Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективная сторона - прямой умысел. 4 страница



--------------------------------

<1> См., напр., Опред. ВС РФ от 20.07.2010 N 205-О10-5, от 09.08.2011 N 201-О11-13, от 11.08.2011 N 204-О11-2, от 02.07.2013 N 202-АПУ13-1, от 22.08.2013 N 209-АПУ13-1, от 08.10.2013 N 212-АПУ13-1, от 12.11.2013 N 211-АПУ13-3, от 10.12.13 N 211-АПУ13-4.

 

Постороннее лицо - это лицо, либо не имеющее доступа или допуска к государственной тайне, либо имеющее доступ или допуск, но не к тем сведениям, которые разглашены виновным.

Состав разглашения окончен с момента, когда сведения, составляющие государственную тайну, стали известны постороннему лицу.

При осуждении лица по коммент. статье следует устанавливать и указывать, какие из разглашенных сведений составляют государственную тайну и каким образом они разглашались <1>.

--------------------------------

<1> Судебная практика по уголовным делам / Под ред. В.М. Лебедева. С. 74 - 75 (опред. ВС РФ N 31-001-65).

 

3. По субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности (напр., использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор). Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремление показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане и т.п., что на квалификацию деяния не влияет.

При совершении преступления с прямым умыслом его необходимо отграничивать от измены в форме выдачи государственной тайны и шпионажа. Отличие осуществляется по содержанию умысла и его направленности на разные объекты.

Совершая измену и шпионаж, субъект осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их представителям, и желает передать государственную тайну указанным адресатам с целью проведения враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

При разглашении тайны виновный осознает, что передает сведения постороннему лицу (не иностранному государству, организации или их представителям). Если же виновный передает тайну фактически указанным адресатам, но субъективно не осознает и не может осознавать характер адресата, то он также будет нести ответственность за разглашение тайны, а не за государственную измену.

4. Ответственность за разглашение несет специальный субъект - достигшее 16-летнего возраста лицо, которому тайна была доверена или стала известна по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Лицами, которым тайна доверена, следует считать лиц, имеющих допуск и доступ к государственной тайне.

Допуск предполагает специально оформленное право гражданина на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

Доступ означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного гражданина со сведениями, составляющими государственную тайну.

К числу субъектов преступления относятся также лица, которым тайна специально не доверена, но стала известна по роду деятельности, в силу специфики службы или работы (охранники, курьеры, водители, обслуживающий персонал закрытых учреждений).

5. Часть 2 коммент. статьи устанавливает ответственность за разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.

Тяжесть последствий определяется органами следствия и судом в зависимости от обстоятельств совершения преступления (важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д.). Умысел к наступившим последствиям предполагает квалификацию содеянного по совокупности преступлений.

 

Статья 283.1. Незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну

 

Комментарий к статье 283.1

 

1. Установление уголовной ответственности за незаконное получение сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе, при отсутствии признаков государственной измены или шпионажа является уголовно-правовым гарантом системности в охране различных видов информации ограниченного доступа (напр., коммерческой, банковской и государственной тайны) и способствует повышению эффективности защиты государственной тайны от общественно опасных посягательств со стороны лиц, не являющихся ее законными обладателями.

Объектом преступления являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности РФ по обеспечению своей безопасности и обеспечивающие недопущение получения сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она не была доверена или не стала известна по службе или работе.

Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.

2. Объективная сторона комментируемого преступления заключается в получении сведений, составляющих государственную тайну, путем похищения, обмана, шантажа, принуждения, угрозы применения насилия либо иным незаконным способом.

Похищение - противоправное, безвозмездное изъятие сведений, составляющих государственную тайну.

Обман - получение сведений, составляющих государственную тайну, у лица, имеющего доступ к этим сведениям, путем сообщения ему заведомо ложных, не соответствующих действительности сведений, либо умолчания об истинных фактах, либо умышленных действий.

Шантаж - угроза лицу, имеющему доступ к указанным сведениям, распространить о нем либо о его близких позорящие сведения, а равно иные сведения, распространение которых способно причинить значительный вред законным интересам и правам лица или его близких. Сведения могут при этом быть как действительными, так и ложными.

Принуждение - применение физического или психического насилия к лицу, имеющему доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, либо угроза применения такого насилия с целью добиться от него выдачи указанных сведений.

