Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





H. Ленина 2 страница




XXII______________________________ ПРЕДИСЛОВИЕ

Ленин приводит положение из резолюции Штутгартского социалистического кон­гресса о том, что войны коренятся в самой сущности капитализма. Связывая оконча­тельное устранение социальных и национальных причин возникновения всяких войн с победой социализма во всем мире, Ленин в то же время призывал партии рабочего класса бороться против милитаризма, за предотвращение империалистических войн, отмечал большое значение антимилитаристской деятельности революционной социал-демократии и распространения среди трудящихся масс идей международной солидар­ности. Ленин критикует рассуждения тех правых социал-демократов (Фольмар и др.), которые заявляли, что если милитаризм и войны являются неизбежными спутниками капитализма, то нет никакого смысла вести против них борьбу, проводить специальную антимилитаристскую деятельность, Ленин писал, что необходимость антимилитарист­ской пропаганды вытекает не только из принципиальных соображений, но и подтвер­ждается историческим опытом, что она практически целесообразна и плодотворна. Ле­нин приводит ряд положительных примеров из антимилитаристской агитации некото­рых европейских социал-демократических партий, отмечает в частности совместный митинг английских и германских рабочих против растущей опасности войны, состояв­шийся в Берлине 20 сентября 1908 года, и излагает принятую на митинге резолюцию о том, что решение вопроса о войне и мире находится в руках рабочего класса.

Ленин показал, что рассуждения Фольмара, Носке и их сторонников о необходимо­сти принимать участие в «оборонительной» войне толкают их на путь национализма, на путь защиты своего буржуазного отечества. Он дал критику оппортунистической так­тики правых социал-демократов, которая позднее, в годы первой мировой войны, при­вела их на позиции социал-шовинизма.

Отмечая, что националистическая позиция правых германских социал-демократов противоречит положению «Коммунистического манифеста» о том, что в уело-


ПРЕДИСЛОВИЕ______________________________ XXIII

виях капитализма «пролетарии не имеют отечества», Ленин решительно выступал и против анархистского фразерства и национального нигилизма французского социали­ста Густава Эрве, заявлявшего, что пролетариату безразлично, в каком отечестве он живет. Ленин раскрывает сущность подлинного, пролетарского патриотизма, не имею­щего ничего общего с лживым, своекорыстным патриотизмом буржуазии. «Отечество, т. е. данная политическая, культурная и социальная среда,— подчеркивает Ленин, — является самым могущественным фактором в классовой борьбе пролетариата... Проле­тариат не может относиться безразлично и равнодушно к политическим, социальным и культурным условиям своей борьбы, следовательно, ему не могут быть безразличны и судьбы его страны» (стр. 190).

Вопрос об отношении к войне, учил Ленин, социал-демократы должны решать не с точки зрения того, носит ли она оборонительный или наступательный характер, а с по­зиций защиты классовых интересов международного пролетариата.

Ленин как великий поборник мира призывал бороться против империалистических войн. Он обращался с таким призывом еще тогда, когда капитализм господствовал на международной арене, а общественные и политические силы, не заинтересованные в войне, были слабы, недостаточно организованы и не могли обуздать империалистов. В настоящее время, когда социализм является мировой системой, которая превращается в решающий фактор развития человеческого общества, война перестала быть фатальной неизбежностью. Объединенными усилиями мировой системы социализма, междуна­родного рабочего класса, национально-освободительного движения, всех стран, высту­пающих против войны, и всех миролюбивых сил мировую войну можно предотвратить.

*   *

А

В семнадцатый том входят 12 ленинских документов, впервые включенных в Сочи­нения В. И. Ленина. Восемь из них, опубликованные ранее в XXV Ленинском


XXIV______________________________ ПРЕДИСЛОВИЕ

сборнике, представляют собой заявления, проекты постановлений и резолюций, вне­сенных Лениным на пленуме Τ TTC в августе 1908 года и на V Общероссийской конфе­ренции РСДРП в декабре 1908 года. Эти материалы показывают, какую напряженную борьбу пришлось вести Ленину против меньшевиков-ликвидаторов за победу револю­ционной тактики партии. В разделе «Подготовительные материалы» печатается 4 ле­нинских документа: «Поправки к проекту резолюции о созыве общероссийской пар­тийной конференции, внесенному на пленуме Τ TTC РСДРП», «Конспект речи по органи­зационному вопросу на V Общероссийской конференции РСДРП», «План лекций о марксизме» и «План реферата «Современное положение России»».

