Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Невербальные тесты



Невербальные тесты

диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно - перцептивному взаимодействию с объектами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности. Особое значение имеет здесь скорость выполнения, так как время всех заданий строго лимитируется и учитывается при оценке (в «вербальной» части методики время учитывается лишь при выполнении субтеста «Арифметика»), поэтому результаты по невербальным субтестам снижаются при многих видах патологии, особенно органической, необходимо учитывать также затормаживающее действие длительного приема некоторых, лекарств, например, нейролептиков.

Кодирование Шифровка является вариантом теста на кодовые замены. Нужно написать под каждой цифрой (всего 100) соответствующий символ за 1,5 минуты. Приведен ключ: под каждой из 9 цифр соответствующий символ.   Феномены:
  1. соблюдение последовательности соответственно цифрам наблюдается в норме. В случае нарушения концетрации внимания, торопливости, испытуемый начинает заполнять коды, следуя порядку счета (1,2, и т.д.), а не их последовательности;
  2. темп работы - быстрый или медленный темп указывает на эмоциональное состояние личности - гипертимность или гипотимность.
Количественные характеристики:
  1. низкие оценки "Шифровки" (порой значительно ниже "Словарного") говорят о депрессивных тенденциях, недостатке побуждения к активной деятельности;
  2. оценки выше "Словарного" - уровень притязаний слишком высок, не соответствует интеллектуальным способностям;
  3. важно соотношение "Шифровка" и "Повторение" - снижение "Повторения" (тревога) и повышение "Шифровки" (энергичность) говорят о глушении и контроле над тревожностью путем повышения активности;
  4. повышение "Повторения" и снижение "Шифровки" может отмечаться у депрессивных личностей, стремящихся к отрицанию депрессивного синдрома через гиперактивность;
  5. с этим субтестом хорошо справляются шизоиды, поскольку тест носит нейтральный и бессодержательный характер.
 
Диагностируется зрительно - моторная скорость. Оценка определяется числом правильно зашифрованных цифр. Успешность работы с субтестом зависит от свойств внимания (концентрация, распределение, переключение), восприятия, зрительно-моторной координации, скорости формирования новых навыков, способности к интеграции зрительно-двигательных стимулов. как и другие невербальные субтесты, но больше, чем другие, требует сохранности визуальной перцепции и праксиса, зрительно-моторной координации, скорости образования навыка Диагностирует переключаемость внимания и темп психомоторных реакций     В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления. чувствителен к психомоторной недостаточности, характеризует зрительную память, обучаем ость, визуально-моторную координацию и двигательную активность.
Недостающие детали 21 карточка, на которых изображены картинки с отсутствующей деталью. Время решения одной задачи - 20 сек. Правильный ответ оценивается 1 баллом.     Феномены:
  1. отсутствие "поддержки" - у лиц, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны окружающих: нет человека, древка и прочих атрибутов "поддержки";
  2. незнакомый рисунок - испытуемый в качестве защиты от обследования заявляет, что он такой предмет раньше не видел. В таком случае советуют: "Посмотрите внимательно и вы увидите недостающую деталь";
  3. вопросы к экспериментатору - чаще дают личности, сомневающиеся в себе, или же пунктуальные в своей работе;
  4. несущественные признаки - выделение несущественных признаков по картинкам может проводиться испытуемым по феномену отсутствия "поддержки", либо по конкретно-ситуационным признакам, либо по несущественным (у шизофреников) далеким признакам.
  5. быстрый ответ - может быть верным или неверным, но встречается при гипертимности, повышенном настроении, эйфории;
  6. оценивание - испытуемый критикует рисунок по форме или по содержанию, чаще это носит защитный характер от обследования.
 
