|
|||
В.М. Бехтерев 37 страницаСамо исследование производилось так, что испытуемый помещался в темной комнате и смотрел через щель, причем в помещении соблюдалась при производстве опытов полная тишина. Приборы были скрыты от глаз испытуемого стеной, в которой имелось отверстие. Перед началом экспозиции давался сигнал всегда за одинаковое время для каждого отдельного лица, но так как у различных лиц maximum, сосредоточения наступает 31 Wundt W. Grundiuge der phyaioLogischen Psychologic. S. 356. не в одинаковые промежутки времени 32t то упомянутый промежуток для различных лиц соответственным образом изменялся. При такого рода опытах нужно иметь в виду еще быстроту экспозиции или время, в течение которого испытуемый мог воспринимать таблицу с точками. Благодаря специально произведенным у нас ранее исследованиям над тахистоскопом можно было определить, что взятая для опытов ширина щели в 5 мм давала длительность экспозиции в 4,0 с. Само собой разумеется, что испытуемый предупреждался, чтобы он возможно точнее зарегистрировал виденные точки. Кроме этого, от испытуемого требовали указать: 1) какие точки зарисованы с полной уверенностью в их существовании и положении; 2) какие зарисованы с уверенностью в их существовании, но без уверенности в точном их положении; 3) какие точки занесены без уверенности в их осуществлении; 4) асе ли точки запечатлевались с одинаковой интенсивностью; 5) как происходил порядок впечатления и каков был порядок зарисовывания; 6) не было ли условий, способствовавших сосредоточению на самих точках, В каждый сеанс показывали серию из 12 карточек с точками, причем каждая серия показывалась при обыкновенных условиях и при отвлечении сосредоточения. Но в каждом опыте эти условия чередовались в обратном порядке (по 6 при обыкновенных условиях и по 6 с отвлечением сосредоточения и наоборот). Промежутка же между сеансами для каждого лица во избежание влияния прежних следов производились не ранее как через сутки для опытов с одними и теми же карточками. Само собою разумеется, что и здесь обращалось внимание на физический it психический status испытуемого и на все внешние условия опытов. Последние начинали с арифметических действий. Во избежание приспособления испытуемого к опытам и его невольных отклонений от требований опыта число отдельных действий варьировалось до экспозиции от 1 до 5, после чего вскоре после произнесения второй цифры, данной для счета, но до его завершения, замыкался ток и пускался в действие тахистоскоп с экспозицией точек. Все исследование произведено над пятью интеллигентными лицами, причем каждому было предъявлено по 5—6 серий с точками или в общем сделано 10 — 12 сеансов но 12 предъявлений в каждом сеансе. При подсчете результатов принимались прежде всего во внимание точки, относительно которых испытуемыми не давалось никаких указаний. Точки, зарегистрированные под сомнением, под с читывал ись отдельно. Затем особо подсчитывались те опыты, где число точек не превышало 6 ввиду того, что широта впечатления у некоторых лиц превышала это число (7) или была близка к нему. Наконец, особо подсчитывались и опыты с правильным расположением точек в виде фигур. Подводя итоги исследованию, выяснилось, что при отвлечении сосредоточения количество уверенно зарегистрированных точек уменьшается, количество же точек, расположение которых представлялось для испытуемых сомнительными, наоборот, у большинства лиц увеличивалось (из 5 в 4 случаях)* Что же касается точек, само осуществление которых казалось сомнительным для испытуемых, то число их у одних увеличивалось, у других уменьшалось, у третьих оставалось без изменения. При этом, в частности, можно было убедиться, что при болей резком отвлечении сосредоточения число точек оказалось наименьшим, при более Холчее И. И. Об индивидуальных колебаниях внимания- Никитин М+ Н. К вопросу об образовании зрительных восприятий: (Экспериментальное исследование). С. 117, значительном же отвлечении оказывалось зарегистрированным наибольшее число точек. При наиболее резком отвлечении иногда даже не происходило вовсе или почти вовсе впечатления (испытуемые не видели ничего, кроме белого фона