Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Закон онтогенеза



4.4. Закон онтогенеза

Закон онтогенеза (развития) — каждая организация проходит в своем развитии следующие фазы жизненного цикла: зарождение, рост, зрелость и угасание.

Онтогенез — это последовательность преобразований, претерпева­емых организацией от зарождения до конца жизни.

Термин «онтогенез» заимствован организационной наукой из
биологии, однако существует различие между биологическим онтогенезом и развитием социальных организаций. В биологии действует один жизненный цикл, а в  жизни социальной организации их может
быть несколько.         

Развитие— это необратимое, направленное, закономерное измене­ние материи и сознания.

Различают две формы развития:

- эволюционную, которая связана с постепенными количествен­ными и качественными изменениями;

- революционную, которая характеризуется скачкообразным переходом от одного состояния материи к другому.

Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.

Прогрессивное развитие — это переход от низшего уровня к выс­шему, от менее совершенного к более совершенному.

Регрессивное развитие — это деградация, понижение уровня зна­ний и отношений, переход к изжившим себя ранее или уже пройден­ным формам и структурам.

Прогресс и peгресс тесно связаны между собой и составляют единство, 

Таким образом, жизненный цикл любой материальной системы включает как прогрессивное, так и регрессивное развитие.

Концепция жизненного цикла товара широко используется в мар­кетинге.

Подобный жизненный цикл проходит любая компания, поэтому руководитель должен знать, на каком этапе развития находится орга­низация, чтобы оценить, насколько принятый стиль руководства со­ответствует характеристикам этого этапа. Различают следующие эта­пы жизненного цикла организации.

1. Этап предпринимательства

Организация находится в стадии становления, формируются ее продукт и система маркетинга. Цели организации четко не сформиро­ваны, творческий процесс протекает свободно, организационная струк­тура не формализована. Основной задачей руководителя организации на этом этапе является стабильное обеспечение ее ресурсами.

2. Этап роста

Он характеризуется формированием миссии и появлением фор­мальных правил в организации, однако коммуникации и контроль в ор­ганизации остаются неформальными. Начинается процесс разделения труда и специализации, появляется необходимость делегирования полномочий и формирования иерархии ответственности.

Основные задачи руководителя организации на этом этапе раз­вития организации:

—решение социальных проблем коллектива для формирования заинтересованности работников;

—обеспечение баланса между текущей и перспективной деятель­ностью, между повышением качества выпускаемой продукции и услуг и поисками новых сфер приложения капитала;

—       внедрение прогрессивных структур управления, информаци­онных технологий.

3. Этап зрелости

Структура организации становится более сложной, иерархичной, вводятся правила, определяются процедуры. Возрастает степень раз­деления труда и специализации. Усиливается централизация. Возраста­ет роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия5 решений становится консервативным. Упор в управленческойдеятель-ности делается на эффективность инноваций и стабильность.' Органи­зация становится бюрократичной.

Основные задачи руководителя:

—следить за поведением конкурентов и при необходимости вно­сить изменения в перспективные планы организации;

—анализировать возможность технического перевооружения производства, повышения уровня технологической и конструк­торской подготовки производства;

—определить производственную и научно-техническую полити­ку организации;

—укреплять интеллектуальный потенциал организации.

4. Этап спада

В результате конкуренции и сокращения рынка снижается спрос на продукцию организации. Повышается потребность в работниках, обладающих ценными специальностями. Возрастает число конфлик­тов, механизм разработки и принятия решений становится максималь­но централизованным. Организация становится слишком бюрократич­ной и консервативной. К руководству организацией приходят новые люди) пытающиеся задержать спад.

Основные задачи руководителя на этой стадии:

—рассмотреть возможности экономии всех видов ресурсов и кон­центрации деятельности организации на наиболее перспектив­ном направлении;

—изучить возможности слияния с другими компаниями, суже­ния номенклатуры производимой продукции;

—внести изменения в структуру и методы управления организа­цией, установить связи с новыми рынками и поставщиками.

Оригинальную модель, описывающую развитие организаций, использующих концепцию стратегического управления, предложил Л. Грейнер. Он считал, что стадий организационного развития отделя­ются друг от друга моментами организационных кризисов. Л. Грейнер называет следующие стадии и кризисы организационного развития.