К иным незаконным способам получения сведений, составляющих государственную тайну, можно отнести подкуп, отдачу приказа или распоряжения, обязательных к исполнению. Перечень способов, указанных в статье, не является исчерпывающим.

Отличительной особенностью данного преступления является совершение виновным лицом активных действий, направленных на возбуждение желания у лица передать сведения, составляющие государственную тайну. При этом одобрение или поощрение таких действий не может рассматриваться как способ совершения преступления и состав данного деяния не образует.

3. Субъективная сторона незаконного получения сведений, составляющих государственную тайну, характеризуется наличием прямого умысла.

4. Субъект преступления - любое физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. В ч. 2 коммент. статьи предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступления группой лиц, с применением насилия, с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, если совершение преступления повлекло наступление тяжких последствий либо было сопряжено с распространением сведений, составляющих государственную тайну, либо с перемещением носителей таких сведений за пределы РФ.

Тяжесть последствий зависит от важности разглашенных сведений, адресата, к которому они попали, использования этих сведений адресатом, ущерба от разглашения и т.д. В каждом конкретном случае наличие тяжких последствий подлежит установлению и оценке.

Под совершением преступления с использованием специальных и иных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, понимаются действия по получению сведений, составляющих государственную тайну, с использованием скрытого наблюдения или аудиофиксации, использование прослушивающих устройств, копировальной техники, программного обеспечения для техники, в том числе оснащенной операционной системой, и т.д.

Распространение сведений, составляющих государственную тайну, выражается в опубликовании таких сведений в печати и СМИ, трансляции по радио и телевидению, распространении с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет), изложении в публичных выступлениях, заявлениях или сообщении в той или иной, в том числе устной, форме хотя бы одному лицу.

 

Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну

 

Комментарий к статье 284

 

1. Объект утраты документов совпадает с объектом преступления, предусмотренного ст. 283 УК.

2. Объективная сторона преступления выражается в действиях (бездействии), которыми нарушаются установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну (порядка их получения в пользование и их сдачи, правил их хранения и т.д.), или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (порядок их хранения, демонстрации, пользования и т.д.).

Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты документов и наступления тяжких последствий. Между нарушением и утратой, повлекшей наступление тяжких последствий, должна быть установлена причинная связь.

3. Предмет преступления - документы, т.е. письменные акты, содержащие сведения, являющиеся государственной тайной, имеющие соответствующие реквизиты (номер, подпись, печать, гриф секретности и т.д.) и зарегистрированные в соответствующих учреждениях и организациях.

Предметом преступления могут также выступать материальные носители секретов в виде образцов военной техники, оружия, топлива, оборудования, сведения о которых составляют государственную тайну.

4. Под утратой следует понимать выход документа или предмета из владения данного лица помимо воли этого лица, но в результате нарушения им установленных правил обращения с документами или предметами.

5. Преступление считается оконченным с момента утраты документа и наступления тяжких последствий, которые по своему содержанию совпадают с последствиями, указанными в ч. 2 ст. 283 УК. Если утрата не повлекла тяжких последствий, то состав данного преступления отсутствует.

6. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. В случае умышленного предоставления документа или предмета постороннему лицу содеянное может образовывать разглашение государственной тайны.

7. Субъект преступления - специальный - лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, на которое в силу его служебного положения возложена обязанность обеспечить соблюдение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, либо с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну.

 

Статья 284.1. Осуществление деятельности на территории Российской Федерации иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности

 

Комментарий к статье 284.1

 

1. Федеральным законом от 23.05.2015 N 129-ФЗ УК дополнен ст. 284.1, которой установлена уголовная ответственность за руководство деятельностью на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности в соответствии с законодательством РФ, либо участие в такой деятельности, совершенное лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Нежелательной на территории РФ иностранной или международной неправительственной организацией может быть признана организация, представляющая угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства.

В соответствии с п. 4 ст. 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации" решение о признании нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителями по согласованию с МИД России.

Во исполнение ст. 3.1 названного Закона Приказом Минюста России от 03.09.2015 N 209 утв. Порядок ведения перечня иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории Российской Федерации, включения в него и исключения из него иностранных и международных неправительственных организаций.