и серого облачка на нем). При подсчете точек, правильно расположенных, оказалось, что отношения в общем остаются теми же, но величина этих отношений представляется несколько иною. Равным образом и в случаях с точками числом менее 6 отношения оказались теми же. Далее, прямыми опытами в нашей и в других лабораториях доказано* что отвлечение сосредоточения ослабляет оживление следов34, С другой стороны, неоспоримо положительное влияние сосредоточения на оживление следов. По исследованиям Smith'a отвлечение сосредоточения (внимания) ослабляет определенность и прочность возникших ассоциаций. Равным образом исследования, производившиеся у нас (К. И, Повар-нин), не оставляют сомнения в том, что отвлечение сосредоточения затрудняет процесс отождествления (узнавания). Daniels произвел исследование влияния сосредоточения на оживление последовательного ряда внешних раздражений, которые раньше протекли без достаточного сосредоточения. Опыты его показывают что отвлечение сосредоточения обусловливает сокращение последовательного впечатления. В конце концов автор приходит к выводу, что для такого оживления необходимо, чтобы был известный минимум сосредоточения м. В нашей лаборатории были произведены специальные исследования (д-р Поварнин) влияния отвлечения сосредоточения на количество воспроизводимых следов. При этом применялся метод сравнения испытуемыми двух рядов звуков метронома, одинаковых или различающихся между собой на один удар. Эти исследования показали, что число ошибок при определении различия обоих рядов увеличивается с отвлечением сосредоточения. При этом число ошибок представляется большим в том случае, когда первый ряд представляется более длинным по сравнении со вторым, нежели в обратном случае (согласно с данными В. Ф. Чижа), При более или менее полном отвлечении сосредоточения и самые звуки уже не слышались ясно, а потому и сосредоточение оказывалось невозможным. Таким образом, исследования в нашей лаборатории не оставляют сомнения в том, что это устранение оказывает влияние на сокращение числа последовательных впечатлений. Как показывает подробный анализ, отвлечение сосредоточения здесь влияет как на само впечатление, так и на объем впечатления и, наконец, на его воспроизведение. Сосредоточение не влияет даже и на скорость нервно-психических процессов. Наблюдение и опыт показывают, что все процессы, протекающие без участия сосредоточения, протекают со значительно большей скоростью, чем с участием сосредоточения. Равным образом движения, требовавшие первоначально напряжения сосредоточения, при частом повторении становятся уже привычными и вместе с тем протекают со значительно большей скоростью. С другой стороны, из работы Н. И. Добротворской, произведенной в нашей лаборатории, можно убедиться, что отвлечение сосредоточения См.; Повпркин К< И. Внимание а его роль в простейших психических процессах: Дис, ,„ д-ра медицины. СПб., 1906; Vogt E. Ueber Ableakbarkeit und Gewohnunsfahigkeit; Finzi I. Zur Unter&uchutig der Auffassungsf&higkeit und Merkf&higkeit // Psychologishe Arbeiten, Leipzig, 1901. Bd. 3; Smith W. The relation of attention to memory. Daniels* The memory after image and attention // American Journal of psychology, Vol, VI, благоприятствует образованию сочетательных реакций. Так, если мы будем комбинировать свет со звуковым раздражителем, на который от испытуемого требуется реакция движением пальца, то оказывается, что если мы потребуем от испытуемого, чтобы он распознавал фигуры, рисуемые на его предплечье, или был занят расшифрованием на вращающемся валу значков в виде металлических шпеньков или скобок, проходящих под его пальцем аб, то сочетательная реакция движением пальца на один свет получается с большей легкостью» нежели в том случае, если такого приема не применялось и сосредоточение направлялось на свет и па звук. Не подлежит сомнению, что и в том процессе, который принято называть умственной работой, процессы сосредоточения, и именно внутреннего сосредоточения, играют особо важную роль. Мы приведем здесь некоторые из экспериментальных данных, относящихся к умственной работе. В отношении сосредоточения, как и в отношении