Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





H. Ленина 3 страница



Какое действительное классовое значение имели подобные «поправки» к Марксу, об этом не приходится


20___________________________ В. И. ЛЕНИН

говорить — дело ясно само собой. Мы отметим только, что единственным марксистом в международной социал-демократии, давшим критику тех невероятных пошлостей, которые наговорили здесь ревизионисты, с точки зрения последовательного диалекти­ческого материализма, был Плеханов. Это тем более необходимо решительно подчерк­нуть, что в наше время делаются глубоко ошибочные попытки провести старый и реак­ционный философский хлам под флагом критики тактического оппортунизма Плехано-

* ва .

Переходя к политической экономии, надо отметить, прежде всего, что в этой области «поправки» ревизионистов были гораздо более разносторонни и обстоятельны; на пуб­лику старались подействовать «новыми данными хозяйственного развития». Говорили, что концентрации и вытеснения крупным производством мелкого не происходит в об­ласти сельского хозяйства вовсе, а в области торговли и промышленности происходит она крайне медленно. Говорили, что кризисы теперь стали реже, слабее, вероятно, кар­тели и тресты дадут возможность капиталу совсем устранить кризисы. Говорили, что «теория краха», к которому идет капитализм, несостоятельна ввиду тенденции к приту­плению и смягчению классовых противоречий. Говорили, наконец, что и теорию стои­мости Маркса не мешает исправить по Бем-Баверку.

Борьба с ревизионистами по этим вопросам дала такое же плодотворное оживление теоретической мысли международного социализма, как полемика Энгельса с Дюрингом за двадцать лет перед тем. Доводы ревизионистов разбирались с фактами и цифрами в руках. Было доказано, что ревизионисты систематически подкрашивают современное мелкое производство. Факт технического и коммерческого превосходства крупного производства над мелким не только в промышленности,

См. книгу «Очерки философии марксизма» Богданова, Базарова и др. Здесь не место разбирать эту книгу и я должен ограничиться пока заявлением, что в ближайшем будущем покажу в ряде статей или в особой брошюре, что все сказанное в тексте про неокантианских ревизионистов относится по существу дела и к этим «новым» неоюмистским и необерклианским ревизионистам. (См. Сочинения, 5 изд., том 18. Ред.)


МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ___________________________ 21

но и в земледелии доказывают неопровержимые данные. Но в земледелии гораздо сла­бее развито товарное производство, и современные статистики и экономисты плохо умеют обыкновенно выделять те специальные отрасли (иногда даже операции) земле­делия, которые выражают прогрессивное вовлечение земледелия в обмен мирового хо­зяйства. На развалинах натурального хозяйства мелкое производство держится беско­нечным ухудшением питания, хронической голодовкой, удлинением рабочего дня, ухудшением качества скота и ухода за ним, одним словом, теми же средствами, кото­рыми держалось и кустарное производство против капиталистической мануфактуры. Каждый шаг вперед науки и техники подрывает неизбежно и неумолимо основы мел­кого производства в капиталистическом обществе, и задача социалистической эконо­мии — исследовать этот процесс во всех его, нередко сложных и запутанных, формах, — доказывать мелкому производителю невозможность удержаться при капитализме, безвыходность крестьянского хозяйства при капитализме, необходимость перехода крестьянина на точку зрения пролетария. Ревизионисты в данном вопросе грешили в научном отношении поверхностным обобщением односторонне-выхваченных фактов, вне связи их со всем строем капитализма, — в политическом же отношении они греши­ли тем, что неизбежно, вольно или невольно, звали крестьянина, или толкали крестья­нина на точку зрения хозяина (т. е. точку зрения буржуазии) вместо того, чтобы толкать его на точку зрения революционного пролетария.

С теорией кризисов и теорией краха дела ревизионизма обстояли еще хуже. Только самое короткое время и только самые близорукие люди могли думать о переделке ос­нов учения Маркса под влиянием нескольких лет промышленного подъема и процвета­ния. Что кризисы не отжили свое время, это показала ревизионистам очень быстро дей­ствительность: кризис наступил после процветания. Изменились формы, последова­тельность, картина отдельных кризисов, но кризисы остались неизбежной составной частью капиталистического строя.