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС


НА ПРЯМУЮ ДОРОГУ1

Напечатано (1 апреля)                                                         Печатается по тексту газеты

19 марта 1908 г. в газете «Пролетарий» № 26


Разгон второй Думы и государственный переворот 3-го июня 1907 года2 явились по­воротным пунктом в истории нашей революции, началом некоторого особого периода или зигзага в ее развитии. Мы говорили уже не раз о значении этого зигзага с точки зрения общего соотношения классовых сил в России и задач незавершенной буржуаз­ной революции. Мы хотим остановиться теперь на состоянии нашей партийной работы в связи с этим поворотом революции.

Больше полугода прошло со времени реакционного переворота 3-го июня, и несо­мненно, что первое полугодие после него характеризуется значительным упадком и ос­лаблением всех революционных организаций, в том числе и социал-демократической. Шатания, разброд и распад — такова общая характеристика этого полугодия. Иначе и не могло быть, конечно, ибо крайнее усиление реакции и временное торжество ее при заминке непосредственной классовой борьбы не может не сопровождаться кризисом революционных партий.

Теперь замечается совершенно уже явственно целый ряд признаков, свидетельст­вующих о прекращении этого кризиса, о том, что худшее уже пережито, что правиль­ный путь уже наметился, что партия вступает снова на прямую дорогу — последова­тельного и выдержанного руководства революционной борьбой социалистического пролетариата.


В. И. ЛЕНИН

Возьмите одно из очень характерных, далеко не самых глубоких, конечно, но пожа­луй из самых видных внешних проявлений партийного кризиса. Это — бегство интел­лигенции от партии. Вышедший в феврале текущего года первый номер Центрального Органа нашей партии3, дающий очень много материала для оценки ее внутренней жиз­ни и в большей части перепечатываемый нами, характеризует это бегство чрезвычайно рельефно. «В последнее время за отсутствием интеллигентных работников окружная организация умерла», пишут в корреспонденции с Кулебацкого завода (Владимирская окружная организация Центрального промышленного района). «Наши идейные силы тают, как снег», пишут с Урала. «Элементы, избегающие вообще нелегальных органи­заций... и примкнувшие к партии лишь в момент подъема и существовавшей в это вре­мя во многих местах фактической свободы, покинули наши партийные организации». И статья Центрального Органа «К организационным вопросам» подводит итог этим (и другим непечатаемым) сообщениям, говоря: «Интеллигенты, как известно, дезертиру­ют за последнее время массами».

Но освобождение партии от полупролетарской, полумещанской интеллигенции на­чинает пробуждать к новой жизни накопленные за период героической борьбы проле­тарских масс новые, чисто пролетарские силы. Та самая Кулебацкая организация, ко­торая находилась, по приведенной нами сейчас выдержке из корреспонденции, в отча­янном состоянии, даже совсем «умерла», оказывается воскресшей. «Рабочие партийные гнезда, — читаем мы в ней, — рассеянные в изобилии по округе, в большинстве случа­ев без интеллигентных сил, без литературы, даже без всякой связи с партийными цен­трами, не желают умирать... Число организованных не уменьшается, а увеличивается... Интеллигентных сил нет, приходится вести пропагандистскую работу самим же рабо­чим, наиболее сознательным». Получается, как общий вывод, что «в целом ряде мест («Социал-Демократ» № 1, стр. 28) ввиду бегства интеллигенции ответственная работа переходит в руки передовых рабочих».


НА ПРЯМУЮ ДОРОГУ

Эта перестройка партийных организаций на ином, так сказать классовом фундамен­те, конечно, трудное дело, и не без колебаний суждено ему развиваться. Но — труден только первый шаг, и он уже сделан. На прямую дорогу руководства рабочих масс пе­редовыми «интеллигентами» из самих же рабочих партия уже вступила.