других проявлений нервно-психической деятельности, мы имеем, конечно, немаловажные индивидуальные различия, которые касаются как количества, так и качества работы. Так, из сделанных у нас исследований д-ра Владимирского37 мы убеждаемся, что в возрасте 17 — 18 лет при работе со значками Vaschi-de'a в 48 мин 12 с количество ошибок колебалось в отдельных случаях от 21 до 69, а количество просмотренных строк, выражающее количество работы, колебалось от 270 до 386, На процессе сосредоточения, между прочим, основана и способность примечать, которую можно исследовать различными способами. В числе этих способов мы укажем: на метод специально изготовленных загадочных картинок, где испытуемый должен отыскать фигуру, замаскированную другими аксессуарами, затем метод сравнивания двух картинок, различающихся между собою незначительными мелочами, далее, метод неправильных умозаключений, сделанных из двух посылок (например, птицы летают, муха летает, следовательно, муха — птица) и, наконец, метод наглядных несообразностей, которые даны в специально изготовленных рисунках. В обоих последних случаях от испытуемых требуется, чтобы они распознавали неправильность силлогизмов или несообразность картинок. Из всех этих методов последний представляется наиболее практичным и подходящим для указанной цели, но лишь при том условии, если рисунки с наглядными несообразностями (труба на боку дома, хвост у животного на спине и т, д.) будут подобраны соответствующим образом. Значение упражнения в отношении сосредоточения Необходимо иметь в виду, что как и на всякой другой нервно-психической работе, так и на сосредоточении сказывается влияние упражнении или приспособления что, впрочем, представляет известные индивидуальные различия. В этом отношении заслуживает внимания работа Binet , кото- зв Этот специальный метод отвлечения сосредоточения был предложен мною ввиду того, что в этих опытах нельэн было пользоваться отвлечением сосредоточения с помощью наблюдения происходящих перед глазами цифр и лх умственного счета. Бы [неуказанный тактильный метод отвлечения требует предварительного усвоения значков, напоминающих телеграфную азбуку, как бы изготовлен ную для слепых. Для производства опытов можно довольствоваться небольшим числом букв, например четырьмя или пятью. 37 Владимирский А. В. Характерные особенности реакции сосредоточения в умственной работе у глухоиемылс: Доклад в Русском обществе нормальной к патологической психология // Вестк. психологии, краиин. антропологии и гипнотизма. 1907. Вып. 5* С 254-299, м Binet A. Attention et adaptation, рый нашел, что в работе двух партий учеников, из которых одна оказывается более успевающей, чем другая, первоначально обнаруживается большое различие, которое затем постепенно сглаживается. Это объясняется тем, что для второй группы необходимо упражнение и приспособление для развития своих способностей, тогда как первая группа схватывает суть значительно быстрее. Значение приспособления в отношении сосредоточения, как и в отношении умственной работоспособности вообще, отмечается очень многими авторами, В нашей лаборатории этот факт был предметом исследования д-ра Щеглова м, который находил, что его испытуемые подростки с каждым новым сеансом работы проявляли все более и более значительную успешность в работе, которую в виду относительной простоты он относил к постепенному развитию сосредоточения. Исследования д-ра Ильина 40 из нашей лаборатории, произведенные над 5 здоровыми лицами по методу зачеркивания букв в таблице латинского алфавита, состоящей всего из 6 букв и по методу Vaschide'a с зачеркиванием в таблице определенных значков, показали, что пропуски и ошибки встречаются в количестве 4—7 на каждую тысячу просмотренных букв (значков); в среднем же приходится 5 promille. Количество же выполненной работы на каждый опыт в 5 мин колебалось от 757 до 1105, в среднем же — 996 (стало быть около 1000) просмотренных знаков (букв и значков). Таким образом, пропуски и ошибки в указанном количестве составляют нормальное явление. При этом пропусков букв и значков вообще больше» чем ошибок, составляющих в общей сложности 6,2% общего количества