22___________________________ В. И. ЛЕНИН

Картели и тресты, объединяя производство, в то же время усиливали на глазах у всех анархию производства, необеспеченность пролетариата и гнет капитала, обостряя та­ким образом в невиданной еще степени классовые противоречия. Что капитализм идет к краху — ив смысле отдельных политических и экономических кризисов и в смысле полного крушения всего капиталистического строя, — это с особенной наглядностью и в особенно широких размерах показали как раз новейшие гигантские тресты. Недавний финансовый кризис в Америке, страшное обострение безработицы во всей Европе, не говоря уже о близком промышленном кризисе, на который указывают многие призна­ки, — все это привело к тому, что недавние «теории» ревизионистов забыты всеми, ка­жется, многими и из них самих. Не следует только забывать тех уроков, которые эта интеллигентская неустойчивость дала рабочему классу.

О теории стоимости надо только сказать, что, кроме намеков и воздыханий, весьма туманных, по Бем-Баверку, ревизионисты не дали тут решительно ничего и не оставили поэтому никаких следов в развитии научной мысли.

В области политики ревизионизм попытался пересмотреть действительно основу марксизма, именно: учение о классовой борьбе. Политическая свобода, демократия, всеобщее избирательное право уничтожают почву для классовой борьбы, — говорили нам, — и делают неверным старое положение «Коммунистического манифеста»: рабо­чие не имеют отечества. В демократии, раз господствует «воля большинства», нельзя дескать ни смотреть на государство, как на орган классового господства, ни отказы­ваться от союзов с прогрессивной, социал-реформаторской буржуазией против реак­ционеров.

Неоспоримо, что эти возражения ревизионистов сводились к довольно стройной системе взглядов, — именно: давно известных либерально-буржуазных взглядов. Ли­бералы всегда говорили, что буржуазный парламентаризм уничтожает классы и классо­вые деления, раз право голоса, право участия в государственных делах


МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ___________________________ 23

имеют все граждане без различия. Вся история Европы во 2-й половине XIX века, вся история русской революции в начале XX века показывает воочию, как нелепы подоб­ные взгляды. Экономические различия не ослабляются, а усиливаются и обостряются при свободе «демократического» капитализма. Парламентаризм не устраняет, а обна­жает сущность самых демократических буржуазных республик, как органа классового угнетения. Помогая просветить и организовать неизмеримо более широкие массы насе­ления, чем те, которые прежде участвовали активно в политических событиях, парла­ментаризм подготовляет этим не устранение кризисов и политических революций, а наибольшее обострение гражданской войны во время этих революций. Парижские со­бытия весной 1871 года и русские зимой 1905 года показали яснее ясного, как неизбеж­но наступает такое обострение. Французская буржуазия, ни секунды не колеблясь, во­шла в сделку с общенациональным врагом, с чужестранным войском, разорившим ее отечество, для подавления пролетарского движения. Кто не понимает неизбежной внутренней диалектики парламентаризма и буржуазного демократизма, приводящей к еще более резкому, чем в прежние времена, решению спора массовым насилием, — тот никогда не сумеет на почве этого парламентаризма вести принципиально выдержанной пропаганды и агитации, действительно готовящей рабочие массы к победоносному участию в таких «спорах». Опыт союзов, соглашений, блоков с социал-реформаторским либерализмом на Западе, с либеральным реформизмом (кадеты) в рус­ской революции показал убедительно, что эти соглашения только притупляют сознание масс, не усиливая, а ослабляя действительное значение их борьбы, связывая борющих­ся с элементами, наименее способными бороться, наиболее шаткими и предательскими.

л                    «                           22

Французский мильеранизм — самый крупный опыт применения ревизионистской по­литической тактики в широком, действительно национальном масштабе, — дал такую практическую оценку ревизионизма, которую никогда не забудет пролетариат всего мира.


