Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ



ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Виды действий Содержание действий Критерий сформированности/оценки компонентов действий Задания по предмету
Обще-учебные действия - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; - знаково-символическое моделирование; - умение структурировать знания; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов, относящихся к различным жанрам; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; - понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - умение адекватно, подробно сжато выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.). Самостоятельно выделяет и формулирует познавательные цели на уроках (занятиях). Осуществляет поиск и выделение необходимой информации, расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Делает предварительный анализ текста задачи, переводит текст на знаково-символический язык (вещи или графики). Создает и преобразовывает модели и схемы для решения задач. Строит модели и схемы, работает с моделью и схемой, соотносит результаты, полученные на модели и схеме, с реальностью (текстом). Проводит наблюдения и эксперимент под руководством учителя. Осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Умеет структурировать материал; обсуждать, объяснять, доказывать, защищать результаты, готовить, планировать сообщение о проведении исследования, его результатах и защите (подготовка включает не только составление текста, но и презентацию материалов, иллюстрирующих, объясняющих, демонстрирующих процесс исследования, его средства и результаты); умеет давать оценку полученных результатов и применять их к новым ситуациям. Умеет составлять вопросы к тексту, план, граф-схему, тезизы, сводные таблицы, комментировать текст и логически запоминать учебную информацию. Умеет отвечать на контрольные вопросы; делать реферативный пересказ, аннотирование, комментирование учебных текстов; Умеет составлять сводные таблицы, рефераты и доклады по нескольким источникам. Умеет определять главную тему, общую цель или назначения текста; умеет выбрать из текста или придумать к нему заголовок; сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснить порядок инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставить основные части графика или таблицы; объяснить назначение карты, рисунка; обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, и т.д. Уметь находить информацию: пробежать текст глазами, определить его основные элементы и заняться поисками необходимой информации, порой в самом тексте выраженной виной (синонимической) форме, чем в вопросе. Уметь оценивать содержание текста и его форму. Умеет работать с метафорами — понимает переносный смысл выражений (метафор), понимает и употребляет обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.  
Логичес-кие - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; - подведение под понятия, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. Используемые в младшем школьном возрасте операции становятся формально-логическими операциями. Постепенно отдельные умственные операции превращаются в единую целостную структуру. Осуществляет логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия. Делает обобщение понятия — осуществляет логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Осуществляет сравнения и классификации, делает самостоятельный выбор основания и критериев для указанных логических операций. Строит классификации на основе дихотомического деления (на основе отрицания). Строит логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей. Объясняет явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования. На основе общих посылок может строить гипотезы, проверять или опровергать их.  
Действия постанов-ки и решения проблем - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.   Умеет видеть проблему, аргументировать ее актуальность, ставить вопросы. Умеет выдвигать гипотезы. Умеет структурировать тексты. Умеет давать определение понятиям. Формулирует гипотезы исследования и раскрывает замысел. Планирует ход решения проблемы, исследовательских (проектных) работ и выбирает необходимый инструментарий. Осуществляет поиск решения проблемы, проводит исследование (проектную работу) с поэтапным контролем и коррекцией результатов. Умеет делать выводы и умозаключения Умеет классифицировать Оформляет результаты деятельности, как конечного продукта, и представляет результаты исследования (продукта проектных работ) для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования.    


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.