первых, взятых вместе. Вышеуказанные цифры, однако, допускают довольно значительные отступления в зависимости от индивидуальности условий, от времени самого опыта, от навыка и т. л. Они не вполне совпадают даже с цифрами, полученными у нас же другими лицами лг при других условиях опыта. Поэтому они должны быть рассматриваемы как приблизительные, причем каждый экспериментатор должен пользоваться для сравнения теми цифрами, которые получаются при его исследованиях над здоровыми лицами. В исследованиях подобного рода, между прочим, следует иметь в виду, что в начале опытов почти всегда наблюдается начальное оживление (нередко с последующим падением), которое отмечалось уже в большинстве экспериментов КгаереНп'а и его учеников. Затем должно иметь в виду, что обычно у здоровых лиц, если сравнить вышеуказанную работу в различные последовательные сеансы, наблюдается с большим или меньшим постоянством прогрессивное нарастание работы как в количественном, так и в качественном отношении, что должно быть поставлено в зависимость от упражнения и приобретения более или менее прочного навыка или приспособления к работе. Само собою разумеется, что с течением времени на работе должно сказываться и утомление, для устранения которого, согласно практике, установленной в лаборатории Kraepelin'a можно пользоваться небольшими па- Щеглов Л, Л. Об умственной работоспособности малолетних преступников: (Экспераы,-п с их ел. исслед.). 40 Ильин А. В. Опыт экспериментального исследования процесса сосредоточения у слабоумных, *1 Таблица эта была выработана в нашей лаборатории д-ром А. В, Ильиным. Затем она подверглась переработке у нас В. Я. Анфиновым. 42 Владычко С. Д. Ынимание> умственная работоспособность и свободно возникающие ассоциации у больных с ранним слабоумием; Анфимоъ В, Я. Сосредоточен не, гввр. внимание и психическая работоспособность при эпилапенн // Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии. 1908. J4 И. С. 668—639; № 12. С. 705—727, узами или перерывами в работе, которые, устраняя утомление* не отражаются существенным образом на результатах приспособления или навыка. Исследования А. В. Владимирского из нашей лаборатории, произведенные над подростками 13—18 лет, показали» что если сравнить работу с вычеркиванием значков и букв за первые 5 сеансов с последующими 5 сеансами работы, то оказывается, что количество работы и там и здесь совершенно почти одинаковое: в первом случае просмотрено 8520, во втором 3528 строк, но первая часть работы сделана в 130 мин, вторая — в 161,34 мин, т е, на 10% меньше, стало быть, во второй половине обнаруживался уже ясный выигрыш в скорости работы. При этом в работе со значками, как в более кропотливой, этот процесс выразился в большей мере, нежели в работе с буквами. В первом случае разница во времени между двумя половинами работ выразилась 10,3 мин, а с буквами — 8,3 мин. Что касается качества работы в смысле ее точности, то оказалось, что в первую половину работы на 8546 строк 1960 ошибок; мы имеем во вторую половину работы 8528 строк и 1628 ошибок, иначе говоря, количество ошибок во вторую половину работы понизилось на 322, или 16,9%. При этом в работе со значками на 1189 ошибок первых сеансов приходится 1005 ошибок последних, иначе говоря* количество ошибок уменьшилось на 184, или на 15,6%, в работе же с буквами в первые сеансы сделана 771 ошибка, в последние же сеансы оказалось на 148 ошибок меньше, что составляет уменьшение числа ошибок на 19,2%, Влияние сосредоточения на мышечную работу и движения Заслуживает также внимания влияние сосредоточения на мышечную работу. Уже в начале настоящей главы мы говорили q влиянии сосредоточения на дыхание, ширину зрачков, аккомодацию и другие мышечные аппараты. По Ribott сосредоточение не только оказывает воздействие на мышечную систему, но оно само является моторным актом, состоящим в координации мышц. Для выяснения вопроса о влиянии сосредоточения на мышечную работу в нашей лаборатории были поставлены специальные опыты д-ром С. И. Топаловым 43. В своих опытах он пользовался эргографом Mosso— Kraepelin'a, отвлечение же сосредоточения достигалось при работе правой руки с