1. Стадия развития, основанного на творчестве. Организация появляется в результате предпринимательских усилий менеджеров и развивается благодаря творчеству ее основателей. Основное внима­ние уделяется разработке продукта и системы маркетинга, а организа­ционная структура длительное время остается неформализованной. Однако постепенно основатели начинают понимать, что необходимо определить, куда следует вести организацию и кто способен это сде­лать. Таким образом, возникает первый организационный кризис, кри­зис лидерства.

2. Стадия развития, основанного на руководстве. Когда кризис лидерства успешно преодолен, наступает период организационного роста, который характеризуется четким планированием работы и про­фессиональным менеджментом. Однако постепенно бюрократическая структура и концентрация большинства процессов принятия решений на верхних уровнях управления начинают ограничивать творчество управляющих среднего звена, что в конечном итоге приводит к воз­никновению кризиса автономии.

3. Стадия развития, основанного на делегировании. Кризис авто­номии преодолевается путем структурной перестройки и децентрали­зации функций, а также делегированием полномочий принятия опре­деленных решений с высших уровней более низшим. Это увеличивает потенциал развития организации, но постепенно становится причи­ной нового кризиса, а именно кризиса контроля.

4. Стадия развития, основанного на координации. Успешное пре­одоление кризиса контроля связано с изменениями в системе коорди­нации функционирования подразделений, формированием стратеги­ческих подразделений, имеющих достаточно высокую степень оперативной самостоятельности. Однако эти подразделения жестко контролируются из центра по вопросу использования стратегических ресурсов организации (финансовых, трудовых, применяемых и раз­рабатываемых технологий). Постепенно возникают своеобразные гра­ницы между штаб-квартирой и функциональными подразделениями организации, что становится причиной кризиса синергии (кризисом границ).               "

5. Стадия развития, основанного на сотрудничестве. Кризис си­нергии преодолевается путем формирования Команды единомышлен­ников, общности интересов и ценностей персонала. Это дает новый импульс к развитию организации. Стадия может завершиться кризи­сом доверия (психологической усталости), когда все устают от работы как единая команда.

После разрешения этого кризиса может последовать шестая ста­дия организационного развития, основанная на использовании сочета­ния структур: традиционной — для выполнения ежедневных рутинных операций и рефлексивной структуры  для стимулирования разви­тия новых перспективных видов деятельности и личного духовного обогащения.

Теория организационного развития выдвинутая Л. Грейнером, подводит к мысли, что все изменения в организации как бы запро­граммированы.

Развитие фирм, компаний обусловлено следующими факторами:

—изменения внешней среды, например изменения состояния рынка, законодательной базы и т.д.;

—изменения внутренней среды, например внедрение новых тех­нологий; новых форм организацией труда и т.д.;

—потребности и интересы человека и общества, например по­требности человека в уважении  самовыражении, потребно­сти общества в прибавочном продукте и т.д.;

—старение и износ материальных элементов (оборудования, че­ловека, технологии);

—изменения экологии;

—технический прогресс;

—глобальное состояние мировой Цивилизации.

Зная закон онтогенеза, руководитель должен постоянно занимать­ся прогнозированием состояния внешней среды, проводить монито­ринг внутреннего состояния организации и грамотно выстраивать стра­тегию ее развития.

Напротив, незнание закона приводит к стремлению обезопасить себя путем наращивания ресурсов на всякий случай. Такое бессистем­ное наращивание потенциала снижает маневренность  организации и не позволяет ей выйти на этап роста. Израсходовав все ресурсы, органи­зация может прервать свой жизненный цикл.

 

 

Контрольные вопросы

1. В чем значение синергического эффекта для практики управления? Ответ поясните примерами.

2. Какова природа синергического аффекта неформальных групп в коллективе работников? '

3. Не зная, что  для жителей Азии белый цвет символизирует смерть и  невезение, американская авиационная  компания при открытии но­вого  рейса из Гонконга вручала пассажирам белые гвоздики, чем вы шаля панику среди них. Какой организационный закон сыграл с компанией  злую шутку?

4.Объясните взаимосвязь между выживанием,  равновесием и устой­чивостью системы,

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.