Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Вербальные тесты



 

 

Таблица для работы с тестом Векслера

Название субтеста Особенность проведения Что выявляет примечание

Вербальные тесты

тесно коррелируют с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого. Скорость накопления вербальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Осведомленность включает 29 вопросов. Диагностирует уровень простых знаний. Нет вопросов, требующих специальных и теоретических знаний. Правильный ответ оценивается в 1 балл.   Обратить внимание на следующие феномены:
  1. временное "забывание" - когда испытуемый сразу не дает ответа, и после решения последующих нескольких заданий, неожиданно возвращается к нерешенному вопросу и дает на него ответ. Может встречаться при ригидности мышления;
  2. точность воспроизведения - испытуемый дает или старается дать как можно более точную информацию на поставленный вопрос, порой (при демонстративности) без просьбы экспериментатора, показывая свои обширные знания;
  3. цифры населения - встречается у лиц, следящих внимательно за состоянием внутри страны;
  4. географические названия - по аналогии с феноменом у Роршаха - интерес к географии, который встречается у акцентуированных личностей (имеется в виду не специалисты-географы);
  5. интерес к социологии и философии видно по ответам на последние два вопроса.
 
характеризуют общую интеллигентностьиспытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых Направлен на выявление и измерение общего объема и уровня относительно простых знаний и, тем самым, направленности и широты познавательных процессов, степени развития основных интеллектуальных функций (памяти и мышления). Успешность выполнения субтеста напрямую зависит от образования испытуемого, его общей культуры. Оценка за «Осведомленность» характеризует испытуемого с точки зрения его образованности и является особенно прогностичной в отношении вербального и общего IQ. Случаи значительного расхождения оценок по «Осведомленности» с другими субтестами представля ют интерес для характеристики личности в норме и патологии, могут свидетельствовать об односторонности преимущественно «вербального» развития, оторванности от реальности, «книжном» характере знаний. Другой важной особенностью этого субтеста является то, что результаты по нему менее, чем по другим субтестам, подвержены «ухудшению» в связи с нервно-психической болезнью (естественно, за исключением состояний достаточно грубого нарушения памяти и сознания) и поэтому в клинике нередко рассматриваются как показатель «преморбидной» характеристики интеллекта больного. Если высокий результат только по данному субтесту – скорее всего преморбидный уровень интеллекта хороший
Понимание Субтест "Понимание": 14 заданий на понимание смысла выражений. Оценивается способность к суждениям. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла   Отдельные феномены:
  1. следует отмечать характер решительности или нерешительности при ответах испытуемого;
  2. феномен "фасада" при акцентуации характера, когда испытуемый адекватно дает модель своего поведения в социальных условиях, но на самом деле в реальных ситуациях его поведение противоположно.
 
характеризуют практическое мышление, суждения испытуемого, касающиеся его житейского и социального опыта, социальные оценки и здравый смысл ,выявление умений строить умозаключения на основе жизненного опыта и с опорой на здравый смысл, взаимодействуют и интеллектуальные и эмоциональные факторы. У органиков и психопатов возможны эгоцентричные ответы «Порву письмо, не буду брать!». Больные шизофренией будут плохо решать данный субтест, вследствие нарушенной адаптации находит свое выражение актуальная готовность к умственной деятельности, самостоятельность и социальная зрелость суждений.клиническое значение, например, в диагностике шизофрении или психастении, где «практическое» мышление может быть значительно хуже формального абстрактно-логического. Здесь же возможны проявления импульсивности и эгоцентричности, характерные для «органики» и истерии Результаты обычно очень чутко реагируют на социальную дезадаптацию испытуемого (например, при неврозах или психопатиях). Снижение результатов говорит об игнорировании или пренебрежении социальной конформности, либо ослаблению интереса к социальному участию. Высокие же оценки отражают чрезмерную конформность, пассивность, либо демонстрирование социально-приемлемых черт характера (что встречается у демонстративных личностей). Следует иметь в виду, что некоторые социально активные психопаты набирают высокие оценки по данному субтесту.
Арифметика включает 14 задач из курса арифметики начальной школы. Задачи решаются устно. Диагностируется легкость оперирования числовым материалом. Оценивается как правильность, так и затраченное время. диагностирует не только уровень оперирования числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.   Требует от испытуемого продемонстрировать высокую концентрированность произвольного внимания, сообразительность, четкость оперирования числовым материалом Выявляет темп психических процессов, концентрацию внимания, оперативную память. * Плохо будут выполнять органики, У.О., люди чувствительные к эмоциональной дезорганизации - тревожные, невротики.   Клиническое значение субтеста, как и следующего («Сходства») — характеристика «оперативного» мышления, важного в диагностике шизофрении и органических заболеваний головного мозга, он чувствителен к «эмоциональной дезорганизации» при тревожных состояниях, например, у больных неврозами  
Сходства 13 заданий. Испытуемый должен подвести 2 предмета под общую категорию, выявить, что между ними сходно. Диагностируется понятийное мышление. Оценка в зависимости от правильности ответа: 0, 1, 2 балла.   Обратить внимание на следующие феномены:
  1. какой тип мышления преобладает: понятийный, функциональный, конкретны;
  2. обратить внимание на обобщение по несущественным признакам, какие несущественные признаки обобщаются: слишком далекие по смыслу к этим понятиям, либо имеющие функциональный или ситуационный оттенок. Этот феномен помогает при выявлении нарушений мышления при шизофрении;
  3. избыточность информации, элементы резонерства испытуемого;
  4. при психоорганике встречается феномен, когда испытуемый вместо сходства дает описание различий между понятиями. Этот же феномен встречается и при олигофрении;
  5. испытуемый заявляет, что между понятиями отсутствует всякое сходство (особенно при решении сложных заданий субтеста), феномен чаще говорит о низком культурном уровне испытуемого;
  6. такие черты личности, как активность или нерешительность при решении заданий, быстрота мышления или его вязкость.
 