Работа в профессиональных союзах и кооперативах, за которую брались сначала ощупью, вполне оформливается и отливается в устойчивые формы. Две резолюции Центрального Комитета, о профессиональных союзах и о кооперативах, принятые обе единогласно, уже подсказаны растущей местной работой. Партийные ячейки во всех беспартийных организациях; руководство ими в духе боевых задач пролетариата, в ду­хе революционной классовой борьбы; «от беспартийности к партийности» («С.-Д.» № 1, стр. 28), — вот тот путь, на который и здесь вступило уже рабочее движение. Кор­респондент одной партийной организации в глухом провинциальном городке, Минске, сообщает: «более революционно настроенные рабочие от них (от коверкаемых админи­страцией легальных союзов) отстраняются и все более сочувствуют образованию неле­гальных союзов».

В том же направлении, «от беспартийности к партийности», развивается работа в со­вершенно иной области, работа думской с.-д. фракции. Это звучит, конечно, странно, но это факт: сразу поставить на партийную высоту работу наших парламентских пред­ставителей мы не можем, — как не сразу заработали мы «по-партийному» и в коопера­тивах. Выбранные по избирательному закону, фальсифицирующему волю народа, — выбранные из круга сохранивших легальность социал-демократов, поредевшего не­обыкновенно сильно после преследований за обе первые Думы, — наши думские с.-д. на деле неизбежно являлись сначала скорее беспартийными социал-демократами, чем настоящими членами партии.

Это печально, но это факт, и едва ли может быть иначе в капиталистической стране, опутанной тысячами крепостнических нитей, при существовании открытой


В. И. ЛЕНИН

рабочей партии всего каких-нибудь два года. И на этом факте хотели построить свою тактику создания нереволюционной социал-демократии те не только беспартийные, но и «безголовые» социал-демократствующие интеллигенты, которые облепили думскую фракцию, как мухи тарелку с медом. Но как будто бы усилия этих почтенных берн­штейнианцев проваливаются! Как будто бы начинает выпрямляться работа с.-д. и здесь. Не станем пророчествовать, не будем закрывать глаза на то, каких еще громадных тру­дов стоит сколько-нибудь сносная постановка парламентской с.-д. работы в наших ус­ловиях, — но отметим то, что в первом номере ЦО имеется партийная критика фракции и прямая резолюция Τ TTC о более правильном направлении ее работ. Мы ни в каком слу­чае не считаем данной в ЦО критики исчерпывающею все пробелы, мы думаем, напри­мер, что с.-д. не следовало голосовать ни за передачу в первую очередь земствам по­ступающих поземельных сборов, ни за выкуп по невысокой цене городской земли, арендуемой беднотой (см. стр. 36, № 1 ЦО). Но это уже все вопросы, сравнительно го­воря, второго порядка. Основное и самое главное — то, что превращение фракции в действительно партийную организацию вполне наметилось уже во всей нашей работе и что, следовательно, партия этого достигнет, каких бы трудов это ни стоило, какими бы испытаниями, колебаниями, частными кризисами, личными столкновениями и т. п. путь этот ни оказался еще усеянным.

В ряду тех же признаков выпрямления настоящей социал-демократической, действи­тельно-партийной работы стоит явственно выступающий факт усиления нелегального издательства. «Урал издает восемь газет, — читаем в ЦО, — Крым — 2, Одесса — одну газету, в Екатеринославе скоро выходит газета; значительна издательская деятельность Петербурга, Кавказа и национальных организаций». Помимо двух заграничных с.-д. органов, выпущен в России, несмотря на выходящие из ряду вон полицейские препят­ствия, Центральный Орган. Готовится областной орган «Рабочее Знамя» в Централь­но-промышленном районе.


НА ПРЯМУЮ ДОРОГУ

Тот путь, на который твердою ногою вступает с.-д. партия, вырисовывается из всего сказанного выше вполне определенно. Крепкая нелегальная организация партийных центров, систематическое нелегальное издательство, а главное: местные и в особенно­сти заводские партийные ячейки, руководимые передовиками из самих рабочих, живу­щими в непосредственной связи с массой, — такова основа, на которой мы строили и построили непоколебимо-прочное ядро революционного и социал-демократического рабочего движения. И это нелегальное ядро будет несравненно шире, чем в прежние времена, простирать свои щупальцы, распространять свое влияние и через посредство Думы, и в профессиональных союзах, и в кооперативах, и в культурно-просветительных обществах.