помощью умственного счета (сложение и вычитание) в тех же случаях, где работа производилась левой рукой, для отвлечения сосредоточения автор пользовался таблицами Vaschwie'a с зачеркиванием определенного значка. Результаты получились следующие: 1) мышечная работа в большинстве случаев повышается в своем количестве при отвлечении сосредоточения посторонним делом и понижается при сосредоточении на самой работе; 2) повышение количества работы при отвлечении сосредоточения от работы зависит от увеличения значительного числа подъемов кривых мышечной работы; 3) средняя высота кривых мышечной работы мало изменяется под влиянием сосредоточения или отвлечения последнего; но если эти изменения наблюдаются, то обыкновенно обнаруживается наклонность к понижению под влиянием отвлечения сосредоточения; 43 Топалов С. И. О влиянии процесса сосредоточения (reap, внимания) на мышечную работу: Дне, ... д-ра медицины. СПб.* 1909ч 32D 4) кривые мышечной работы на эргографе в общем при сосредоточении на работе оказываются выше и короче, при отвлечении же сосредоточения от работы становятся длиннее и ниже; 5) если производить работу через определенные и равные промежутки времени в течение одного и того же опыта, то при сосредоточении на работе обыкновенно наблюдается правильное падение количества мышечной работы (т. е. высоты кривых и числа их подъемов) в отдельных крлвых по мере приближения к концу опыта; при отсутствии же сосредоточения не наблюдается такого правильного понижения мышечной работы или даже его вовсе не обнаруживается; 6) умственная работа далеко не всегда действует подавляющим образом на мышечную работу; наоборот, в большинстве случаев она действует стимулирующим образом на мышечную работу; 7) умственная работа и утомление связанное с нею, не понижает мышечной работы, а потому эргограф и чес к а я криная не может служить показателем умственного утомления* а тем более мерилом этого утомления* Точно так же и исследования, производившиеся у нас д-ром Спиртовым, показали, что если испытуемого заставить смотреть на движущиеся предметы, то всякий раз, когда он особенно сосредоточивает свое внимание, наблюдая, например, с интересом за игрой попадания палочки в висящее кольцо или сбивания шариком небольших кегель, у него развиваются невольные движения руки, легко записываемые на двужущемся барабане. Далее, необходимо иметь в виду, что и вместе с оживлением следов развиваются в большей или меньшей мере те двигательные импульсы, которые обусловливаются действительными впечатлениями. Эти объясняется, что если, как делалось у нас, заставить человека напряженно думать о движении предмета в правую сторону при закрытых глазах, то его палец, заключенный в прибор Sommer'a, как мы уже говорили в другом месте, смещается вправо, и наоборот, при напряженном сосредоточении на движении предмета влево палец смещается влево (Спиртов)* Влияние сосредоточения на внутренние процессы Естественно также, что когда объектом сосредоточения являются не внешние впечатления, но следы, возбуждающие внутренние реакции, то Ери этом всегда более или менее резко выступают изменения со стороны дыхания, а равно и изменения в отношении других внутренних движений, например, сердцебиения и сосудистой системы. Так, известно, что достаточно бывает сосредоточиться на следах впечатлений, вызывавших когда-либо сильную эмоцию с развитием сердцебиения, чтобы последнее тотчас же возобновилось. Далее, сосредоточение на каком-либо мотиве неизбежно приводит к развитию резких изменений со стороны дыхания, соответственно темпу и мелодии мотива. Zoneff и Meumann 44 нашли, что колебаниям внимания соответствуют сопутствующие им колебания в дыхании и пульсе. При напряжении внимания пульс и дыхание понижаются и замедляются, при ослаблении внимания, наоборот, и то и другое повышается и учащается. По Gley и Mentz'y, сосредоточение отражается резким образом на состоянии кровообращения, хотя Kiesow и оспаривает это влияние. С другой стороны, одного сосредоточения на деятельности дыхания *4 Zoneff P., Meumann E. Veber Begleiterecheinuug die psychischen Vorffaage im Atbem uod PuU // Philosophise Studien. 