Результаты его выполнения говорят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки по тесту ухудшаются при старении.   Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей. Обнаруживает высокую корреляцию с IQ. Направлен на выявление и измерение способностей к логическому обобщению и степени развития этих способностей.   результаты снижаются при наличии изменений мышления как по органическому, так и шизофреническому типу, хотя особенности выполнения при этих патологических формах различны, что выявляется при качественном анализе ответов — снижение уровня обобщения в первом и искажение обобщения во втором случае   Выполнение этого задания требует определенного уровня развития абстрактно-логического вербального мышления, связанного с типом и особенностями мышления испытуемого, однако при оценке необходимо также учитывать и жизненный опыт испытуемого, так как выполнение заданий субтеста требует определенного образовательного минимума. Когда количественно результаты по "Сходству" значительно снижены по сравнению с остальными субтестами, то можно думать о нарушении центральной нервной системы. Высокие оценки могут встречаться у лиц, склонных к абстрактному мышлению. При приступообразной шизофрении наряду со снижением "Сходства", снижается "Понятливость", и, возможно, "Арифметический". Сходство требует абстрактного мышления, поэтому у лиц, склонных к образованию различного рода фобий, а также идей отношений, преследования - оценки чаще выше.  
Повторение чисел 1 - ая часть содержит ряды, в которых от 3 до 9 цифр. Испытуемый должен прослушать цифры и устно их воспроизвести. 2 - ая часть включает ряды от 2 до 8 цифр. Испытуемый должен воспроизвести ряд обратным порядком.   Перечень феноменов:
  1. ритм повторения - испытуемый повторяет цифры в прямом порядке в таком же ритме, каком произносил экспериментатор. Чтобы избежать этого феномен, экспериментатор должен ровным голосом произносить ряд цифр;
  2. просьба повторить ряд - встречается у лиц о слабой концентрацией внимания. Обычно повторяют нижний ряд из группы цифр;
  3. неверно повторена первая цифра при прямом повторении - чаще указывает на слабость концентрации внимания у невротиков;
  4. замена места - испытуемый меняет цифры местами при повторении, также встречается при неврозе;
  5. сравнение повторения цифр в прямом порядке с повторением цифр в обратном. Если разница между ними больше двух, то это является признаком снижения концентрации внимания по психоорганическому типу;
  6. невозможность повторения 4 цифр в прямом порядке - грубейшая психоорганика.
Количественный анализ результатов:
  1. если оценка "Повторения" значительно ниже "Словарного" – указание на наличие тревоги;
  2. если оценка "Повторения" выше "Словарного" - выхолощенность эмоций, особенно у шизоидов;
  3. высокие оценки "Повторения" могут встречаться у психопатов и демонстративных личностей с ярко выраженным эгоцентризмом;
  4. низкие оценки свидетельствуют об утомляемости, внутрненнем дискомфорте, с которым личность свыклась и не желает расставаться;
  5. сочетание снижения в субтестах "Повторения", "Сходства" и конструктивных пробах невербального интеллекта - все это говорит о большой вероятности органического поражения головного мозга.
 