24___________________________ В. И. ЛЕНИН

Естественным дополнением экономических и политических тенденций ревизиониз­ма явилось отношение его к конечной цели социалистического движения. «Конечная цель — ничто, движение — все», это крылатое словечко Бернштейна выражает сущ­ность ревизионизма лучше многих длинных рассуждений. От случая к случаю опреде­лять свое поведение, приспособляться к событиям дня, к поворотам политических ме­лочей, забывать коренные интересы пролетариата и основные черты всего капитали­стического строя, всей капиталистической эволюции, жертвовать этими коренными ин­тересами ради действительных или предполагаемых выгод минуты, — такова ревизио­нистская политика. И из самого существа этой политики вытекает с очевидностью, что она может принимать бесконечно разнообразные формы и что каждый сколько-нибудь «новый» вопрос, сколько-нибудь неожиданный и непредвиденный поворот событий, хотя бы этот поворот только в миниатюрной степени и на самый недолгий срок изме­нял основную линию развития, — неизбежно будут вызывать всегда те или иные раз­новидности ревизионизма.

Неизбежность ревизионизма обусловливается его классовыми корнями в современ­ном обществе. Ревизионизм есть интернациональное явление. Для всякого сколько-нибудь сведущего и думающего социалиста не может быть ни малейших сомнений в том, что отношение ортодоксов и бернштейнианцев в Германии, гедистов и жоресистов (теперь в особенности бруссистов) во Франции23, Социал-демократической федерации и Независимой рабочей партии в Англии24, Брукера и Вандервельда в Бельгии, инте-гралистов и реформистов в Италии25, большевиков и меньшевиков в России повсюду в существе своем однородно, несмотря на гигантское разнообразие национальных усло­вий и исторических моментов в современном состоянии всех этих стран. «Разделение» внутри современного международного социализма идет, в сущности, уже теперь по од­ной линии в разных странах мира, документируя этим громадный шаг вперед по срав­нению с тем, что было лет 30—40 тому назад, когда в разных странах боролись


МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ___________________________ 25

неоднородные тенденции внутри единого международного социализма. И тот «реви­зионизм слева», который обрисовался теперь в романских странах, как «революцион­ный синдикализм»26, тоже приспособляется к марксизму, «исправляя» его: Лабриола в Италии, Лагардель во Франции сплошь да рядом апеллируют от Маркса, неверно поня­того, к Марксу, верно понимаемому.

Мы не можем здесь останавливаться на разборе идейного содержания этого реви­зионизма, который далеко не так еще развился, как ревизионизм оппортунистический, не интернационализировался, не выдержал ни одной крупной практической схватки с социалистической партией хотя бы одной страны. Мы ограничиваемся потому тем «ре­визионизмом справа», который был обрисован выше.

В чем заключается его неизбежность в капиталистическом обществе? Почему он глубже, чем различия национальных особенностей и степеней развития капитализма? Потому, что во всякой капиталистической стране рядом с пролетариатом всегда стоят широкие слои мелкой буржуазии, мелких хозяев. Капитализм родился и постоянно ро­ждается из мелкого производства. Целый ряд «средних слоев» неминуемо вновь созда­ется капитализмом (придаток фабрики, работа на дому, мелкие мастерские, разбросан­ные по всей стране ввиду требований крупной, например, велосипедной и автомобиль­ной индустрии, и т. д.). Эти новые мелкие производители так же неминуемо опять вы­брасываются в ряды пролетариата. Совершенно естественно, что мелкобуржуазное ми­ровоззрение снова и снова прорывается в рядах широких рабочих партий. Совершенно естественно, что так должно быть и будет всегда вплоть до перипетий пролетарской революции, ибо было бы глубокой ошибкой думать, что необходима «полная» проле­таризация большинства населения для осуществимости такой революции. То, что те­перь мы переживаем зачастую только идейно: споры с теоретическими поправками к Марксу, — то, что теперь прорывается на практике лишь по отдельным частным во­просам рабочего движения, как тактические разногласия


26___________________________ В. И. ЛЕНИН

с ревизионистами и расколы на этой почве, — это придется еще непременно пережить рабочему классу в несравненно более крупных размерах, когда пролетарская револю­ция обострит все спорные вопросы, сконцентрирует все разногласия на пунктах, имеющих самое непосредственное значение для определения поведения масс, заставит в пылу борьбы отделять врагов от друзей, выбрасывать плохих союзников для нанесе­ния решительных ударов врагу.