Включение организаций в Перечень либо исключение из него осуществляется Минюстом России на основании поступившей из Генпрокуратуры РФ информации о принятии или отмене решения о признании деятельности организаций нежелательной на территории РФ.

Сведения, содержащиеся в Перечне, являются открытыми и общедоступными.

Доступ к сведениям, содержащимся в Перечне, обеспечивается путем его размещения на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и направления для опубликования в федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты" в течение 30 дней со дня регистрации в Минюсте России информации о принятии или отмене решения о признании деятельности организаций нежелательной на территории РФ.

Согласно п. 2 ст. 3.1 Федерального закона от 28.12.2012 N 272-ФЗ признание нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации влечет за собой:

- запрет на создание (открытие) на территории РФ структурных подразделений иностранной или международной неправительственной организации и прекращение в определенном законодательством РФ порядке деятельности ранее созданных (открытых) на территории РФ таких структурных подразделений;

- отказ кредитных организаций и некредитных финансовых организаций в проведении операции с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которой является организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ;

- запрет на распространение информационных материалов, издаваемых указанной организацией и (или) распространяемых ею, в том числе через СМИ и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также производство или хранение таких материалов в целях распространения;

- запрет на осуществление на территории РФ программ (проектов) для указанной организации.

Кроме того, в соответствии со ст. 26 Закона о порядке выезда и въезда иностранному гражданину или лицу без гражданства может быть не разрешен въезд в РФ в случае, если иностранный гражданин или лицо без гражданства участвует в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности.

2. Объектом преступления являются общественные отношения, возникающие в связи с нарушениями запрета на осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, которая представляет угрозу основам конституционного строя РФ, обороноспособности страны или безопасности государства и в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности.

3. Объективная сторона преступления состоит в руководстве деятельностью на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности в соответствии с законодательством РФ, либо в участии в такой деятельности, совершенные лицом, которое ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Под руководством деятельностью иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности, следует понимать осуществление управленческих функций в отношении указанной организации, ее части или структурных подразделений, а также отдельных ее участников. Такое руководство может выражаться, в частности, в разработке общих планов деятельности организации, в совершении иных действий, направленных на достижение целей, поставленных иностранной или международной неправительственной организацией или входящими в ее структуру подразделениями при их создании.

Преступление в этом случае является оконченным с того момента, когда виновный реально начал осуществлять свои руководящие функции, либо с момента реального осуществления ограниченных полномочий по руководству иностранной или международной неправительственной организацией, деятельность которой признана нежелательной на территории РФ.

Под участием в деятельности указанной организации понимается совершение лицом умышленных действий, направленных на осуществление целей иностранной или международной неправительственной организации (распространение информационных материалов организации через СМИ, производство или хранение таких материалов в целях распространения; осуществление на территории РФ программ (проектов) для указанной организации; проведение операций с денежными средствами и (или) иным имуществом, одной из сторон которой является организация, включенная в перечень иностранных и международных неправительственных организаций; непосредственное участие в проводимых мероприятиях и т.п.).

Следует отметить, что уголовная ответственность за участие в деятельности иностранных и международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ, наступает лишь в том случае, если лицо ранее привлекалось к административной ответственности за аналогичное деяние два раза в течение одного года.

Административная ответственность за осуществление деятельности на территории РФ иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности, предусмотрена ст. 20.33 КоАП. Осуществление такой деятельности, участие в такой деятельности либо нарушение запретов, установленных Федеральным законом от 28.12.2012 N 272-ФЗ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа.

4. Субъект преступления - физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Субъект должен осознавать преступный характер своей деятельности, быть осведомленным о наличии решения Генерального прокурора РФ или его заместителей о признании нежелательной на территории РФ деятельности иностранной или международной неправительственной организации и несмотря на это продолжать руководство либо участие в деятельности указанной организации.

6. Примечанием к ст. 284.1 УК предусмотрено освобождение от уголовной ответственности лица, добровольно прекратившего участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории РФ ее деятельности, если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Под добровольным прекращением участия в деятельности указанной организации понимается прекращение лицом преступной деятельности при осознании им возможности ее продолжения. Оно может выражаться, напр., в выходе из состава организации, невыполнении распоряжений ее руководителей, отказе от совершения иных действий, поддерживающих существование организации, отказе от совершения преступлений.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.