1901. Bd. XVIII. S. J-113. it В. М. Бехтерев 321 и сердца бывает иногда достаточно, чтобы вызвать изменение в деятельности дыхания, развитие сердцебиения и перебои. Далее, сосредоточение, особенно у нервных лиц, на предметах, возбуждающих отвращение, может вызвать приступ рвоты; достаточно иногда сосредоточиться на свое» лице, чтобы покраснеть и т# д. В литературе мы встречаемся даже с развитием трофических явлений под влиянием сосредоточения в виде, например, нервных сыпей и т. д. По Roubinowitch' 45, даже всякое умственное усилие выражается расширением зрачка* Это наблюдение может быть поставлено в полное соответствие с тем, что и всякое физическое усилие также сопровождается расширением зрачков. С другой стороны, одно представление страха или отвращения может вызвать расширение зрачка (Haab, Fuchs) 46> При напряжении сосредоточения Lehmatm наблюдал уменьшение объема конечности с одновременным уменьшением высоты пульса. В какой мере сосредоточение находится в зависимости от воараста, показывают исследования, которые произведены у нас д-ром Владимирский 47 над 36 здоровыми лицами, разделенными на 3 группы по возрасту. При этом оказалось, что рассчитывая на 100 строк при работе со значками: 1-я группа, 17—13 лет (9 человек), просмотрела 100 строк в 1,69 мин, сделав 14,4 ошибок; 2-я группа, 15—16 лет (18 человек), те же 100 строк просмотрела в 1,9 мин, сделав 20,9 ошибок; ■ V 3-я группа, 13 лет (9 человек), ту же работу сделала в 1,9 мин с 22,6 ошибкой. При исследовав аи с буквами аналогичный расчет показывает, что 1-я группа на сто строк затратила 1,9 мин с 20,0 ошибками, 2-я группа ту же работу сделала в 1,9 мин с 23,4 ошибками и 3-я группа ту же работу выполнила в 2,0 мин, сделав 24 ошибки. Бели же соединить вместе и работу со значками, и работу с буквами, то мы получаем на 100 строк работы для 1-й группы: время — 1,66 мни* ошибок 16,3; для 2-й группы: время ~ 1,89 мин, ошибок 22,1; для 3-й группы: время — 1,97 мин, ошибок 23,1. Что касается приспособления к работе, то оно выразилось следующими цифрами: 1-я группа » первую половину работы сделала 395 ошибок, во вторую — 316 Ошибок, следовательно, улучшение выражается 20%; 2-я группа (двойная) сделала в первую половину работы 1051 ошибку, во вторую — 826 ошибок, следовательно, улучшение выражается 21%; 3-я группа в первую половину сделала 524 ошибки, во вторую половину — 476 ошибок, следовательно, улучшение выражается 9,1% ** О развитии сосредоточения Что к&савтея развития сосредоточения, являющегося столь важным процессом невропсихики в индивидуальной жизни, то оказывается, что у детей его зачатки удается обнаружить в сравнительно раннюю эпоху; По Ртеует'у, ** Roubinowitch J. Reflexe ideo-moteur de la pupilta, (См.: Поварнин Hf. Я« Внимание в его роль в- простоишь 1 психических процессах.) ** Fuchs. Die Mesaung d. Pupillexmgrowe etc. 1904. * Владимирский Л. В. Характерные особенности реакция сосредоточения в умственной работе у глухонемых, СПб., 1908. 49 В 3-й группе в одном из сеансов оказалось громадное количество значков, ослабившее существенным образом общий результат улучшения. его первые привязки ; могут быть обнаружены уже на 7-й неделе в виде фиксации глаз при резких зрительных и слуховых раздражениях. Но Сикорскому, в развитии сосредоточения отмечается два периода. Прежде сго развивается внешнее сосредоточение. Начиная уже с четвертого месяца отмечается сосредоточение на том или другом раздражителе внешних органов* «Концентрируя свое внимание то на том, то на ином предмете*ребенок на минуту застывает в известной позе, давая полную картину внешнего внимания* 49. На пятом, в особенности же на шестом месяце, сосредоточение можно признать прочно развитым, так что ребенка не сразу удается отвлечь посторонним впечатлением ♦ -..