Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





год обучения



 

Понятие Объекты изучения
Окружающий мир Природа, люди, предметы
Природный мир Объекты живой и неживой природы, которая является частью окружающего мира
Социальный мир Люди, общество людей
Социальная действительность Конкретные события, факты, взаимоотношения, которые характеризуют текущий временной период функционирования человеческого общества

 

Категория детей Особенности развития представлений об окружающем мире
Дети с РАС У детей с РАС отмечается задержка развития представлений об обыденном окружении, их фрагментарность, недостаточность развития подробной, предметно и функционально организованной картины мира, отношения к вещам в соответствии с их функцией.
Дети с УО У дошкольников с нарушением интеллекта с самого рождения не возникает активный познавательный интерес к предметам и явлениям окружающего мира, ориентировочно-исследовательская деятельность не развивается без специально организованных условий воспитания. Это, в свою очередь, приводит к возникновению у детей безразличного отношения к окружающему миру, отсутствию познавательной активности, формированию пассивной позиции к восприятию всего окружающего. На этом фоне усугубляются проявления неадекватного поведения с людьми. Очень часто умственно отсталый ребенок воспринимает другого ребенка или человека как предмет, толкает или отодвигает его, не учитывая его позицию в пространстве и в социуме.
Дети с ЗПР У детей с ЗПР картина окружающего мира является фрагментарной. Представления об окружающем мире не связаны друг с другом, ребенок не может объединить даже родственные объекты, установить связи между объектами и явлениями природы.
Дети с нарушениями ОДА У данной категории детей отмечается сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире. Дети с церебральным параличом не знают многих явлений окружающего предметного мира и социальной сферы, а чаще всего имеют представления лишь о том, что было в их практике.
Дети с ТНР Дети с нарушениями речи имеют низкую осведомленность об окружающем мире, недостаточный объем сведений о свойствах и функциях предметов. Особенно ограниченными оказываются представления о временных отношениях. У детей данной категории отмечается неравномерность развития словесно-логического мышления и речемыслительной деятельности в целом.
Дети с ТМНР Для детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития усвоение представлений об окружающем мире и их системах представляет значительные трудности, которые связаны с исходно низким уровнем познавательного интереса, сложностью запоминания учебного материала, сложностью установления причинно-следственных связей. Дети с ТМНР имеют низкий уровень преставлений об окружающем мире и недостаточно сформированные навыки адаптивного поведения.
Дети с нарушением зрения Первой характерной особенностью представления слепых и слабовидящих является резкое сужение их круга за счет полного или частичного выпадения или редуцирования зрительных образов. Другими характерными особенностями их представлений являются фрагментарность, схематизм, низкий уровень обобщенности и вербализм. Эти особенности проявляются у лиц с нарушениями зрения в различной степени в зависимости от состояния зрительного анализатора, а также ряда других факторов: знаний, опыта, характера деятельности, условий обучения и воспитания и пр.
Дети с нарушением слуха Дети с нарушениями слуха, как правило, имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Они не только не могут их назвать, обозначить словом, но плохо выделяют их из группы разнородных предметов, с трудом узнают в изменившейся ситуации, не различают предметы по функциональному назначению, не всегда могут соотнести реальный предмет с его изображением. Представления о мире нередко оказываются фрагментарными и ограниченными конкретными привычными ситуациями, что рождает искажение и однозначность в понимании происходящего. Картина мира может быть недостаточно упорядоченной во времени, пространстве, укладе жизни людей, что препятствует освоению представлений о закономерном развитии событий, взаимосвязи человека с целостным и изменчивым миром.