Идейная борьба революционного марксизма с ревизионизмом в конце XIX века есть лишь преддверие великих революционных битв пролетариата, идущего вперед к пол­ной победе своего дела вопреки всем шатаниям и слабостям мещанства.


ПО ТОРНОЙ ДОРОЖКЕ!

Оценка русской революции, т. е. трех первых лет ее, стоит на очереди дня. Без выяс­нения классовой природы наших политических партий, без учета интересов и взаимно­го положения классов в нашей революции нельзя сделать ни шагу вперед в деле опре­деления ближайших задач и тактики пролетариата. На одной из попыток такого учета мы и намерены в данной статье остановить внимание наших читателей.

В номере 3 «Голоса Социал-Демократа»27 Ф. Дан и Г. Плеханов выступают — один с систематической оценкой итогов революции, другой — с итоговыми выводами о так­тике рабочей партии. Оценка Дана сводится к тому, что надежды на диктатуру проле­тариата и крестьянства не могли не оказаться иллюзией. «Возможность нового широко­го революционного выступления пролетариата ... обусловлена в значительной степени позицией буржуазии». «На первых этапах его (нового подъема), — пока подъем рево­люционного рабочего движения не всколыхнет городское мещанство, а развитие город­ской революции не зажжет пожара в деревне — в качестве главных политических сил очутятся лицом к лицу пролетариат и буржуазия».

Тактические выводы из этакого рода «истин» явно недоговорены Ф. Даном. Он по­совестился, очевидно, дописать то, что из его слов само собой вытекает: рекомендовать рабочему классу знаменитую тактику меньшевиков — поддерживать буржуазию (при­помните


28___________________________ В. И. ЛЕНИН

блоки с кадетами; поддержку лозунга кадетское министерство; полновластную Думу Плеханова и т. д.). Но зато Плеханов дополнил Дана, закончив свой фельетон в номе­ре 3 «Г. С.-Д.» словами: «Хорошо было бы для России, если бы этих ошибок, сделан­ных Марксом и Энгельсом в Германии более полувека тому назад» (именно: недооцен­ки способности тогдашнего капитализма к развитию и переоценки способности проле­тариата к революционному действию), «сумели избежать русские марксисты в 1905— 1906 годах!».

Это яснее ясного. Дан и Плеханов пытаются осторожненько, не называя прямо вещи их именами, оправдать меньшевистскую политику зависимости пролетариата от каде­тов. Присмотримся же к их «теоретическому обоснованию» этого предприятия.

Дан рассуждает так, что «крестьянское движение» зависит от «роста и развития го­родской революции в ее буржуазном и пролетарском руслах». Поэтому за подъемом «городской революции» следовал подъем крестьянского движения, за упадком же ее «придавленные подъемом революции внутренние антагонизмы деревни стали снова обостряться» и «правительственная аграрная политика, политика разъединения кресть­янства и т. д. стала пользоваться относительным успехом». Отсюда приведенное нами заключение, что на первых этапах нового подъема главными политическими силами будут пролетариат и буржуазия. «Положение это, — по мнению Ф. Дана, — должно и может быть использовано пролетариатом для такого развития революции, которое ос­тавит далеко за собой исходную точку нового подъема ее и приведет к полной демокра­тизации общества под знаком (sic! ) радикального (! !) решения аграрного вопроса».

Нетрудно видеть, что построено это рассуждение целиком на радикальном непони­мании аграрного вопроса в нашей революции и что непонимание это прикрыто совсем плохо дешевенькими и пустыми фразами о «полной демократизации» «под знаком» «решения» вопроса.

- так! Ред.