■■ Степень сосредоточения и его сила могут служить для решения вопроса о нормальном или ненормальном ходе умственного развития, «Слабое внимание или отсутствие его указывает на задержку и неполноту умствен-ного развития детяти, на начинающийся идиотизм» , Цьк и у взрослых, у детей внешнее сосредоточение характеризуется в общем теми же признаками в области движения, например, устремлением взора на тот или другой предмет, обращением уха в направлении звука и т. д. независимо от остановки дыхания и соответствующего фиксирования всего туловища. Ребенок беспрерывно изменяет сосредоточение, перемещая, его с одних пунктов на другие. По выражению Сикорского, он «то фотографирует на сетчатку своего глаза виденные предметы, то направляет все двадцать тысяч чувствительных струн своего уха навстречу волне колеблющегося воздуха, то анализирует запахи, то схватывает миллионы едва уловимых прикосновений окружающей среды, словом, дитя захватывает и чувствует внешний мир всеми фибрами своего девственного чуткого, существа м. Наиболее очевидным признаком сильного сосредоточения у ребенка служит внезапная задрежка и успокоение дыхания, в чем можно убедиться на целом ряде исследований, произведенных с записью кривых дыхания в нашем Педологическом институте. Что касается внутреннего сосредоточения, то, по И. А. Снкорскому, оно становится возможным в тот период, когда в силу частого повторения впечатлений упрочиваются их следы, что удается заметить впервые приблизительно на 81—'9-м месяце жизни дитяти. Само собою разумеется, что в этом возрасте внутреннее сосредоточение бывает у детей только минутным. Внешние проявления внутреннего сосредоточения характеризуются ври этом неподвижностью тела, задержкой дыхания я напряжением верхней орбитальной мышцы при отсутствии других признаков, характеризующих внешнее сосредоточение. Пользуясь художественными картинками (например, Богданова-Вельского: * Приготовление урока», «Устный счет»), проф. Сикорский указывает, между прочим, как на дальнейший признак внутреннего сосредоточения, на уклонение взора от видимых предметов, а равно и расхождение глазных осей, чем исключается возможность ясного видения. Очевидно, что внутреннее сосредоточение устраняет возможность появления внешнего сосредоточения, удаляя влияние внешних раздражений на воспринимающие органы. Сикорский Л. Л. Душа ребенка с кратким очерком дальнейшей психической эволюции, Киев, 1889. С, 114. 61 Там we. С. 62. и* заз О природе сосредоточения Переходя к рассмотрению вопроса о ближайшей природе сосредоточения, мы не будем вовсе касаться тех авторов, которые, трактуя сосредоточение, ограничиваются исключительно внутренней или субъективной стороной этого процесса, признавая в нем или большую интенсивность процесса представления или отождествления его с самим сознанием. Эти взгляды могут быть интересны для субъективной психологин, но оби лишены всякого значения для объективных психологических исследований. Сосредоточение reap, внимание как результат двигательного приспособления рассматривался целым рядом авторов, как Descartes, Lotze, Fries, Ваше, Ferrier, Lewes, Ziehen, Ribot, Baldwin и др. В то же время как результат нервной задержки сосредоточение рассматривалось FerrierJom, Ribot, МепШег'ом и др. Из авторов впервые Lotze 52 оттенил роль мышечных сокращений в акте сосредоточения гезр. внимания. По его взгляду, этот акт сводится и тому, что репродуктивные процессы вызывают состояние возбуждения двигательных нервов. Вследствие этого возникают двигательные впечатления и настоящие движения, которые и приводят к большей ясности репродуктивную деятельность. По Hartmann'y a, сосредоточение представляет собою известный стимул, возбуждающий из центра соответствующий периферический орган и повышающий его восприимчивость. Этот акт сопровождается также приспособлением воспринимающего органа и двигательным впечатлением, G. Muller 54 наряду с субъективными признаками сосредоточения говорит о влиянии возбуждения мозга на периферические воспринимающие органы, приводящего к обострению их впечатлительности и к приспособлению их к наилучшему восприятию, Ferrier ъъ обратил внимание на большую роль в акте сосредоточения задерживающихся импульсов. По его словам, сосредоточение обусловливается приспособлением воспринимающих органов и внутренней речью, т. е. двигательными импульсами при ограничении всех посторонних движений. Так как задерживающие центры, no Ferrier'y, должны быть локализированы в лобных долях, то и сосредоточение должно быть функцией лобных долей.
|
|||
|