Диагностирует зрительную наблюдательность и способность выявлять существенные признаки Направлен на выявление и измерение перцептивных способностей, включенных в зрительное узнавание знакомых объектов, умение дифференцировать существенное от второстепенного в зрительных образах. Успешность выполнения заданий субтеста зависит от объема перцептивного внимания, наблюдательности и сосредоточенности испытуемого. необходимы острота восприятия и понимание того, что является существенным в изображении, способностью от дифференцировать существенную отсутствующую деталь от опущенных в рисунке несущественных.   Активное внимание, наблюдательность. * Органики будут плохо выполнять, также при депрессии   На оценки влияют многие факторы: как клинические, так и уровень образования, умение системно работать. Высокие оценки могут отмечаться у паранойяльно настроенных лиц, у лиц с высоко наблюдательностью (чаще профессиональной). Высокие результаты дают лица педантичные (тщательный осмотр картинок). Низкие результаты в целом по субтесту отражают пассивность личности. больше заботу о своем физическом благополучии. Часто проба, в отличие от остальных, вызывает у акцентуированных личностей в состоянии декомпенсации - негативизм к обследованию, при истерии - демонстрирование тяжести своего состояния и невозможности "верно ответить". Феномен "отсутствия поддержки" можно интерпретировать двояко - если отсутствуют вещи - беспомощность и пассивность личности, если отсутствует человек - отчужденность от окружающих и поиск помощи в разрешении своих проблем.  
Конструирование из кубиков   Кубики Косса 40 заданий. Включает набор карточек с краснобелыми чертежами и набор красно - белых кубиков. Испытуемый должен, глядя на образец, собрать из кубиков чертеж. Оценивается точность и время решения.   Феномены:
  1. трудности выполнения 2 задания или еще хуже - невозможность выполнения после экспериментатора - явная патология зрительно-моторной координации;
  2. феномен "первого кубика" - интересно проследить, как начинает работу испытуемый, с какого угла рисунка (сверху или снизу), как долго он изучает кубик, держа его в руках, берет ли второй кубик для изучения
  3. все эти моменты в какой-то степени отражают личность испытуемого - замешательство, невнимательность при прослушивании инструкции, нестандартность работы для взрослого;
  4. движения - следует точно фиксировать количество движений, совершаемых испытуемым при работе с одним заданием. Чем меньше количество движений и чем ближе оно к количеству стыков между кубиками, тем эффективнее моторно-зрительная координация испытуемого, его конструктивные способности;
  5. критические задания - это задания, при которых испытуемый испытывает наибольшие трудности, поскольку ему приходится переходить от легких форм имитации более сложным, где необходимо повысить уровень абстрагирования;
  6. инверсия рисунка - испытуемый совершает двойной поворот рисунка в целом на 90 градусов; втречается чаще при психоорганике;
  7. ротация - поворот рисунка на 90 градусов;
  8. конфузии - изменение структуры рисунка и некритическое отношение к своей работе - при явно выраженной психоорганике;
  9. игнорирование - этот феномен включает в себя следующие моменты: а) игнорирование цвета - вместо красного цвета кладут белый и наоборот; б) формы - вместо квадрата начинают кубики раскладывает в полоску.
 
