|
|||
Тема 4 . ОСНОВОНОПОЛОГАЮЩИ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИСтр 1 из 3Следующая ⇒ Тема 4 . ОСНОВОНОПОЛОГАЮЩИ ЗАКОНЫ ОРГАНИЗАЦИИ Закон — это отражение объективных и устойчивых связей, проявляющихся в природе, обществе и человеческом мышлении. Законы могут носить всеобщий и частный характер. Общие законы представляют предмет исследования философских наук, а специфические изучаются отдельными конкретными науками. Законы организации делят на две группы: основополагающие законы и законы второго уровня. Основополагающими законами организации являются: закон синергии, закон наименьших, закон самосохранения, закон онтогенеза (развития). К законам организации второго уровня относят закон информированности-упорядоченности, закон единства анализа и синтеза, закон композиции и закон пропорциональности. 4.1. Закон синергии Закон синергии — свойства организованного целого превышают «арифметическую», сумму свойств элементов, вошедших в состав целого. Синергия — это процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-либо системы. Иначе, синергизм означает, что система как единое целое дает больший выход, чем работа каждого ее элемента в отдельности.
Создание совместной благоприятной среды также является проявлением синергетического эффекта. Различные организмы — бактерии, грибы, черви, личинки насекомых вместе с растениями и животными — образуют сложные кооперативные сети питания и переработки различных органических отходов в земле, воде и воздухе, совместно создавая и регулируя благоприятный состав окружающей среды. Для этого и нужно биологическое многообразие. Можно оценить синергический эффект во всех случаях, когда учитывается влияние двух или нескольких факторов на доходность, прибыльность, рентабельность фирмы. Расположение на компактной территории различных отраслевых производств дает синергический эффект за счет кооперации, когда отходы одного производства могуч служить сырьем для другого. По этой причине лесохимические и гидролизные производства располагаются в центрах лесопиления. Для эффективной деятельности организации необходимо иметь определенный набор элементов, который в целом образует потенциал организации. Такими элементами являются комплект оборудования, научные и технологические разработки, кадровый состав, технология управления. Различные сочетания этих элементов могут создать набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. Низкий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора некомплектного оборудования и слабого профессионального уровня работников, при увольнении работников, генерирующих идеи, при приеме на работу конфликтного работника. Высокий потенциал может возникнуть, например, при приобретении организацией набора совместимого оборудования, при приеме на работу совместимых с коллективом работников, при совпадении целей организации с целями подавляющего большинства работников. При этом потенциал организации, под которым подразумевается возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами: —пропорционально привлечению дополнительных ресурсов; —скачкообразно, т.е. существенно превышать привлечение дополнительных ресурсов. В последнем случае можно говорить о возникновении синерги- Наличие неформальных групп в трудовом коллективе также может давать синергический эффект. Этот эффект- будет положительным, если группы способствуют формированию духа единства, взаимопомощи, сотрудничества работников во благо организации. Напротив, синергический эффект будет отрицательным, если такие группы способствуют возникновению конфликтов между менеджерами и рядовыми исполнителями, что в свою очередь приводит к снижению производительности и качества труда, формированию напряженной социально-психологической атмосферы в трудовом коллективе. Стремление получить синергический эффект является основным мотивом слияния и поглощения компаний. Синергический эффект при этом может возникнуть по следующим причинам: —выполнение большего объема работ на тех же мощностях, при той же численности работников; —возможность производить широкий ассортимент продукции; —устранение дублирования функций различных работников и создание объединенных подразделений, занимающихся бухгалтерским учетом, маркетингом, финансовым контролем; —комбинирование взаимодополняющих ресурсов; например, малые организации подчас создают уникальные разработки, но испытывают недостаток в производственных, технических и сбытовых структурах, а главное — в финансовых ресурсах для организации крупномасштабного производства и реализации новых продуктов. Слияние с крупными компаниями позволяет внедрить имеющиеся разработки в производство, при этом крупные компании также получают доступ к новым разработкам; — возможность устранить ценовую конкуренцию. Измерение синергического эффекта в социальных системах часто затруднено, однако по ряду признаков можно судить о его наличии в фирме или подразделении. Такими признаками считаются: —благоприятный социально-психологический климат в коллективе; —сокращение технологического цикла; —усиление интереса работников к повышению профессионального уровня; —активное приобретение акций своей компании; —выработка и поддержка традиций организации; —постоянный спрос на продукцию;, —устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям; —усиление технологической и трудовой дисциплины; —рост числа предложений относительно совершенствования технологии и структуры управления; —усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству. При этом известно, чем больше размеры и выше разнообразие фирмы, тем выше ее синергический потенциал. Поэтому все методы руководства должны быть направлены на усиление действия закона синергии.
|
|||
|