет (9 человек), просмотрела 100 строк в 1,69 мин, сделав 14,4 ошибок;

2-я группа, 15—16 лет (18 человек), те же 100 строк просмотрела в 1,9 мин, сделав 20,9 ошибок;    ■                                V

3-я группа, 13 лет (9 человек), ту же работу сделала в 1,9 мин с 22,6 ошибкой.

При исследовав аи с буквами аналогичный расчет показывает, что 1-я группа на сто строк затратила 1,9 мин с 20,0 ошибками, 2-я группа ту же работу сделала в 1,9 мин с 23,4 ошибками и 3-я группа ту же работу выполнила в 2,0 мин, сделав 24 ошибки.

Бели же соединить вместе и работу со значками, и работу с буквами, то мы получаем на 100 строк работы для 1-й группы: время — 1,66 мни* ошибок 16,3; для 2-й группы: время ~ 1,89 мин, ошибок 22,1; для 3-й груп­пы: время — 1,97 мин, ошибок 23,1.

Что касается приспособления к работе, то оно выразилось следую­щими цифрами: 1-я группа » первую половину работы сделала 395 ошибок, во вторую — 316 Ошибок, следовательно, улучшение выражается 20%; 2-я группа (двойная) сделала в первую половину работы 1051 ошибку, во вторую — 826 ошибок, следовательно, улучшение выражается 21%; 3-я группа в первую половину сделала 524 ошибки, во вторую половину — 476 ошибок, следовательно, улучшение выражается 9,1% **

О развитии сосредоточения

Что к&савтея развития сосредоточения, являющегося столь важным процес­сом невропсихики в индивидуальной жизни, то оказывается, что у детей его зачатки удается обнаружить в сравнительно раннюю эпоху; По Ртеует'у,

** Roubinowitch J. Reflexe ideo-moteur de la pupilta, (См.: Поварнин Hf. Я« Внимание в его роль в- простоишь 1 психических процессах.)

** Fuchs. Die Mesaung d. Pupillexmgrowe etc. 1904.

* Владимирский Л. В. Характерные особенности реакция сосредоточения в умственной ра­боте у глухонемых, СПб., 1908.

49 В 3-й группе в одном из сеансов оказалось громадное количество значков, ослабившее существенным образом общий результат улучшения.

его первые привязки ; могут быть обнаружены уже на 7-й неделе в виде фиксации глаз при резких зрительных и слуховых раздражениях.

Но Сикорскому, в развитии сосредоточения отмечается два периода. Прежде сго развивается внешнее сосредоточение. Начиная уже с четвер­того месяца отмечается сосредоточение на том или другом раздражителе внешних органов* «Концентрируя свое внимание то на том, то на ином предмете*ребенок на минуту застывает в известной позе, давая полную кар­тину внешнего внимания* 49.

На пятом, в особенности же на шестом месяце, сосредоточение можно признать прочно развитым, так что ребенка не сразу удается отвлечь посто­ронним впечатлением ♦

-..■■ Степень сосредоточения и его сила могут служить для решения вопроса о нормальном или ненормальном ходе умственного развития, «Слабое вни­мание или отсутствие его указывает на задержку и неполноту умствен-ного развития детяти, на начинающийся идиотизм» ,

Цьк и у взрослых, у детей внешнее сосредоточение характеризуется в общем теми же признаками в области движения, например, устремле­нием взора на тот или другой предмет, обращением уха в направлении звука и т. д. независимо от остановки дыхания и соответствующего фик­сирования всего туловища. Ребенок беспрерывно изменяет сосредоточение, перемещая, его с одних пунктов на другие. По выражению Сикорского, он «то фотографирует на сетчатку своего глаза виденные предметы, то нап­равляет все двадцать тысяч чувствительных струн своего уха навстречу волне колеблющегося воздуха, то анализирует запахи, то схватывает мил­лионы едва уловимых прикосновений окружающей среды, словом, дитя захватывает и чувствует внешний мир всеми фибрами своего девственного чуткого, существа м.

Наиболее очевидным признаком сильного сосредоточения у ребенка служит внезапная задрежка и успокоение дыхания, в чем можно убедиться на целом ряде исследований, произведенных с записью кривых дыхания в нашем Педологическом институте.

Что касается внутреннего сосредоточения, то, по И. А. Снкорскому, оно становится возможным в тот период, когда в силу частого повторения впечатлений упрочиваются их следы, что удается заметить впервые приб­лизительно на 81—'9-м месяце жизни дитяти.

Само собою разумеется, что в этом возрасте внутреннее сосредоточе­ние бывает у детей только минутным. Внешние проявления внутреннего сосредоточения характеризуются ври этом неподвижностью тела, задерж­кой дыхания я напряжением верхней орбитальной мышцы при отсутствии других признаков, характеризующих внешнее сосредоточение.

Пользуясь художественными картинками (например, Богданова-Вель­ского: * Приготовление урока», «Устный счет»), проф. Сикорский указы­вает, между прочим, как на дальнейший признак внутреннего сосредоточе­ния, на уклонение взора от видимых предметов, а равно и расхождение глазных осей, чем исключается возможность ясного видения.

Очевидно, что внутреннее сосредоточение устраняет возможность появ­ления внешнего сосредоточения, удаляя влияние внешних раздражений на воспринимающие органы.

Сикорский Л. Л. Душа ребенка с кратким очерком дальнейшей психической эволюции, Киев, 1889. С, 114.

61 Там we. С. 62.

и* заз

О природе сосредоточения

Переходя к рассмотрению вопроса о ближайшей природе сосредоточения, мы не будем вовсе касаться тех авторов, которые, трактуя сосредоточение, ограничиваются исключительно внутренней или субъективной стороной этого процесса, признавая в нем или большую интенсивность процесса представления или отождествления его с самим сознанием.

Эти взгляды могут быть интересны для субъективной психологин, но оби лишены всякого значения для объективных психологических иссле­дований.

Сосредоточение reap, внимание как результат двигательного приспособ­ления рассматривался целым рядом авторов, как Descartes, Lotze, Fries, Ваше, Ferrier, Lewes, Ziehen, Ribot, Baldwin и др. В то же время как резуль­тат нервной задержки сосредоточение рассматривалось FerrierJom, Ribot, МепШег'ом и др.

Из авторов впервые Lotze 52 оттенил роль мышечных сокращений в акте сосредоточения гезр. внимания. По его взгляду, этот акт сводится и тому, что репродуктивные процессы вызывают состояние возбуждения двига­тельных нервов. Вследствие этого возникают двигательные впечатления и настоящие движения, которые и приводят к большей ясности репродук­тивную деятельность.

По Hartmann'y a, сосредоточение представляет собою известный сти­мул, возбуждающий из центра соответствующий периферический орган и повышающий его восприимчивость. Этот акт сопровождается также приспособлением воспринимающего органа и двигательным впечатлением, G. Muller 54 наряду с субъективными признаками сосредоточения говорит о влиянии возбуждения мозга на периферические воспринимающие орга­ны, приводящего к обострению их впечатлительности и к приспособлению их к наилучшему восприятию,

Ferrier ъъ обратил внимание на большую роль в акте сосредоточения задерживающихся импульсов. По его словам, сосредоточение обусловли­вается приспособлением воспринимающих органов и внутренней речью, т. е. двигательными импульсами при ограничении всех посторонних дви­жений. Так как задерживающие центры, no Ferrier'y, должны быть локали­зированы в лобных долях, то и сосредоточение должно быть функцией лобных долей.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.