На первый взгляд, есть замечательное сходство в этой системе партийной работы и той, которая установилась у немцев во времена исключительного закона (1878— 1890 гг.)5. Тот путь, который германское рабочее движение прошло в тридцать лет по­сле буржуазной революции (1848—1878), — русское рабочее движение проходит в три года (конец 1905 года — 1908 г.). Но за этим внешним сходством скрывается глубокое внутреннее различие. Тридцатилетие, протекшее после буржуазно-демократической революции в Германии, вполне выполнило объективно-необходимые задачи этой ре­волюции. Она изжила себя и в конституционном парламенте начала 60-х годов, и в ди­настических войнах, объединивших большую часть немецких стран, и в создании им­перии при помощи всеобщего избирательного права. В России не истекшие еще три го­да после первой великой победы и первого великого поражения буржуазно-демократической революции не только не выполнили ее задач, а, напротив, впервые внесли сознание этих задач в широкие массы пролетариата и крестьянства. Изжили себя за эти два с небольшим года конституционные иллюзии и вера в демократичность ли­беральных лакеев черносотенного царизма.

Кризис на основе неосуществленных объективных задач буржуазной революции в России неминуем.


В. И. ЛЕНИН

Чисто экономические, специально-финансовые, внутренне-политические и внешние события, обстоятельства и перипетии могут сделать его острым. И партия пролетариа­та, — вступив на прямую дорогу создания крепкой нелегальной с.-д. организации, об­ладающей более многочисленными и более разнообразными орудиями легального и полулегального влияния, чем прежде, — сумеет встретить этот кризис более подготов­ленной к решительной борьбе, чем в октябре и декабре 1905 года.


О «ПРИРОДЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Гони природу в дверь, она влетит в окно, — восклицает кадетская «Речь» в одной своей недавней передовице . Это ценное признание официального органа наших контр­революционных либералов необходимо особенно подчеркнуть, ибо дело идет о природе русской революции. И нельзя достаточно настаивать на том, с какой силой подтвер­ждают события основной взгляд большевизма на эту «природу» крестьянской буржу­азной революции, которая может победить лишь против колеблющегося, шаткого, контрреволюционного буржуазного либерализма.

Перед первой Думой, в начале 1906 года, г. Струве писал: «крестьянин в Думе будет кадетом». Это было тогда смелым утверждением либерала, еще думавшего о перевос­питании мужика из наивного монархиста в сторонника оппозиции. Это было тогда, ко­гда орган бюрократии, газета лакеев г-на Витте, «Русское Государство»7 уверяло, что «серячок выручит», т. е. что широкое представительство от крестьян окажется благо­приятным для самодержавия. Мнения подобного рода были в те времена (далекие вре­мена! целых два года отделяют их от нас!) настолько распространены, что даже в

о

меньшевистских речах на Стокгольмском съезде явственно звучат родственные ноты.

Но уже первая Дума развеяла эти иллюзии монархистов и иллюзии либералов беспо­воротно. Самый темный, неразвитой, политически-девственный,


10___________________________ В. И. ЛЕНИН

партийно-неорганизованный мужик оказался неизмеримо левее кадетов . Борьба каде-

«11

тов с «трудовицким духом» и трудовицкои политикой составляет основное содержа­ние либеральной «деятельности» в течение обеих первых Дум. И когда, после разгона второй Думы12, г. Струве — передовой человек среди либеральных контрреволюционе­ров — бросал свои гневные отзывы о трудовиках, провозглашал крестовый поход про­тив «радикальничающих интеллигентских» вождей крестьянства, он выражал этим полный крах либерализма .

