![]()
|
|||||
Невербальные тестыНевербальные тесты | диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно - перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности. Особое значение имеет здесь скорость выполнения, так как время всех заданий строго лимитируется и учитывается при оценке (в «вербальной» части методики время учитывается лишь при выполнении субтеста «Арифметика»), поэтому результаты по невербальным субтестам снижаются при многих видах патологии, особенно органической, необходимо учитывать также затормаживающее действие длительного приема некоторых, лекарств, например, нейролептиков. | ||||
Кодирование Шифровка | является вариантом теста на кодовые замены. Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ.
Феномены:
| Диагностируется зрительно - моторная скорость. Оценка определяется числом правильно зашифрованных цифр. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов. как и другие невербальные субтесты, но больше, чем другие, требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка | Диагностирует переключаемость внимания и темп психомоторных реакций В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления. чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаем ость, визуально-моторную координацию и двигательную активность. | ||
Недостающие детали | 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Время решения одной задачи - 20 сек. Правильный ответ оценивается 1 баллом.
Феномены:
| Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки Направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого. необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способностью от дифференцировать существенную отсутствующую деталь от опущенных в рисунке несущественных. | Активное внимание, наблюдательность. * Органики будут плохо выполнять, также при депрессии На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации - негативизм к обследованию, при истерии - демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности "верно ответить". Феномен "отсутствия поддержки" можно интерпретировать двояко - если отсутствуют вещи - беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек - отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем. | ||
Конструирование из кубиков Кубики Косса | 40 заданий. Включает набор карточек с краснобелыми чертежами и набор красно - белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Оценивается точность и время решения.
Феномены:
| Диагностируются двигательная координация и визуальный синтеза Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций.Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением. | Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта. обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко явля ются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов. Оценивая высокую способность этого субтеста измерять интеллект на невербальном материале (высокий коэффициент корреляции с итоговой Невербальной оценкой IQ), следует подчеркнуть ценность дополнительных данных, получаемых путем наблюдения и качественного анализа особенностей выполнения, этапы которого могут быть зафиксированы экспериментатором последовательно на специальном бланке. | ||
Последовательность событий | 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Оценка определяется правильностью и временем решения.
Феномены:
| Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия. Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль играют здесь перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий. | Плохо выполняют – олигофрены и органики Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, выявленным субтестом, служит чувство юмораиспытуемого, умение видеть забавные стороны событий. субтест «Расположение картинок», требующий тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора, как и субтест «Понимание», выявляющий ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют «социальным интеллектом» человека, и представляет очень важную личностную и клиническую характеристику | ||
Складывание фигур | 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры "человек", "профиль", "рука", "слон").Оценка зависит от времени и правильности сборки.
Феномены при выполнении субтеста:
| Диагностируется способность к синтезу целого из деталей По аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение субтеста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого. | конструктивный праксис. *Плохо выполняют – органики и при шизофрении. В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления. выполнение субтеста «Складывание объекта» более трудным для больных шизофренией, чем «Конструирование из кубиков», с его абстрактным «геометрическим» материалом, опорой на рисунок-образец и возможностью более систематического и формального подхода к решению заданий по сравнению с конкретными, но требующими догадки и интуиции заданиями субтеста «Складывание объекта». Многими авторами отмечается, что больные шизофренией часто выполняют «Конструирование из кубиков» значительно лучше, чем «Складывание объекта», в то время как больные с органическим поражением головного мозга делают одинаково плохо и то, и другое или даже «Складывание объекта» несколько лучше, чем «Конструирование из кубиков», поэтому эти соотношения могут быть использованы при диагностике. | ||
Лабиринты | Общие правила:
| Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности исследуемого; его умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти. | Наличие связи выполнения «Лабиринтов» с оценками за вербальные тесты показывает, что определенную роль здесь играют также навыки словесного формулирования стратегии действий испытуемым. |
|
© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.
|
|