Критерий сформированности/оценки компонентов действий
Задания по предмету
Целепо-лагание
Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно
Принятая познавательная цель сохраняется при выполнении учебных действий и регулирует весь процесс их выполнения; четко выполняется требование познавательной задачи
Столкнувшись с новой практической задачей, самостоятельно формулирует познавательную цель и строит действие в соответствии с ней
Самостоятельно формулирует познавательные цели, выходя за пределы требований программы
Планирование
Определение последовательности промежуточных целей и задач с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
Распределение работ во времени
Умение реалистически оценивать силы и время
Умение планировать работу до ее начала (планирующий самоконтроль)
Соответствие планируемой деятельности сформулированным целям и задачам
Контроль
Сличение (сопоставление) способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Самостоятельность, осознанность действия контроля.
Самостоятельно обнаруживает ошибки, вызванные несоответствием усвоенного способа действия и условий задачи, и вносит коррективы.
При выполнении действия ученик ориентируется на правило контроля и успешно использует его в процессе решения задач, почти не допуская ошибок.
Решая новую задачу, ученик применяет старый неадекватный способ, с помощью учителя обнаруживает это и пытается внести коррективы.
Коррек-ция
Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата
Обнаружение ошибок и отклонений, внесение соответствующих исправлений.
Прогно-зирование
Предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик
Умеет устанавливать приоритеты.
Умеет распределять время в зависимости от важности дела.
Умение реалистически оценивать силы и время для выполнения конкретного дела.
Волевая регуляция
Сохранение самообладания при появлении затруднений в работе
Владение навыками саморегуляции (снижения эмоционального напряжения, поддержания необходимого уровня активации, мобилизации, обеспечивающих требуемый уровень работоспособности).
Отношение к ошибкам как нормальному явлению, стремление их исправить адекватным способом.