Либерализм после опыта двух Дум потерпел полное фиаско: ему не удалось «приру­чить мужика». Ему не удалось сделать его скромным, уступчивым, согласным на ком­промисс с помещичьим самодержавием. Либерализм буржуазных адвокатов, профессо­ров и прочей интеллигентской дребедени не смог «приспособиться» к «трудовицкому» мужичью. Он оказался политически и экономически позади его. И все историческое значение первого периода русской революции можно резюмировать словами: либера­лизм уже окончательно доказал свою контрреволюционность, свою неспособность ру­ководить крестьянской революцией; крестьянство еще не вполне поняло, что только на революционно-республиканском пути, под руководством социалистического пролета­риата может быть завоевана настоящая победа.

Крах либерализма означал торжество помещичьей реакции. Теперь, запуганный этой реакцией, униженный и оплеванный ею, превращенный в крепостного пособника сто­лыпинской конституционной комедии, либерализм нет-нет да и всплакнет о прошлом. Конечно тяжела, невыносимо тяжела была борьба с трудовицким духом. Но... все же... не выиграем ли мы второй раз, если опять усилится этот дух? Не сыграем ли мы тогда удачнее роль маклеров? Не писал ли наш маститый, наш знаменитый П. Струве еще до революции, что средние партии всегда выигрывают от обострения борьбы между край­ними?

И вот изнемогшие в борьбе с трудовиками либералы козыряют против реакции воз­рождением трудовицкого духа! «Только что поданные в Государственную думу


________________________ О «ПРИРОДЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ________________________ П

земельные проекты правых крестьян и священников обнаруживают, — пишет та же пе­редовица «Речи», — старый трудовицкий дух. Именно трудовицкий, а не кадетский». «Один проект принадлежит крестьянам и подписан 41 членом Гос. думы. Другой при­надлежит священникам. Первый радикальнее второго, но и второй в некоторых отно­шениях (слушайте кадетскую «Речь»!) далеко оставляет за собой кадетский проект аг­рарной реформы». Либералы вынуждены признать, что после всех просевок избирате­ля, предпринятых и осуществленных по знаменитому закону 3-го июня, этот факт сви­детельствует (как мы уже отмечали раньше: см. номер 22 «Пролетария») не о случай­ности, а о природе русской революции .

У крестьян есть — пишет «Речь» — земельный фонд не в смысле передаточной ин­станции, «а в смысле постоянного учреждения». Признавая это, кадеты скромно умал­чивают о том, как они сами, подделываясь к реакции и подслуживаясь ей, выкидывали при переходе от первой к второй Думе земельный фонд (т. е. так или иначе, в той или иной степени, признание национализации земли) из своей программы, становились на гурковскую точку зрения полной частной собственности на землю.

У крестьян — пишет «Речь» — земля приобретается по справедливой оценке (зна­чит, по-кадетски), но — знаменательное «но»! — оценка производится местными зе­мельными учреждениями, «выбираемыми всем населением данной местности».

И опять приходится кое о чем умалчивать господам кадетам. Приходится умалчи­вать о том, что этот выбор всем населением явно напоминает известный «трудовицкий» проект и первой и второй Думы, проект местных земельных комитетов, выбираемых всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Приходится умалчивать о том, какую подлую борьбу вели с этим, единственно возможным с демократической точки зрения, проектом либералы обеих первых Дум, как они жалко

См. Сочинения, 5 изд., том 16, стр. 422—426. Ред.


12___________________________ В. И. ЛЕНИН

виляли и вертелись, желая на думской трибуне не сказать полностью того, что они ска­зали в своей печати, в передовице «Речи», перепечатанной потом у Милюкова («Год борьбы»)15, в проекте Кутлера и в статье Чупрова (кадетский «Аграрный вопрос», том второй)16. Именно: они признали в своей печати, что по их замыслу местные земельные комитеты должны состоять поровну из представителей от крестьян и от помещиков с представителем от правительства в качестве третьего лица. Другими словами: кадеты головой выдавали мужика помещику, обеспечивая повсюду большинство за последним (помещики плюс представитель помещичьего самодержавия всегда в большинстве про­тив крестьян).

Мы вполне понимаем, почему жуликам парламентского буржуазного либерализма приходится умалчивать об этом. Напрасно только думают они, что рабочие и крестьяне способны забыть эти крупнейшие вехи на дороге русской революции.