 

1 год обучения

Цель и задачи ознакомления с окружающим миром Формировать у детей интерес к изучению объектов живого и неживого мира. Знакомить детей с предметами окружающего мира, близкими детям по ежедневному опыту. Знакомить детей с некоторыми свойствами объектов живой и неживой природы в процессе практической деятельности. Обогащать чувственный опыт детей: учить наблюдать, рассматривать, узнавать на ощупь, на слух объекты живой и неживой природы и природные явления. Воспитывать у детей умение правильно вести себя в быту с объектами живой и неживой природы.
Содержание Уточнить представления ребенка о себе и родных людях Знакомить детей с окружающими их людьми: называть по имени педагогов, воспитателей (тетя Вера, тетя Нина и т. д.) Учить узнавать и называть по имени сверстников по группе Знакомить детей с игрушками (мяч, машина, мишка, кукла, кубики, пирамидка, шар, самолет, барабан) Знакомить детей с помещениями группы: игровая комната — тут играют, едят, занимаются; спальня — тут спят; туалет — тут умываются, садятся на горшок Знакомить детей с животными: кошкой и собакой (части тела — туловище, голова, уши, глаза, хвост, лапы; как голос подает) Учить детей узнавать отдельные фрукты и овощи: яблоко, грушу, апельсин, морковь, огурец Знакомить детей с объектами неживой природы и явлениями природы: водой и дождем (показать детям, где бывает вода; дождь — вода) Знакомить детей с тем, что в группе есть мальчики и девочки Знакомить детей с основными частями тела и лица (руки, ноги, голова, глаза, рот, уши) Знакомить детей с обстановкой помещений группы: игровая комната (в ней есть столы, стулья, шкафы), спальня (в ней стоят кровати), туалетная комната (в ней есть шкафчики, умывальники, горшки и унитазы) Знакомить детей с посудой (тарелка, ложка, чашка) Знакомить детей с пищей (хлеб, суп, каша, котлеты, молоко, чай, компот, конфеты, кефир) Продолжать знакомить детей с животными: лошадью и коровой (познакомить с частями тела; как голос подает) Продолжать знакомить детей с овощами и фруктами (лук, огурец, капуста, лимон, банан) Знакомить детей с объектами неживой природы: снегом и льдом (организовать наблюдение за снегопадом, поиграть в снежки; показать, как из воды получается лед) Знакомить детей с признаками зимы (зимой холодно, снег, лед) Учить детей наблюдать за объектами и явлениями природы (дождь, солнце), за деятельностью людей в разное время года Знакомить детей с предметами одежды и обуви (платье, рубашка, тапки, ленты (бант), колготки) Знакомить с предметами, окружающими детей на улице (дома, машины, автобусы) Знакомить детей с птицами (ворона, воробей) Знакомить детей с объектами неживой природы: водой, землей, песком (уточнить представление детей о том, где бывают эти объекты; познакомить с их значением в жизни человека) Знакомить детей с признаками лета (летом тепло; светит солнышко; деревья, листья, трава зеленые) Знакомить детей с улицей (много домов, едут машины, автобусы)
Формы организации Занятие; Тематическая прогулка; Тематический уголок; Игра.
Методы и приемы Рассматривание фотографий и картинок; просмотр видео. Наблюдение. Дидактическая игра. Опытная деятельность. Рассказ.
Условия и средства Фото ребенка и его семьи. Природный уголок. Макеты времен года. Водонепроницаемые емкости для игр и опытов с песком, водой и др. Предметы обихода и их реалистичные муляжи. Просеянный песок. Совочки, формочки, ведерки для песка, лейки. Пластмассовые игрушки. Игрушечная мебель. Набор машинок. Плоскостные и объемные изображения.
Результат Дети должны научиться: · называть свое имя; · отвечать на вопрос: «Ты мальчик или девочка?»; · показывать части тела и лица, отвечая на вопросы: «Покажи, чем ты ходишь», «Покажи, чем смотришь», «Чем ты слушаешь?»; · показывать на фотографии (выделив из трех) себя, маму, папу; · показывать или называть отдельные предметы одежды, посуды и игрушки; · узнавать реальных и изображенных на картинках знакомых животных и птиц; · отвечать на вопрос, указывая жестом или словом, где солнышко, дом, машина, вода, дерево.


  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.