наиболее слабо коррелирует с общим интеллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение его в шкалу Векслер обосновывал диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в прямом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при старении ухудшается незначительно, обратное - несколько значительней. Обнаруживает качество оперативной памяти и активного внимания. Субтест является классическим тестом на определение объема памяти. *Чувствителен к органике По сравнению с другими субтестами «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим IQ. По мнению Д. Векслера, неспособность воспроизвести в прямом порядке 4 цифры однозначно свидетельствует о слабоумии концентрации внимания и подвержено как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих больному сосредоточиться на задании и особенно характерных для неврозов и тревожно-депрессивных состоянии   Однако результаты выполнения субтеста «Повторение чисел» в большей степени, чем субтеста «Арифметика», характеризуют непосредственно объем кратковременной памяти и поэтому он также чувствителен к церебральной патологии (особенно височной локализации). В этом случае более грубое снижение результатов при повторении чисел в прямом (и еще более — в обратном порядке) может оказать помощь в дифференциальной диагностике, например, невроза от неврозоподобного течения органического заболевания головного мозга   Субтест требует большой концентрации внимания и подвержен как внешним, так и внутренним помехам, особенно эмоционального характера. Нарушение этой помехоустойчивости считается многими авторами признаком внутреннего беспокойства, тревоги, мешающих сосредоточиться больному на задании. Результаты "Повторения" очень чувствительны к церебральной патологии (особенно височной локализации).
Словарный запас 42 понятия. Тест направлен на изучение вербального опыта и умения определять понятия. Испытуемый должен объяснить значение слова. Первые 10 слов - распространенные в обыденой речи, следующие 20 слов - средней сложности, последние 12 слов - абстрактно-теоретические понятия. Оценка от 0 до 2 баллов.   Феномены:
  1. уровень мышления: анализируется преобладание одного из уровней мышления - понятийного, функционального, конкретного. Например, употребление преимущественно функциональных категорий может означать стремление к быстрому действию без достаточного обдумывания и плана; преобладание конкретности может говорить о низком культурном уровне личности;
  2. "интеллектуальность" - ответы носят подчеркнуто интеллектуальный характер, свойственный демонстративным личностям;
  3. анализ частей речи - интересно проследить характер ответов на существительные (чаще зависят от уровня образования), прилагательные, глаголы (первая форма речи, формирующаяся в детстве и наиболее устойчивая).
 
характеризуют общую интеллигентностьиспытуемого, практически не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они определяются уровнем образования испытуемых Предполагает свободное оперирование словами родного языка. Успешность ответов зависит от образования и культуры мышления испытуемого и предполагает достаточно большой словесный запас, хорошее чувство меры и адекватность при определении необходимого и достаточного при раскрытии смысла слова По характеру актуализируемых интеллектуальных процессов этот субтест наиболее близок к «Осведомленности». Качественный анализ ответов по этому субтесту особенности и характер мышления, может выявить имеющиеся формальные нарушения (наличие неологизмов, нелепостей, резонёрства и др.), а также характерологические и личностные черты больного (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и пр.). Однако, психологические особенности мышления и речи больного, которые могли бы существенно сказаться на количественной оценке выполнения субтеста «Словарь», выступают лишь в случаях явной и грубой патологии. Поэтому результаты по субтесту «Словарь» столь же устойчивы как и по субтесту «Осведомленность» и, наряду с ним, служат для оценки преморбидного интеллекта больного.   Субтест «Словарь», как и субтест «Осведомленность», имеет самые высокие коэффициенты корреляции с итоговыми Вербальной и Полной оценками интеллекта (IQ)   Качественный анализ вскрывает особенности мышления (неологизмы, нелепости, резонерство и пр.) и характерологические личностные черты (импульсивность, рационализм, эгоцентризм и т.д.). Оценка "Словарного" наиболее устойчива к воздействию внешних причин (болезней, травм). Поэтому, поскольку словарный запас распадается в последнюю очередь при различных психических заболеваниях, результаты субтеста можно рассматривать как оценку преморбидного интеллекта испытуемого. Тем более, что "словарный" имеет самую высокую корреляцию с общим вербальным интеллектом. Вообще, в практике интерпретации результатов методики Векслера принято ориентироваться на показатель "Словарного" и с ним сравнивать остальные субтесты.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.