ПО ТОРНОЙ ДОРОЖКЕ!______________________________ 29

Ф. Дан думает, что «надежды на диктатуру пролетариата и крестьянства» зависят и зависели от народнических предрассудков, от забвения внутренних антагонизмов де­ревни и индивидуалистического характера крестьянского движения. Это — обычные и давно всем известные меньшевистские взгляды. Но едва ли кто так рельефно выставлял до сих пор напоказ всю их нелепость, как Ф. Дан в разбираемой нами статье. Почтен­нейший публицист ухитрился не заметить, что оба противопоставляемые им «реше­ния» аграрного вопроса соответствуют «индивидуалистическому характеру крестьян­ского движения»! В самом деле, столыпинское решение, пользующееся, по мнению Дана, «относительным успехом», покоится на индивидуализме крестьян. Это несо­мненно. Ну, а другое решение, которое Ф. Дан назвал «радикальным» и связанным с «полпой демократизацией общества»? Не думает ли почтеннейший Дан, что оно не по­коится на индивидуализме крестьян?

В том-то и беда, что пустой фразой о «полной демократизации общества под знаком радикального решения аграрного вопроса» прикрыто у Дана радикальное недомыслие. Он бессознательно, как слепой, натыкается на два, объективно возможных и не вы­бранных еще окончательно историей, «решения» аграрного вопроса, не умея ясно и точно представить себе характера обоих решений и условий того и другого решения.

Почему столыпинская аграрная политика может пользоваться «относительным успе­хом»? Потому что в крестьянстве нашем уже давно созданы капиталистическим разви­тием враждебные классы крестьянской буржуазии и крестьянского пролетариата. Воз­можен ли полный успех столыпинской аграрной политики и что таковой означает? Он возможен, если обстоятельства сложатся исключительно благоприятно для Столыпина, а означает он «решение» аграрного вопроса в буржуазной России в смысле оконча­тельного (до пролетарской революции) укрепления частной собственности на всю зем­лю, и помещичью и крестьянскую. Это будет «решение» прусского типа, действительно обеспечивающее капиталистическое развитие России, но


30___________________________ В. И. ЛЕНИН

неимоверно медленное, надолго отдающее власть юнкеру, в тысячу раз более мучи­тельное для пролетариата и крестьянства, чем другое возможное объективно, тоже ка­питалистическое «решение аграрного вопроса».

Это другое решение Дан, не вдумавшись в дело, назвал «радикальным». Словечко дешевое, и мысли в нем ни капли нет. Столыпинское решение тоже очень радикально, ибо оно радикально ломает старую общину и старый аграрный строй России. Действи­тельное отличие крестьянского решения аграрного вопроса в русской буржуазной ре­волюции от столыпински-кадетского его решения состоит в том, что первое уничтожа­ет помещичью частную собственность на землю безусловно, а крестьянскую — весьма вероятно (этого частного вопроса о крестьянской надельной земле мы пока не будем касаться, ибо все рассуждение Дана неверно даже с точки зрения теперешней пашей, «муниципализаторской», аграрной программы).

Спрашивается теперь, действительно ли это второе решение объективно возможно? Несомненно. На этот счет согласны все думающие марксисты, ибо иначе поддержка пролетариатом стремления мелких собственников конфисковать крупную собствен­ность была бы реакционным шарлатанством. Ни в одной другой капиталистической стране ни один марксист не напишет программы с поддержкой крестьянского стремле­ния конфисковать крупную земельную собственность. В России и большевики и мень­шевики согласны насчет необходимости такой поддержки. Почему? Потому, что объ­ективно возможен для России иной путь капиталистического аграрного развития, не «прусский», а «американский», не помещичьи-буржуазный (или юнкерский), а кресть­янски-буржуазный.

Столыпин и кадеты, самодержавие и буржуазия, Николай второй и Петр Струве схо­дятся в том, что надо капиталистически «очистить» обветшалый аграрный строй Рос­сии посредством сохранения помещичьей земельной собственности. Они расходятся лишь в том, как лучше сохранить ее и насколько сохранить.


ПО ТОРНОЙ ДОРОЖКЕ!______________________________ 31

Рабочие и крестьяне, социал-демократы и народники (трудовики, н.-с, эсеры в том числе) сходятся в том, что надо капиталистически «очистить» обветшалый аграрный строй России посредством насильственного уничтожения помещичьей земельной соб­ственности. Они расходятся в том, что социал-демократы понимают капиталистиче­ский характер в современном обществе всякой, хотя бы наирадикальнейшей аграрной революции, и муниципализации, и национализации, и социализации, и раздела, а на­родники не понимают этого, облекая мещански-утопическими фразами об уравнитель­ности свою борьбу за крестьянски-буржуазную аграрную эволюцию против помещи­чьи-буржуазной эволюции.

