Обще-учебные действия
| - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- знаково-символическое моделирование;
- умение структурировать знания;
- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия,
контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам;
определение основной и второстепенной информации;
свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно сжато выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.).
| Самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели на уроках (занятиях).
Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Делает предварительный анализ текста задачи, переводит текст на знаково-символический язык (вещи или графики).
Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач.
Строит модели и схемы,
работает с моделью и схемой, соотносит результаты, полученные на модели и схеме, с реальностью (текстом).
Проводит наблюдения и эксперимент под руководством учителя.
Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщение о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих процесс исследования, его средства и результаты);
умеет давать оценку полученных результатов и применять их к новым ситуациям.
Умеет составлять вопросы к тексту, план, граф-схему, тезизы, сводные таблицы, комментировать текст и логически запоминать учебную информацию.
Умеет отвечать на контрольные вопросы; делать реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; Умеет составлять сводные таблицы, рефераты и доклады по нескольким источникам.
Умеет определять главную тему, общую цель или назначения текста; умеет выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д.
Уметь находить информацию: пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной виной (синонимической) форме, чем в вопросе.
Уметь оценивать содержание текста и его форму.
Умеет работать с метафорами — понимает переносный смысл выражений (метафор), понимает и употребляет обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
|
|
Логичес-кие
| - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятия, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
| Используемые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями.
Постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру.
Осуществляет логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия.
Делает обобщение понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом.
Осуществляет сравнения и классификации, делает самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций.
Строит классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.
На основе общих посылок может строить гипотезы, проверять или опровергать их.
| |
Действия постанов-ки и решения проблем
| - формулирование проблемы;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
| Умеет видеть проблему, аргументировать ее актуальность, ставить вопросы.
Умеет выдвигать гипотезы.
Умеет структурировать тексты.
Умеет давать определение понятиям.
Формулирует гипотезы исследования и раскрывает замысел.
Планирует ход решения проблемы, исследовательских (проектных) работ и выбирает необходимый инструментарий.
Осуществляет поиск решения проблемы, проводит исследование (проектную работу) с поэтапным контролем и коррекцией результатов.
Умеет делать выводы и умозаключения
Умеет классифицировать
Оформляет результаты деятельности, как конечного продукта, и представляет результаты исследования (продукта проектных работ) для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.
| |