Даже священники, эти ультрареакционеры, нарочито содержимые правительством черносотенные мракобесы, пошли дальше кадетов в своем аграрном проекте. Даже они заговорили о понижении «искусственно повышенных цен» на землю, о прогрессивном налоге на землю с освобождением от всякого налога участков, не превышающих по­требительной нормы. Почему деревенский священник, этот урядник казенного право­славия, оказался больше на стороне мужика, чем буржуазный либерал? Потому что де­ревенскому священнику приходится жить бок о бок с мужиком, зависеть от него в ты­сяче случаев, даже иногда — при мелком крестьянском земледелии попов на церковной земле — бывать в настоящей шкуре крестьянина. Деревенскому священнику из самой что ни на есть зубатовской Думы придется вернуться в деревню, а в деревню, как бы ее ни чистили карательные экспедиции и хронические военные постои Столыпина, нельзя вернуться тому, кто встал на сторону помещиков. Таким образом оказывается, что ре­акционнейшему попу труднее, чем просвещенному адвокату и профессору предать му­жика помещику.


________________________ О «ПРИРОДЕ» РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ________________________ 13

Да, да! Гони природу в дверь, она влетит в окно. Природа великой буржуазной рево­люции в крестьянской России такова, что только победа крестьянского восстания, не­мыслимая без руководящей роли пролетариата, способна привести эту революцию к победе вопреки имманентной контрреволюционности буржуазного либерализма.

Либералам остается только либо не верить в силу трудовицкого духа — это невоз­можно, когда факты налицо, — либо надеяться на новое политическое жульничество. Вот программа этого жульничества в заключительных словах «Речи»: «Только серьез­ная практическая постановка этого рода реформы (именно: аграрной реформы «на са­мом широком демократическом базисе») может излечить население от утопических по­пыток». Читай: ваше превосходительство, г. Столыпин, даже со всеми своими висели­цами и третьеиюньскими законами вы не «излечили» население от «утопического тру­довицкого духа». Дозвольте нам еще разок попробовать: мы пообещаем народу самую широкую демократическую реформу, а на деле «излечим» его посредством помещичье­го выкупа и помещичьего преобладания в местных земельных учреждениях!

Мы, с своей стороны, от глубины сердца поблагодарим гг. Милюкова, Струве и К0 за то усердие, с которым они «излечивают» население от «утопической» веры в мирные конституционные пути. Излечивают и, по всей вероятности, излечат.

«Пролетарий» №27,                                                                  Печатается по тексту

(8 апреля) 26 марта 1908 г.                                                            газеты «Пролетарий»


МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ


Написано во второй половине

мартане позднее 3 (16) апреля

1908 г.

Напечатано между 25 сентября

и 2 октября (8 и 15 октября)

1908 г. в сборнике: «Карл Маркс

(1818—1883)». С.-Петербург,

изд. О. и М. Кедровых Подпись: В л . Ильин


Печатается по тексту сборника


Известное изречение гласит, что если бы геометрические аксиомы задевали интере­сы людей, то они наверное опровергались бы. Естественно-исторические теории, заде­вавшие старые предрассудки теологии, вызвали и вызывают до сих пор самую беше­ную борьбу. Неудивительно, что учение Маркса, которое прямо служит просвещению и организации передового класса современного общества, указывает задачи этого класса и доказывает неизбежную — в силу экономического развития — замену современного строя новыми порядками, неудивительно, что это учение должно было с боя брать каж­дый свой шаг на жизненном пути.

Нечего говорить о буржуазной науке и философии, по-казенному преподаваемых ка­зенными профессорами для оглупления подрастающей молодежи из имущих классов и для «натаскивания» ее на врагов внешних и внутренних. Эта наука и слышать не хочет о марксизме, объявляя его опровергнутым и уничтоженным; и молодые ученые, де­лающие себе карьеру на опровержении социализма, и ветхие старцы, хранящие завет всевозможных обветшалых «систем», с одинаковым усердием нападают на Маркса. Рост марксизма, распространение и укрепление его идей в рабочем классе, неизбежно вызывает учащение и обострение этих буржуазных вылазок против марксизма, который после каждого «уничтожения» его официальной наукой становится все крепче, зака­леннее и жизненнее.