Вся путаница и все недомыслие Ф. Дана зависит от того, что он радикально не понял экономической основы русской буржуазной революции. За разногласиями марксист­ского и мещанского социализма в России по вопросу об экономическом содержании и значении борьбы крестьян за землю в данной революции он «не заметил» борьбы ре­альных общественных сил за тот или иной путь объективно-возможной капиталистиче­ской аграрной эволюции. И это свое полное непонимание он прикрыл фразами об «от­носительном успехе» Столыпина и о «полной демократизации общества под знаком радикального решения аграрного вопроса».

На самом деле аграрный вопрос стоит теперь в России так: для успеха столыпинской политики нужны долгие годы насильственного подавления и истребления массы кре­стьян, не желающих умирать с голоду и быть выселяемыми из своих деревень. В исто­рии бывали примеры успеха подобной политики. Было бы пустой и глупой демократи­ческой фразеологией, если бы мы сказали, что в России успех такой политики «невоз­можен». Возможен! Но наше дело — ясно показать народу, какой ценой покупается та­кой успех, и всеми силами бороться за иной, более краткий и более быстрый путь капи­талистического аграрного развития через крестьянскую революцию. Трудна крестьян­ская революция под руководством пролетариата в капиталистической стране, очень трудна, но она возможна, и за нее надо


32___________________________ В. И. ЛЕНИН

бороться. Три года революции научили нас и весь народ не только тому, что за нее надо бороться, но и тому, как бороться. Никакие меньшевистские «подходцы» к политике поддержки кадетов не вытравят этих уроков революции из сознания рабочих.

Далее. Что, если, несмотря на борьбу масс, столыпинская политика продержится достаточно долго для успеха «прусского» пути? тогда аграрный строй России станет вполне буржуазным, крупные крестьяне заберут себе почти всю надельную землю, земледелие станет капиталистическим и никакое, ни радикальное, ни нерадикальное, «решение» аграрного вопроса при капитализме станет невозможным. Тогда добросове­стные марксисты прямо и открыто выкинут вовсе всякую «аграрную программу» и скажут массам: рабочие сделали все, что могли, для обеспечения России не юнкерско­го, а американского капитализма. Рабочие зовут вас теперь к социальной революции пролетариата, ибо после «решения» аграрного вопроса в столыпинском духе никакой иной революции, способной изменить серьезно экономические условия жизни кресть­янских масс, быть не может.

Вот в каком соотношении стоит вопрос о соотношении буржуазной и социалистиче­ской революции в России, вопрос, особенно запутанный Даном в его немецком пере­сказе его русской статьи («Neue Zeit»2* № 27).

Буржуазные революции возможны, даже неизбежны, в России и на почве столыпин­ски-кадетского аграрного пути. Но в таких революциях, как и в французских револю­циях 1830 и 1848 годов, нельзя будет и говорить о «полной демократизации общества под знаком радикального решения аграрного вопроса». Или вернее: в таких революци­ях только мещанские quasi -социалисты будут еще болтать о «решении» (особенно «радикальном») решенного уже для капиталистически-сложившейся страны аграрного вопроса.

Но в России далеко, далеко еще не сложились капиталистические аграрные порядки. Это ясно не только для

- мнимо. Ред.