Диагностируются двигательная координация и визуальный синтеза Задания субтеста направлены на выявление аналитико-синтетических способностей испытуемого, выявление интеллектуальных потенций.Успешность выполнения определяется способностью анализировать целое через составляющие его части, пространственным воображением.   Наиболее информативен в структуре невербального интеллекта.   обладает особой чувствительностью к церебрально-органической патологии различного генеза, особенно теменной локализации. В клинике субтест хорошо дифференцирует органические заболевания головного мозга от шизофрении, при которой выполнение этого субтеста может долгое время оставаться относительно сохранным, а результаты по нему в профиле больных шизофренией нередко явля ются самыми высокими среди других, обычно сниженных, невербальных субтестов.   Оценивая высокую способность этого субтеста измерять интеллект на невербальном материале (высокий коэффициент корреляции с итоговой Невербальной оценкой IQ), следует подчеркнуть ценность дополнительных данных, получаемых путем наблюдения и качественного анализа особенностей выполнения, этапы которого могут быть зафиксированы экспериментатором последовательно на специальном бланке.
Последовательность событий 8 серий картинок. Каждая серия представляет сюжет. Картинки предъявляются в определенной неправильной последовательности. Испытуемый должен их правильно расположить. Оценка определяется правильностью и временем решения.   Феномены:
  1. переворачивание картинок - в тот момент, когда испытуемый видит перед собой картинки, расположенные в беспорядке, он переворачивает их, стараясь понять, как решить задание. Следует указать испытуемому на то, что переворачивать картинки нельзя, но сам факт фиксируется, поскольку это может встретиться при паранойяльном синдроме;
  2. связь с переживаниями - часто в клинике неврозов, реактивных состояний, а также при шизофрении испытуемые при толковании серий проектируют на них свои внутренние переживания. В этом случае субтест является хорошим проективным методом по выявлению структуры бреда или переживаний;
  3. несущественные признаки - чаще при шизофрении отмечается выделение в серии картинок (больные обычно верно раскладывают серию в последовательности) какой-либо одной несущественной детали (лиц, обстановки) и на основе этих деталей строится логически объяснимая (но не адекватная по содержанию серии) ситуация;
  4. необъяснение серий - испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), но не стремится или не в состоянии объяснить ее содержание. Может встречаться в тяжелых случаях депрессивных, реактивных состояний, психоорганики;
  5. отсутствие интеграции - при психоорганике чаще встречается случай, когда испытуемый раскладывает серию (верно или неверно), объясняет содержание каждой картинки в отдельности, но объединить серию в единое целое не в состоянии;
  6. персеверация - при шизофрении или при психоорганике встречаются случаи, когда тема одной серии переносится на другие серии;
  7. отсутствие юмора - чаще параноидные больные не понимают юмора серий;
  8. резонерство - бесплодное мудроствование при составлении рассказа по серии картинок.
Субтест направлен на выявление антиципации мышления испытуемого и умения планировать социальные действия.   Диагностируются способности организации целого из частей, понимания ситуации, экстраполяции. Требует умения организовать отдельные части смыслового сюжета в единое целое. Существенную роль играют здесь перцептивное внимание и зрительное «схватывание» материала и предвосхищение событий. Плохо выполняют – олигофрены и органики   Участие моторики в данном субтесте несущественно. Дополнительным параметром, выявленным субтестом, служит чувство юмораиспытуемого, умение видеть забавные стороны событий. субтест «Расположение картинок», требующий тонкого понимания причинно-следственных связей в межличностных ситуациях, житейского опыта и чувства юмора, как и субтест «Понимание», выявляющий ориентировку в практических ситуациях, характеризует то, что называют «социальным интеллектом» человека, и представляет очень важную личностную и клиническую характеристику
Складывание фигур 4 задания. Испытуемый должен собрать фигуру хорошо знакомого предмета из отдельных деталей (фигуры "человек", "профиль", "рука", "слон").Оценка зависит от времени и правильности сборки.   Феномены при выполнении субтеста:
  1. пробы и ошибки - при слабости эвристических способностей и при снижении активности и быстроты мышления испытуемые обычно работают путем проб и ошибок, порой не доводя до конца сложение фигур;
  2. перестановка 1-3 элементов фигур - своебразное застревание в ходе сожжения фигур, когда процесс сложения начат верно, затем встречается трудность и испытуемый начинает уже сложенную часть фигуры перекладывать;
  3. двигательная скорость - этот феномен замечен еще Рапопортом, и он встречается у лиц с гипоманией.
Выполнение субтеста "Фигуры" намного сложнее, чем "Кубики" у больных шизофренией, так как эти больные лучше оперируют абстрактным геометрическим мтариалом, систематизацией и формальным подходом к решению заданий кубиков, чем наличием догадки, интуиции в "Фигурах". Больные с органическим поражением головного мозга одинаково неэффективно выполняют как "Фигуры", так и "Кубики".  
Диагностируется способность к синтезу целого из деталей По аналогии с «Кубиками Косса» обнаруживает умение соотнести части и целое. Решение субтеста связано с формированием идеального эталона. Однако идеальный образ фигуры не является достаточным для успеха. Образ необходимо воссоздать практически, адекватно соотнося отдельные части в структуре целого.   конструктивный праксис. *Плохо выполняют – органики и при шизофрении.   В выполнение субтеста включены эвристические компоненты мышления. выполнение субтеста «Складывание объекта» более трудным для больных шизофренией, чем «Конструирование из кубиков», с его абстрактным «геометрическим» материалом, опорой на рисунок-образец и возможностью более систематического и формального подхода к решению заданий по сравнению с конкретными, но требующими догадки и интуиции заданиями субтеста «Складывание объекта». Многими авторами отмечается, что больные шизофренией часто выполняют «Конструирование из кубиков» значительно лучше, чем «Складывание объекта», в то время как больные с органическим поражением головного мозга делают одинаково плохо и то, и другое или даже «Складывание объекта» несколько лучше, чем «Конструирование из кубиков», поэтому эти соотношения могут быть использованы при диагностике.
Лабиринты Общие правила:
  1. Задание считается не выполненным, если:
А) количество ошибок превышает допустимое для данного лабиринта (независимо от времени выполнения), или Б) превышен лимит времени (независимо от количества ошибок.
  1. Ошибками считаются:
А) каждый отрыв карандаша, за исключением случаев, когда это необходимо для исправления предыдущей ошибки (например, пересечение линии); Б) пересечение линии, т.е. когда между линией и следом карандаша с другой стороны линии имеется промежуток. Исключением является обстоятельства, когда пересечение случайно (например, сдвинулся лист бумаги); В) каждый заход в «тупик» лабиринта, т.е. пересечение пунктирной линии в одном направлении.
  1. При каждом отрыве карандаша делать испытуемому замечание («не отрывай карандаш»)
  2. При пересечении линии замечание делается только один раз.
 
Предположительно выделяет аналитико-синтетические способности исследуемого; его умение последовательно решать перцептивные задачи, удерживая свои действия в рамках указанных экспериментатором ограничений; меру устойчивости и произвольности внимания; эффективность работы оперативной памяти.   Наличие связи выполнения «Лабиринтов» с оценками за вербальные тесты показывает, что определенную роль здесь играют также навыки словесного формулирования стратегии действий испытуемым.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.