18___________________________ В. И. ЛЕНИН

Но и среди учений, связанных с борьбой рабочего класса, распространенных пре­имущественно среди пролетариата, марксизм далеко и далеко не сразу укрепил свое положение. Первые полвека своего существования (с 40-х годов XIX века) марксизм боролся с теориями, которые были в корне враждебны ему. В первой половине 40-х го­дов Маркс и Энгельс свели счеты с радикальными младогегельянцами, стоявшими на точке зрения философского идеализма. В конце 40-х годов выступает борьба в области экономических учений — против прудонизма . Пятидесятые годы завершают эту борьбу: критика партий и учений, проявивших себя в бурный 1848 год. В 60-х годах борьба переносится из области общей теории в более близкую непосредственному ра­бочему движению область: изгнание бакунизма из Интернационала18. В начале 70-х го­дов в Германии на короткое время выдвигается прудонист Мюльбергер; — в конце 70-х годов позитивист Дюринг. Но влияние того и другого на пролетариат уже совершенно ничтожно. Марксизм уже побеждает безусловно все прочие идеологии рабочего дви­жения.

К 90-м годам прошлого века эта победа была в основных своих чертах завершена. Даже в романских странах, где всего дольше держались традиции прудонизма, рабочие партии фактически построили свои программы и тактику на марксистской основе. Во­зобновившаяся международная организация рабочего движения — в виде периодиче­ских интернациональных съездов — сразу и почти без борьбы стала во всем сущест­венном на почву марксизма. Но когда марксизм вытеснил все сколько-нибудь цельные враждебные ему учения, — те тенденции, которые выражались в этих учениях, стали искать себе иных путей. Изменились формы и поводы борьбы, но борьба продолжа­лась. И вторые полвека существования марксизма начались (90-ые годы прошлого ве­ка) с борьбы враждебного марксизму течения внутри марксизма.

Бывший ортодоксальный марксист Бернштейн дал имя этому течению , выступив с наибольшим шумом и с наиболее цельным выражением поправок к Марксу,


МАРКСИЗМ И РЕВИЗИОНИЗМ___________________________ 19

пересмотра Маркса, ревизионизма. Даже в России, где немарксистский социализм есте­ственно, — в силу экономической отсталости страны и преобладания крестьянского населения, придавленного остатками крепостничества, — держался всего более долго, даже в России он явственно перерастает у нас на глазах в ревизионизм. И в аграрном вопросе (программа муниципализации всей земли), и в общих вопросах программы и тактики наши социал-народники все больше и больше заменяют «поправками» к Мар­ксу отмирающие, отпадающие остатки старой, по-своему цельной и враждебной в кор­не марксизму системы.

Домарксистский социализм разбит. Он продолжает борьбу уже не на своей само­стоятельной почве, а на общей почве марксизма, как ревизионизм. Посмотрим же, ка­ково идейное содержание ревизионизма.

В области философии ревизионизм шел в хвосте буржуазной профессорской «нау­ки». Профессора шли «назад к Канту», — и ревизионизм тащился за неокантианцами20, профессора повторяли тысячу раз сказанные поповские пошлости против философско­го материализма, — и ревизионисты, снисходительно улыбаясь, бормотали (слово в слово по последнему хандбуху), что материализм давно «опровергнут»; профессора третировали Гегеля, как «мертвую собаку»21, и, проповедуя сами идеализм, только в тысячу раз более мелкий и пошлый, чем гегелевский, презрительно пожимали плечами по поводу диалектики, — и ревизионисты лезли за ними в болото философского опо­шления науки, заменяя «хитрую» (и революционную) диалектику «простой» (и спо­койной) «эволюцией»; профессора отрабатывали свое казенное жалованье, подгоняя и идеалистические и «критические» свои системы к господствовавшей средневековой «философии» (т. е. к теологии), — и ревизионисты пододвигались к ним, стараясь сде­лать религию «частным делом» не по отношению к современному государству, а по от­ношению к партии передового класса.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.