ПО ТОРНОЙ ДОРОЖКЕ!______________________________ 33

нас, и меньшевиков и большевиков, не только для людей, сочувствующих революции и желающих ее нового подъема, — это ясно даже для таких последовательных, созна­тельных и откровенно-смелых врагов революции и друзей черносотенного самодержа­вия, как г. Петр Струве. Если он «голосом голосит», что нам нужен Бисмарк, нужно превращение реакции в революцию сверху, то это именно потому, что Струве не видит у нас ни Бисмарка, ни революции сверху. Струве видит, что на одной столыпинской реакции и тысяче виселиц не создашь помещичьи-буржуазной, прочной России кнехта. Нужно что-то иное, что-то вроде решения (хотя бы по-бисмарковски) национальных исторических задач, объединения Германии, введения всеобщего избирательного пра­ва. А Столыпину объединять приходится только Думбадзе с героями рижского музея!29 Отменять приходится даже виттевское избирательное право по закону 11 декабря 1905 года!30 Вместо крестьян, довольных дановским «относительным успехом» аграрной по­литики, Столыпину приходится даже от третьедумских крестьян выслушивать «трудо-вицкие» требования!

Как же не «голосить», не стонать и не плакать Петру Струве, когда он ясно видит, что не выходит, все еще не выходит у нас упорядоченной, скромной, умеренной и ак­куратной, куцей и прочной «конституции»?

Струве хорошо знает, куда он идет. А Ф. Дан ничему не научился и ничего не забыл за три года революции. Он все еще, как слепой, тащит пролетариат под крылышко гос­под Струве. Он все еще бормочет те же реакционные меньшевистские речи, будто мо­гут у нас пролетариат и буржуазия оказаться в качестве «главных политических сил»... против кого, почтеннейший? против Гучкова? против монархии?

До какого невероятного подкрашивания либералов доходит при этом Ф. Дан, пока­зывает его немецкая статья. Немецкой публике он не стыдится даже рассказывать, что в III Думу мещанство городов выбирало «прогрессивных выборщиков» (сиречь кадетов), а крестьяне-де дали 40% реакционных выборщиков!


34___________________________ В. И. ЛЕНИН

Да здравствуют «прогрессивные» Милюковы и Струве, аплодирующие Столыпину! Да здравствует союз Данов с Милюковыми против «реакционных» крестьян, проявляю­щих трудовицкий дух в третьей Думе!

И Плеханов фальсифицирует Энгельса в угоду все тех же реакционных меньшевист­ских теорий. Энгельс говорил, что тактика Маркса в 1848 году была верна, что она и только она действительно дала верные, прочные, незабвенные уроки пролетариату. Эн­гельс говорил, что эта тактика не удалась несмотря на то, что она была единственно верная, не удалась в силу недостаточной подготовленности пролетариата и недостаточ­ной развитости капитализма . А Плеханов, точно в издевку над Энгельсом, точно для вящей потехи Бернштейнов и Стрельцовых, — толкует Энгельса так, будто он «каялся» в тактике Маркса! будто он потом признавал ее ошибочной и отдавал предпочтение тактике поддержки немецких кадетов!

Не скажет ли нам завтра Г. Плеханов, что Энгельс по поводу восстаний в 1849 году находил, что «не следовало браться за оружие»?

Маркс и Энгельс учили пролетариат революционной тактике, тактике развития борьбы до самых высоких форм, тактике, ведущей крестьянство за пролетариатом, а не пролетариат за либеральными предателями.

«Пролетарий» № 29,                                                                 Печатается по тексту

(29) 16 апреля 1908 г.                                                                  газеты «Пролетарий»


БЛОК КАДЕТОВ С ОКТЯБРИСТАМИ?

Частная телеграмма из Петербурга в газету «Frankfurter Zeitung»32 от 1 (14) апреля сообщает: «С конца марта ведутся тайные переговоры между октябристами , умерен­ными правыми, кадетами и партией мирного обновления34 о том, нельзя ли им образо­вать блок. План исходит от октябристов, которые не могут уже рассчитывать на под­держку крайних правых. Эти последние, особенно недовольные октябристами из-за за­проса насчет Думбадзе, намереваются голосовать вместе с оппозицией против центра. Такой прием затруднил бы работы Думы, ибо соединение крайней правой с оппозицией дает 217 голосов против 223 голосов центра и умеренных правых. Первое совещание (о блоке) состоялось 12-го апреля (30 марта ст. ст.). На нем присутствовало 30 избранных на основе пропорциональности доверенных людей. Ни к каким результатам это сове­щание не пришло, и постановлено было в течение ближайшей недели собрать новое совещание».



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.